2024-03-13 16:02:00
inn-a
2024-03-13 16:02:00
ohmel
Не плохая детская книга. И да, я обязательно подсуну ее своему мальчику и прослежу, чтобы его заинтересовало.
Но есть пара моментов, которые заинтересованность эту у напиханного детской классикой мальчика легко собьют.
Во-первых, длинные пространные описания в начале книги. Они, без сомнения, очень хороши, но как-то кажется мне, что интересны будут скорее читателям постарше. Спойлерить не буду. Меня действительно заинтересовала орденско-колледжская система, соединение средневековой церковной иерархии с викторианской общественной жизнью. Да, первую часть для не возрастных читателей спасают проказы и "войны" Лиры. Но в целом книгу на этом можно закрыть для себя навсегда.
Во-вторых, (то, что вытекает из пункта первого) автор не до конца определился с ЦА своего произведения. Никакой особой кровищи в книги нет, герои четко окрашены в положительных/отрицательных, т.е. можно вполне подсунуть ребенку в 9-10 лет. Но вся система мира (а особенно цитаты из Библии и достаточно много эпизодов, завязанных на историю Средних веков) сразу поднимает читательских возраст лет до 12-13. А если вспомнить об истории рождения Лиры и предпоследней сцене произведения, то возраст автоматически растет к 14 годам как минимум. Ну и последние две-три страницы книги вызывают массу вопросов к главной героине и ведут к третьему аргументу.
Собирающимся читать лучше пропустить следующий абзац. "Нещадные" спойлеры!!!
В-третьих, собственно, автор абсолютно не логичен. Вот нисколечко. Весь крестовый поход Лиры затевался, чтобы выручить своего друга из плена жрецов - спасти Роджера (потом девочка сама себе придумала еще одну цель - спасти еще и "дядю", отдать ему чудо-прибор, о чем ее в принципе просить даже и не собирались). Ок, из плена выручила, ну убился пацан, подумаешь. Но это ж полдела, а еще вернее - четверть. Девочка своими ногами привела мальчишку папаше на алтарь (ага, понятное дело, для науки). В общем, все объяснимо. Не объяснима ее на это реакция: она просто опустила труп на снег и пошла в новый мир не оглядываясь... Ну и побочные цели путешествия тоже оказались несостоятельными - и папа в плену не плохо себя чувствовал, и с мамой, как оказалось, вполне готов был все свои разногласия разрешить, и алетиометр ему вообще не нужен.
Ну и спойлерить закончили)))
Что до религии, так основное ее отличие в этих прикольных изменяющихся домашних зверушках (цитату из Библии Пулман весьма остроумно перепер:-) И еще в походя упомянутых философских приборах... Ну раз уж не для совсем малышей писал, хоть бы еще пару затравок бросил для интересу, что ли.
Да и мир (если без части колледжа) - сколько повисших классных идеек разбросано. Недоработал, скомкал, забыл и забил автор. А жаль.
А если о героях, то мой фаворит (думаю, что у многих так) - этот бронебойный мишка, Йорек Бирнисон.
В общем, прочитала и прочитала. Следующие книги серии трогать не буду.
2024-03-13 16:02:00
Myrkar
Великолепное и очень нетривиальное фэнтези, происходящее в так похожем на наш, но все-таки немного ином мире. Но так покажется только человеку с культурным багажом, в который плотно проникло христианство, ведь вселенная "Темных начал" словно альтернативный мир, который пошёл другим путём, потому что здесь над научным прогрессом продолжала довлеть церковь, Магистериум, и каждое открытие должно было находить религиозный смысл. Невероятная идея личных деймонов и таинственной Пыли превратили основные христианские догматы в очень конкретные образы фэнтезийного мира, хотя подвижные зверьки олицетворяют чувствительную душу человека, а Пыль очень близка по смыслу к Божественному Духу, пронизывающему мир и сознательных людей; Пыль движет алетиометром, вещающем истину. Забавно, что столь религиозная концепция, лежащая в основе книги отталкивает тех, кому чужда такая глубокая тема. Им приходится верить тем одержимым открытиями ученым, которые пытаются приложить к основной проблеме - Пыли - формальную логику, снизить пафос в стиле иудеев и протестантов: до Бытия, до первородного греха. После прочтения даже показалось, что это наш мир в какой-то момент вдруг ответвился от вселенной "Темных начал" в тот момент, когда людей превратили в зомби отрезанием их деймона; и теперь видишь вокруг повреждённых, рыщущих в поисках истинной веры вместо того, чтобы смириться с той, которая соответсвует их исторической культуре, или в поисках объективного знания, забыв о настоящем чувстве единения с самим собой, со своей душой, навязывая себя другим и, наоборот, пытаясь оторвать от чужого. Не удивительно, что у самых холодных и расчетливых людей деймон в виде обезьяны - самого похожего на человека существа, быть может, самого рационального из всех. И не удивительно, какой восторг у посюсторонних поврежденных вызывают панцербьёрны - животные, которым приходится ковать свою собственную воинственную душу-доспех. Потому что в христианском мировоззрении у животных нет бессмертной души, только человек характеризуется триединством тела-души-духа. И, быть может, не просто так самым страшным человеком в книге будет ломающая людей мать Лиры, одержимый наукой отец Лиры и пытающийся быть похожим на человека панцербьёрн.В связи с этим "Северное сияние" открывает новый взгляд на взаимоотношения существ и людей, все ощущения куда сильней, потому что чувства отданы животному воплощению, расставание с которым терзает тоскливой болью. Ты вспоминаешь похожие ощущения из своего опыта, но понимаешь, что происходящее в книге куда сильней и осознаёшь, насколько мало значит бренное по сравнению с духовным, вечным. Быть может, именно поэтому долгожительницы ведьмы в "Северном сиянии" могут отсылать своего деймона на огромные расстояния - их опыт позволяет им другой уровень ощущений, поэтому им не страшен даже лютый северный холод. Очень приятно читать фэнтези, герои которого находятся в своём собственном мире, открывая его для себя естественным образом. Мир целен и продуман, хоть и может видеться главной героиней обрывками, потому что она раньше не покидала стены монастырской обители, а позже местного аналога университета, где Учёные - всего лишь вторые после Магистров, адептов церкви. Но даже в стенах существуют свои мифы, свои секреты, а ещё множество случайных людей и постоянных посетителей. Девочка Лира не столько участвует в научной или религиозной жизни Иордан-колледжа (Оксфорд), сколько озорничает с мальчишками, пока дети не начали исчезать. Из-за своего свободного образа жизни Лира не привыкла витать в облаках абстрактных определений и идей, но обладает чётким и ясным взглядом на мир. Возможно именно такой склад ума и помог ей пользоваться сложнейшим прибором алетиометром и ввязаться в кампанию по спасению своего друга."Северное сияние" - очень сильная книга по идейной составляющей и драматизму ощущений, история настоящего героизма и силы духа. Ещё давным-давно, как только её издали параллельно с Гарри Поттером, мне не захотелось её читать. И правильно, потому что эта книга будет понятна не всем, она не наивна, но в ней нет и занудства волшебных систем, в ней нет юмора, в ней есть жестокость и жесткость, от неё словно пышет ледяным характером и волевыми решениями. "Северное сияние" находится на перекрёстке волшебного фэнтези и реалистического ужаса, почти что продолжатель мрачной готической сказки в реалиях очень близкого нам мира с теми же континентами и очень похожими названиями, разбираться в которых автор дал нам самим, а переводчики помогли тонкими намеками, ведь все так знакомо, если обладаешь каким-никаким знанием и культурным балластом, который не время скидывать, пока читаешь Филлипа Пулмана.
2024-03-13 16:02:00
majj-s
В том-то и беда, что предадут не ее. Предаст она. И одному Богу известно, сколь горька будет чаша, которую ей предстоит испить."Темные начала" уникальны. Считается, что экранизация способствует интересу к литературному источнику - "Золотой компас" убил желание свести знакомство с книгой. Мы с детьми тогда еще ходили на всякую заметную премьеру, "для семейного просмотра". Ждали яркого фэнтези с суперзвездами в главных ролях, получили невразумительную голливудскую киножвачку, из которой только и помню сейчас, что битву белых медведей. В следующие тринадцать лет при упоминании Пулмана морщилась, подозревая в поклоннике человека не лучшего вкуса. Не случись фейсбучного поста Юзефович, о том, что считает трилогию прекрасным янгэдалт фэнтези, и сразу следом обзорной статьи Александра Стрепетилова; книга-фильм-сериал, так бы и продолжалось. Но сошлось, прошлую неделю жила с этой историей и теперь она у меня. Во мне. Похожая на все сказки, где герой-сирота проходит многие испытания, пытаясь спасти того, кто ему дорог, а в итоге спасая мир - и ни на одну не похожая. Потому что здесь деймоны. Не знаете, кто такие? Сейчас объясню, волшебные создания (которых, впрочем, никто в мире Лиры не воспринимает волшебными, потому что там нет ни одного человека, у которого не было бы деймона). Симбионт, неразлучный спутник, материализованная и вынесенная вовне часть души. Самой близкой аналогией в нашей реальности мог бы стать домашний любимец, но это совсем не то. Деймоны разумны и наделены речью В детстве они легко меняют облик, примерно к пубертату обретают постоянную внешность. Разделение человека и деймона убивает обоих.Кому другому одной идеи платоновых половинок за глаза хватило бы на погонные километры прозы, Филип Пулман не таков. У него это вводная, одна из особенностей, какими здешний мир отличается от прочих. Будут и другие? Сколько угодно. В первую очередь, раса паницрбьорнов - говорящих белых медведей в Арктике, искусных в обращении с металлами. Мироустройством стимпанк, электричество (антарную энергию) знают, но это дорогое и еще диковинное удовольствие. В технике преобладают пар и конная тяга, воздухоплавание представлено воздушными шарами и дирижаблями.Впрочем, ведьмы летают по воздуху без приспособлений. Там и ведьмы есть? И инквизиция, хотя, довольно лояльная к этим дамам. О религии надо сказать отдельно. здесь довольно ортодоксального толка кальвинизм, жестко контролирующий большинство сфер, в числе которых государственная власть и наука. вот теперь главное, что отличает "Темные начала" от других книг (а Римская католическая церковь, чтоб вы знали, гневно осуждает Пулмана) - это глубоко антиклерикальная книга. Не богоборческая, что важно, трилогия пронизана идеями любви и самопожертвования. Но не приемлет ни посреднической роли между людьми и Богом, присвоенной служителями культа, ни мерзостей, творимых Его именем Сирота Лира Белаква живет пансионеркой при одном из лучших оксфордских колледжей, водит дружбу с поваренком Роджером, коноводит детворой с соседних улиц, вредничает с наставниками и воспитателями, изредка радуется приезду своего знаменитого дяди - лорда Ариэла. Блистательный, байронического типа родственник гениальный ученый, храбрый исследователь неизведанных земель, географ, геолог, биолог, антрополог и живое воплощение понятия пассионарий, а деймоном у него пума. Кроме того, богач и красавец. На девочку, ясен пень, большого внимания не обращает, но она не сильно расстраивается, ища и находя приключений на чердаках, в подвалах колледжа и на соседних улицах.А тем временем слухи о похищении трущобных детей (таких, которых родители сразу не хватятся, а и захотят сыскать, в полицию предпочтут не обращаться) становятся все настойчивее. Рассказывают о банде мертвяков, которыми руководит прекрасная дама. Да мало ли страшилок рассказывают? - думает Лира. Для игры хорошо, для "поверить" - с трудом, а поверить, что подобное может случиться в твоей жизни с кем-то, кто тебе дорог, вовсе невозможно. Пока не исчезает Роджер. А Лиру не отправляют жить к великолепной миссис Колтер.Приключений будет вагон и маленькая тележка. Оторваться не захотите даже на минуту. А закончится все так, как ни одна известная вам книга не заканчивалась. Потому что "Северное сияние" только самое начало истории, которая продолжится "Чудесным ножом". Но о нем после.
2024-03-13 16:02:00
LeRoRiYa
Вместо вступления: мое знакомство с "Темными началами"
В теперь уже далеком 2007 году(надо же, прошло почти 12 лет, что составляет почти половину моей жизни!) я столкнулась с творчеством британского писателя и рыцаря сэра Филипа Пулмана впервые. Тогда мне было 12 лет(точнее, шел 13-й год), я фанатела от творчества других англичан - Джоан Роулинг и Джонатана Страуда и жадно глотала страницы наполненных магией историй и даже сама писала нечто в подражание любимым авторам, порождая магическую изнанку собственного города. Будь это серьезно, могло бы выйти что-то в духе Тани Гроттер. Но тогда это серьезно не было. Серьезно меня уже тогда бередили другие идеи и другие персонажи, свои, не пародии. Но могла ли я пройти тогда мимо "Темных начал?" Разумеется, не могла.
Моя предыдущая рецензия на первую книгу этой трилогии была написана еще в 2012 году, то есть пять лет спустя после прочтения истории и просмотра фильма. Конечно же, писать рецензию на детскую, да еще и неперечитанную книгу, тогда было весьма опрометчиво. Она вышла сумбурная и в ней я говорила больше всего о том, что многие сознательно отказывались читать эту историю из-за откровенно провалившегося фильма, который не спасли от фиаско в прокате ни блестящие Дэниел Крейг и Николь Кидман в главных взрослых ролях, ни невероятные спецэффекты. Что же до меня, мое подростковое сознание, жаждущее максимализма во всем (в том числе и в экранизациях, которые должны были в моем тогдашнем понимании едва не побуквенно соответствовать книгам), было недовольно концовкой фильма, которая так и не показала главного - страшного предательства, которым заканчивается книга. Предательства, дающего начало и зарождение "Чудесного ножа" и "Янтарного телескопа" - следующих двух книг трилогии.
Можно заметить очень важную деталь: критикуя тех людей, кто разочаровался в книге из-за фильма, даже не прочитав ее, я совсем ничего не писала о самой книге тогда. Что ж, мне было 17, я писала по старой памяти и изрядно истрепавшимся впечатлениям и упоминала лишь общие детали и запомнившуюся атмосферу.
Книги, переведенные и изданные "РОСМЭН" в 2007 году с того самого 2007 стояли в задних рядах моих полок. Я знала, что однажды возможно перечитаю их. Но год от года книг становится больше и больше, список на прочтение растет, а читать времени все меньше. Кроме того, есть любимые авторы, новинки от которых не пропустишь; модные бестселлеры, не составить свое мнение о которых мне как книгоману было бы просто стыдно; наконец редкие жемчужины, которые не популярны, но привлекают; или же просто книги, которые попадаются на глаза в нужную минуту. Поэтому перечитка все откладывалась. Но сейчас, когда на экраны вышел сериал "Темные начала", я посчитала своим долгом перечитать это и заодно, в свои теперь уже 25, ненадолго снова окунуться в волшебный мир детской сказки. И...
Вот тут меня ждало первое разочарование.
Постараюсь объяснить свои чувства. "Золотой компас" (или правильнее сказать "Северное сияние", ведь именно так называется эта книга в оригинале британского издания, а "Золотой компас" - это вариант США, хотя в моем варианте русского издания, увы, книга называется именно так - как фильм) - это вовсе не жизнерадостная волшебная сказка. Если у Джоан Роулинг истории о мальчике-волшебнике Гарри Поттере "мрачнеют" и взрослеют постепенно, оставаясь первые три книги хоть и не без темных прожилок, но все же светлой детской историей, то книги Филипа Пулмана, как впрочем и книги Джонатана Страуда мрачны и полны политики, интриг, убийств, восстаний против власти и церкви и т.п. Нет, я об этом помнила. Но будучи подростком я смотрела на это все, как на захватывающее и довольно жестокое, но все же приключение. Теперь, глядя на все это глазами более взрослого и определившегося для себя в отношении веры человека, я ужаснулась. Нет, я разумеется не считаю научный прогресс ересью. Более того, я почти согласна с тем, что если в нашем мире подброшенная монетка упала орлом, значит в каком-то другом она упала решкой. То есть да, я даже верю в параллельные миры и возможность создать некие врата или мосты между ними. Но как человек верующий и верящий (не в Бога в образе старца на облаках, но в Высшие силы света, оберегающие нас), я глубоко задета и возмущена богоборческой сутью этой трилогии. Я не католичка, не сторонник Инквизиции и не клеймлю никого еретиками и отступниками, но написать книгу о том, как некоей девочке суждено уничтожить Бога... это уж чересчур.
И все же, я ставлю этой книге пять звезд из пяти, как раньше. Потому, что увлекательно, ярко, живо, интересно, в меру научно, но вполне понятно детям и достаточно интересно взрослым. А вот на большинство персонажей и сам мир, в котором они живут, я посмотрела совсем иначе. Книга состоит из 23 глав и она разбита на три части, называющее основное место происходящих событий: Оксфорд, Больвангар, Свальбард. Кстати, напечатана она довольно крупным шрифтом и даже при этом состоит из всего лишь 442 страниц.МИР ГЕРОЕВ "ТЕМНЫХ НАЧАЛ"
В мире, в котором живут персонажи трилогии Филипа Пулмана многое похоже на наш мир, хоть и не совсем соответствует ему. Тут есть христианство (в его католической и протестантской версиях), могучие церковные ордена, их всесильное объединение с множеством подразделений - Магистериум и страшный Дисциплинарный Суд Консистории, карающий всякого, кто усомнится в авторитете церкви или совершит открытие, способное этот авторитет подорвать. Есть Англия с ее столицей Лондоном и городом Оксфорд, Норвегия, некая Новая Дания; Европа и Азия как части света; есть Московия и ее жители московиты, татары (почему-то живущие в Сибири и какие-то уж совсем кровожадные, к тому же по ряду признаков язычники); есть цыгане (как и в нашем мире, они ведут кочевой образ жизни. но народ они скорее речной и болотный, чем степной); есть много колледжей, исследователей-ученых и есть загадочный Север (я так понимаю, Арктика) - неосвоенное далекое царство льдов и северного сияния. Там находятся царства кланов ведьм - женщин, чья жизнь и молодость длится очень многие сотни, а то и тысячи лет(но все же и они смертны) и бронированных медведей - панцербьернов, которые признают только силу и порой выступают в людских войнах, как наемники ибо в войнах славятся своей непобедимостью и свирепостью.Главным отличием этого мира от нашего является то, что душа человека в этом мире не находится внутри него, она находится рядом с ним, в виде особенного говорящего и думающего животного, деймона. Деймон не может находиться далеко от своего человека - если деймон отдаляется на расстояние, превышающее несколько метров - оба они - и деймон, и человек, ощущают страшную тоску, печаль и пустоту. Деймоны детей меняют свою форму, однако входя в стадию полового созревания человек получает постоянную форму деймона. Как правило, деймон и его человек разного пола. Человеку дотрагиваться до чужого деймона нельзя, хотя сами они друг друга трогают. Кстати, идея с деймонами потрясающая. Жаль, у нас такого нет. Тогда никто в мире не был бы один... Никогда. А это очень и очень привлекательная идея.И есть в этом мире одно особенное устройство - алитеометр (с греческого - истиномер) - золотой похожий на компас прибор с 36 символами и четырьмя стрелками. Тот, кто способен понимать тысячи смыслов и значений всех символов и их комбинаций способен с помощью трех стрелок задать алитеометру любой вопрос и получить на него ответ. В мире "Темных начал" лишь шесть алитеометров и единицы людей, способных ими пользоваться. Большинство из них годами изучали книги толкования символов, чтобы этому научиться... Основные персонажиЛира Белаква - двенадцатилетняя девочка, ученица Иордан-колледжа в городе Оксфорд. Пацанка, задира, заводила и проказница, зачинщица игр, драк и проблем на голову ученых мужей Иордан-колледжа и лично Магистра, им управляющего. Она-то и есть главная героиня истории. Но она, в отличие от "мэрисьюшных" героинь не является ни бесстрашной, ни непобедимой, ни гениальной по интеллекту, ни сногсшибательной по красоте. В тех страшных ситуациях, в которые она влипает, ей требуется помощь и она не боится ее просить. Она умелая лгунья (впрочем, никогда не лжет без повода) и та самая любопытная Варвара, из-за своего любопытства ввязавшаяся в историю, от исхода которой зависела судьба целых вселенных. Ее родители погибли в авиакатастрофе (разбился дирижабль) и девочка воспитывалась в Иордан-колледже. Единственным родным человеком, навещавшим ее время от времени, был ее дядя лорд Азриел. Лорд Азриел Белаква - дядя Лиры, весьма могущественный, богатый и властный человек, исследователь и путешественник с огромными амбициями. Он исследует запретную тему, некую Пыль, пришедшую из другого мира и мечтает открыть двери в тот мир за завесой северного сияния...Миссис Мариса Колтер - вдова богатого лорда Эдварда Колтера, могущественная женщина, основательница и глава Жертвенного Совета - орденоподобной организации, входящей в Магистериум, исследовательница Пыли и ее влияния на детей и их деймонов.Роджер Парслоу - друг Лиры, мальчик с кухни Иордан-колледжа. Именно ради него Лира отправляется на Север.Джон Фаа - король всех цыган, могучий воин.Фардер Корам - старый мудрый цыган, советник Джона Фаа. Когда-то спас жизнь королеве клана ведьм Серафине Пеккала. Билли Коста - мальчик-цыган, также похищенный из Оксфорда, как и Роджер, Тони Макариос, девочки Джесси и Энни. Серафина Пеккала - трехсотлетняя (но по виду совсем юная и прекрасная) королева клана ведьм, которой когда-то спас жизнь Фардер Корам. Йорек Бирнисон - панцербьерн (бронированный медведь) и принц Свальбарда. Был изгнан за нарушение закона своего королевства.Йофур Ракнисон - новый король Свальбарда. Хочет жить как люди и иметь своего деймона.Ли Скорсби - аэронавт и наемник из государства Техас. Друг Йорека Бирнисона. Поступки персонажей в этой книге, даже Лиры, которая в силу возраста и наивности многое просто не понимает, глубоко мотивированы. Никто ничего не делает и не говорит просто так и никто просто так никуда не попадает. Мариса Колтер и Лорд Азриел и в подростковом-то возрасте не вызывали у меня хороших чувств, сейчас же они вызывают просто отвращение. То ли дело например семья Коста, трогательно заботящаяся о Лире.спойлерМариса и Азриел - родители Лиры, но ни один, ни вторая никогда не питали к ней нормальных родительских чувств, не воспринимали всерьез, не считались с ней и ее чувствами и не думали о том, какие последствия получат, игнорируя ее. Им было плевать, чем она живет и дышит, с кем дружит, к кому привязана... плевать вообще на все, кроме собственных целей, амбиций и стремлений.свернутьРазумеется, в ближайшие дни перечитаю остальные части трилогии и перепишу рецензии. Как по мне, книга эта далеко не детская. Стоит читать скорее подросткам и взрослым.