Свой среди своих. Как принести Царство Божье в свою повседневную жизнь бесплатное чтение

Скачать книгу

© 2003 by Jim Petersen and Mike Shamy

© Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2007

* * *

Посвящается Лорну Санни – человеку, который, благодаря неутомимому поиску работников для жатвы, заставил нас задуматься над тем, что означает понятие «священство каждого верующего»

Предисловие

Последние тридцать – сорок лет мы работаем с людьми, принадлежащими к разным культурам. Многие из них испытывают одно желание – видеть, как Благая весть Царства Божьего приходит в их семьи, к друзьям, коллегам и одноклассникам, т. е. к самым близким людям. Они стремятся к этому, но не знают, что именно нужно делать.

Это обычные люди с необычным желанием. Они принадлежат Богу – Он поставил их по всему миру, и каждый из них играет ключевую роль в Его плане. Их учили распространять веру, но как это трудно выполнить! Часто их постигает разочарование.

В этой книге мы попытались помочь таким людям. Они нуждаются в поддержке, чтобы воплотить свою мечту. Мы чувствуем ответственность перед ними, потому что в течение многих лет проповедовали им Царство Божье. Возможно, вы – один из них. Нам кажется, что мы должны поделиться с вами тем, что узнали сами. На страницах этой книги вы найдете практические советы, основанные на Писании и собственном опыте. Мы сочтем задачу выполненной, если вы, отложив книгу, подумаете: «Все так просто? Я смогу это сделать!» Мы сочтем свою задачу успешно выполненной, если вы начнете применять эти принципы в жизни!

Несколько слов о том, как создавалась книга. Мы писали ее вдвоем, но подумали, что читателю будет проще воспринимать голос одного человека, поэтому от первого лица писал один Джим.

И наконец, мы хотели бы поблагодарить тех, кто внес существенный вклад в создание книги. Дон Симпсон из издательства Navpress помогал нам с написанием текста. Глен Макмахан, приемный сын Джима и настоящий писатель, вносил ценные критические замечания.

Нам помогали друзья по служению – Джон, Альдо, Кен, Ринус, Нейл, Алан и Логан, чей вклад невозможно определить в нескольких словах.

И конечно, без наших жен, Одри и Мардж, мы бы вообще ничего не смогли написать!

Часть I. Кто мой ближний?

Введение

Я сел на лыжный подъемник и оказался в компании двух молодых людей из Денвера. Они переехали туда из Нью-Джерси пару лет назад, чтобы устроиться на хорошую работу, им повезло не потерять место, когда компания «Nasdaq» развалилась.

Все это они рассказали мне в первые несколько минут. Типичный разговор, который люди ведут на подъемнике. До вершины горы еще минут десять.

– Холодновато сегодня, не правда ли? А вы откуда?

Теперь мне полагалось поведать о себе.

– Я из Колорадо-Спрингс, приехал на один день. Работаю над книгой, решил немного передохнуть.

– Правда? А о чем ваша книга?

– Рабочее название «Свой среди своих». Она о смысле жизни, о том, как найти свое призвание. Мне кажется, многим людям это не удается. Они трудятся по восемьдесят часов в неделю, в постоянном напряжении, иногда могут вздремнуть у себя за перегородкой в офисе, но если спросить их, куда же они так торопятся, они ничего не смогут ответить.

Я замолчал, чтобы понять, интересно ли моим попутчикам. На их лицах было написано: продолжайте. Я человек пожилой, мне даже полагается скидка на билет за подъемник, так что я мог позволить себе говорить с ними по-отечески.

– Когда вы приехали в Денвер, то, наверное, рассчитывали заработать кучу денег и уйти на покой лет в тридцать пять?

– Вообще-то, мы собирались уволиться в тридцать три, но теперь хорошенько подумаем, – пошутил один из них.

– Ну, возраст не так важен, – ответил я. – Вопрос о смысле жизни встанет перед вами в тот момент, когда вы вдруг перестанете торопиться. Захотите ли вы провести оставшиеся сорок лет в постоянных развлечениях? Сомневаюсь.

Мы знаем много примеров, когда люди стремились ограничить свою жизнь лишь удовлетворением своих прихотей, – ни к чему хорошему это не привело.

– Так где же парням, вроде нас, найти ответ? Мы зажаты между двумя крайностями: с одной стороны – религиозный фундаментализм, с другой – либеральный релятивизм. Один заставляет нас верить в невозможное, другой вообще запрещает верить. Куда же идти? Об этом ваша книга?

– Приблизительно.

– Как, говорите, она называется?

В нашем обществе поиск смысла жизни – самый острый вопрос. То, что некоторые из нас следуют за Христом, еще не означает, что они живут не бесцельно. Мы можем верить в Иисуса, но по-прежнему блуждать в потемках. Мы верим в жизнь вечную, но не в силах привнести ее в нашу повседневную жизнь. Она настолько мирская, однообразная и предсказуемая, хотя и безумно быстрая, что нам трудно представить что-то за ее пределами.

Это явление распространено по всему миру. Люди различных культур верят в Христа и жаждут сознательного участия в осуществлении Божьих целей. Такое участие возможно, и задача этой книги – помочь вам найти свое место.

Книга разделена на четыре части. В первой мы исследуем библейские основания вопроса. Мы обращаемся к текстам Библии, которые относятся к теме поведения христиан в среде неверующих, следовательно, эта часть получилась более философской, чем остальные три.

Большинство наших читателей скорее практики, чем теоретики, поэтому мы постарались сделать нашу книгу легкой для восприятия. Стиль книги довольно лаконичен, так что читайте ее внимательно. Мы излагаем важные мысли в нескольких словах, можно их просто не заметить, если читать слишком быстро.

Если вы убежденный практик, то, возможно, захотите пропустить первую часть и перейти сразу ко второй. В ней рассматриваются преграды, стоящие на пути к плодотворной жизни христианина: наши страхи и ограничения, которые мы сами на себя накладываем, – словом, все то, с чем мы боремся ежедневно.

В третьей части мы описываем семь шагов, которые может предпринять христианин, чтобы приблизить Царство Божье. Мы хотим дать читателю ясное представление о том, как быть своим (ближним)[1] в ближайшем окружении.

А в четвертой части мы поговорим о затратах. Чем лично вам и вашей церкви придется пожертвовать, чтобы воплотить то, о чем мы написали.

Глава 1. Божьи вечные цели и роль ближнего

Мы сидели и болтали, когда мой друг Джек произнес фразу, которую я никогда не забуду:

– Последние двадцать лет моей жизни похожи на дурной фильм. Когда я смотрю на себя со стороны, то не могу отделаться от мысли, что представлял себе иной сценарий. Все должно было быть как-то по-другому. – Он помолчал и добавил: – И я не знаю, как изменить следующие двадцать лет.

Джек – один из самых успешных людей в своей профессии. Он счастлив в браке, у него есть дети, которые его обожают. Он живет по христианским принципам, его уважают в церкви. В чем же дело?

Неосуществленные надежды. Джек ждал от Бога большего. Он думал, что Господь будет использовать его для осуществления Своих целей в мире. Но вот он в зените своего жизненного пути, а Бог так и не сделал его Своим орудием.

Я знаю много людей, похожих на Джека. Мои друзья, уверовавшие еще в колледже, говорят то же самое. Они верили, что у Христа есть «чудное предназначение» для них, и не могли дождаться, когда это начнет осуществляться. Прошло столько лет – а они все еще ждут!

Что произошло? Проще всего обвинить самого человека. (Дескать, на что могут рассчитывать люди, которые не посвятили Богу свою повседневную жизнь?) Можно возложить вину на то, как им преподнесли Писание. (Похоже, им обещали то, что невозможно выполнить.) Либо можно упрекнуть Бога. (Он не принимает участия в жизни людей.)

Как бы мы ни объясняли проблему, она остается. Всем нам нужно жить во имя некой цели. Мы не можем чувствовать удовлетворение, если не живем ради чего-то большего, чем наше земное существование! Такими сотворил нас Господь. Какой бы ни была ценность наших мирских достижений, если мы не чувствуем, что выполняем волю Христа, то наша жизнь пуста и проживается напрасно. Эта потребность существовала у людей на протяжении всей истории человечества.

В поисках смысла жизни

Египетские цари, тратившие свою жизнь (и жизни других людей) на возведение гробниц, верили в загробное существование. Многие европейские соборы были основаны состоятельными людьми, которые расставались со своим богатством в обмен на молитвы, которые будут возносить после их смерти. Они заботились о вечном. Однако даже не нужно быть верующим, чтобы думать о том, что вы оставите после себя. Все люди хотят совершить нечто, что переживет их.

Именно об этом говорил Соломон. У него была возможность испробовать все, что жизнь может предложить. Сделав это, он отметил:

Чего бы глаза мои ни пожелали, я не отказывал им; не возбранял сердцу моему никакого веселия; потому что сердце мое радовалось во всех трудах моих; и это было моею долею во всех трудах моих. И оглянулся я на все дела мои, которые сделали руки мои, и на труд, которым трудился я, делая их: и вот, все – суета и томление духа, и нет от них пользы под солнцем! (Еккл. 2:10,11).

Соломон испробовал все, что было «под солнцем», и не нашел никакого смысла. Он просто не там искал! Мы должны смотреть выше солнца – на вечное, чтобы испытать удовлетворение. Разве эта потребность не говорит о том, что мы созданы по образу и подобию Божьему?

Молитвы не избавят нас от этого ощущения пустоты. Фактически, чем больше мы размышляем над Писанием, тем сильнее наше желание познать Бога и участвовать в Его делах. Библия снова и снова напоминает нам о том, что вера подразумевает не совсем то, как живут Джек и мои друзья. Остается вопрос: что должно произойти по мере развития наших взаимоотношений с Богом?

О чем идет речь?

Мы сталкиваемся с самым важным вопросом: что есть жизнь, что происходит? Чтобы ответить на него, нужно задать другой вопрос: что есть Бог, что Он делает? Если мы не поймем, чем Он занимается, мы не сможем понять, чем должны заниматься мы сами.

Пустая жизнь – это жизнь, не связанная с Божьими целями. Не важно, каких успехов мы достигли, насколько высоко поднялись, к чему стремимся, – если это не соответствует Божьим целям, жизнь бессмысленна.

Что делает Бог? Трудно сказать, если просто наблюдать, что творится в мире. Новости из всех точек земного шара всегда безрадостны. Вездесущая коррупция делает нищими миллионы людей во всех странах. Войны превращают их в беженцев. Болезни на грани эпидемии убивают по несколько миллионов людей в год в одной только Африке. Пока я пишу эти строки, в выпуске новостей сообщают о землетрясении в Индии, унесшем жизни более пятнадцати тысяч человек. В том же выпуске показывают массовый голод в Центральной Азии.

Однако мы не услышим подробностей. У репортеров слишком мало времени, им еще надо осветить «борьбу с терроризмом» и военные конфликты во всем мире.

С большой натяжкой можно предположить, что в этом кошмарном хаосе у Бога есть Свои цели и Он к ним стремится! Легче представить, что мир разваливается на части, а Господь давно ушел со сцены. Однако Писание свидетельствует об обратном! Там сказано, что Бог до сих пор творит…

Вечные Божьи цели

Около 60 г. н. э. апостол Павел написал послание молодой христианской общине в Эфесе. Этот город был центром поклонения греческой богине плодородия Артемиде (Кибеле). Ее храм считался одним из семи чудес света. Волшебство, оккультизм и проституция широко практиковались как вид поклонения богине. Новообращенным христианам приходилось нелегко. Жизнь в церкви была несовершенна.

Однако взгляните, как Павел начинает послание. Он обращается к «находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» (Еф. 1:1). Апостол напоминает им, кто они такие! У них словно «двойное гражданство» – они «в Ефесе», но одновременно и «во Христе». Да, они принадлежат Христу, но они должны жить по-новому в конкретных условиях города Эфеса.

Павел хочет, чтобы верующие эфесяне поняли, что являются частью Божьих вечных целей и их жизни важны для осуществления этих целей. В нескольких словах он обрисовывает картину:

Он избрал нас в Нем прежде создания мира, чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви, предопределив усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа… в Котором мы имеем искупление Кровью Его, прощение грехов, по богатству благодати Его… открыв нам тайну Своей воли по Своему благоволению, которое Он прежде положил в Нем, в устроение полноты времен, дабы все небесное и земное соединить под главою Христом… (Еф. 1:4,5,7,9,10).

В этом отрывке содержится жизненно важная информация. У Бога есть цели. У Него есть намерение, и сейчас Он его выполняет. Это не какая-то «спасательная операция», не «запасной план» на случай, если что-то пойдет не так. Бог имел это намерение прежде создания мира! Мы также узнаем, что Его центральная задача – создание Своего народа и что ценой за него будет Кровь Его Сына. То есть этот отрывок говорит о том, что смысл жизни связан с народом и с крестом!

Ту же мысль мы находим в Пс. 2. Псалом начинается с описания людского бунта против Бога: «Восстают цари земли, и князья совещаются вместе против Господа и против Помазанника Его» (Пс. 2:2). Сбросим Бога! Возвысимся сами! «Расторгнем узы их и свергнем с себя оковы их» (Пс. 2:3).

Но вдруг раздается смех. Кто-то смеется! Это Бог! «Живущий на небесах посмеется, Господь поругается им!» (Пс. 2:4). Этот мятеж настолько нелеп, что заставляет Бога смеяться. Он словно говорит: «Посмотрите, взгляните на трон, который вы хотите захватить. Он уже занят. Мой Сын на троне! „Я помазал Царя Моего над Сионом, святою горою Моею“» (Пс. 2:6). Затем Господь обращается к Сыну: «Проси у Меня, и дам… Тебе» (Пс. 2:8). Что за наследство предлагает Отец? «…Дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе» (Пс. 2:8).

Итак, снова та же идея. Пытаться прожить без Бога глупо, даже если ты царь. Что же делает Господь? Он создает наследие для Сына – народ, состоящий из множества наций.

Беженцы

Какое постановление Господь дает Своему Сыну? «Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:9). О чем Он говорит? Кто будет сокрушен? Те самые мятежные цари, которые восстали против Бога! Он велит им: «Итак, вразумитесь, цари; научитесь, судьи земли! Почтите Сына, чтобы Он не прогневался, и чтобы вам не погибнуть в пути вашем» (Пс. 2:10,12).

На протяжении всей истории человечества Бог исполняет обещание, данное Сыну. Общество строит систему, и эта система со временем вытесняет Бога. Вожди бунтуют против Господа, а народ лишен общения с Ним. В определенный момент Бог вмешивается и разрушает систему!

Именно это происходит сегодня во всем мире. Бог сокрушает все то, что подчиняет себе людей, во что они верят, на что надеются. Правительство, экономика, культура, рынок, религия – все то, что занимало их мысли на протяжении веков, сокрушается, как сосуд горшечника. Люди, бывшие рабами этих систем, теперь свободны, чтобы стать частью наследия Христа. Позвольте привести хороший пример освобожденного человека – это беженец.

У меня есть друг, Исмаил, беженец из Ирака. Живя в мусульманском обществе, он является верным последователем Христа. За последние два года Исмаил с несколькими соратниками проповедал Евангелие в пяти мусульманских общинах беженцев. Его слово упало на добрую почву и теперь приносит плоды. Нестабильность жизни беженца, потребность найти истину ломают рамки мусульманского мышления и создают плодородную почву для слова Божьего. Это происходит с беженцами по всему миру.

Соединить все небесное и земное

Господь «все небесное и земное соединяет под главою Христом…» (Еф. 1:10). Словом «соединять» переведен греческий глагол anakephalaioo, который выражает идею сочетания разрозненных частей, чтобы они могли стать единым целым. В риторике этим словом обозначают подведение итогов дискуссии. В арифметике – процесс сложения чисел для получения суммы. Другими словами, все части кажущегося хаоса встанут на свои места, и мир обретет ясную целостность.

Итак, Бог продолжает творить! Иисус сказал: «…Отец мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5:17). Он создает вечный народ, Свой дом, семью и наследников.

Этот вывод не подлежит сомнению. Апостол Иоанн описывает свое видение:

После этого взглянул я, и вот великое множество людей, которого никто не мог перечесть, из всех племен и колен, и народов и языков стояло пред престолом и пред Агнцем… и восклицали громким голосом, говоря: спасение Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу! (Отк. 7:9,10).

Вот он, Его народ! Господь собирает воедино Свою предвечную семью. И сегодня Он смотрит на людей, мятущихся в их же руками созданном хаосе, и говорит: «Я объединяю разрозненное. Хотя вы совсем запутались, у Меня все идет по плану!»

Народ, крест – и Джек

А что же с Джеком? Господь совершает Свою работу, но Джек не чувствует, что каким-либо образом в ней участвует. Так сложилось, что главное в жизни христианина – посещать церковь, т. е. быть пассивным свидетелем. Но Джеку этого не достаточно. Он тоже живет в Эфесе. Он знает, что живет в мире заблудших братьев и сестер, но как это использовать? Большую часть жизни Джек проводит бок о бок с людьми, стоящими на пути саморазрушения, и чувствует себя чужим среди них. Он ведет двойную жизнь – одну в церкви, другую в обществе. Должен быть способ соединить две половинки его жизни в той точке, где все обретет смысл.

Возможно, Джеку трудно облечь свои чувства в слова, но он точно знает, что упускает что-то важное! Ему не нужно брать на себя еще одно служение или начинать новое дело. Он и так слишком занят. Ему не нужна очередная евангелизационная программа, которая поможет ему обратить нескольких друзей. Программы начинаются и заканчиваются. Ему нужно нечто большее. Джеку необходимо подчинить всю свою жизнь Божьим целям. Он жаждет прожить ее во славу Христа!

Именно ради этого написана книга. Мы хотим помочь таким, как Джек, понять свое призвание и начать участвовать в том, что Бог совершает в мире в настоящий момент. Помочь увидеть свое призвание на том самом месте, в том окружении, куда Бог поместил их как ближних. Он настаивает на том, чтобы наша повседневная жизнь служила Его целям и совершалась к Его славе. Мы верим, что это может получиться у всех.

Глава 2. Призыв Царства Божьего

Итак, Бог за работой, Он творит. Некоторые думают, что Он ушел на покой, объявив о создании мира. Разве Бог не провозгласил субботу, разве Он не отдыхал? После той работы – да, но очевидно, что сейчас Он снова творит. Что же Господь делает? У нас нет целостной картины, но Он открыл нам достаточно, чтобы понять основное. Бог создает народ, вечный народ! Он отбирает людей из всех национальностей и поколений, чтобы представить их Сыну как «невесту, украшенную для мужа своего» (Отк. 21:2). Какая чудесная метафора для чудесной работы!

Другие сравнения, описывающие Его народ, не менее выразительны: Христово «наследие», «сограждане», «святые и свои Богу», «жилище Его» (Пс. 2:8, Еф. 2:19,22). Все эти слова подразумевают близкие взаимоотношения. Он говорит, что создает народ, который будет с Ним за одним столом, подобно членам семьи? Он хочет, чтобы они правили вместе с Ним? Похоже, что так. Это будет вечный народ!

Если Бог сейчас собирает Свою семью, разве не должны мы видеть проявления Его деятельности вокруг нас каждый день? Где же признаки? Что нам искать? Стратегию глобальной евангелизации? Толпы народа, идущие в церковь? Не обязательно! Мы можем ничего не заметить, если не научим наши глаза видеть Царство Божье.

Что такое Царство Божье?

Любому, читавшему Библию, знакомо это понятие. Однако многие читают эти слова, не задумываясь над смыслом. Нам кажется, что Царство наступит в будущем. Разумеется, мы знаем, что Господь устроит все, как нужно. Но сегодня еще рано, думаем мы, – и ошибаемся! Времени на пустую философию не осталось! Мы не видим Царства Божьего вокруг нас в настоящий момент и упускаем бесчисленные возможности, которые Бог предоставляет нам каждый день, чтобы мы могли жить как сограждане Царства Божьего, – если воистину пребывает в нас Бог, «избавивший нас от власти тьмы и введший в Царство возлюбленного Сына Своего» (Кол. 1:13). Слова «избавивший» и «введший» стоят в прошедшем времени, другими словами, мы уже в Царстве Божьем! Оно пришло и находится внутри нас сегодня, сейчас, когда мы выполняем свои повседневные дела. Нам нужно осознать эту истину, если мы хотим плодотворно участвовать в Божьей работе.

Тема Царства проходит через всю Библию: от Бытия – до Откровения Иоанна Богослова. По мере чтения Ветхого Завета мы все больше узнаем о Царстве и Божьем владычестве. Повествование начинается с того, что Создатель передает бразды правления материальным миром человеку. Эта ответственность лежит на нас и по сей день.

Моисей познал владычество Божье, когда вместе со всем народом Израиля оказался на безопасной стороне Чермного моря и увидел, как армию фараона поглотила пучина. По этому случаю Моисей написал песнь, заканчивающуюся словами: «Господь будет царствовать вовеки и в вечность» (Исх. 15:18). Вечная сущность владычества Бога снова и снова освещается в Библии.

Тема продолжается в псалмах. Пс. 96 открывается словами: «Господь царствует: да радуется земля; да веселятся многочисленные острова. Облако и мрак окрест Его; правда и суд – основание престола Его» (Пс. 96:1,2).

Правда и суд часто упоминаются в Писании для характеристики Царства Божьего. Можете поверить, Его владычество всегда справедливо. Это одновременно и пугает, и успокаивает. Истина существует!

Навуходоносор, языческий царь, правивший Вавилоном около 600 г. до н. э., испытал на себе, что значит справедливость Бога, и внес свой вклад в наше дальнейшее понимание Царства Божьего. Чтобы привлечь внимание царя и смирить его, Бог в течение семи лет вел его через безумие к ясному откровению о Царстве. Навуходоносор говорит:

И прославил я Присносущного, Которого владычество – владычество вечное и Которого царство – в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле, и нет никого, кто мог бы противиться руке Его и сказать Ему: «Что Ты сделал?» (Дан. 4:31,32).

Навуходоносор понял его суть: не было такого времени, когда Царство не существовало, оно было, есть и будет всегда.

Рассмотрев развитие темы в Ветхом Завете, мы не будем удивлены тем, что и в учении Иисуса она также занимает центральное место. Матфей записывает за Ним: «С того времени Иисус начал проповедовать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 4:17). В Евангелии от Матфея Царство упоминается около пятидесяти раз, не меньше и у остальных евангелистов.

Однако во времена Иисуса, похоже, никто не понимал, о чем идет речь. Люди слушали Его, оглядывались вокруг и не видели ничего, хоть немного похожего на Царство. Но Писание говорит, что оно воистину пришло! Царство Небесное было среди них.

Хорошим примером этого непонимания служит вопрос, который апостолы задали Иисусу перед Его вознесением: «Не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» (Деян. 1:6). Они все еще не видели Царства, потому что искали его не там. Ученики ожидали новой политической системы, порядка, материального решения их проблем. Они не увидели Царства, хотя Иисус объяснял: «Не придет Царство Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, оно там. Ибо вот, Царство Божие – внутри вас» (Лк. 17:20,21). Мне кажется, что сегодня мы не видим его по той же причине, – ищем не там, где нужно.

Согласно Иисусу, Царство Божье находится внутри конкретных людей. Оно не содержится ни в каких-либо организациях или структурах, ни в стратегиях мировой евангелизации. Мы можем найти его в согражданах, принадлежащих Царству. Они живут среди нас и подобны семенам, брошенным в поле, которые, умирая, приносят добрые плоды. Они подобны щепотке соли, которая придает вкус всему блюду; подобны свету в окне, который служит ориентиром всем блуждающим во тьме. Мы обнаружим Царство Божье, глядя, как эти люди проводят свою жизнь!

В нашей культуре мы не привыкли искать важное в отдельных, ничем не приметных людях. Мы живем в мире, где «хороший» означает «большой», и чем больше, тем лучше. Мы измеряем успех любого предприятия – от бизнеса до церкви – его размерами, и неважно, идет речь о деньгах или о людях. В соответствии с нашей шкалой ценностей, мы не обращаем внимания на людей, пока их не соберется много в одном месте. Мы пересчитываем их, чтобы определить степень важности события. Не хотим остановиться и посмотреть на свое ближайшее окружение, а значит, не видим Царства Божьего, хотя оно прямо перед нами!

Илия, великий пророк, тоже не заметил Царства. Он только что одержал духовную победу над царем Ахабом и четырьмястами жрецами Ваала и был измучен. В этот момент Господь сказал ему: «Иди на гору, и Я сойду к тебе». Илия пошел, возможно, в сильном смятении, – каково это, увидеть Бога живого? И вот, сначала налетел ураганный ветер, потом затряслась земля и сошел огонь. Должно быть, каждый раз Илия думал: «Вот, это Он!» Но нет. Наконец, когда все стихло, донесся легкий шепот – это и был Господь, говорящий с пророком. Просто тихий голос. Так же неприметно пришел и Сам Царь семь веков спустя.

Как распознать Царство, когда вы его увидите

В Мф. 25 записана притча Иисуса, которая помогает понять, на что нужно обращать внимание, чтобы увидеть Царство Небесное. Сын Человеческий, сидя на престоле славы, разделил все человечество на две части. Одним Он отдает в наследие Царство, уготованное им, а других отправляет в огонь вечный. Иисус объясняет Свой приговор: «Одни из вас послужили Мне, когда Я был голоден, жаждал, болел, был в темнице, другие же – нет».

Никто из них, однако, не мог вспомнить, когда Царь просил у них помощи. Он отвечает: «…Так как вы сделали это одному из этих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:40). Итак, Царство Небесное проявляется всякий раз, когда люди действуют как сограждане, принадлежащие ему, когда из любви к Богу они заботятся о своих ближних.

Однажды научившись находить Царство Божье, мы будем видеть его везде и всегда в поступках окружающих людей.

Одному моему другу было необходимо провести реорганизацию бизнеса, чтобы сохранить его. Пришлось сократить рабочие ставки вполовину. Ему очень не хотелось никого увольнять, но в конце концов он, хотя и довольно неуклюже, сделал это. Те, кому пришлось уйти, чувствовали себя оскорбленными. Вместо того чтобы забыть об этом и двигаться дальше, мой друг попытался помочь каждому из них, признав свою вину и их боль. Он поступил так, потому что хочет вести бизнес в соответствии с заветом Христа.

Одна женщина пережила развод и оказалась с маленьким ребенком на руках. Ей пришлось отказаться от успешной карьеры, чтобы посвятить себя сыну. Зачастую подобные жизненные обстоятельства приводят к отчаянию и озлоблению. Тем не менее она счастлива и благодарна Богу. В трудную минуту она обратилась к Нему, не уповая на собственные силы.

Другая моя знакомая пережила рак груди, долгие месяцы химиотерапии и облучения. Она преодолела боль и страх, посвятив жизнь заботе о детях и других людях. Вместо того чтобы винить Бога и жалеть себя, она, будучи тяжелобольной, смогла принести добрый плод в жизни своих близких. Ей придает силы непоколебимая вера.

Я женат на женщине, которая посвятила себя нуждам других людей. Она угадывает потребности раньше, чем к ней обращаются за помощью. Она подгоняет свадебное платье соседской девушке, относит еду заболевшему знакомому, собирает деньги для бедной семьи и т. д. Моя жена делает это, потому что так поступал Христос.

Сотни людей в день разводятся, увольняют сотрудников, заболевают раком. Мы привыкли считать нормальной реакцией боль, озлобление, уход в себя. Когда же мы видим людей, оказывающих милость, вместо осуждения, говорящих истину, а не извращающих ее, жаждущих добра, а не мести, служащих людям, а не использующих их, – тогда мы узнаем сограждан Царства Божьего.

Тогда мы видим владычество Бога на земле. Пока Царство находится в наших сердцах, мы можем различить лишь его проявления – знамения того, что приближается день, когда «пред именем Иисуса преклонится всякое колено… и всякий язык исповедает, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:10,11). Одни преклонятся пораженные, другие же – в радости!

Сограждане Царства

Даже одна жизнь, прожитая во славу Христа, – достаточно яркое свидетельство. Но скептик не поверит ему и скажет: «Просто этот человек добрый от природы. Такое бывает». Но когда сограждане Царства живут вместе в любви друг к другу – это другое дело. Будь это семья, несколько верующих в одном районе, сеть бизнесменов или церковный приход, они убедительно свидетельствуют окружающим, что Царство воистину среди них. Послание приобретает силу, когда организуются сообщества.

В своей книге «Распространение христианства» Родни Старк исследует удивительный вопрос: «Как малочисленное и неприметное мессианское движение на окраине Римской империи смогло вытеснить глубоко укоренившееся язычество и всего за несколько веков стать доминирующей религией западной цивилизации?»[2] В ходе исследования автор приходит к следующему выводу: это произошло, потому что христиане верили, что Бог их любит. Они рассуждали так: «Если Господь любит человечество, то люди смогут угодить Ему только любя друг друга»[3]. Учитывая, какая мораль царила в то время в Римской империи, можно оценить революционность такого подхода. Образованные язычники отвергали идею, что богов может волновать, как мы относимся друг к другу. Им казалось это абсурдным. Античные философы считали жалость и милосердие патологическими эмоциями, изъяном характера, с которым должны бороться все разумные люди. По их мнению, если милосердие подразумевает оказание незаслуженной помощи, то оно противоречит идее справедливости [4].

Римская империя стонала под гнетом нищеты, жестокости, бесчисленных насильственных смертей. А христиане исповедовали принцип любви не только друг к другу, но и ко всем остальным за пределами общины, так они заложили фундамент для обновления римской цивилизации. Христиане учили новообращенных быть более человечными и жить не по законам империи, а по Божьему завету в их сердцах. Божье владычество управляло их жизнью.

Царство Небесное и ближний

Иисус так сказал о своем служении в мире: «Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин. 17:4). Он пришел, чтобы рассказать об Отце, о том, Какой Он и каковы Его дела, – это и значит «прославить». Мы тоже своей жизнью прославляем Его, когда храним в сердце Его закон. Причем присутствие Божье проявляется в мелочах даже заметнее, чем в больших делах. Человек по-настоящему показывает себя в мгновенных реакциях, слишком быстрых, чтобы можно было их проконтролировать. Если это вспышка злобы или высокомерия, значит человек действует под влиянием своей греховной природы, если же он проявляет милосердие и доброту, то он истинный гражданин Царства Небесного.

По мирским представлениям, Царство кажется таким маленьким, незначительным, слабым. И все же его нельзя поколебать! Его нельзя купить, оно усилием берется. Его нельзя построить, но можно прийти в него. Оно разрушает привычную общественную систему, потому что меняет наши представления о ценностях.

Мы в своей жизни показываем всем остальным проявления Царства Божьего, словно сеем его семена. Мы объявляем тем самым, что жизнь вечная уже началась!

Глава 3. Духовные поколения

От малого произойдет тысяча, и от самого слабого – сильный народ. Я, Господь, ускорю совершить это в свое время (Ис. 60:22).

1 В английском языке в данном случае используется слово Insider. Было очень непросто найти русский эквивалент этому термину. Мы решили воспользоваться понятием ближний, основываясь на Лк. 10:29 (а также мы используем слово свой). На наш взгляд, это слово наиболее точно передает идею авторов. В словаре В. И. Даля выделены «степени ближнего: все человечество, отечество, общество, родные, добрые люди, а затем и все прочие». Такое толкование расширяет рамки деятельности тех верующих, которые хотят стать ближними (своими) для людей, с которыми они общаются каждый день. – Примеч. ред.
2 Rodney Stark, The Rise of Christianity (New York: Harper Collins, 1997), back cover.
3 Stark, p. 212.
4 Boath from Stark. p. 212.
Скачать книгу