Sylvaine Delacourte
avec David Alliot
LES SECRETS DES
PARFUMS
Mémoires d’une créatrice
Préface de Philippe Charlier
Предисловие Филиппа Шарлье
Перевод с французского Нины Хотинской
© Belin Éditeur/Humensis, 2024
© Хотинская Н. О., перевод на русский язык, 2024
© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2025 КоЛибри®
Книга Сильвен Делакурт будет интересна и тем, кто только начинает путешествие в мир духов, и его завсегдатаям. Автор – профессионал высшего класса – увлекательно рассказывает о химии душистых веществ (немного) и (гораздо больше) о закулисье дома Guerlain. О том, что создание новых духов – это долгая работа большой команды, где далеко не все зависит от парфюмера, о том, как работает служба маркетинга и т. д. Экскурс в историю парфюмерии среди прочего повествует о зарождении индустрии, о великих духах ХХ века… Кроме того, Сильвен Делакурт дает множество ценных советов, главный из которых – как развить обоняние, чтобы Вселенная ароматов и запахов, окружающая нас повсюду, стала доступнее.
Любовь Берлянская,специалист по парфюмерным композициям, арт-директор и совладелец бренда Scent Hunters
Предисловие
Шарль Бодлер. АроматСборник «Цветы зла». 1857
- Случалось ли, мой друг читатель, вам
- Блаженствовать и томно длить мгновенья,
- Бездумно, долго, до самозабвенья
- Вдыхая мускус или фимиам,
- Покуда явь не заслонят виденья
- Былых восторгов, вечно милых нам,
- Так губы льнут к безжизненным губам,
- Чтоб воскресить хоть призрак наслажденья[1].
Это, пожалуй, самый интимный орган чувств, самый глубокий, самый проникновенный. Когда глаза закрыты и руки опущены, когда нас окружает тишина, а все остальные чувства дремлют, запах способен потрясти до глубины души или унести за грань времени и горизонта. Запах – сложное, мимолетное и ускользающее сочетание молекул. Но каким пресным был бы мир без запахов, без ароматов! Ему недоставало бы чего-то основополагающего – глубины.
Все вокруг имеет запах. Без обоняния мы были бы лишены многих радостей, и окружающий нас мир был бы далеко не полным. Сильвен Делакурт, обладающая красотой, элегантностью и талантом, поняла это с ранних лет. Используя «память чувств», она создала симфонию ароматов, которые, подобно поэзии, рассказывают и передают ее собственные чувства и открытия, пережитые сперва во Франции, а позднее во всех четырех концах света.
В этой книге рассказано об изнанке духов, о том, что такое запах, как он зовет нас в путь, манит и вдохновляет на любовь или отвращение. Его власть над памятью огромна, почти безгранична. Довольно повеять запаху на улице, чтобы вы вспомнили – обонятельная «мадленка Пруста»[2] – первую любовь, эпизод из юности или знаковое место. Юдзу[3] – любимое существо, жасмин – бабушкины волосы, смола – незабываемое путешествие в Кампанью[4]… Надо заново открывать для себя мир с помощью этого органа чувств, отнюдь не первобытного, – носа, ибо это одно из основных ощущений. Нюхайте! Вдыхайте! Проникнитесь запахами: они придают дополнительную реальность жизни…
Из этой увлекательной книги мы узнаем, что многие известные личности тесно связаны с ароматами – не только Мэрилин Монро и ее мифические Chanel № 5! Узнаем, что коктейли, не обязательно алкогольные, и даже табак могут служить источником вдохновения для создателя духов, так же как и путешествия, при этом путь может быть не дальше конца улицы. Мы познакомимся со стиментосом – смесью растительного масла и пота гладиатора, якобы возбуждавшей сексуальность знатных римских дам… Нас покорит – или нет? – неповторимый запах кифи из Египта фараонов. Это путешествие во времени и пространстве становится возможным, стоит только зажмуриться и поглубже вдохнуть.
Помимо негативного образа Жан-Батиста Гренуя, героя-убийцы из романа Патрика Зюскинда «Парфюмер», который живет лишь для того, чтобы познать тайну хранения запахов, мы узнаем тысячу и одну историю о классическом одеколоне, одна другой сказочнее. Мы узнаем, почему Казанова добавлял серую амбру в шоколад и каково происхождение этого странного субстрата.
Мы познакомимся с парфюмерными оргáнами, брифами, Носами, книгами формул, плагиатами духов, а также с циветтой и кокоткой. Поймем важность флакона в создании опьяняющего впечатления. Приобщимся к «высокой моде парфюмерии», к единственным в своем роде творениями, созданными на заказ. Узнаем, откуда взялись ароматы Shalimar, Après l’Ondée, Mitsouko, L’Heure bleue («Синий час», когда «небо уже потеряло солнце и еще не нашло звезд»), Cuir d’ange (я долго думал, что речь идет о бедре[5], а не о коже ангела), Jardins de Bagatelle, Joy, Jicky, Opium, Cuir de Russie («Русская кожа»), Putain des palaces («Дворцовая шлюха»!) или Osiris (для всякого уважающего себя судебного медика?).
Поскольку «создавать духи – значит создавать мечту», идея должна быть сформулирована с самого начала, как сюжет романа или первый набросок стихотворения. Chanel № 5 – «духи женщины с запахом женщины». Вы увидите, что предшествовало созданию La Petite Robe noire и Champs-Élysées, двух из множества ароматических «детей» Сильвен Делакурт. Аромат предваряет наше появление, вдохновляет нас и возвышает, остается в комнате после нас. Он – наше развернутое присутствие, наше волшебное продолжение. Мы должны позволить этой магии водить себя за нос, к нашему собственному величайшему удовольствию.
Филипп Шарлье
Директор Лаборатории антропологии, археологии, биологии (LAAB), UVSQ, Париж-Сакле
В аромате есть убедительность, которая сильнее слов, очевидности, чувства и воли. Убедительность аромата неопровержима, необорима, она входит в нас подобно тому, как входит в наши легкие воздух, которым мы дышим, она наполняет, заполняет нас до отказа. Против нее нет средства[6].
Патрик Зюскинд. Парфюмер. 1985
У каждой буквы свой запах, у каждого слога – аромат. Любое слово вызывает в памяти место с его духом. И текст, сплетающийся из них мало-помалу, следуя прихоти алфавита и причудам воспоминаний, становится чудесной рекой, благоухающей рекой с тысячей притоков, рекой нашей пригрезившейся жизни, нашей прожитой жизни, нашей будущей жизни, которая, унося все дальше, открывает нам нас самих[7].
Филипп Клодель. Запахи. 2012
Девушка с Севера
Воспоминание – это аромат души.
Жорж Санд
От моего родного Севера я сохранила в памяти запах парного молока, которое я несла с соседской фермы; запах коров и навоза; запах летнего сена, когда фермеры заканчивали сенокос. Деревенские запахи, такие бодрящие и естественные.
С моего родного Севера мне помнятся еще запахи кухни. Блюда здесь сытные, а застолья – изобильны, непомерны и нескончаемы. Моя мать была виртуозом кухни и замечательно готовила, в чем я часто ей помогала. Рядом с ней я упивалась дивными запахами, один другого чудеснее. Тут и аромат сырого теста для блинчиков, и жареных вафель, и картофеля с маслом, приправленного луком-шалотом, и салата из одуванчиков с еще дымящейся горячей картошкой. Ощущение чуда было колыбельной моего детства.
Моя мать занималась и вином, что было редкостью в ту пору, и мы этим очень гордились. Именно она покупала его в преддверии праздничных застолий, ибо у нее был превосходный вкус. Мама любила вина, имеющие «плоть», и больше всего уважала бордо из Сент-Эмильона. Это она приобщила меня к красным винам, тем, что оставляют незабываемый вкус.
У нас был собственный сад. Истинное наслаждение для носа. Я обожала запах фиалки, этого скрытного цветка, прячущегося под листьями. Любила – и до сих пор люблю – нюхать пионы, которые складывали в корзины, а лепестки бросали под ноги участникам процессий. Запахи цветов сыграют важную роль в моей жизни, но ароматы фиалок и пионов, такие нежные и неуловимые, останутся моими любимыми.
Не уйти от запахов детства. И, если вдуматься, мне повезло родиться в деревне с ее здоровой, что бы там ни говорили, пищей. Здесь задействованы все органы чувств, и обоняние постоянно начеку.
И потом, la ducasse[9], местный праздник, – один из редких моментов веселья в моей юности, когда можно было танцевать и флиртовать. На празднике был настоящий взрыв сладких запахов: лакомства всех мастей; сахарная вата и глазированные яблоки, утопавшие в карамели. Контраст между жесткостью сахара и нежностью фрукта остается для меня незабываемым вкусовым и обонятельным воспоминанием. А что сказать о знаменитых северных гофрах, плотных вафлях, с кусками сахара внутри? Это незабываемое лакомство я могла съесть за раз целую гору. Мой отец был строительным подрядчиком. Однажды он получил через кузена заказ на постройку дома в Круа-Вальме в департаменте Вар, близ Сен-Тропе, то есть на другом краю света для нас, северян. Отец отправился на юг со своими грузовиками и рабочими. Настоящая экспедиция по тем временам, потому что автострады не существовало – одна только Национальная 7 для всех! Благополучно руководя строительством, отец нашел, что Лазурный Берег не лишен очарования. Моя мать тоже разделяла это мнение… Через некоторое время они купили маленькую ферму в той деревне, и мы отправились на юг, чтобы провести там летние каникулы.
В Варе[10] я открыла второе полушарие запахов. Ароматы горячего песка, солнцезащитных кремов на разогретой солнцем коже, прозрачного моря, буйной растительности, фиговых деревьев, счастья в изобилии. Открыла я и мимозу, которая много позже ляжет в основу духов Champs-Élysées. Но не будем забегать вперед… В те каникулы на юге я с аппетитом накапливала новые запахи. Моя чувственная память обогащалась. Я еще не знала, что однажды это послужит моей работе…
Замечательный орган
Взгляд порой обманчив, но только не нюх[11].
Филипп Соллерс. Мания страсти. 2000
На протяжении веков человеческий нюх недооценивали, рассматривая его как чувство «примитивное», «архаичное», даже «дикое», несовместимое с цивилизованным обществом. Это-де некий пережиток нашего доисторического прошлого. Такое равнодушие к нюху исследователи все чаще подвергают сомнению. Человеческий нос – замечательный орган, тонко настроенный на выполнение сложной работы. Согласно последним научным открытиям[12], при восприятии запаха пахучие молекулы проходят через ноздри и продолжают путь вглубь носовых полостей к нюхательному органу – обонятельному эпителию. На этой слизистой оболочке находятся 300–350 обонятельных рецепторов, оснащенных 6–10 миллионами обонятельных нейронов, которые различают запахи и посылают информацию о них в мозг. Эти нейроны позволяют нам ощущать, распознавать и запоминать до нескольких тысяч запахов.
Для сравнения – язык может различать лишь шесть вкусов: сладкий, соленый, кислый, горький, умами (японское слово, означающее «смачный»[13]) и олеогустус (жирный). Вообще-то, вкус и обоняние тесно связаны. Оба органа, в отличие от зрения, слуха и осязания, взаимодействуют с химическими веществами. Лично я думаю, что сначала мы дегустируем глазами, воспринимая форму, цвет и вид пищи, что возбуждает аппетит. Затем вступают запахи, исходящие от еды: жевание высвобождает ароматы и запускает так называемое ретроназальное обоняние[14], обогащающее наш вкусовой опыт[15]. Когда запахи вычленены, нейроны посылают информацию в обонятельную луковицу. Расположенная в передней части мозга между нёбом и глазами, близкая к зоне, управляющей эмоциями, она «толкует» вдыхаемые запахи. Затем информация передается в лимбическую систему мозга. Подкорковые центры (миндалины и др.) «расшифровывают» вдыхаемый запах, определяют, приятен ли он и возбуждает ли эмоции. Гиппокамп запоминает запах и, возможно, связывает с ним воспоминание (та самая «мадленка Пруста»). Наконец, все эти данные посылаются в орбитофронтальную кору, расположенную над глазницами, которая принимает решение на основе анализа всей имеющейся информации. Например, пахучую молекулу розы она может расшифровать так: «запах розы» = «приятный запах» + «любимый мамин цветок» – следовательно, это запах знакомый и позитивный. Возможно, орбитофронтальная кора учтет также данные, полученные от других органов чувств (осязание и зрение), напомнив, что у розы есть шипы и надо быть осторожнее.
Главная особенность обоняния состоит в том, что элементы системы расположены очень близко к мозгу и передают информацию меньше чем за секунду, в отличие от систем осязания, вкуса, зрения и слуха, имеющих куда более сложные связи.
Именно благодаря этой физической близости наш мозг чувствует запахи задолго до поступления других сигналов. Входя в комнату, мы чувствуем запах горячего шоколада сразу, до того, как увидели, потрогали и тем более попробовали его. Это может тут же навеять (хорошие) воспоминания о бабушке, готовившей завтрак в каникулы, вызвать улыбку и привести в хорошее расположение духа. Исконно нюх был задуман, чтобы предупреждать человека об опасности, например о пожарах, и тем самым позволить ему выжить. Научные исследования доказывают, что обоняние играло гораздо более важную роль, когда мы жили в пещерах (например, в Ласко[16]), но по прошествии веков его вытеснило зрение. Сегодня мир куда богаче в обонятельном плане, и запахи – повсюду. Наш нос постоянно задействован, и он приспособился к современному миру, улавливая более сложные ароматы.
Профессионал может распознать три тысячи разных запахов, тогда как «нормальный» человек – всего от двухсот до трехсот[17]. Но это ничто в сравнении с собакой, которая имеет куда более тонкий нюх, чем человек, и может запомнить сто тысяч разных запахов. Это относится и к кошке, имеющей двести миллионов обонятельных клеток. Это объясняет, почему ваш домашний любимец тотчас бежит к вам, когда вы вскрываете банку тунца. Но победителем во всех категориях является слон с его двумя тысячами обонятельных датчиков (против трехсот человеческих), позволяющих ему находить пищу, распознавать собратьев (у слона плохое зрение) и избегать хищников. С таким нюхом слон не может ошибиться.
Воспоминания…Воспоминания…
Ароматы – маги и волшебники, они могут перенести вас сквозь прожитые годы.
Хелен Келлер[18]
Мои семейные корни никоим образом не предвещали мне карьеру Носа в таком крупном и знаменитом парфюмерном доме, как Guerlain. Я не могу сказать, является ли мое острое обоняние врожденным или эту способность я приобрела… сама не знаю как; во всяком случае, она не проявилась ни у кого из членов моей семьи. Для меня это тайна, покрытая мраком.
Моя мать работала учительницей. Она была большой кокеткой: тональный крем, золотистая пудра, губная помада и аромат Youth-Dew от Estée Lauder, ее любимых духов. Эти запахи определили мою жизнь. Отец, подобно многим мужчинам его времени, не душился. Он часто говорил: «Я не пользуюсь одеколоном, это не по-мужски». Другие времена, другие нравы… У отца не было обонятельного таланта, как, впрочем, и вкусового. Мать могла варить ему картошку каждый день, ему было все равно. Он не видел разницы между печеночным паштетом и фуа-гра.
От отца я лучше всего помню запах цемента и плохих сигар, которые он курил. Еще запах можжевельника: зимой отец каждое утро пил джин, чтобы приободриться и согреться на стройке. И сегодня в любой точке мира, проходя мимо стройки, я думаю о нем. Такова особенность Носов, они ассоциируют запах с человеком и, главное, могут помнить его очень долго.
Я родилась в счастливой и любящей семье. Если определять ее одним словом, я бы сказала, что семья была «серьезной». Моя мать всерьез готовилась к урокам и принимала свою профессию близко к сердцу. Мой отец работал на стройках, где фантазии редко находилось место. Все должно было двигаться и пребывать в полном порядке. Мои старшие братья и сестры тоже были «серьезными». Они выучились, преуспели в науке и медицине, сделали карьеру.
Я была младшенькой и самой большой фантазеркой. Была и немного бунтаркой и думала только о том, как бы повеселиться. Семейная артистка в каком-то смысле. В повседневной жизни серьезные вещи наводили на меня скуку. По сей день я любознательна, люблю раздвигать границы своих возможностей и расти над собой. Люблю, когда разум постоянно кипит.
Моя мать быстро поняла, что я не получу высшего образования. Я была слишком интуитивна, слишком, по ее мнению, восприимчива, и она не направила меня на путь обучения. Дальше некуда для учительницы! Что до отца, он считал меня «сорной травой», я даже не была мальчиком, который мог бы взять на себя семейное строительное предприятие… Плохое начало.
Я смолоду зажила активной жизнью. Окончила школу секретарей и после первого неудачного опыта в медицинском кабинете в Лилле бросила все и отправилась в Париж, разумеется, при поддержке родителей.
Я поступила в Школу красоты на площади Мадлен. Там я открыла мир, который очаровал меня. Годы учебы были периодом счастья. В этой школе я нашла свой путь, постигнув премудрости макияжа, косметики, ухода за телом и т. д. Я выпустилась с лучшими оценками в своем выпуске, и меня сразу пригласили работать в Lancaster, ведущей марке на тот момент. Но очень скоро мне это наскучило, хотелось большего. Я люблю делиться с другими, поэтому, продолжив учебу, стала преподавателем, а потом директрисой школы красоты на улице Марбеф в Париже.
И снова меня одолела скука. Я всегда была натурой увлекающейся и хотела работать с людьми, которые вдохновляют. Мне также хотелось попробовать себя в индустрии роскоши и открыть манивший меня мир. Впервые нос дал толчок моей карьере.
Имея в кармане диплом, я послала два письма с curriculum vitae[19]… Первое – в компанию Estée Lauder в память о матери и о Youth-Dew, которые она носила по любому случаю; к тому же моими любимыми в ту пору духами были Cinnabar. Второе – в парфюмерный дом Guerlain, в память о моей бывшей преподавательнице из Школы красоты. Мадам Сиарле, служившая мне примером для подражания, была эталоном высокого класса и парижской элегантности, а также требовательности и трудолюбия. Она носила L’Heure bleue, и этот запах меня завораживал.
После традиционных собеседований меня приняли в оба дома, и надо было сделать выбор. Я отдала предпочтение Guerlain. Чудесная эпоха, работу можно было найти почти в одночасье. Поступив в парфюмерный дом Guerlain, я доказала матери, что тоже могу преуспеть, но иначе, не так, как братья и сестры. Она постоянно сравнивала меня с ними, говоря об их блестящих карьерах. Я не печалилась и не отчаивалась, наоборот, это давало мне внутреннюю силу. Во многом она оказала мне большую услугу.
Нос, инструкция к применению
Я парю, ароматом твоим опьяненный, Как другие сердца музыкальной волной[20].
Шарль Бодлер. Шевелюра Сборник «Цветы зла». 1861
Иногда меня спрашивают, на что похожа повседневная жизнь человека, развившего в себе гиперосмию – обостренную чувствительность к запахам. Этот «дар» в самом деле завораживает, вызывает вопросы и возбуждает всякого рода фантазии. Однако в повседневной жизни такой человек мало чем отличается от других.
Никто не знает, откуда берется эта особенность обоняния, до сих пор очень мало изученная. Одно я знаю наверняка: она не врожденная. Эта способность развивается у одних людей и никогда не сдвинется с места у других. В повседневной жизни гиперосмия может быть силой – или кошмаром для тех, кто не переносит некоторые запахи. Но когда работаешь в парфюмерии – или сомелье, или поваром, – гиперосмия становится весомым козырем, который надо постоянно развивать.
В парфюмерии таким людям дали смешное наименование – «Нос»[21]. Оговоримся, что не существует точного определения этого термина. Технически Носом считается тот, кто составляет формулу духов. С этой точки зрения я не могу так называться… В обобщенном понимании Нос – это тот, кто развил обоняние выше среднего, а это дает простор толкованиям.
И потом, есть разные Носы. Иные замечательны в технике, но не так хороши в творчестве. И наоборот, очень креативные Носы с трудом вписываются в рамки. Мифологизация профессии и хорошая коммуникация тоже работают на репутацию. Таков случай Сержа Лютанса[22], которого все считают Парфюмером: хотя он обладает высокой чувствительностью к запахам и отлично знает, какой результат хочет получить, его ароматы создает другой Нос. К этому надо добавить (многочисленных) фантазеров, которые, проучившись две недели, провозглашают себя «мэтрами Парфюмерами», ни больше ни меньше! Наконец, вопреки распространенному среди широкой публики мнению, очень мало Парфюмеров имеют химическое образование.
Сами Носы это прозвище не очень любят. Разве говорят о художнике, что он «Глаз» или о музыканте – «Ухо»? В узкопрофессиональном понимании Нос – это тот, кто составляет и оркеструет сырье и создает мелодию, «симфонию запахов» в соответствии с замыслом. Носы на рынке редки: насчитывают пятьсот человек в мире, из которых сто пятьдесят живут во Франции. Есть Парфюмеры-креаторы, принадлежащие престижным домам, таким как Guerlain, Dior, Chanel, Louis Vuitton, Hermès, Caron и т. д. Другие работают в крупных международных компаниях – IFF[23], Firmenich, Givaidan и др., – которые предлагают услуги в создании духов тем, у кого нет собственного Носа. Профессионалы, непохожие на других, основное занятие которых – слушать ароматы[24]…
Обычно Нос лучше работает с утра, когда его нос еще «свеж» и более восприимчив. Планируя день, парфюмер ставит обонятельные пробы на утро, до полудня. Редко вечером, кроме особых случаев, потому что постоянно задействованный нос устает, и головная боль неизбежна, а то и печень выказывает признаки слабости[25].
Особенность профессии – чем больше работаешь, тем больше хочется есть! Обоняние и вкус тесно связаны. Носы зачастую эпикурейцы[26], любящие хороший стол, хорошие вина и часто меняющие рестораны, чтобы испробовать и открыть новые вкусы. У человека с образованным и любознательным нёбом наверняка развит и нюх, поскольку он привык отлавливать вкусы и расщеплять на атомы запахи. Блюда, коктейли, креативные десерты могут быть неисчерпаемым источником вдохновения. Кстати, парфюмеры и виноделы отлично ладят между собой и прекрасно друг друга понимают, несмотря на мелкие различия в терминологии.
Лично я никогда не пропускаю в Париже салон Cocktail Street[27] – место встречи миксологов со всего света. Там я знакомлюсь с барменами, составляющими коктейли невероятных вкусов. Мне нравится пробовать их оригинальные сочетания и удивительные рецепты. Этот праздник для носа и рта регулярно служит мне вдохновением. Кстати, идея одного из моих ароматов, Guerlain Homme, – это не что иное, как аккорд[28] мохито в сочетании с папоротником. Другие ароматы, которые я создала у Guerlain, вдохновлены араком (ливанской анисовой водкой) и кайпириньей[29].
Когда меня расспрашивают о моей профессии, часто задают вопрос: «Курите ли вы?» Что касается меня, ответ отрицательный: я ни разу в жизни не зажгла сигарету! Но это не мешает иным Носам курить. На самом деле нюх у нас настолько обострен, что запах табака становится чем-то вроде «фона», ничуть не мешающего тестировать ароматы день напролет.
Парфюмеры-креаторы любопытны по натуре. Вдохновляет всё: рынки, лавки флористов, шоколад, редкие вина, кофе и чай. Открытые торговые галереи порой имеют интересный ароматический рисунок. И книжные магазины тоже: бумага иногда обладает восхитительным запахом. Всё – источник вдохновения!
Недавно благодаря близкому родственнику я открыла для себя бесконечное разнообразие каннабидиола[30]. Эта нота все чаще используется в парфюмерии, потому что дает по-настоящему интересные ароматические сочетания.
Салоны сырья входят в обязательную программу парфюмера. Я люблю бывать там и знакомиться с новыми веществами, как натуральными, так и синтетическими, которые появляются каждый год. Можно по-новому узнать известные запахи, например пачули, обработанные по новой технологии. И конечно, надо обязательно слушать новинки парфюмерии, чтобы знать, что делают конкуренты…
Парфюмеры предпочитают работать в нейтральном с точки зрения запахов месте. Обычно Носы не пользуются парфюмерией[31], разве что совсем чуть-чуть. Весь день они проводят с ароматами, будь то на пробниках или на коже, и это приводит к пресыщению… Однако мне случается носить парфюм на важных вечерах, когда мы представляем нашу продукцию. Я использую такие случаи, чтобы понаблюдать за реакцией на ароматы, которые создаю в этот период… Business as usual[32]. Но это почти исключение, подтверждающее правило.
Часто считают, что обонятельные способности мужчин и женщин одинаковы. Боюсь разочаровать, но это не совсем правда. Обоняние у мужчин более стабильно, но это не значит, что оно более развито. Некоторые мужчины иначе считывают определенные ароматы, например, очень мягкие, приглушенные мускусные ноты.
Изменчивый гормональный цикл женщины может влиять на ее сенсорные способности. Например, женское обоняние достигает максимума в день овуляции, а беременность из-за притока гормонов может значительно обострить обоняние и даже привести к временной гиперосмии. После пятидесяти лет острота нюха может слегка снизиться, хотя этот орган чувств страдает меньше других, особенно если он натренирован, как у Парфюмеров.
В повседневной жизни некоторые запахи могут быть невыносимы. В таких случаях мы приказываем носу «отключиться» на несколько минут. Что касается меня, я ненавижу запах жареного (замечу, что я не ем мяса…). Стоит мне его учуять, я перехожу на другую сторону улицы или прошу нос на время закрыться. Еще один невыносимый для меня запах – дым сигары. Сегодня благодаря законам против курения он не так распространен, как в 1980-е, но все равно я не могу сидеть или разговаривать с человеком, курящим сигару.