© Английский: Discipleship Publication International,
© Русский: 2019 Фонд «Ученик», издание на русском языке.
© Русский: Издательство «Ученик», uchenik.org
Посвящается Джиму Блу – моему бесценному другу и мудрому наставнику, зовущему ввысь.
Слова благодарности
Все началось с того, что в 1998 году мой друг Майк Толовер убедил меня создать постоянно обновляемый раздел в Интернете, посвященный вопросам, которые мне задавали ученики. Майк предвидел, что со временем он может превратиться в книгу. В Йоханнесбурге с помощью Майка была проведена подготовительная работа, и на Интернет-сайте www.Acesonline.org появился мой раздел. Именно там «Вопросы и ответы» начали свое существование.
Кроме того, я от всего сердца благодарю работников издательства DPI (Международное Ученическое Издательство). Они умело переработали разнородный материал в упорядоченную и хорошо структурированную книгу. Наши рабочие взаимоотношения со временем стали настоящим партнерством.
Я молюсь, чтобы эта книга помогла вам так же сильно, как мои публикации в Интернете. И еще раз спасибо Майку Толоверу.
От издателя
Большинство вопросов, обсуждаемых в этой книге, первоначально были опубликованы в авторском разделе Дагласа Джакоби «Библия, вынесенная на суд» на Интернет-сайте «Acesоnline». Время от времени автор ссылается на дополнительный материал, который можно найти в архивах этого раздела. Для этого зайдите на сайт по адресу www.Acesonline.org и нажмите на ссылку «Douglas Jacoby». Вы окажетесь на странице «Библия, вынесенная на суд» («The Bible on Trial»), где по ссылке «Questions and Answers» получите доступ к архивным материалам.
Позиция автора не должна рассматриваться как официальная позиция какой-либо церкви или издательства. Это комплекс идей и взглядов ученого, тщательно изучающего Писание, который отдает себе отчет в том, что существуют и другие точки зрения.
Сокращения
«Библия, вынесенная на суд» – раздел Дагласа Джакоби на www.Acesonline.org.
«Бог Дерзновенный» – книга Дагласа Джакоби «Бог Дерзновенный».
Изучение книги Бытия от сотворения мира до Вавилонского столпотворения (The God Who Dared: Genesis from Creation to Babel, Woburn, Mass.: DPI, 1997).
«Как найти все сокровища, что таит в себе Библия» – книга Гордона Фи и Дагласа Стюарта (Gordon Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for All Its Worth, Grand Rapids: Zondervan, 1993). (Русское издание: СПб, «Логос», 1993 г.)
«Полная жизнь» – книга Дагласа Джакоби «Полная жизнь: действенные и исполненные силы Писания Иакова, Петра, Иоанна и Иуды» (Douglas Jacoby, Life to the Full: Practical and Powerful Writings of James, Peter, John & Jude, Woburn, Mass.: DPI, 1995).
«Сияйте как звезды» – книга Дагласа Джакоби (Douglas Jacoby, Shining Like Stars: The Evangelism Handbook for the New Millenium, revised and expanded, Woburn, Mass.: DPI, 2000).
«Святой Дух» – книга Дагласа Джакоби «Святой Дух: Как действует Святой Дух в жизни учеников Иисуса» (Douglas Jacoby, The Spirit: The Work of the Holy Spirit in the Lives of Disciples, Woburn, Mass.: DPI, 1998).
«Слова истины и здравого смысла» – книга Дагласа Джакоби (Москва, «Ученик», 2002).
«Победа в капитуляции» – книга Гордона Фергюсона (Gordon Ferguson, The Victory of Surrender, second edition, Woburn, Mass.: DPI, 1990).
Введение
Задавайте вопросы!
Можно ли о вас сказать, что вы любите задавать вопросы? Когда вам дают какие-то указания, просите ли вы их повторить, чтобы быть уверенными, что вы все правильно поняли? Если вы растеряны, ищете ли вы помощи? Когда, читая книгу, вы встречаете незнакомое слово, заглядываете ли вы в словарь? Задавать вопросы – это единственный способ приобретать знания.
Будучи народом Бога, мы призваны не к слепой вере, но к вере, которая приветствует обсуждение различных тем, побуждает нас искать ответы на жизненно важные вопросы. Если мы не в состоянии найти ответ на некоторые из них, мы должны честно это признавать. Церковь, которая разом отсекает все вопросы лозунгом «не спрашивай, просто верь!» или недоумевает: «Мы всегда так поступали, зачем же ставить это под сомнение?», – не является истинной. Нашим безусловным авторитетом является Библия, а не церковь. Если мы считаем Библию Словом Божьим, а не человеческим (см. 1 Фес. 2:13), то любые вопросы вполне уместны.
Что, в сущности, значит прочитать Библию без вопросов? Это значит бездумно «проглотить» текст. Внимательный читатель быстро поймет, что изучение Библии не ограничивается простым чтением и соблюдением написанного. Здесь не обойтись без связующего звена – интерпретации, или толкования. Любой, кто говорит, что нет необходимости толковать Библию, а надо просто ей следовать, не прав. Безусловно, основные истины Библии просты и доступны каждому. Однако чтобы понять все остальное (а это большая часть Писания), требуется упорный труд. Толкование нужно для того, чтобы понять смысл отрывка – сначала в его исторической перспективе, а затем применительно к нашей реальности.
«Толкование» – плохое слово?
Толковать Библию – это вовсе не плохо. Но дело в том, что мы по своей природе склонны избирать путь наименьшего сопротивления. Нам лень прикладывать усилия, и потому мы предпочитаем думать, что Библия толкует сама себя, а нам не стоит утруждаться. Это неправильно! Так мы быстро разочаруемся в Писании. Вот наши наиболее частые ошибки:
* Мы читаем только один перевод. Однако ни один перевод не совершенен. Если вы не читаете на древнееврейском или древнегреческом языках, вам лучше сравнивать между собой различные переводы, которые вам доступны. К примеру, существует множество хороших английских переводов. И хотя больше всего распространена Новая Международная Версия (NIV), она ничуть не более «авторитетна», чем Версия Короля Иакова (KJV). Мы верим, что первоначальные рукописи Библии были совершенными. Однако нам приходится полагаться на копии и переводы. Добавьте к этому культурную пропасть между нашим временем и временем, когда писались библейские тексты, и вам станет ясно, почему мы не должны изучать только лишь один перевод.
* У нас не развита культура чтения Писания. Как правило, мы читаем отдельные стихи, реже несколько глав подряд и еще реже книгу за книгой. Изучая Писание таким образом, легко потерять нить рассуждений. В конце концов, Библия не была разбита на главы вплоть до средних веков, а стихи были пронумерованы только в середине XVI века! Разрывать Писание на куски и читать их по отдельности – не лучший способ изучения. Если вы получили письмо по почте, разве вы не прочтете его в один присест? Или будете читать по абзацу в день? Мы должны научиться следовать за ходом библейской мысли, а это требует дисциплины.
* Мы «оставляем отрывки в первом столетии», как писали Фи и Стюарт [1]. Когда мы не понимаем точного значения какого-нибудь отрывка, мы предполагаем, что он относится к каким-то неизвестным нам особенностям древней культуры, а к настоящему отношения не имеет. Не исключено, что так оно и есть, но мы вполне можем ошибаться. Опасно пренебрегать каким-либо учением на том основании, что оно противоречит нашей культуре или традициям.
* Мы относимся к нашим лидерам как к богодухновенным толкователям. Встречая сложный отрывок, мы спрашиваем, как его понимает наша церковь, вместо того чтобы постараться понять, что все-таки Библия имеет в виду. Ведь даже церковь может быть не правой! Никто из нас не сошел с небес – всем нам надо многому учиться.
* Мы заявляем, что толковать Библию не нужно. Как уже говорилось выше, это неправильно. В Библии нигде не сказано, что любой ее фрагмент легко понять (см. 2 Пет. 3:14–16). Библия призывает нас усердно размышлять над Словом (см. Нав. 1:8, Пс. 118:1-176) и делать все, что в наших силах (см. 2 Тим. 2:15), в надежде, что Господь даст нам разумение (см. 2 Тим. 2:7).
* Мы «одухотворяем» текст, вместо того чтобы разобраться, что в точности Святой Дух хочет нам сказать. Вычитывать из Библии то, чего в ней нет, – своевольно и безответственно (ученые называют это эйзегезой). Вместо этого мы должны докопаться до настоящего значения написанного (экзегеза). Когда людям указывают на эту ошибку, они обычно отвечают: «Я сделал правильный вывод, а потому неважно, говорит об этом прочитанный мною текст или нет». Какая слабая методология! Как вы узнаете, что ваш вывод верен, если он сделан наугад?
Если мы будем изучать Библию так, как это делает большинство, мы попадем в беду. Уверяю вас, ваш тяжкий труд будет сполна вознагражден!
Задавать вопросы хорошо!
Процесс обучения может и должен доставлять нам удовольствие. Задавать вопросы хорошо и правильно. Прекрасно, когда дети задают вопросы родителям. Замечательно, когда студенты спрашивают о чем-то преподавателей. Наивно и даже высокомерно рассчитывать на то, что вы поймете все с первого раза. Это невозможно.
На одни вопросы просто ответить, на другие – трудно (а на некоторые – очень трудно!). Зачем же тогда отвечать на трудные вопросы? Да просто потому, что они есть. Они бросают нам вызов, подобно тому, как вершина бросает вызов альпинисту, собравшемуся ее покорить. Отвечая на трудные вопросы, мы расширяем свой кругозор.
Они укрепляют нашу веру, обогащают наш опыт, учат нас, как помочь другим – тем, кто споткнулся на каком-то отрезке пути. Правда, мы никогда не ответим на все вопросы. Для спасения и глубоких, «живых» отношений с Богом вовсе не требуются ответы на все вопросы. Как написано в книге Второзакония 29:29:
«Сокрытое принадлежит Господу, Богу нашему, а открытое – нам и сынам нашим до века, чтобы мы исполняли все слова закона сего».
Мы можем не получить ответа на какие-то вопросы ни сейчас, ни даже в вечности – Бог никогда не обещал нам всезнания. Но, как сказал апостол Петр:
«…будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет. 3:15).
Апостол говорит не только о готовности ответить на серьезные доктринальные вопросы или объяснить всякие «библейские загадки», незначительные для спасения человека. Прежде всего мы должны быть готовы объяснить, почему мы верим в Иисуса, добровольно пострадавшего за нас. Как правило, людей волнует не интерпретация так называемых «трудных мест» Писания, а нечто совсем иное. Наши вопросы редко бывают чисто теоретическими; нам важно то, что имеет непосредственное отношение к нашей собственной жизни. Мы мечтаем оказаться с Богом на небесах. Мы хотим, чтобы там оказалось как можно больше наших друзей.
Находите ответы!
Не думайте, что, если вы не можете ответить на все вопросы, ваша вера слаба. Иисус высоко оценивал веру людей, которые, по всей видимости, вовсе не разбирались в теологических вопросах. Вспомните центуриона, хананеянку («но и псы едят крохи…») или бедную вдову. Скорее всего, между сильной верой и умением решать теологические ребусы нет зависимости. Если вы знаете ответы на сложные вопросы, это еще не значит, что вы знаете Бога. Есть люди, которые сильны в логике и имеют обширные познания, но у них слабая вера, и им не хватает смирения. Знание может раздуть нашу гордость и увести нас от Бога.
В этой книге мне хотелось бы расставить все по местам. Тем не менее, у некоторых людей мои ответы могут вызвать новые вопросы. Вы можете найти в моих выводах не замеченные мною логические ошибки. Кого-то мои ответы могут разочаровать. Вы можете подумать, что я преждевременно прекращаю обсуждение некоторых тем: мне кажется, что все ясно, а для вас мои объяснения, возможно, выглядят неубедительными. Не каждый будет удовлетворен моими ответами – и я это прекрасно понимаю. Что ж, если вы сочтете эту книгу малополезной, передайте ее кому-то еще – возможно, ему она пригодится.
Ученик и учитель в одном лице
«О сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать. Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». (Евр. 5:11–14).
Автор Послания к Евреям призывает своих читателей перейти от основ к более глубокому учению. В этом отрывке я вижу две задачи, которые стоят перед каждым учеником: быть учащимся и быть учителем. В древнегреческом языке (как и в русском – Прим. пер.)) слово «ученик» означает «учащийся». Есть ли у вас жажда знаний, охотно ли вы учитесь новому? Только прилежный, любознательный ученик может впоследствии стать учителем. Поэтому позвольте вас спросить: усердно ли вы изучаете Слово? Учите ли ему других: христиан и тех, кто еще не спасен? Примиряете ли вы людей с Богом с помощью Его Слова?
Питайте себя сами
Хорошо, если вы будете самостоятельно находить ответы на ваши вопросы. Вот несколько путей:
* Старайтесь сами во всем разобраться. Используйте всевозможные справочники, энциклопедии, симфонии и т. д. Постоянно учитесь, «тренируйте» себя (см. Евр. 5:14, Нав. 1:8, 2 Тим. 2:15).
* Если этого недостаточно, попросите друзей вам помочь. Пусть они поделятся с вами своими соображениями. Изучите литературу, которую они вам порекомендуют.
* Поговорите со служителями в вашей церкви. Чем более опытными они будут, тем больше помогут вам и другим ученикам.
Давайте призывать друг друга к большим высотам!
* Если вам все равно нужна помощь, напишите письмо другу из церкви в другом городе. (Однако это не должно быть первым шагом).
Как пользоваться этой книгой «Вопросы и ответы» разделены на пять разделов. Кто-то, вероятно, не захочет читать всю книгу подряд (хотя кто-то посчитает это самым простым способом), да это и необязательно. Вы легко найдете интересующий вас вопрос.
Раздел 1. Жизненно важные вопросы.
Раздел 2. Сложные отрывки.
Раздел 3. Просто Библия.
Раздел 4. Разное.
Раздел 5. Статьи.
Больше ответов, чем вопросов
В конце времен мы получим больше ответов, чем у нас есть вопросов, поскольку у Бога есть ответы на все вопросы, какие только могут у нас возникнуть!
Примечания
[1] Gordon Fee and Douglas Stuart, How to Read the Bible for AH Its Worth (Grand Rapids: Zondervan, 1993), 62. (Гордон Фи, Даглас Стюарт. «Как читать Библию и видеть всю ее ценность».) Очень рекомендую эту книгу.
Раздел первый
Жизненно важные вопросы
1. Ненавидеть свою семью?
«Меня учили, что в Евангелии от Луки 14:26 греческое слово, переведенное как „ненавидеть“, означает „любить меньше“. Так я и учил других. Однако когда я заглянул в словарь, к моему удивлению, оказалось, что это вовсе не так. Греческое слово „miseo“ означает „ненавидеть, злобно преследовать, питать отвращение“. Как вы объясняете этот отрывок, когда учите о том, что значит быть учеником? Я хочу верно преподавать Слово истины».
Это отличный вопрос. Значение сказанного Иисусом уменьшается, если для объяснения этого отрывка ученики перескакивают к Евангелию от Матфея 10:37 («Кто любит отца или мать более, нежели Меня…»). Я не думаю, что наилучший способ объяснить сложный отрывок – найти другой отрывок, который представляет учение в более мягкой, менее выраженной форме. Когда я объясняю людям, что значит быть учеником, я обращаюсь к Евангелию от Луки 16:13. Этот отрывок всего лишь на страницу или две отстоит от вызвавшего у нас затруднение отрывка 14:26. В нем Иисус говорит, что никто не может служить двум господам; он будет «любить» одного (служить ему) и «ненавидеть» другого.
Я хочу убедить вас не использовать слова Иисуса из одной главы одного Евангелия для прояснения смысла других слов из другой главы совсем другого Евангелия. Для пояснения 14-й главы Евангелия от Луки используйте 16-ю главу Евангелия от Луки, а не 10-ю от Матфея.
2. Я спасен или нет?
«С одной стороны, Библия призывает христиан быть уверенными в своем спасении. С другой, учит нас „со страхом и трепетом совершать свое спасение“. И вообще, мне кажется, что мы еще не спасены, потому что Судный День еще не настал. Как может ученик со всей серьезностью относиться к подобным предостережениям Библии, при этом оставаясь уверенным в собственном спасении?»
Спасение в Библии относится к прошлому, настоящему и будущему. К прошлому, поскольку Иисусу предназначено было умереть за нас еще до сотворения мира (см. 1 Пет. 1). К настоящему, потому что Бог продолжает прощать нас и очищать от грехов (см. 1 Ин. 1). Спасение относится также и к будущему, поскольку мы должны настойчиво продолжать идти к небесам (см. Евр. 3:14). Важны все эти три составляющие!
Что нам нужно сделать, чтобы спастись? Услышать Слово Бога. Уверовать. Раскаяться. Креститься. Выстоять до конца. Иногда, проповедуя другим, мы принижаем значение милости Бога. Иногда, наоборот, мало побуждаем друг друга к святой и богобоязненной жизни (что не соответствует призыву Павла в Послании к Филиппийцам 2:12). Хочу также обратить ваше внимание та то, что мы уже спасены, еще до наступления Судного Дня. В момент смерти наша судьба уже решена, даже если от Судного Дня нас будут отделять годы, столетия или тысячелетия. Суд будет не следственным, а декларативным: Бог не будет вести судебное разбирательство, а лишь официально и окончательно провозгласит, осуждены мы или невиновны благодаря Христу. А до тех пор – храните свои сердца (см. Притч. 4:23)! [1]
3. Что происходит после смерти?
«Я хотел бы услышать, что, по вашему мнению, случается, когда мы умираем? Я изучал эту тему сам и пришел к выводу, что умерший человек „покоится“, или „спит“, до тех пор, пока он не „пробудится“ в Судный День. Я часто слышал, что люди говорят про умерших христиан, что они сейчас „с Богом“. Но, как мне кажется, они еще не с Богом. Что вы об этом думаете?»
Я считаю, что люди после смерти не попадают сразу на небеса или в ад. Однако их награждение или наказание уже начинается. Спасенные находятся в раю, который является частью Царства Теней (англ. «Hades» – Прим. пер.)). Неспасенные тоже попадают после смерти в Царство Теней, их наказание тоже начинается (см. 2 Пет. 2:9). Никто не попадет на небеса до воскресения (см. Ин. 5 и мн. др.) А воскресение не произойдет, пока Иисус не вернется. При Втором Пришествии Христа мы предстанем перед Богом, и Он объявит нас либо невиновными (благодаря Христу), либо виновными. Проклятые будут брошены в огненное озеро; спасенные будут вознесены на небеса.
В промежуточный период между смертью и Судным Днем люди, я полагаю, не спят. Сон – это метафора, которая довольно часто употребляется применительно к смерти. «Успение» не следует понимать буквально, иначе мы войдем в противоречие с учением Ветхого и Нового Заветов о жизни после смерти. Мы будем пребывать «на лоне Авраамовом» (см. Лк. 16). Как бы превосходно это ни было, это не идет ни в какое сравнение с тем, что ждет нас, когда вернется Иисус: место в Отчем доме, венец славы, вечная награда, – все, что так красочно и величественно описано в Библии!
Честно говоря, сам я в течение двадцати лет не хотел соглашаться с такой точкой зрения. Однако сколько я ни изучал Библию, я не вижу другого разумного пути согласовать все библейские свидетельства. Изучайте этот вопрос сами, это доставит вам немалое удовольствие.[2]
4. Плоды в 15-й главе Евангелия от Иоанна
«Расскажите, пожалуйста, о каких плодах идет речь в Евангелии от Иоанна 15:1–8. Я всегда считал, что это плоды Духа, праведность, добрые дела и т. п. Но последнее время я то и дело слышу узкое, на мой взгляд, толкование этого отрывка, что „плод“ – это люди, обращенные во Христа. Многие ученики, следуя такой точке зрения, делают неверные выводы и разочаровываются в своих отношениях с Богом. Я был бы благодарен за любую помощь в изучении этого отрывка».
Я с вами согласен. Смысл 15-й главы Евангелия от Иоанна намного шире, чем призыв к обращению людей, каким бы важным последнее ни было. В Новом Завете «плод» может обозначать человека, приведенного к Христу (как, например, в Послании к Колоссянам 1:6) а также употребляться еще, по меньшей мере, в семи различных значениях:
1. Прямое значение – смоквы, виноград и т. п. (см. Мф. 26:29, Лк. 13:7).
2. Пожертвования (см. Рим. 15:28).
3. Духовные добродетели (см. Еф. 5:9, Гал. 5:22–23) и даже пороки (см. Рим. 7:5).
4. Результаты покаяния (см. Мф. 3:8).
5. Итог жизни человека (см. Мф. 7:16).
6. Восхваления Бога (см. Евр. 13:15).
7. Дети (см. Быт. 17:6–7).
Возможно, я упустил еще какое-то значение. Итак, словом «плоды» обозначаются любые результаты деятельности человека. Конкретное значение можно установить, только тщательно изучив контекст отрывка. Не хочу, чтобы меня неправильно поняли и необдуманно цитировали. Я вовсе не говорю, что необязательно обращать людей. Каждому из нас и церкви в целом поручена миссия приводить к Христу других людей. Но, чтобы ее выполнить, нам нужно приносить плоды в каждой области нашей жизни, и об этом сказано в Писании. Чем с большим усердием мы будем стремиться приносить все плоды, о которых говорит Новый Завет, тем большим будет наш урожай на ниве благовестия. В исполнении великой заповеди Христа: идите и обращайте все народы, – мы играем разные роли (см. 1 Кор. 3:6 и далее), но каждый из нас должен быть светом для окружающих, проповедовать Благую весть и любить потерянный умирающий мир подобно тому, как Бог во Христе возлюбил нас. Проповедуйте Слово!
5. Спасены ли умершие дети?
«Мы знаем из 2-й главы Первого послания Петра, что все христиане пришли в свет из тьмы. В каком возрасте ребенок входит во тьму? Происходит ли это в ту минуту, когда он впервые совершает грех? Ведь некоторые дети в возрасте четырех-пяти лет сознательно грешат, однако вряд ли они способны понять, что значит посвятить свою жизнь Христу. Только в подростковом возрасте ребенок уже может осознанно принять решение последовать за Христом. Каковы духовные последствия для ребенка, который, не достигнув подросткового возраста, совершил сознательный грех и умер?»
Библия не говорит, когда ребенок становится потерянным. Однако, анализируя поведение детей в свете требований Евангелия, мы с очевидностью убеждаемся, что рано или поздно это происходит.
Бытие 8:21 говорит: «помышление сердца человеческого – зло от юности его». Безусловно, есть разница между «помышлением» и уже совершенным грехом, вменяемым в вину. На мой взгляд, дети совершают сознательные грехи задолго до пятилетнего возраста. Но дело в другом: как Бог смотрит на детей – вменяет Он им эти грехи в вину или нет.
Да, Иисус говорил, что Царство небесное принадлежит «детям». Но когда Библия молчит, мы не можем быть догматичными, – это один из библейских принципов. Было бы неверным настаивать на том, что люди, не имевшие возможности прийти к пониманию Евангелия, потеряны. Предположительно это можно отнести к инвалидам с рождения и к маленьким детям. Вопрос действительно спорный. Как и в случае со взрослыми, которые не готовы услышать Слово, наши возможности повлиять на ситуацию весьма ограничены. В наших силах помочь нашим детям понять Божье послание на доступном им уровне и предать остальное в руки Господа. В равной степени мне кажется неверным утверждение, что все умершие дети спасены. Это весьма правдоподобно, и все же в Библии трудно найти тому доказательства. Пути Господни неисповедимы. Только Его откровение может дать нам надежное основание для догматических заключений. Я подозреваю, что этот вопрос будет немало волновать нас с женой, ведь трое наших детей скоро достигнут возраста, когда им придется ответить на самый важный вопрос – хотят ли они посвятить свою жизнь Христу и стать Его учениками.
Хочу закончить на утешительной ноте. По-видимому, Библия все-таки говорит, что мы увидим «малых сих» снова. Давид сказал: «А теперь оно [дитя] умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне» (2 Цар. 12:23). Настанет день, когда те из нас, кто потерял младенцев, воссоединятся с ними!
6. Смертные грехи
«В Первом послании Иоанна 5:16–17 автор пишет, что одни грехи ведут к смерти, а другие – нет. Я всегда считал, что любой грех отделяет нас от Бога. Этот отрывок сбивает меня с толку».
Спасибо за откровенность. Не беспокойтесь, этот отрывок непонятен не только вам! В нем речь идет о «грехе к смерти», а не о «грехах к смерти»; не о какой-то категории грехов, но об одном грехе. Грехи не делятся на те, которые ведут к смерти, и те, которые допустимы. Как я понимаю, грех, ведущий к смерти, – это грех, в котором человек отказывается раскаяться (см. Притч. 28:13). (Я писал об этом в книге «Полная жизнь».) Некоторые, принимая во внимание гностический характер лжеучений, против которых выступает Иоанн в своем послании, говорят, что «смертный грех» – это отречение от Иисуса, а конкретно уклонения в различные ереси, искажавшие представление о природе Иисуса (среди них и такие, которые вообще отрицали, что у Господа было физическое тело).
Да, все грехи ведут к смерти. Но это процесс. Послание Иакова 1:13–15 не говорит, что, если вы поддались искушению, вы уже мертвы. Грех, утверждаясь в человеке, постепенно приводит его к духовной смерти.
7. «Гнилые слова»
«В Послании к Ефесянам 4:29 сказано: „Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших“. Следует ли считать жаргонные и просторечные слова („господи“, „боже мой“) гнилыми словами или богохульством (см. Исх. 20:7)? Брат, пожалуйста, помоги мне в этом разобраться! Я и сам бы приобрел убеждения, и помог бы другим. Многие ученики, включая меня, используют подобные слова».
Приветствую ваш вопрос и разделяю ваше беспокойство по поводу «гнилых слов». Я считаю, что нужно различать богохульство и грубость. Использовать богохульные выражения нельзя. Что касается грубых и просторечных слов, то здесь сложно ответить столь же однозначно. Скорее всего, это зависит от того, с кем вы говорите. Я не употребляю богохульных выражений. Мы с женой не позволяем своим детям никаких грубостей, хотя грубые выражения весьма распространены в мире и даже в церкви.
Существует множество выражений в английском языке, которые я считаю вульгарными. Это, как правило, эвфемизмы (заменители) мирских и богохульных выражений. (Среди распространенных в русском языке эвфемизмов можно назвать слова «блин», «хрен» и т.п. Эти слова являются аналогами матерных ругательств. – Прим. пер.)) Со временем, по мере развития языка, некогда грубые и даже богохульные выражения могут потерять свое исходное значение и даже стать литературными выражениями. (Оговорюсь: я вовсе не хочу сказать, что мы должны всегда считать приемлемым то, что мир считает таковым!) Один из примеров – английские названия дней недели, которые произошли от имен языческих богов (суббота по-английски «Saturday» – «день Сатурна», воскресенье «Sunday» – «день Солнца» и т. д.)
Что касается выражений, имеющих религиозное происхождение (к ним как раз относятся те два слова, о которых вы спрашивали), то ни одно из них не является богохульством в обычном смысле этого слова. Когда я не совсем понимаю смысл какого-либо слова, я заглядываю в толковый словарь.
Я отдаю себе отчет, что в сознании большинства людей такого рода слова не вызывают религиозных ассоциаций, но есть и исключения. Я помню, как моя бабушка поправляла меня, когда я говорил «о боже». Я не понимал, что в этом плохого, но говорить так перестал. Это, конечно, были шестидесятые годы, и времена меняются. Тем не менее, как сказано в Библии, мы будем отвечать за каждое неосторожно сказанное слово (см. Мф. 12:36). Даже в наше время я возражаю против использования следующих выражений: «боже», «о господи», «ради бога», «проклятье», «какого черта», «боже святый». Они связаны с Христом и Богом, и во многих случаях это и есть употребление имени Бога всуе.
Надеюсь, мои соображения будут вам полезны. Вряд ли уместно составлять список слов, которые не следует употреблять христианину, – здесь могут быть разные мнения (см. Рим. 14–15). «Всякий поступай по удостоверению своего ума» (Рим. 14:5). Допускайте, что у кого-то может быть отличная от вашей точка зрения. Поступайте праведно, но не будьте фарисеями. И помните, что вас могут услышать дети!
8. Вечный грех. Хула на Святого Духа
«В Евангелии от Марка 3:29 Иисус говорит о том, что, если кто-то будет хулить Духа Святого, то он никогда не будет прощен, но осужден навечно. Что это значит? Будет ли проклят тот, кто будет постоянно хулить Духа и не раскается, или каждый, кто хотя бы однажды совершил это?»
Замечательный вопрос. Мы к нему скоро вернемся. Но сначала я хотел бы сделать небольшой комментарий для читателей, особенно для тех, кто хоть немного знаком с древнегреческим языком.
Я не стал бы делать далеко идущие выводы на основании использования того или иного времени глагола в тексте Библии. В койне (разновидности древнегреческого языка, на котором был написан Новый Завет – Прим. ред.) настоящее время обычно обозначает продолжающееся действие, тогда как аорист относится к конкретному моменту времени. Но это не всегда так. В Новом Завете множество примеров обратного! Кстати сказать, для правильного понимания грамматических особенностей греческого текста требуется хорошее знание греческого языка, которое достигается как минимум за три года обучения в университете. Не стоит поддаваться соблазну поверхностно судить о значении греческого текста – знание алфавита и владение подстрочным переводом не дает нам права делать выводы на уровне специалистов, посвятивших свою жизнь изучению этого прекрасного языка.
Отвечаю на ваш вопрос. Павел говорит, что он был хулителем (см. 1 Тим. 1) и даже старался отвратить других от Христа.
Следовательно, он вполне может быть кандидатом на «вечное проклятие». И все же Господь простил Павла! Я думаю, этот пример показывает, что, несмотря на содеянное нами в прошлом, мы можем надеяться, что Бог простит нас и поможет нам измениться (см. также 1 Кор. 6:9-11).
Важно также рассмотреть контекст отрывка. В третьей главе Евангелия от Марка религиозные лидеры, собственными глазами видевшие подтверждение власти Иисуса и Его божественного происхождения, все же отказывались уверовать. Это показывает необратимую ожесточенность их сердец (как в Притч. 29:1). Вы можете спросить: не был ли Павел таким же, будучи фарисеем и гонителем церкви, когда он изо всех сил старался противостоять церкви? Очевидно, он не перешел грани, за которой его сердце ожесточилось бы безвозвратно. Нам нельзя брать на себя роль Бога, оценивая, кто совершил «вечный грех», а кто – нет. Наконец, осуждение за этот грех названо «вечным» из-за того, что оно относится к вечной жизни. В греческом (как и в латинском) слова «жизнь» и «вечный» являются однокоренными. (Это нашло отражение и в русском языке: земная жизнь и вечная в русском переводе называются «веком сим» и «веком грядущим». Слова «век» и «вечный» – тоже однокоренные. – Прим. пер.) Слово «вечное» не столько означает бесконечность, сколько новую жизнь, грядущий мир, который настанет после возвращения Иисуса. Мы не можем отвергать Бога в этой жизни и надеяться на участие в жизни вечной.
9. Полнота Библии
«Как я могу удостовериться в том, что мы имеем полную Библию?»
Вот краткий ответ на ваш вопрос: [3]
1. В Новом Завете сказано, что Ветхий Завет вдохновлен Богом.
2. Богодухновенность Нового Завета гарантируется тем, что апостолы приняли учение от Самого Иисуса Христа.
3. Остальные писания написаны много позже апостольского века и во многом противоречат Библии. Поэтому они не могли быть включены в канон.
10. Каждый спасен?
«Что мне сказать, если люди (мои родители) говорят, что они спасены, потому что Иисус умер за грехи каждого, прошлые, настоящие и будущие? При этом они отрицают необходимость покаяния, и создается иллюзия, что можно спастись без каких-либо усилий. Я хочу найти краткий и однозначный ответ».
Я бы воспользовался отрывками, ясно показывающими, что для того, чтобы спастись, недостаточно одной веры в то, что Иисус умер за тебя на кресте. Например, следующие отрывки выбраны из сотен других, в которых так же ясно опровергается представление об учении Иисуса как о «широком пути»:
1. «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
2. «… И, совершившись, сделался для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9).
3. «Подвизайтесь войти сквозь тесные врата…» (Лк. 13:24).
11. Отлучение от церкви
«По каким причинам человека следует отлучать от церковного общения? Как я понимаю, в Первом послании к Коринфянам 5:11 идет речь об определенных грехах, в которых верующий не хочет каяться, называя при этом себя „братом“. Упоминаются ли в Писании другие причины?»
Отлучение человека от церковного общения – очень серьезная мера. Она может быть применена в двух случаях. Во-первых, когда ученик совершил тяжкий грех и не раскаивается в нем. Во-вторых, когда кто-то распространяет лжеучение, активно пытаясь отвратить других от церкви (как в третьей главе послания к Титу). Лидеры церкви предварительно предупреждают человека о грозящих ему последствиях, делая это с любовью и уважая его чувства. Что касается слов «называясь братом», то они, на мой взгляд, служат для различения членов церкви и посторонних. (Мы не отлучаем от общения тех, кто не принадлежит к церкви.)
12. «Уход»
«Я сегодня разговаривал с братом, который уходил из церкви и вернулся несколько лет назад. Его очень беспокоит один отрывок: Евр. 6:4–6. Он боится, что однажды ушедшие от Бога уже выбрали свою судьбу в вечности, что он, вероятно, все же не будет прощен, несмотря на то, что „вернулся“. Он приводит в пример израильтян и Исава. Я знаю, что это сложный отрывок, и древние церковные писатели расходились в его толковании. Что вы об этом думаете?»
В Библии, похоже, есть различие между уклонившимися от истины (см. Иак. 5:19) и отпадшими (см. Евр. 6:6). Для первых есть надежда, для вторых – нет. В свете шестой главы послания к Евреям, похоже, что, если человек вернулся в церковь, то он не «отпал», не пересек черты, из-за которой нет возврата (см. Евр. 6:4, Притч. 29:1).
Кстати, когда Иисус предсказывал, что апостолы в ночь ареста Его «оставят», Он употребил другой глагол, чем тот, который обычно употребляется, когда речь идет об «отпадении». Есть разница между тем, кто спотыкается, и тем, кто падает. Возможно, нам следует изменить привычную терминологию и найти более подходящее слово для того, что сейчас называется «уходом».
13. «Восстановление»
(Продолжение вопроса 12) «Однако в церкви мы практикуем „восстановление“. Что же все-таки имеется в виду в шестой главе Послания к Евреям? И как насчет Послания Иакова 5:19–20, где говорится о том, что, если кто-то уклонился от истины, мы должны помочь ему вернуться?»
«Восстановление» – это термин. Восстанавливая человека, мы убеждаем его вернуться в лоно церкви. В Библии это слово употребляется несколько раз, хотя не всегда в том же самом значении. Давайте рассмотрим два хорошо известных отрывка:
«Господь – Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим, подкрепляет душу мою, (в английском тексте – „восстанавливает душу мою“, – Прим. пер.) направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:1–3).
«Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте („восстанавливайте“) такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов». (Гал. 6:1–2).
Как видно из 22-го псалма, все мы время от времени нуждаемся в «восстановлении», не так ли? И в 6-й главе послания к Галатам говорится, что восстановление – это помощь брату или сестре, которые запутались, потеряли духовный взгляд на вещи (а, возможно, и веру, надежду и силы для изменений).
Таким образом, восстановление (или, как мы еще говорим, возвращение) сродни духовному возрождению. Только первый термин употребляется по отношению к тем, кто ушел из церкви, а второй – к тем, кто ее не покидал.
14. Что будет с теми, кто никогда не слышал Евангелие?
«Что будет с людьми, никогда не слышавшими Евангелие, если Иисус придет сегодня? Будет ли им дана возможность раскаяться?»
В соответствии с Евангелием от Иоанна 3:18, неверующие люди находятся в беде. Если можно спастись, не слыша благовестия, последнее теряет свой смысл, не так ли? Скажу и другое: мы можем помешать людям спастись, если представим им Благую весть в искаженном виде. Иисус знал, что мы будем совершать много ошибок, и все же поручил нам обращать все народы. Никто не будет спасен из-за того, что он – «хороший человек», потому что «все согрешили и лишены славы Божией» (Рим. 3:23). Поэтому Бог так настойчиво заповедует нам нести людям Его послание. Люди потеряны не потому, что не слышали Благой вести, а потому, что они грешат.
15. Мера сознания своей греховности перед крещением