Тавлион бесплатное чтение

Скачать книгу
Рис.0 Тавлион

@biblioclub: Издание зарегистрировано ИД «Директ-Медиа» в российских и международных сервисах книгоиздательской продукции: РИНЦ, DataCite (DOI), Книжной палате РФ

Рис.1 Тавлион

© Ю. А. Погорельцева, 2025

© Издательство «Алетейя» (СПб.), 2025

Знак отличия

Впервые увидел Юлию Погорельцеву достаточно много лет тому назад в бухгалтерии издательства «Комплект»: я возглавил редакцию философской литературы и приехал за своим первым авансом. И сразу понял, что вижу перед собой «круглую отличницу», что внешнее очарование юного лица и запоминающийся взгляд огромных синих глаз скрывают глубинный порыв к знаниям и творчеству, волю к преодолению преград и редкие способности, непредсказуемые для скромного бухгалтера с нескромной внешностью.

Рис.2 Тавлион
Рис.3 Тавлион
Рис.4 Тавлион
Рис.5 Тавлион
Рис.6 Тавлион
Рис.7 Тавлион
Рис.8 Тавлион
Рис.9 Тавлион

Прошли годы, я уже возглавлял издательство «Алетейя» и мне пришлось заняться таким хлопотным делом, как открытие собственного фирменного книжного магазина «Историческая книга». И вдруг, чудесным образом, на сцене появляется Юлия Анатольевна, дипломированный юрист с опытом работы в разных сферах и оказывает ценные услуги с оформлением документов в КУГИ (Комитет управления государственным имуществом СПб) и других инстанциях на помещение по адресу: Санкт-Петербург, ул. Чайковского, дом 55, а также оказывает юридические и бухгалтерские услуги, плюс сопровождение деятельности магазина на протяжении ряда лет. К всеобщему удивлению в день открытия книжного магазина на праздник приехал сам глава КУГИ Центрального района Санкт-Петербурга. При книжном магазине было создано издательство «Лира», выпустившее несколько интересных книжных изданий.

Книжный магазин организовывал презентации книг издательства «Алетейя» и встречи авторов с читателями. В частности, очень интересной, насыщенной вопросами и нестандартными ответами и весьма продолжительной по времени была встреча с знаменитым «доктором Щегловым», автором книги «Энциклопедия секса, или 1001 ночь с доктором Щегловым (Алетейя, 2002).

Закономерно, что свою первую книгу «Осознание себя» Юлия Погорельцева выпустила в издательстве «Алетейя» в 2003 году. Осознание себя продолжалось и за пределами книжных страниц: отъезд в Германию и продолжительное пребывание в Мюнхене, возвращение в родной Петербург, чтобы совершенствовать свои знания и свой поэтический язык. Позади три университета, она – юрист, экономист, психолог, но главное ее отличие – поэтический дар, обязывающий щедро делиться с окружающим миром своими открытиями, радостными и печальными, но всегда искренними и идущими от любящего сердца. Не случайно ее вторая книга, вышедшая в издательстве «Алетейя» называлась «Пишу любовью» (2024).

«Тавлион» – название новой книги имеет особый смысл, видимо, означает особенный рубеж в творчестве Юлии Погорельцевой, важный поворот в ее жизни, требующий осмысления.

Что же такое «тавлион» (tablion)? На мой взгляд, это прежде всего знак высшего отличия, наносимый в виде ромба как на ангельские ризы, например, у Архангела Михаила, на ризы Святых, изображаемых на иконах, так и на императорские одеяния, используемые в особо торжественных церемониях. Очень важно отметить, что тавлион это именно нашивка, подобно тому, как нашивка отмечает ветерана за понесенные ранения. Конечно, в сердце поэта отзывалась боль ее современниц, теряющих на фронтах СВО мужей, братьев, сыновей. Юлия Погорельцева активно участвует в патриотическом движении – лауреат конкурса «Донецк – моя любовь», финалист конкурса «Победители», лауреат международного конкурса памяти Константина Симонова. Ее следующая книга, рукопись которой уже поступила в издательство, называется «Бутылочное горлышко войны».

Нашивка за ранение – это также знак отличия свыше, знак ранения стрелой Аполлона, ревнителя высокой поэзии. Наконец, ромб тавлиона – это знак принадлежности к высокой коллегии юристов в православной Византийской империи.

Поэзия в понимании Юлии это диалог: диалог с читателем, его душой…. это пение ангелов и слово Бога. Юлия сплетает слова в тонкое золотое шитье, так рождаются её стихи – стихи как музыка отраженного ритма человеческих сердец, записанная золотой нитью на ромбе простого, но такого изящного тавлиона, это стихи, в которых есть любовь.

Игорь Савкин,

Рис.10 Тавлион
Рис.11 Тавлион
Рис.12 Тавлион

О поэтическом сборнике Юлии Погорельцевой «Тавлион»

Когда-то Александр Блок, рассуждая о назначении поэта, писал: «Поэт – сын гармонии; и ему дана какая-то роль в мировой культуре. Три дела возложены на него: во-первых – освободить звуки из родной безначальной стихии, в которой они пребывают; во-вторых – привести эти звуки в гармонию, дать им форму; в-третьих – внести эту гармонию во внешний мир».

Именно этих постулатов и придерживается талантливая питерская поэтесса Юлия Погорельцева. Она считает, что «Поэзия – безмерное начало всех порождённых истиной начал…». И трудно с ней не согласиться.

  • «И я крою, сшивая неумело,
  • Свою судьбу из тонких лоскутков,
  • И новый день, он утончённо белый,
  • И где-то в нём, на ниточке, любовь».

Вчитываясь в строки поэтического сборника Юлии «Тавлион», понимаешь, что в них отражены и её личностное восприятие мира, и объективные реалии, которые, прорастая из быта, формируют бытие. Её поэзия не только лирична и мелодична (не зря несколько десятков её стихотворений стали песнями), но и глубоко гражданственна своим неравнодушием к родному городу и природе, к человеку и его поступкам, к неправде и лицемерию.

  • «А в памяти столько всего намело,
  • От инея зябко – да просто бело —
  • Обиды, обрывки разбросанных снов,
  • Где чьё-то плечо и немного любовь…».

Как и подобает настоящему поэту, Юлия Погорельцева избегает в своих произведениях уныния и безнадежного неверия в силы разума и любви. Хотя, прекрасно видит всё несовершенство мироздания, его неустроенность и неуют, усугубляемые духовной ущербностью, которая частенько встречается в обществе.

  • «Я смотрю в этот мир – в эти долгие годы и ночи,
  • Он укрыт в глубине бесконечно задумчивых глаз,
  • Я вдыхаю надежду из нежного запаха строчек,
  • Тех стихов, что создали из рифм и звучания нас».

Даже размышляя о тёмной стороне бытия, поэтесса убеждена, что всё ещё может измениться, а желания и мечты сбываются тогда, когда в них не только верят, но и стремятся к их реализации, прикладывая все силы и позитивную энергию. И это главное впечатление от Юлиной лирики. Она безмерно верит, что любовь способна творить чудеса, а доброта не может родить злобу и ненависть.

  • «Любовь! Вдохнуть, расправив плечи,
  • наполнив ароматом грудь…
  • Кто говорит, что время лечит?
  • оно раскраивает путь…».

Казалось бы, о любви уже давно всё сказано. Но Юлия находит свои, неповторимые краски, образы и метафоры, затрагивающие душу даже самого прожжённого прагматика.

  • «Я так ждала… на перекрестках дней,
  • согретых солнцем – залитых дождями,
  • твои шаги вдоль нежности моей, —
  • где мы с любовью встретимся глазами…».

Сколько лирики в этих строках, сколько душевной гармонии! Поэтесса признаётся:

  • «Не такая как все и не ждите, что стану иной,
  • Очень близкой по цвету, по прочности, взгляду и
  •                                                                       стали…»

И далее:

  • «Я умею летать – я взмываю безудержно вверх,
  • Там где ангелы сонмами в небе, как ласточки,
  •                                                                     кружат».

Именно пред такими необычными и преклоняет колени настоящая Поэзия.

И ещё одна сторона позиции поэтессы, раскрывающая её гражданскую позицию, – это личностное отношение к родному городу и к тем местам, в которых она побывала.

  • «У каждого города голос особый,
  • И запах. И даже, наверное, вкус,
  • Есть город старинный,
  • с блистательной пробой,
  • А рядом совсем молодой – карапуз».

И всё же о родном Петербурге говорит с особой нежностью:

  • «Город сильный – город строгий,
  • город выжженной земли.
  • Здесь всегда молились Богу,
  • как умели и могли».

Или так:

  • «В этом городе осень, он соткан дождём и туманом,
  • Он изранен блокадой и выпитый был бы до дна,
  • Только замерший вой над крестом и
  •                                                    заросшим курганом
  • Будут вечно кричать, что наступит когда-то весна».

Возвращаясь к строкам Александра Блока и вчитываясь в прекрасную поэзию питерской поэтессы, можно с уверенность сказать, что талантливой Юлии Погорельцевой удалось «освободить звуки из родной безначальной стихии», «привести эти звуки в гармонию» и «внести эту гармонию во внешний мир».

Николай ДИК,

публицист, прозаик и поэт,

член Союза писателей России,

Союза журналистов России

Когда слово – любовь

Поэзия

  • Поэзия – безмерное начало,
  • Всех порождённых истиной начал,
  • Слова,
  • Слова в объятиях качала
  • И обвивала нежно свой причал,
  • А в лёгкой пене, пряной и свободной,
  • В дурмане рифм, сплетавшихся в стихи,
  • Взмывала в страсти, нежной, первородной,
  • И омывала верою грехи.
  • И омывала сумрак и затменья,
  • Врачуя шрамы, возрождала вновь…
  • Слова.
  • Слова, но сколько воскресенья
  • Людской мечты, когда они – любовь.

Я – русское поле, я – русская весть

  • Я – русское поле, я – русская весть,
  • Порою в неволе, так было и есть,
  • Я – ветер – блуждаю вдоль бурых лесов,
  • Сжигаю листву или жмых голосов.
  • Вот шёпот доносится – гладит виски,
  • Едва забелённые дымом тоски,
  • Проносятся чайки – вперёд наугад,
  • И крыльями душу задеть норовят.
  • А в памяти столько всего намело,
  • От инея зябко – да просто бело —
  • Обиды, обрывки разбросанных снов,
  • Где чьё-то плечо и немного любовь…

Свет стекает к земле

  • Свет стекает к земле
  • Так проворно,
  • Наполняя собой естество,
  • И природа легко и задорно
  • Извлекает на суд Божество.
  • И в своей безымянной юдоли,
  • Обнажённой изломами дней,
  • Вне измеренной вечностью доли
  • Возрождается жизнью твоей.
  • Наполняет живое до края,
  • До зелёных и сочных листов,
  • И незримо звучанием рая
  • Извлекает из сердца любовь… —
  • …жизнь струится водой,
  • И росою
  • Полнит вены на теле земли,
  • Где судьба и нагой, и босою
  • В тени кроны таится вдали…

Я смотрю в этот мир

  • Я смотрю в этот мир – в эти долгие годы и ночи,
  • Он укрыт глубине бесконечно задумчивых глаз,
  • Я вдыхаю надежду из нежного запаха строчек,
  • Тех стихов, что создали из рифм и звучания нас.
  • Я стою пред тобой – обнажённая верой и кожей,
  • Поднимется пламя над стеблями тонких свечей,
  • Ты касаешься взглядом – до сердца, до чувства,
  •                                                           до дрожи,
  • И стихают все звуки в ладони на хрупком плече.

Что ты плачешь, скрипка

  • Что ты стонешь —
  •                         что ты плачешь, скрипка,
  • Словно неразумное дитя,
  • В струнах так пронзительно и зыбко
  • Бьётся счастье, миг не находя,
  • Где возможно выбраться,
  • И к свету
  • Обратив старание своё,
  • Душу Словом отмолить поэту,
  • Отгоняя злое вороньё,
  • Миг, в котором тесно неуюту,
  • Нелюбви, посеянной на ложь,
  • Миг, способный выразить минуту,
  • Превращая в злато медный грош,
  • И вливая алое в рассветы,
  • Пить зорю, хмелея и шутя…
  • Что ты стонешь, скрипка, у поэта,
  • Словно неразумное дитя.

Я стою в тишине

  • Я стою в тишине и глотаю туманную ночь,
  • Выпуская клубы, поднимаю их в звёздное небо,
  • И не может душа, обретая, себя превозмочь,
  • Когда падают дни, словно крохи вчерашнего хлеба.
  • Этот хлеб зачерствевший, но как его запах хорош,
  • Размочить бы кусок, чтобы соли из глаз не сочиться,
  • Я стою в тишине, а на небе сияющий грош
  • Ускользает в размахе крыла неожиданной птицы.
  • «Эй ты, там, наверху, подскажи,
  •                                    сколько бурь впереди,
  • Где болота и топи, их вязкие цепкие руки,
  • Как дорогу до счастья и путь, покороче, найти?!» —
  • Птица сделала круг
  •                         и исчезла бесследно без звука.

Не уйти от сомнений в былое

  • «..Не уйти от сомнений в былое, —
  • Сумрак сводит порою с ума,
  • И краюшкой луна над тобою,
  • И на плечи года, и сума.
  • Звёзд охапка в натёртых ладонях
  • Серебрит тот бесхитростный путь,
  • Где каурые крепкие кони
  • Упираются мордами в грудь».

Слабые

Он зажимает время, тишину,

  • Среди ночей, разбросанных, как листья,
  • И тянет руки прямо в вышину, —
  • Там полутень и полуночь зависли,
  • И полуявь,
  •                  и явное зеро, —
  • Он ставит точно, выбирая масти,
  • И пьёт до капли, осушив нутро,
  • Своих надежд разбавленное счастье.
  • Он набирает полную ладонь
  • Святой воды, прихлёбывая спешно,
  • И бьёт поклон своим бетонным лбом,
  • Такой, как ты, с крестом, простой и грешный.

Вновь утро – Божья благодать

  • Вновь утро – Божья благодать.
  • Стекает свет – простой и мерный,
  • Молитвы шелест, тихий, верный,
  • И сонмы ангелов, и рать…
  • Горит свеча, а с образов
  • Глаза – я в них тону и таю:
  • Здесь в небо ускользает стая
  • Из Божьих птиц и Божьих слов.
  • Допью молитву, ей жива,
  • Ещё жива – пока прощенье
  • Рождает это воскресенье,
  • Где в небо просятся слова…

Слово – Бог!

  • Из слов – из бисера и нитей,
  •                 на лист, нетронутый судьбой,
  • В чертог ли – скромную обитель,
  •                ложится текст
  • И за собой
  • Уводит, спешно и некстати
  •                     по раскалённой кромке дня,
  • И отрешённо на закате
  •                   рождает заново… меня.
  • И наполняет – больше – выше,
  •                    упрятав где-то между строк,
  • Небесной сини сени ближе —
  •                        животворящим – Слово – Бог!

Не осуждайте тех, кто любит Вас

  • Не осуждайте тех, кто любит Вас
  • И пусть они порою так потешны,
  • За свет души – за откровенность глаз,
  • И за восторг слепой и неизбежный.

Это утро, да дорога

Мечта

  • Снова утро, да дорога, и зелёные поля,
  • И самой ладонью Бога выстилается земля,
  • Васильковые лощины пьют небесные лучи,
  • И вышагивают чинно в свежей зелени грачи.
  • Неуёмная надежда наполняет до краёв,
  • И невидимая прежде появляется любовь.
  • Кормит лето сердце светом – капля катится росой,
  • И мечта моя, рассветом, по траве идёт, босой…
  • Эти ножки маленькие ловко оставляют лёгкий след,
  • И едва звенят серёжки у берёз вдали в ответ.

В графите облаков

  • В дыму – движенье серых туч,
  • В графите – низкое начало,
  • И преломлённый небом луч
  • Весна под облаком качала,
  • А он, рождённый в тишине,
  • Неописуемо далёкий,
  • Царя в небесной вышине,
  • К простой земле стремился оком.
  • На лоно зелени полей,
  • Где светом связанные души…
  • Судьба шептала: «Не жалей
  • И солнце лей на холод стужи».

И заново всё тот же перекрёсток

  • И заново всё тот же перекрёсток:
  • Куда идти? Заплечная сума,
  • Моих надежд изношенный напёрсток,
  • И лоскутки – и это я сама.
  • Цветные нити, разные, из шёлка,
  • Отрезы ткани, ситец и батист,
  • И непременно тонкая иголка,
  • И неизменно чистый белый лист.
  • И я крою, сшивая неумело
  • Свою судьбу из тонких лоскутков,
  • И новый день, он утончённо белый,
  • И где-то в нём на ниточке любовь.

В моём городе

Инфернальный рассвет

  • Инфернальный рассвет – в моём городе
  •                                                   дождь и ноябрь,
  • Струи бьются по стёклам, вникая в его пастораль.
  • Догорает листва и сплетает события фабул,
  • И ныряет с разбега в графит и суровую сталь.
  • Каждый день уникален, он истинно свят и безумен,
  • По натёртым мозолям протяжно суровая нить —
  • Он вбирает в себя день вчерашний, и «мэнов»,
  •                                                                 и «вумен»,
  • И распятых солдат, тех, желавших отчаянно жить.
  • В этом городе осень, он соткан дождём и туманом,
  • Он изранен блокадой и выпитый был бы до дна,
  • Только замерший вой над крестом и заросшим
  •                                                                   курганом,
  • Будут вечно кричать, что наступит когда-то весна.

Петербург

  • Город сильный – город строгий,
  • город выжженной земли,
  • Здесь всегда молились Богу,
  • как умели и могли.
  • Здесь за пиршеством фасадов,
  • за феерией дворцов,
  • Виден бой и канонада,
  • и слеза святых отцов.

У каждого города голос особый

  • У каждого города голос особый,
  • И запах. И даже, наверное, вкус,
  • Есть город старинный,
  • с блистательной пробой,
  • А рядом совсем молодой – карапуз.
  • Есть город седой, утомлённый годами,
  • он видел в монокль зарю Колчака,
  • Есть город-купец, и прилавки рядами
  • здесь снедью встречают радушно пока.
  • Есть город рабочий – строитель и спутник,
  • он крепкий, из стали, бетона, стекла.
  • Есть город, как храм, где измученный путник
  • залечивал раны – святой Валаам.
  • И каждый велик, и любая станица
  • для нас величава, дороже столиц,
  • Где дома родного скрипит половица
  • и веет теплом от родительских лиц.

В этом городе снег

  • В этом городе снег,
  • В этом городе вьюг и дождей,
  • Площадей под покровом
  • Пушистого белого пуха,
  • Удивительных снов,
  • Удивительно смелых людей,
  • Закаленных годами
  • Особого сильного духа.
  • Он врастает в сердца,
  • В сухожилья изгибом оград,
  • Проникает под темя
  • Глазами солдат и ребёнка.
  • Босоногое время
  • Нас тянет куда-то назад,
  • Где куличик и дом,
  • И ещё не скрипят шестерёнки.
  • В этом городе снег,
  • В этом городе вьюг и дождей,
  • Колченогих дворов,
  • Наполняющих светом колодцы,
  • Пышнотелых дворцов
  • И влекущих к победе вождей —
  • В этом городе снег,
  • В этом городе нашего солнца.

Под перелив церковной звонницы

  • Под перелив церковной звонницы
  • И гомон уток у пруда
  • Берёзы ствол по ветру клонится,
  • И загорается звезда…
  • И золотой-багровой росписью
  • Украшен вольно старый сад.
  • И зелень трав коснулась проседью.
  • Царица – осень в звездопад…

Не ты – не я – не эта ночь у края

  • Не ты – не я – не эта ночь у края
  • Нас укрывает вязкой синевой.
  • Здесь у дверей сиреневого рая
  • Моя душа томится над Невой.
  • Гранитный камень,
  •                              его голос тихий
  • Уносит скрип кареты и телег,
  • Корнет зелёный, возбуждённый, лихо,
  • Ведёт кокетку, явно на ночлег.
  • Прохожий редкий шустро, по мощёнке,
  • Почти бежит, наверное, домой.
  • Ещё не стихли звуки новой конки.
  • Неподалёку спит городовой.
  • Под звон бокалов, хруст тугих корсетов,
  • Порханье кружев, бархата, шелков.
  • И аромат. Особенный,
  • И где-то в кустах сирени кроется любовь…
  • Томление страсти. Эта ночь у края
  • Нас укрывает вязкой тишиной…
  • Я на мосту. Мне спину подставляет
  • Дворцовый мост. И манит за собой,
  • На стык времён, где перекрёстки судеб
  • И вечный поиск счастья.
  • А вокруг несут мечты на золочёном блюде
  • Под бурный крик:
  • «Виват, мой Петербург!».

Петербург – век былой, век текущий

  • Петербург обнимают мосты:
  • Век былой – век текущий,
  • По гранитным просторам скользит
  •                                       за Невой экипаж…
  • У Лебяжьей канавки кусты и зелёные кущи,
  • И взирает с укором – с небес опустившийся страж…
  • Летний сад наполняет весна или раннее лето,
  • Кружевные жабо и муар невесомых зонтов…
  • А с другой стороны у Невы – затерявшийся где-то
  • Юный странник, которого ангел обрёк на любовь…
  • Колокольчик звенит, приглашая проехать прохожих,
  • Шум колёс и клаксоны авто,
  •                                       и шумит магистраль…
  • Петербург обнимают мосты – небо ангелов сонмы,
  • Век былой под зонтом исчезает в туманную даль…

Закат

  • На небе
  • В обрывках багряного сполоха
  • Спускаются звуки,
  • как струны небесные,
  • И в сизых объятиях пышного облака
  • Свирели и ангелы дивно-прелестные…
  • Шелками ли – льном их плащи с тавлионами,
  • И золотом лоры, трабеи пурпурные[1],
  • Закат расстилают и кружатся сонмами,
  • Сплетая лучи кружевами ажурными…
  • Сгущаются сумерки розовым вереском,
  • Стекающим мерными алыми бликами,
  • И гаснут в волне перед линией берега
  • В тумане вечернем, простые и тихие…

Прохожу по улице старинной

  • Прохожу по улице старинной
  • Вдоль укрытых временем домов,
  • Где сшивает линией Перинной[2]
  • Свет неона с крыльями орлов,
  • Тихий шелест чьих-то кринолинов,
  • Скрип кареты и торговый люд —
  • Я бреду по улице Перинной
  • В свой простой, невычурный уют.
  • Я теку, как первые капели,
  • Распускаюсь зеленью листа,
  • И в моём безудержном апреле
  • Есть своя простая красота…
  • Чистота… И в пыли придорожной,
  • Неумытых блёклых витражах —
  • Я твоя, неистово, до дрожи,
  • Не в святых, но светлых миражах.
  • Этот город демонов и рая,
  • Омывает души и сердца —
  • Ты всегда на линии у края,
  • Прямо в свете Божьего лица.

Петербург – Ленинград

  • Мотал на кулаки плетенья жил,
1 Как архистратиги небесного воинства ангелы могут изображаться в воинских одеждах – в хитоне и плаще с тавлионом. ТРАБЕЯ – Trabĕa, тога, украшенная несколькими продольными пурпуровыми полосами. Узкие трабеи – лоры – λωρος – (по-гречески «лента»), ленты, оплетавшие тело, обычно золотые. ТАВЛИОН (таблион) – узорчатая, зачастую расшитая золотом широкая ромбовидная нашивка на плаще, указывающая на высокий пост его носителя.
2 Название «Перинная улица» Санкт-Петербурга появилось в 1889 году, и связано оно было с Перинной линией Гостиного двора, где находились парчовые, ленточные, галунные и другие подобные магазины, которые торговали пухом и пером. С 1890 г. улица получила ещё одно название, полюбившееся петербуржцам – Перинная линия, именно так стали называть улицу, на которой уютно расположились яркие торговые ряды. Современная Перинная линия сохранила своё историческое название, соединяет Невский проспект и Ломоносовскую улицу.
Скачать книгу