Правительство Бога. Джон Тейлор. (The Government of God by John Taylor) бесплатное чтение

Скачать книгу

Глава I.

Мудрость, порядок и гармония правления Бога.

Царство Божие – это правление Бога на земле или на небесах. Земля и все планетные системы управляются Господом; они поддерживаются его силой и поддерживаются, направляются и контролируются его волей. Нам сказано, что «Им создано все, что на небе и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит». [A] Кол. 1. 16, 17. Если все вещи, видимые и невидимые, созданы Им и для Него, то Он управляет и поддерживает все известные нам миры, вместе с землей, на которой мы живем. Если Он управляет ими, то они находятся под Его владычеством, подчиняются Его законам и контролируются Его волей и силой.

[Сноска A: Я хочу, чтобы здесь было понятно, что в настоящее время я пишу верующим в Библию. Я могу впоследствии привести свои доводы в пользу этой веры; в настоящее время я ссылаюсь на Писание без этого.]

Если планеты движутся красиво и гармонично в своих многочисленных сферах, то эта красота и гармония являются результатом интеллекта и мудрости, которые существуют в его уме. Если на этой земле у нас есть день и ночь, лето и зима, время сева и сбора урожая, с различными сменами времен года; эта регулярность, красота, порядок и гармония являются результатами мудрости Бога.

На земле есть два вида правления: одно, с которым человек не имеет прямого отношения, другое, в котором он непосредственно заинтересован. Первое из них относится к делам Бога, Его управлению и контролю над этими делами; второе – к моральному управлению, в котором человек становится агентом. Между ними есть очень разительная разница, и сравнение, безусловно, не делает чести человеку; и как бы он ни был расположен хвастаться своим интеллектом, когда он размышляет, он будет чувствовать себя так же, как Иов, когда он сказал: (xlii. 6.) «Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

В правлении Бога есть совершенный порядок, гармония, красота, великолепие и величие; в правлении человека – смятение, беспорядок, нестабильность, нищета, разногласие и смерть. В первом проявляются самая совершенная мудрость и сила; во втором – невежество, глупость и слабость. Первое отображает понимание, свет, славу, благодеяние и интеллект Бога; второе – глупость, ничтожество, тьму и некомпетентность человека. Созерцание первого возвышает ум, расширяет возможности, производит благодарные размышления и наполняет ум удивлением, восхищением и оживляющими надеждами; созерцание второго производит сомнение, недоверие и неуверенность и наполняет ум мрачными опасениями. Одним словом, одно – дело Бога, а другое – человека.

Чтобы представить эту тему в ясном свете, я кратко укажу на некоторые основные черты двух правительств.

Итак, первое – это то, над чем Бог имеет исключительный контроль, например, над небесами и землей, ибо «Он правит на небесах вверху и на земле внизу». Здесь, возможно, стоит сказать несколько слов о Его моральном правлении на небесах. Все, что мы можем узнать об этом, очень несовершенно изложено в Писании. Однако, кажется, что все было в совершенном порядке, ибо «Он сказал и сказал: да будет свет, и стал свет; и отделил Он свет от тьмы». «Он сказал, и собралась вода, и явилась суша». И при сотворении рыб, птиц, зверей, пресмыкающихся и человека это было сделано в советах Божьих. Слово было: сделаем это, и это было сделано. Тогда, кажется, что это правление совершенно в своих действиях, ибо все поручения Бога выполняются с величайшей точностью и совершенством. Бог сказал, хаос услышал, и мир был сформирован.

Мы также видим, что преступление наказывается: когда сатана восстал, он был низвержен с небес, а вместе с ним и те, кто грешил.

Итак, здесь проявилась высшая мудрость и сила ее осуществления.

План искупления также был составлен тысячи лет назад. Пророки говорят об Иисусе как о «Агнце, закланном еще до сотворения мира». О будущей судьбе этой земли также говорится в пророчестве; о связывании сатаны; об уничтожении и искуплении мира; о его небесной судьбе; о том, что он станет как стеклянное море; о сошествии нового Иерусалима с небес; об уничтожении беззакония силой, действующей на небесах и связанной с силой на земле; и говорится о времени, когда Иоанн говорит: «Всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и в море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава и держава во веки веков». Откр. 5:13. Но я оставлю это пока и удовольствуюсь тем, что скажу по этому поводу, что в советах Божиих, в вечном мире, все это было понято: ибо если Он дал пророкам мудрость свидетельствовать об этом, то они получили свое знание от Него, и Он не мог передать того, чего не знал; но «ведомы Богу все дела Его от начала мира». Деяния 15:18. Таким образом, у Бога есть моральное правление на небесах, и именно развитие этого правления проявляется в делах творения; как говорит Павел: «Невидимое Его от создания мира через постигаемые творениями видимы, вечная сила Его и Божество» (Рим. 1:20).

Но когда мы говорим о небесах, мы подразумеваем также планетную систему; ибо мир и другие миры управляются принципами, независимыми от человека. Сила, которая заставляет эту землю вращаться вокруг своей оси и регулирует планеты в их суточном и годовом движении, находится вне контроля человека. Их вращения и сферы установлены Богом природы, и они так прекрасно устроены и прекрасно сбалансированы, что астроном может вычислить возвращение планеты за десятки лет вперед с величайшей точностью и аккуратностью. И кто может созерцать без восхищения эти колоссальные миры, катящиеся через необъятность пространства с такой удивительной скоростью, регулярно двигающиеся в своих заданных сферах, не сталкиваясь, и думать, что они делают это на протяжении тысяч лет. У нашей земли есть день и ночь, лето и зима, время сева и сбора урожая. Поэт вполне может сказать, что они…

«Провозглашайте вечно, как они сияют,

Рука, создавшая нас, божественна».

И здесь позвольте мне заметить, насколько это отличается от дел человека. Итак, мы видим силу Божию, проявленную в их сохранении и руководстве; но когда мы немного поразмыслим дальше, то увидим, что в то время как наша планетная система вращается в совершенном порядке вокруг солнца, есть и другие системы, которые совершают свои вращения вокруг своих солнц; и все они, наша система с ее центром и другие системы с их центрами, вращаются вокруг другого великого центра: и все они, и бесчисленные другие, столь же великие, изумительные и великолепные, вращаются вокруг другого, более великого, славного и блистательного, пока числа, великолепие и слава не затопляют мысль, мы вынуждены воскликнуть вместе с пророком: «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!» Римлянам 11. 33. Не обращаясь снова к движениям нашей земли и прекрасной регулярности и точности всей этой изящной машины, мы немного обратим внимание на творения, которые мы находим на земле. Создание, конструкция и приспособление каждого для его надлежащей сферы являются работой Бога; и все они контролируются Его мудростью и силой, независимо от человека. В строении птиц, зверей, рыб, рептилий, зерен, трав, растений и деревьев мы видим поразительное подтверждение этого факта. Независимо от того, в какую сторону мы обращаем наше внимание, проявляются тот же порядок и разум. Рыбы в своей организации особенно приспособлены к своей надлежащей стихии; птицы и звери к своей; земноводные животные к своей. Прекрасно организованный механизм их тел; их кости, мышцы, кожа, перья, чешуя или волосы; формирование их тел, их образ жизни, вместе с характером их пищи и их особая адаптация к различным стихиям и климатам, которые они занимают, – все это многочисленные отмеченные свидетельства мастерства, предусмотрительности, интеллекта и силы. Мы здесь отметим несколько примеров. Погрузите птицу, зверя или человека в воду и оставьте их там, и они вскоре умрут; вытащите рыбу из воды, и наступит смерть; тем не менее, все они счастливы и движутся с совершенным удовольствием в своих надлежащих сферах. Поднимите человека, зверя или рыбу в воздух и позвольте им упасть, и они будут избиты до смерти; но птица, с ее крыльями, легкими костями и хрупким телом, особенно приспособлена к воздушной стихии, в которой она движется, и чувствует себя совершенно как дома; в то время как животные и люди чувствуют себя так же на земле. Опять же, их привычки, пища, покровы или покрытия, пищеварительные способности и организация их систем – все это особенно приспособлено к их различным ситуациям. Тот же принцип развивается в их расположении и положении на земле. Те, кто обитает в южном климате, особенно приспособлены к этой ситуации, тогда как те, кто обитает в северном, в равной степени приспособлены к своим условиям.

Отправьте оленей и белых медведей в жаркую зону, и они окажутся вне своей широты и, вероятно, погибнут. Переместите слона, льва или тигра в Исландию или Гренландию и предоставьте их самим себе, и они неизбежно погибнут.

Мы на мгновение обратим внимание на конструкцию их систем. Каждая из них обладает мускульной силой или ловкостью, в зависимости от ее положения, потребностей или опасностей, и во всех творениях Бога есть красота, симметрия и совершенство, которые сбивают с толку и бросают вызов человеческому интеллекту, чтобы их скопировать. Художник считается талантливым, если он может создать после многих лет тяжелого труда поразительное подобие любой из этих вещей, либо на холсте, либо в мраморе. Но когда он это сделал, это всего лишь мертвый контур; удалите немного краски или разорвите холст, и его красота будет разрушена; сломайте руку статуи, и мы не увидим ничего, кроме изуродованного камня. Но возьмите, например, человека и снимите с него кожу, все еще будет порядок и красота; удалите плоть, все еще останется мастерство и умение, а также кости, плоть, мышцы, артерии и вены, нервы и легкие, не забывая при этом изысканную тонкость чувствительных органов, демонстрирующих мастерство, предусмотрительность, мудрость и силу, настолько же превосходящие человеческие, насколько небеса выше земли.

Мы видим силу, мудрость и правление Бога, проявленные в удивительной силе некоторых из самых крупных животных; а также в тонкости и изяществе устройства более мелких. И пока мы восхищаемся колоссальной силой слона, мы в равной степени поражены тонкостью, изяществом и красотой некоторых из более мелких насекомых. Предвидение и интеллект Бога в равной степени проявляются в расположении костей, мышц, артерий и пищеварительных органов самых маленьких животных, как и в строении лошади, носорога, слона или кита. Я мог бы коснуться организации растений, трав, деревьев и плодов; их различных составов, способов питания, способов размножения своего вида и т. д.; но на эту тему уже достаточно было сказано. Это то, о чем никто не будет спорить; иудей и язычник, черный и белый, христианин и язычник, философ и глупец – все имеют одну веру по этому вопросу.

Я кратко коснулся этого вопроса с целью ясно показать глупость и слабость человека; ибо куда бы мы ни обратили свое внимание, мы видим силу, мудрость, предвидение, порядок, предусмотрительность, красоту, величие и великолепие.

Это дела Божии, и они показывают Его мастерство, мастерство, славу и интеллект. Они отражают Его божественную силу и показывают в несомненных чертах мудрость Его правления и порядок, который преобладает в той части творения, над которой Он имеет исключительный и неограниченный контроль.

Мы можем очень ясно осознать, что то, что сделал Бог, сделано правильно. Оно не управляется нестабильностью и беспорядком, но продолжается из вечности в вечность, чтобы нести на себе печать Иеговы.

Глава 2.

Правительство Человека.

Теперь мы немного обратим внимание на управление человеком и посмотрим, как это будет соотноситься с предыдущим, ибо человек стоит во главе этого прекрасного творения; он наделен интеллектом и способностью к совершенствованию; он поставлен как моральный агент и имеет в руках материалы для работы, творения своего Отца как образец, поведение многих низших созданий как пример – и мог бы сделать землю садом, раем, местом непрерывного счастья и блаженства, небесами внизу. И если бы Бог не делегировал человеку это моральное агентство и власть и таким образом не дал ему привилегию, отчасти, быть арбитром своей собственной судьбы, таковой она была бы и по сей день, как Эдем, из которого он был изгнан из-за своего преступления. Ибо он все отдал в свою власть и был сделан господином творения. Звери, птицы, рыбы и дичь были отданы под его контроль; земля давала ему достаточно для удовлетворения его потребностей и изобиловала фруктами, зерном, травами, цветами и деревьями, как для утоления его голода, так и для удовольствия зрения, вкуса и обоняния. Поля колыхались от изобилия и давали вечный урожай. Фрукты цвели во всех своих сочных разновидностях, чтобы удовлетворить его самые обширные желания. Цветы во всей своей радости, красоте и богатстве радовали глаз; в то время как их богатый аромат наполнял воздух благоухающими духами. Пернатые племена со всем своим великолепным оперением и разнообразием песен радовали глаз, а также очаровывали и очаровывали слух. Лошадь, корова и другие животные были там, чтобы способствовать его счастью, удовлетворять его потребности и делать его удобным и счастливым. Все они находились под его контролем, чтобы способствовать его счастью и комфорту, удовлетворять его самые обширные желания и добавлять ему удовольствия; но со всеми этими привилегиями каково его положение?

Имея в пределах досягаемости небесные благословения, он низвергся на самую грань ада и оказался в состоянии нищеты, смятения и горя. Он нашел землю Эдемом – раем; он наполнил ее несчастьем и горем и сделал ее сравнительно воющей пустыней. И давайте не будем винить одного Адама за это положение вещей; ибо после его изгнания из Рая земля была достаточно плодородной, чтобы удовлетворить все желания человека при умеренном труде, и является таковой в настоящее время, если бы не существующий хаос, и если бы люди были правильно размещены, а ее ресурсы развивались. Но об этом подробнее позже.

Сейчас мы рассмотрим некоторые из этих зол, а затем укажем их причину и средство от них.

Мы видим, что мир расколот и разделен на разные нации, имеющие разные интересы и разные цели; с их религиозными и политическими взглядами, столь же непохожими, как свет и тьма, все время завидующими друг другу и следящими друг за другом, как множество воров; и что человек в наши дни (и так было на протяжении веков) считается величайшим государственным деятелем, который с помощью законодательства или дипломатии может заключить наиболее выгодное соглашение с другими нациями или принудить их обстоятельствами к мерам, которые были бы на пользу нации, с которой он связан. Независимо от того, насколько это может быть вредно для соответствующей нации или наций, мера, которая дала бы его нации преимущество, может ввергнуть другую в непоправимое несчастье, в то время как нет никого, кто мог бы выступить в качестве отца и родителя целого, и Бог потерян из виду. Чего только не сделала частная амбиция человека, чтобы удовлетворить его жаждущее желание приобретения территории и богатства, и того, что ложно называется честью и славой?

Эти частные, резкие интересы держали мир в постоянном брожении и волнении с самого начала и до настоящего времени; и история мира – это история подъема и падения наций – войн, волнений и кровопролития – обезлюдевших наций и опустошенных городов. Резня, разрушение и смерть прошли по земле, демонстрируя свои ужасные формы во всех своих трупных формах, как будто они были единственными законными владельцами. Смертельная ревность, дьявольская ненависть, смертельная схватка и предсмертные стоны заполнили землю, и наши бастионы, наши хроники, наши истории – все свидетельствуют об этом; и даже наши самые великолепные картины, гравюры и скульптуры являются живыми мемориалами кровопролития, резни и разрушения. Вместо того чтобы воздавать почести тем, кто стремился содействовать счастью, миру и благополучию человеческой семьи, и сосредоточивать в этом величие, больше всего почитались те, кто приносил больше всего страданий и страданий, то есть были грабителями, разорителями и убийцами.

И откуда все это? Пусть апостол Иаков ответит: «Откуда у вас войны и распри? Не отсюда ли, от похотей ваших, воюющих в членах ваших? Желаете, и не имеете; убиваете и желаете иметь, и не можете получить; препираетесь и враждуете, и не имеете, потому что не просите; просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших похотей». Иакова 4. 1-3. Здесь, очевидно, недостаток той совершенной мудрости, того морального и физического контроля, той родительской власти, которая уравновешивает вселенную и направляет различные планеты. Ибо если бы там проявились то же безрассудство, эгоизм, индивидуальность и национальность, то мы увидели бы самую дикую путаницу.

Человек вступил в контакт с человеком, морально, физически, религиозно и национально, с момента основания земли. Если бы дела Божьи сделали это, какой бы переполох и разрушение были в необъятности пространства! Вместо порядка, который преобладает сейчас, человек иногда замерзал бы насмерть, а иногда сгорал бы; один или два сезона нерегулярности, даже в климате, опустошили бы землю. Но что, если бы планеты, независимо от силы, которой они управляются, дико мчались через пространство и с их могучим импульсом обрушились бы друг на друга? «Какие ужасные последствия последовали бы». Были бы «система за системой разрушены, и мир за миром». Какие ужасные разрушения и крушения! Мы читали о землетрясениях, уничтожающих страны, о войнах, опустошающих народы, о вулканах, поражающих города, и об империях в руинах; но что было бы зияющим землетрясением, ревом вулкана, лязгом оружия или бедствием нации по сравнению с такой сценой? Система была бы разрушена системой; планета безумно устремилась бы на планету; миры с их обитателями были бы уничтожены, а творения рассыпались бы в руины. Воистину, произошла бы война планет, «крушение материи и крах миров». Это, действительно, были бы ужасные результаты, и они ясно показывали бы разницу между прекрасным порядком Божьей работы и смятением и беспорядком человеческой. Божья работа совершенна – человеческая несовершенна. Первое – это правление Бога, а второе – человека.

Мы замечаем ту же самую небрежность в устройстве городов и наций. У нас есть большие города, вмещающие огромное количество людей, запертых, как в одной большой тюрьме, вдыхающих зловонный, нездоровый воздух, пропитанный тысячью смертельных ядов; миллионы из которых, в сырых подвалах, одиноких чердаках и запертых углах, влачат жалкое существование, и их бледные лица, изможденные лица и взгляды слишком ясно говорят об их несчастье и жалости. Вырождающаяся, болезненная, хилая раса идет по их стопам, наследуя несчастье и горе своих отцов.

Если мы обратим внимание на положение европейских народов в настоящее время, то увидим, что земля обременена избыточным населением и стонет под ее обитателями, в то время как величайшее трудолюбие, упорство, экономия и забота недостаточны для удовлетворения насущных потребностей природы. И так страшно это преобладает во многих местах, что родители боятся исполнять первый великий закон Божий: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю»; и отчаянными обстоятельствами почти принуждены к противоестественному желанию не размножать свой род; в то время как, развращенные соответствующей развращенностью, царящей среди народов, они оказываются прибегающими к самоубийственным мерам, чтобы помешать в противном случае многочисленному потомству увеличить несчастья своего отца и унаследовать его несчастья. И все же, пока это так, существуют огромные районы плодородной почвы, охватывающие миллионы квадратных миль, населенные лишь немногими необразованными дикарями или лесными зверями; и такова страсть человека, что во многих районах страны, которые когда-то были резиденциями самых могущественных империй и где процветали самые могущественные нации, нет ничего, кроме запустения и дикости. Таковы Ниневия и Вавилон на Азиатском континенте; и Отолум, и многие другие, открытые Стивенсом и Катервудом в Центральной Америке; и недавно обнаруженные руины – не имеющие себе равных в старом мире – немного выше головы Калифорнийского залива. Не только их города, но и их земли опустошены, покинуты и заброшены, и то же самое зло, которое когда-то существовало там, перенесено на другую почву, все это ясно говорит о том, что нам нужен великий, управляющий, правящий принцип, который регулировал бы дела мира и помогал бедному, слабому, заблудшему человечеству.

Опять же, если мы рассмотрим некоторые детали этих зол, мы яснее увидим важность и необходимость перемен. Почти треть, говоря в общих чертах, жителей земли занимаются призванием, которое было бы совершенно бесполезным, если бы мир был приведен в порядок.

Если бы люди и народы, вместо того, чтобы управляться своими необузданными страстями, алчными желаниями и амбициозными мотивами, управлялись чистыми принципами филантропии, добродетели, чистоты, справедливости и чести и находились бы под руководством отеческой и разумной головы, направляемой той мудростью, которая управляет вселенной и регулирует движения планетарных систем, не было бы нужды в стольких армиях, флотах и полицейских предписаниях, которые сейчас необходимы для защиты этих нескольких народов от агрессии друг друга и внутренних распрей. Пусть кто-нибудь исследует положение только Европы, и он найдет это утверждение полностью подтвержденным. Посмотрите на армии и флоты Франции и Англии; и на смятение Германии, а также Австрии, Турции, России и Испании, не говоря уже о многих более мелких странах, и пусть их армии, их флоты и полиция будут собраны вместе, и какое обильное множество людей там будет. Их было бы достаточно, чтобы создать одну из самых больших стран в мире! И что они делают? Если использовать самое мягкое выражение, они следят друг за другом, как человек следит за вором из страха быть обманутым, ограбленным или убитым; но в целом разгуливают, как мировые бандиты, грабя, грабя и совершая нападения друг на друга; и если у них есть мир, то они обретают его мечом; и если им мешают агрессии и войне, то это, как правило, не потому, что они руководствуются справедливыми или добродетельными принципами, а потому, что они боятся, что агрессия может привести к заговорам против них, которые приведут к их ниспровержению и гибели.

В одном только городе Париже в настоящее время и его ближайших окрестностях насчитывается сто тысяч солдат, помимо полиции в очень большом количестве, не говоря уже об огромном количестве таможенных чиновников и других. Предположим, мы добавим к этому их семьи, где они есть, а где нет, обратите внимание на огромное количество проституции, нищеты, унижения и позора, которые производит такое неестественное положение вещей. Я привожу вышеизложенное как пример всего, но сюда не включены флоты. Я снова говорю: что все они делают? Они не выращивают зерно, чтобы удовлетворить потребности людей, и не заняты никаким полезным занятием; но они должны жить, и их потребности должны удовлетворяться продуктами труда других. Для достижения этого необходимо огромное количество законов, и вместо того, чтобы иметь одно правительство справедливости и повинующийся мир, у нас есть десятки правительств, все из которых должны поддерживаться в королевской пышности, чтобы быть равными своим соседним народам; и все это великолепие и национальная гордость должны поддерживаться трудом народа. Опять же, все эти законодательные органы должны предоставлять огромные массы людей в виде таможенных, акцизных и полицейских чиновников для осуществления своих замыслов, все из которых, а также их семьи, помогают увеличивать бремя, пока оно не станет невыносимым. Это, вместе с неестественным состоянием общества, о котором упоминалось ранее в отношении положения жителей городов и стран, погружает миллионы людей в состояние безнадежной нищеты, несчастья и разорения, поскольку они стонут под всеми этими безнадежными тяготами, не имея достаточно земли для обработки, чтобы удовлетворить свои потребности, и поскольку естественные средства недостаточны, они вынуждены прибегать к тем, которые неестественны. Следовательно, в Англии подавляющее большинство жителей превращены в рабов, фактически для удовлетворения потребностей большей части мира, и вынуждены быть их рабочими. Тысячи из них замурованы в огромных фабриках, немного меньше тюрем, стонут под изнурительным, тошнотворным, нездоровым трудом; лишенные свободного, здорового воздуха; слабые и истощенные, не имеющие достаточного количества необходимых для жизни вещей. Тысячи других с утра до ночи замурованы в ямах, отрезанные от дневного света, птичьего пения и красоты природы, болезненные и слабые, во многих случаях из-за недостатка пищи; и все же, посреди их нищеты, уныния и несчастья, вы иногда будете слышать, как они пытаются петь в своих темницах и тюрьмах, ломаными, умирающими голосами,

«Британцы никогда не будут рабами».

Я приведу здесь в качестве примера один металлургический завод, который я недавно посетил в Уэльсе. Один из владельцев сообщил мне, что они наняли пятнадцать тысяч человек и платили им 5000 фунтов стерлингов в неделю. Большинство из этих людей трудились под землей, в шахтах, выкапывая железную руду и уголь; остальные были заняты в основном у печей, на прокатке железа и т. д., на тяжелой, трудоемкой, изнурительной работе. И на кого они трудились? В основном на американцев и русских, в то время, чтобы снабжать их железнодорожным железом. И что они получали за свой труд? Богатства этих стран? Нет. 5000 фунтов стерлингов в неделю примерно на пятнадцать тысяч человек. Я предполагаю, однако, что некоторые из них были мальчиками и девочками. Средняя заработная плата мужчин составляла от десяти до двенадцати шиллингов в неделю. И это их плата за этот труд; и все же хозяева не виноваты, насколько я могу судить, поскольку они принуждены к такому положению вещей конкуренцией и неестественным, искусственным состоянием общества. Если бы они этого не делали, их рабочие были бы безработными и в десять раз хуже, если бы это было возможно, чем сейчас. В штате Пенсильвания, в Америке, где железные дороги проходят через угольные и железные рудники, они оставляют их нетронутыми и приезжают в Англию за железом, чтобы сделать рельсы, которое они не могут себе позволить делать дома из-за более высокой заработной платы и выхода в общество, что не позволяет им быть принужденными к рабству. Если бы мир был правильным, работа выполнялась бы там, а не здесь, и труд по перевозке был бы сэкономлен.

Положение крестьян и рабочих во Франции, Германии, Пруссии, Австрии и России, и, фактически, я могу сказать, в Европе в целом, даже хуже, чем положение того же класса в Англии; и куда бы мы ни обратили свое внимание, мы не видим ничего, кроме нищеты, страданий, несчастий и беспорядка; ибо если люди не следуют добру и добродетели, то они обычно следуют злу. Когда нации и правители устанавливают образец, они обычно находят множество людей, которые следуют их примеру; поэтому алчность, мошенничество, грабежи, кровопролитие и убийства преобладают в пугающих масштабах. Если нация алчна, человек думает, что он может быть таким же; если нация совершает мошенничество, это одобряет его действия в малой степени; и если нация занимается массовым грабежом, человек не видит неуместности делать это в розницу; если сильная нация угнетает слабую, он не видит, почему он не может иметь ту же привилегию; Коррупция следует за коррупцией, а мошенничество следует по пятам за мошенничеством, и все эти благородные, честные, добродетельные принципы, которые должны управлять людьми, теряются из виду, и мошенничество и обман свирепствуют по всему миру. Благополучие, счастье, возвышение и слава человека приносятся в жертву амбициям, гордыне, алчности и похотливости. Таким образом, нации ниспровергаются, королевства разрушаются, общины распадаются, семьи становятся несчастными, а личности гибнут. Я мог бы подробно остановиться на преступлениях, мерзостях, похотях и разврате, существующих во многих наших крупных городах, но я оставлю эту тему и закончу высказываниями пророка Исайи, который в пророческом видении наблюдал эту сцену: «Вот, Господь опустошает землю, делает ее бесплодной, извращает ее и рассеивает живущих на ней… И осквернена земля под живущими на ней, ибо они преступили законы, изменили уставы и нарушили вечный завет. За то проклятие поедает землю, и несут наказание живущие на ней» (Исайя XXIV. 1, 5 и 6).

Беззаконие всех видов идет рука об руку; порок во всех своих тошнотворных и отвратительных формах процветает во дворце, в городе, в хижине; разврат, коррупция, распутство и мерзости царят повсюду, и человек, который когда-то гордо стоял во весь рост по образу своего Создателя, чистый, добродетельный, святой и благородный, испорчен, слаб, безнравственн и деградировал; а земля, которая когда-то была садом, не только произрастает терниями и колючками, но и фактически «осквернена под живущими на ней».

Те великие национальные бедствия, о которых я говорил, в настоящее время кажутся недостижимыми для человеческого вмешательства, законодательства или контроля. Это болезни, которые рождались веками; которые проникли в жизненно важные органы всех институтов, религиозных и политических; которые низвергли силы и энергию всех политических тел и заставили мир стонать под ними, ибо это зло, которое существует в церкви и государстве, дома и за рубежом; среди иудеев и язычников, христиан, язычников и магометан; королей, князей, придворных и крестьян; подобно смертоносному самуну, они парализовали энергию, сломили дух, затухли предпринимательство, развратили мораль и сокрушили надежды мира.

Тысячи людей желали бы делать добро, если бы только знали как; но они не видят основы и масштаба зла, а давно устоявшиеся мнения, обычаи и доктрины ослепляют их глаза и подавляют их энергию. И если немногие увидят зло и попытаются найти средство, что представляют собой эти немногие в противовес взглядам, силе, влиянию и развращенности мира?

Никакая сила по эту сторону небес не может исправить зло. Это мир, который выродился, и нужен Бог, чтобы исправить его.

Глава 3.

О несостоятельности средств, употребляемых человеком для возрождения мира.

В этой главе я хочу показать несостоятельность средств, используемых человеком для достижения целей Божьих – установления Его Царства, или Тысячелетнего правления.

Итак, если должно быть установлено Царство Божие, то оно должно быть установлено Богом. Он должен быть не только его создателем, но и управляющим, и любые средства, не являющиеся таковыми, не достигнут цели, намеченной для него.

Великие бедствия, существующие ныне в мире, являются следствием отступления человека от Бога. Это привело к такому вырождению и слабоумию, и только возвращение к Богу и возвращение к Богу может принести возмещение.

Бог дал человеку моральное агентство, как главе мира, под его началом. Человек узурпировал исключительную власть и взял на себя царствование и управление без Бога. Естественным следствием этого является то, что мы унаследовали все зло, о котором я говорил, и ничто, кроме мудрости, благости, силы и сострадания Бога, не может избавить нас от него, вернуть земле ее первозданное совершенство и снова дать человеку те благословения, которых он лишился из-за своего преступления. Императоры, короли, принцы, властители, государственные деятели, философы и церкви веками пытались добиться такого положения вещей; но все они явно потерпели неудачу, не черпая свою мудрость из надлежащего источника. И все человеческие средства, используемые в настоящее время для улучшения состояния мира, должны потерпеть неудачу, как и все человеческие средства всегда терпели неудачу.

Некоторые полагают, что влияние христианства, как оно проповедуется и осуществляется сейчас, принесет тысячелетнее царство мира. Мы кратко рассмотрим этот вопрос.

Во-первых, мы возьмем Греческую и Католическую церкви такими, какими они существовали веками, – не вдаваясь в их учения, будь они правильными или неправильными, – поскольку они образуют две из крупнейших ветвей христианской церкви. Они в той или иной степени управляли большой частью Европы в разное время; и каково положение людей и народов, где они господствовали? Мы отметили последствия и уже кратко коснулись зла, царящего в этих странах; и если Греция и Россия или любая другая страна, где господствовала Греческая церковь, являются ярким примером влияния этой церкви, у нас очень мало надежд на то, что если бы эта религия была более широко распространена или расширена, то результаты были бы более полезными, поскольку если она не смогла улучшить положение нескольких народов, она обязательно не смогла бы принести пользу земле, если бы распространилась на нее. Мы также не обратимся с какими-либо лучшими перспективами к католической религии. Какую пользу она принесла народам, где она преобладала больше всего? Было ли меньше войн, меньше враждебности, меньше резни, меньше зла любого рода под ее империей? Нельзя сказать, что она была парализована в своем развитии или в своих действиях. Она имела полное влияние в Испании, Риме и большой части Италии, во Франции и Мексике в течение поколений, не говоря уже о многих меньших государствах. Увеличила ли она счастье этих народов мира? Мне нет нужды ссылаться здесь на историю вальденсов, альбигойцев и гугенотов, на историю крестовых походов, в которых участвовало так много христианских королей; или на несчастные разногласия, войны и волнения, кровопролитие и резню, которые существовали среди этих людей, поскольку их история хорошо известна. И нынешнее положение как греческой, так и римской церквей представляет собой зрелище, которое совсем не обнадеживает, чтобы заставить нас надеяться, что если бы мир находился под их влиянием, наступило бы тысячелетнее царство мира и праведности.

И пусть никто не говорит, что эти церкви не имели справедливой возможности развиваться, поскольку их религия преобладала и лелеялась в этих странах. Они имели всеобщее влияние в разное время на протяжении поколений. Короли, советы и законодательные органы были католическими или греческими. В Риме верховным правителем был Папа, а также некоторое время в Ломбардии, Равенне и других государствах. В Греции главой церкви является Патриарх Константинопольский, а в России – Император.

Но, мне кажется, я слышу, как протестанты говорят: мы полностью согласны с вами до сих пор, но мы поставили христианство на другую основу. Давайте рассмотрим этот вопрос на мгновение.

Естественно, последует вопрос: что сделали для мира реформации Кальвина, Лютера и других реформаторов? Мы можем заметить, что Дания, Швеция, Пруссия, с большой частью Германии, Голландии и Швейцарии, а также Англия и Соединенные Штаты являются протестантскими. Что мы можем сказать о них? Что они являются частью неорганизованного мира и проявили те же несчастные наклонности, что и другие части. Реформа не изменила их наклонностей или обстоятельств. Мы видим среди них проявление тех же амбициозных, жадных, безрассудных наклонностей, и, следовательно, тех же войн, кровопролития, нищеты, страданий и бедствий; и миллионы человеческих существ были принесены в жертву их гордыне, амбициям и алчности, жажде национальной славы и славы.

Реформация Церкви Англии – это что угодно, но только не заслуга этой церкви. Я имею в виду Генриха VIII и нерешительный курс, избранный некоторыми из ее ранних реформаторов; и преследование ею тех, кто противостоял ей в религиозной вере.

Я мог бы здесь сослаться на религиозную нетерпимость Кальвина Женевского, Нокса Шотландского и других реформаторов; но, поскольку это всего лишь отдельные случаи, я их обхожу стороной. Если мы посмотрим на христианские нации в целом, то увидим поистине плачевную картину, жалкий портрет бедного, выродившегося, падшего человечества. Мы видим христианские нации, выстроившиеся против христианских наций в битве, и христианские служители каждой христианской нации призывают Бога христиан дать им победу над их врагами! Христиане! и поклонники одного и того же Бога!!

Таким образом, христианская Англия была настроена против христианской Франции; христианская Россия против христианской Пруссии; христианская Испания против христианской Голландии; христианская Австрия против христианской Венгрии; христианская Англия против христианских Соединенных Штатов; и христианские Соединенные Штаты против христианской Мексики. Не говоря уже о бесчисленных агрессиях и завоеваниях некоторых крупных стран, не только против их христианских братьев, но и против других стран земли.

До того, как эти несколько наций вступили в свои войны, их служители вознесли свои молитвы одному и тому же Богу; и если бы Он был так же увлечен, как они, и услышал их молитвы, они бы давно были уничтожены, а христианский мир обезлюдел. После их молитв они встретились в смертельной схватке; враг устремился на врага со смертоносной энергией, и за боевым кличем, лязгом оружия и грохотом пушек последовали предсмертные стоны, сломанные конечности, резня, кровь и смерть; и невыразимые страдания и бедствия, опустевшие очаги, одинокие вдовы и дети без отцов. И все же это все христианские нации, христианские братья, поклоняющиеся одному и тому же Богу. Христианство преобладало более или менее в течение восемнадцати столетий. Если бы оно все еще продолжалось и распространилось по миру в его нынешнем виде, чего бы оно достигло? Искупления и возрождения мира? Нет, воистину. Его самые стойкие сторонники и самые рьяные защитники сказали бы: нет. Ибо одинаковые причины всегда производят одинаковые следствия: и если он не смог возродить народы, где он имел полную власть в течение поколений, он обязательно должен потерпеть неудачу в возрождении мира. Если он потерпел неудачу в малом, как он может совершить большое?

Некоторые евангелические церкви и современные реформаторы скажут мне, что вышесказанное не является христианством; это лишь форма, а не дух и жизнь. Но это национальное христианство; и мы говорим о нациях – мире и его искуплении. Но чтобы они не сочли меня несправедливым в этом заявлении, я кратко рассмотрю их позицию. Какая из сект или партий является хорошей, евангельской и чистой? Церковь Англии, методисты, пресвитериане, независимые, баптисты, универсалисты или какая из сотен сект, наводняющих христианский мир? Ибо они не согласны; между ними существует столько же несчастных различий, сколько и между нациями. Конечно, у них нет власти действовать на национальном уровне; но, как у отдельных сект, между ними столько же злобы, разногласий, разделений и раздоров, как и между любыми другими народами. Есть секта против секты; партия против партии; полемическое эссе против полемического эссе; дискуссия за дискуссией; и резкие слова, горькие чувства, гневные споры, препирательства, ненависть и злоба преобладают в пугающей степени: и во многих случаях достаточно, чтобы член даже одной семьи придерживался иных религиозных убеждений, какими бы честными они ни были, чтобы повлечь за собой его изгнание из семьи.

На самом деле, если мы посмотрим на христианство, как оно представлено в евангелических обществах Англии и Соединенных Штатов, где протестантизм бесконтрольно правит, что мы увидим? Ничего, кроме азартной игры, где тысячи мнений отвлекают людей, каждый из которых требует своей особой формы поклонения и, подобно афинянам, цепляется с упорством за своего любимого бога, независимо от того, насколько абсурдны или смешны его претензии. Я бы заметил, однако, как в отношении католиков, так и протестантов, что есть много хорошего, связанного с обеими их системами, в учении о морали, добродетели, вере в Бога и нашего Господа Иисуса Христа; что есть тысячи искренних, честных, добрых и добродетельных людей среди них, как и среди народов; что эти пороки были порождением веков. «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина».

Здесь нет необходимости говорить что-либо о миссионерских обществах, трактатных обществах и евангельских обществах; ибо если источник нечист, то и поток должен быть нечистым; если дерево плохое, то и плод будет плохим. Конечно, это похвальная цель – распространять Библию и всю полезную информацию и делать добро, насколько это возможно; но говорить об этом как о евангелизации мира – глупость.

Теперь мы на короткое время обратим внимание на другое общество, которое было недавно образовано в Европе, называемое «Обществом мира», и которое недавно провело несколько конгрессов в Лондоне, Берлине и других местах с представителями многих европейских стран и Соединенных Штатов. Их цель – улучшить положение дел в мире и добиться всеобщего мира; но, при всем уважении к их чувствам и горячем желании, чтобы такое счастливое событие могло быть осуществлено, я должен попросить разрешения не согласиться с ними в их взглядах. Мир – это желанная вещь; это дар Божий и величайший дар, который Бог может даровать смертным. Что может быть желательнее мира? Мир в странах, мир в городах, мир в семьях. Подобно мягкому шелесту зефира, его успокаивающее влияние успокаивает лоб забот, осушает глаза печали и изгоняет неприятности из груди; и пусть это будет испытано всеми, и это изгонит печаль из мира и сделает эту землю раем. Но мир – это дар Божий. Иисус сказал своим ученикам: «Мир оставляю вам, мир Мой даю вам, не так, как мир дает, Я даю вам». Иоанна 14. 27. Моральное убеждение всегда хорошо и самое счастливое, что может использовать человек; но без вмешательства Бога оно будет бесполезным.

Народы мира развратились перед Богом, и мы не в состоянии управляться этими принципами без возрождения. Если бы они были чисты и жили в страхе Божьем, это было бы другое дело; но мир в настоящее время не создан из надлежащих материалов, чтобы подчиниться вмешательству конгресса, подобного тому, что установлено сейчас. Материалы не будут сочетаться, и никакая сила, кроме силы Божьей, не может этого сделать. Мы проникли в ступни и пальцы ног национального образа Даниила; они состоят из железа и глины, которые не смешиваются; между телами нет химического сродства. Как и в прошлых поколениях, сильные народы чувствуют себя независимыми и способными заботиться о своих собственных делах; и если слабые объединяются, то это для того, чтобы защитить себя от сильных. Принципы агрессии и защиты по-прежнему правят в человеческом лоне так же сильно, как и всегда. Мир сейчас такой же воинственный, как и всегда, и полон смятения и неопределенности.

Настроения наций, королей, правителей и людей одинаковы. Последние революции в Европе и нынешнее неопределенное положение политических дел являются очевидным доказательством этого. Политическая атмосфера европейских наций полна огня, и нужно только поджечь его, чтобы все вспыхнуло одним общим пламенем. Говорите о мире! война в советах и кабинетах, неуверенность и недоверие к императорам, королям, президентам и принцам; война в церквях, клубах, заговорах и партиях, которые теперь отвлекают мир. Об этом шепчут на полуночных собраниях и провозглашают средь бела дня. Тот же дух проникает в социальный круг и разбивает семьи: отец восстает против сына, а сын против отца; мать против дочери, а дочь против матери; и брат против брата; он торжествующе председательствует на собраниях «Общества мира» и распространяет там смятение, раздор и разделение. Моральное, смертоносное зло проникло во весь мир, и ему нужно более мощное восстанавливающее средство, чем то, которое предлагается для улучшения его состояния. Если корень зла не искоренен, напрасно мы регулируем ветви; если источник нечист, напрасно мы пытаемся очистить потоки. Используемые средства не соответствуют намеченной цели, и, несмотря на все эти слабые, ничтожные усилия, мир будет продолжать оставаться в своем нынешнем болезненном состоянии, если не будет применено более мощное противоядие.

Другой принцип имеет много сторонников на европейском континенте в настоящее время; принцип социализма. Как и все остальное, он обладает различными фазами и отстаивался в своих различных ответвлениях Фурье, Робертом Оуэном, Кабе, Пьером Леру и Прудоном в Европе и Фанни Райт в Америке. Главной целью многих из этих людей является общность благ и собственности. Некоторые из них полностью отвергают христианство, а другие предоставляют каждому делать то, что им нравится; третьи придают ему небольшое значение. Я бы кратко заметил по первому из них, что если скептицизм должен быть основой счастья человека, мы будем в плохом положении, чтобы улучшить мир. Именно практическое неверие поставило мир в его нынешнее положение; насколько бесстыдное исповедание его приведет к восстановлению и счастью, я должен предоставить судить моим читателям. Именно наше отступление от Бога навлекло на нас все наши несчастья. Не очень разумно смягчать его, утверждая человечество в скептицизме. Я знаю, что в мире есть много того, что может вызвать сомнения и неопределенность в религиозных вопросах, и религиозные профессора должны за многое ответить; но есть очень существенная разница между религией Бога и Господа нашего Иисуса Христа и религией тех, кто исповедует Его имя.

Что касается коммунизма, абстрактно или на добровольном принципе, мы рассмотрим его кратко. Выберите несколько человек в Париже, Лондоне, Берлине или любом другом городе, связанных со всеми пороками и развратом этих городов, и организуйте их в сообщество. Сделает ли их простое перемещение из одного места в другое лучше? Конечно, нет. Если они были испорчены до этого, они будут такими после своего перемещения; и если они были несчастны до этого, они будут такими после. Это временное изменение не будет иметь значения; ибо люди, обладающие различными религиозными, политическими и моральными взглядами, никогда не смогут объединиться в гармонии. Трудности, которые существуют в мире в большом масштабе, будут существовать там в миниатюре; и хотя благоразумие, сдержанность и политика в меньших кругах могут действовать некоторое время, зло все еще будет существовать; и хотя оно может тлеть и сдерживаться, как вулкан, оно будет бушевать с большей яростью, когда вырвется наружу.

Я общался с некоторыми, которые, кажется, думают, что все, что необходимо для содействия счастью человека, это чтобы у него было достаточно еды и питья, и что через это оно будет достигнуто. Я признаю, что удобства и счастье людей в значительной степени увеличиваются этими вещами; но ставить их в качестве корня и основы неправильно. В нынешней ситуации в Европе, где так много жалкой нищеты, несчастья и страданий, неудивительно, что такие чувства должны иметь место. Но если мы бросим свой взгляд на мир, мы обнаружим, что несчастье не всегда связано с бедными: оно упивается церковью и государством; среди королей, властителей, принцев и правителей; оно следует за прибежищами распутников и развратников и во многих случаях терзает совесть министров; оно ездит с лордами и леди в их экипажах и колесницах и упивается в роскошных салонах и банкетных залах. Многие приятные лица скрывают больное сердце, и многие великолепные наряды скрывают смертоносного червя; ревность, разочарованные амбиции, разрушенные надежды, холодное пренебрежение и супружеская неверность создают много несчастных сердец; и ярость, зависть, злоба и убийство во многих случаях таятся под покровом помпезности, великолепия, компетентности или великолепия; не говоря уже о заботах, беспокойствах и хлопотах государственных чиновников в эти смутные времена. Если бы бедные знали положение многих из них в других обстоятельствах, они бы не завидовали их положению.

Опять же, если мы обратим внимание на положение некоторых южных и западных штатов Америки. У них изобилие еды и питья, их земли дают обильный урожай. Но делает ли это их счастливыми? Поистине, нет. Там существует то же самое ложное состояние общества; люди ужасно находятся под влиянием своих развращенных страстей; людей часто казнят по так называемому «закону Линча», без судьи или присяжных. Пистолет, охотничий нож, винтовка и кортик часто востребованы, и нищета и несчастье преобладают.

В Мексике, где они обладают одной из самых богатых стран в мире, целебным климатом, плодородной почвой, изобилующей также ценнейшими минеральными ресурсами, люди все же несчастны. Партизаны грабят путешественников, их улицы переполнены нищими; ее люди лишены смелости или энергии, и страна становится добычей любой нации, которая имеет алчность или силу угнетать ее. Священное Писание говорит, что «не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих»; и поскольку они не существуют таким образом, другое Писание рассказывает эту историю простыми словами, ибо оно говорит: «Где нет видения, там народ гибнет». Притчи XXIX. 18.

Есть также другая политическая партия, которая желает, посредством влияния законодательства и принуждения, уравнять мир. По меньшей мере, это разновидность грабежа; некоторым это может показаться почетным, но, тем не менее, это грабеж. Какое право имеет какой-либо частный человек силой отнимать собственность другого? Законы всех наций наказали бы такого человека как вора. Разве тысячи людей, занятых тем же делом, сделали бы это более почетным? Конечно, нет. И если бы нация сделала это, разве действия нации освятили бы неправедное деяние? Нет; алжирские пираты или арабские орды никогда не считались почетными из-за своей численности; и нация или нации, занимающиеся этим, только увеличили бы бандитов, но никогда не смогли бы освятить деяние. Я не буду здесь вдаваться в различные способы получения богатства; но просто заявлю, что любое несправедливое его приобретение должно быть наказано законом. Богатство, как правило, является представлением труда, усердия и таланта. Если один человек трудолюбив, предприимчив, усерден, осторожен и копит имущество, и его дети следуют по его стопам и накапливают богатство; а другой человек беспечен, расточителен и ленив, и его дети наследуют его бедность, я не могу себе представить, на каком принципе справедливости дети праздных и расточительных людей имеют право засовывать руки в карманы тех, кто усерден и осторожен, и грабить их кошельки. Пусть этот принцип существует, и вся энергия и предприимчивость будут подавлены. Люди будут бояться снова копить, чтобы их снова не ограбили. Трудолюбие и талант не будут иметь стимула, и неизбежно последуют смятение и разорение. Опять же, если вы отнимете у людей собственность без их согласия, естественным следствием будет то, что они попытаются вернуть ее при первой же возможности; и такое положение вещей только затопит мир кровью. Так что, если бы любая из этих мер была осуществлена, даже в соответствии с самыми оптимистичными надеждами сторон, они не только принесли бы несчастье другим, но и им самим; и уж точно они не принесли бы мира во всем мире.

Еще кое-что по этому поводу, и я это сделал. В Европе в последние годы наблюдается большая мания революций – сильное желание установить республиканское правительство; но позвольте мне здесь заметить, что форма правления не повлияет существенно на положение людей и не увеличит ресурсы страны. Если страна богата и процветает при монархии, она будет такой же и при республике, и наоборот. Если она бедна при одном строе, она будет такой и при другом. Если нации считают нужным изменить свою форму правления, они, конечно, имеют на это право; но думать, что это улучшит их положение и принесет счастье, – это полная ошибка. Счастье и мир – дары Божьи, и исходят от Него. Каждый вид правления имеет свои хорошие и плохие свойства. Рим был несчастлив как при королевском правлении, так и при республиканской форме. Карфаген как республика был не более счастлив, чем многие из его монархических современников; то же самое было с Коринфом, Голландией или Венецией; и республиканская Генуя не проявила ничего особенного в пользу этих принципов. Франция была несчастлива при своем императоре, она была несчастлива при своих королях и несчастлива как республика. Америка, возможно, является некоторым небольшим исключением из этого; но разница заключается не столько в ее правительстве, сколько в размерах ее страны, богатстве ее почвы и изобилии ее ресурсов; ибо, как я уже упоминал, «закон Линча» преобладает в пугающей степени на юге и западе. В штате Нью-Йорк, на востоке, есть толпы, нарисованные как индейцы, сопротивляющиеся должностным лицам закона и делающие это безнаказанно; и вызывает сомнение, будут ли лица, заплатившие за собственность, владеть ею или будут лишены ее своими арендаторами, не по закону, поскольку конституция и законы хороши, но на практике несовершенны из-за народного шума и насилия. Я имею в виду поместья Ван Ранселлера и других; и на западе – Джозефу и Хайраму Смитам, которые были убиты в тюрьме Карфагена без какой-либо компенсации, хотя их убийцы были известны государственным чиновникам; и жителям города численностью в десять тысяч человек, вместе с двадцатью тысячами других, в основном фермерами, рабочими и ремесленниками, занимавшими территорию шириной около десяти миль и длиной в тридцать, большая часть которой была хорошо возделана и принадлежала жителям, – которые все были вынуждены из-за постоянных преследований беззаконных толп покинуть страну, в которой они не могли получить защиты, и искать убежища в далеком пустынном доме, поскольку у правительства не было власти предоставить компенсацию.

Это просто безумие – думать, что смена правительства улучшит обстоятельства или увеличит ресурсы, когда весь мир стонет от коррупции. Если есть двадцать человек, у которых есть двадцать фунтов хлеба, которые нужно разделить между собой, не имеет большого значения, делится ли он на троих, на десять или на целое число, это не увеличит сумму. Я признаю, однако, что существуют вопиющие злоупотребления, из которых мы упомянули некоторые, связанные со всеми видами правительств, и много вещей, на которые можно справедливо жаловаться; но они возникают из-за порочности человека и коррумпированного и искусственного состояния общества. Устраните один набор правителей, и у вас останется только тот же материал, чтобы сделать другой; и даже если они так честно настроены, они окружены такой чередой обстоятельств, над которыми они не имеют контроля, что они не могут их исправить.

Часто бывает много волнений по этому поводу; и многие люди, не знающие об этих вещах, склонны полагать, что их ресурсы увеличатся, а их положение улучшится; но когда они обнаруживают, после многих раздоров, борьбы и кровопролития, что не идет дождь из хлеба, сыра и одежды; что это всего лишь смена людей, бумаг и пергамента, то естественным образом наступают огорчение и разочарование. Во всех правительствах есть много хорошего и много плохого; и я не пытаюсь здесь изобразить совершенное правительство, а хочу показать некоторые из зол, связанных с ними, и полную некомпетентность всех планов людей по восстановлению совершенного правительства; и поскольку все их планы потерпели неудачу, то они потерпят неудачу, ибо это дело Бога, а не человека. Нравственная деятельность человека без Бога полностью развилась; его слабость, злоба и испорченность поставили мир туда, где он находится: он может видеть, как в зеркале, свою некомпетентность и глупость, и ничто, кроме силы Бога, не может восстановить его.

Неудивительно, что существуют эти различные планы, поскольку мир находится в ужасном положении. Иисус пророчествовал об этом и сказал, что на земле будет «бедствие народов, недоумение, сердца людей изнемогают от страха и ожидания бедствий, грядущих на землю» (Лука XXI. 25, 26). Люди видят все это, и их сердца страшатся; смятение, беспорядок, нищета, кровь и разорение, кажется, смотрят им в лицо; и в отсутствие чего-то великого, благородного и великолепного, подходящего к крайней необходимости случая, они пробуют вышеупомянутые средства, как моряк, в отсутствие лодки, будет цепляться с упорством за любой плавающий обломок, чтобы спастись от водной могилы.

Нельзя винить людей и за попытки делать добро; это, безусловно, похвальная цель; и при всем эгоизме, амбициях и гордыне, связанных с вышеизложенным, следует признать, что в них много честности, искренности и честного рвения.

Есть очень много филантропов, которые с радостью улучшили бы положение людей и мира, если бы знали как. Но используемые средства несоизмеримы с целью; каждый слой общества испорчен и развращен. «Вся голова в язвах, и все сердце изнемогает». Наши системы, наша политика, наше законодательство, наше образование и философия – все это неправильно, и нас нельзя особенно винить, поскольку эти пороки были порождены веками. Наши отцы оставили Бога, его руководство, контроль и поддержку, и мы были предоставлены сами себе; и наше нынешнее положение является явным доказательством нашей некомпетентности в управлении; и наши прошлые неудачи делают очевидным, что любые будущие усилия с теми же средствами будут столь же бесполезны. Мир болен, и он требует мирового лекарства.

Глава IV.

Что такое человек? Какова его судьба и отношения с Богом?

Показав в предыдущих главах, что правление Бога совершенно там, где Он правит один, что правление человека несовершенно и внесло смятение и несчастье, и что планы людей неспособны восстановить мир для счастья и осуществления цели, для которой он был создан; теперь нам предстоит исследовать, каким образом это может быть и будет осуществлено; ибо есть время, о котором говорится в Писании, когда наступит царство праведности.

Итак, прежде всего мы исследуем, кто и что есть человек? и каково его предназначение, и каково его отношение к Богу? Ибо прежде, чем мы сможем правильно определить управление, необходимо будет выяснить природу существа, которым нужно управлять.

Что же тогда такое человек? Является ли он существом временным и земным, и когда он умирает, погружается ли он в забвение? Уничтожается ли он? Или у него есть дух, а также тело? Если первое имеет место, то только он имеет право управлять своими собственными делами, создавать свое собственное правительство и следовать тому курсу, который ему кажется хорошим; если нет, то случай другой. Я не хочу здесь вдаваться в философские рассуждения на эту тему, но, поскольку я пишу сейчас верующим в Библию, я ограничусь этим. Я заявлю, что человек есть вечное существо, состоящее из тела и духа: его дух существовал до того, как он пришел сюда; его тело существует с духом во времени, а после смерти дух существует без тела. В воскресении и тело, и дух в конце концов воссоединятся; и для того, чтобы стать совершенным человеком, требуются и тело, и дух, будь то во времени или в вечности.

Я знаю, что есть те, кто полагает, что дух человека появляется вместе с его телом, и что интеллект и дух организованы вместе с телом; но мы читаем, что когда Бог создал человека, он создал его из праха земного; он создал его по своему подобию. Человек был тогда безжизненным телом; впоследствии Он «вдунул в него дыхание жизни, и человек стал душою живою».

До того, как был дан этот дух, он был мертв, безжизнен; и когда этот дух отнят, он снова безжизненен; и пусть никто не говорит, что тело совершенно без духа; ибо в тот момент, когда дух покидает тело, независимо от того, насколько совершенна его организация, человек становится безжизненным и лишенным разума и чувств: «дух дает жизнь». Поэтому мы находим, что когда дочь Иария умерла, его слуга пришел и сказал ему, говоря: «Дочь твоя умерла, не утруждай господина»; но когда она была восстановлена, сказано, что «дух ее возвратился, и она тотчас встала». Лука 8. 55. Когда ее дух отсутствовал, тело было мертво; когда он вернулся, тело ожило. «Моисей сказал Господу и сказал: да поставит Господь, Бог духов всякой плоти, человека над обществом». Числ. 27. 16. И снова Господь, говоря с Иеремией, сказал: «Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя», 1. 5. Я хотел бы спросить, какую часть Иеремии он знал? Это не могло быть его тело, ибо его не существовало; но он знал его дух, ибо «он был отцом его духа». Господь говорит с Иовом и говорит: «Где был ты, когда Я полагал основания земли? скажи, если имеешь разумение, кто положил меру ее, если знаешь? или кто протянул по ней вервь? на чем утверждены основания ее? или кто положил краеугольный камень ее? при общем ликовании утренних звезд, и все сыны Божии восклицали от радости?» xxxviii. 4, 6. И снова Иоанн говорит: «Удивятся живущие на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от создания мира». Откр. xvii. 8.

Этот дух исходит от Бога и вечен; поэтому Соломон говорит, говоря о смерти: «И возвратится прах в землю, чем он и был, а дух к Богу, Который дал его». Еккл. 12. 7. То, что дух вечен, совершенно очевидно из Писания; Иисус молился своему отцу и сказал: «Отче! прославь Меня Ты у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира». Иоанна 17. 5. Здесь Иисус говорит о существовании до того, как он пришел сюда, о славе, которую он имел у своего Отца прежде бытия мира. Христос, таким образом, существовал до того, как он пришел сюда и принял тело. И снова Иисус говорит: «Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне». Иоанна 17. 6.

Давайте посмотрим, что говорит по этому поводу апостол Павел: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, благословивший нас всяким духовным благословением на небесах во Христе, так как Он избрал нас в Нем прежде создания мира» (Еф. 1, 3, 4). Итак, Христос существовал со Своим Отцом до бытия мира, и Святые существовали в Нем или с Ним. Какая часть? Их тела? нет, их дух. Опять же, человек существует после того, как он уходит отсюда. Нет необходимости что-либо говорить о жизни духа после смерти тела или о воскресении, поскольку эти темы так общеизвестны и в них верят. Павел говорит: «Если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. … Вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся, ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1 Кор. 15:19-21, 52-54).

Скачать книгу