2024-07-10 22:41:00
Lola08
Есть такие книги на которые возлагаешь множество надежд, но они не просто не оправдываются, а прочтение истории заставляет тебя закатывать глаза и тяжело вздыхать каждый раз, когда переворачиваешь новую страницу.
Что же это: несовпадение взглядов? Узость рассуждений? Плоский и немного дворовый юмор? Отсутствие литературного языка? Неумение прописывать мир и персонажей?Не поймите неправильно, я не осуждаю, каждый меряет удовольствие от книги своими критериями. В своё время, когда я была подростком, я такое обожала. Зачитывалась Андреем Беляниным и его "Сестрёнкой из преисподней", и на тот момент мне его язык и манера письма казались жутко остроумными. Но я бы точно не стала перечитывать его книги сейчас, ценя тот эффект, который они оказали на моё сознание в 16-17 лет.
Но чёрт меня дёрнул вернуться в подобные приключения, имея уже устоявшийся книжный вкус и некую планку, обозначающую "хорошую" для меня книгу.
Опять-таки, о вкусах не спорят. Но если бы дело было только во вкусах...
Буду ли я давать шанс отечественному романтическому фэнтези после этой книги? Да. Понятны ли мне хвалебные отзывы в адрес этого произведения? Нет.
Почему же? Итак, давайте по порядку.Одной из причин, побудившей меня приобрести данную книгу стало наличие главной героини-тёзки, красивой иллюстрации на обложке, конечно же аннотации, которая меня заинтриговала с первого прочтения.
Представьте, у нас есть героиня-попаданка, Принцесса целой планеты; на её народ совершено вероломное нападение из космоса другой нацией, жестоких, похожих внешне на людей, существ. Она с трудом бежит из плена, открывает портал и сваливается прямо на голову землянке Тане, в период нападения на неё местной гопоты (не могу не упомянуть, здесь столько отморозков будет, что "Слово пацана" просто меркнет перед данным сеттингом). Это же не сюжет, а просто вереница возможностей прописать разные народности, быт, взаимоотношение героев, их технику, разнообразие флоры и фауны...но вместо этого нас ждёт монотонное описание обыденности, лекций в медицинском колледже, каких-то глупых разборок между студентами (тут нам и тупой альфа Сергей, и местная ТП Катерина, и даже страшная и уродливая Машка); и все они призваны высасывать сюжет из пальца и оттенять "вменяемость" двух главных героинь.Про "вменяемость" всё ещё веселее - автор просто не оставляет читателю выбора думать самостоятельно, выносить свои эмоции и симпатии героям. Она не просто делает всех персонажей плоскими, скучными, глупыми, клишированными, но и выстраивает весь сюжет на основе ситуаций из своей собственной жизни, постоянно делая сноски про то, как поступили её знакомые или что её знакомые рассказывали. И это не какой-то анализ, общение с профессионалами своего дела, это просто бытовые ситуации по типу "бодибилдер не помог мне передвинуть шкаф, а значит все качки тупые и не сильные, напишу-ка я своего героя таким".
Навязывание своих ценностей, взглядов и убеждений - это самое раздражающее для меня, что есть в данной книге.
Каждый раз мне просто хотелось начать спорить с писательницей, тыкая её в абсолютно необоснованные, где-то даже глупые выводы.
Например, я так и вижу как Галина Гончарова поёт гимн страны, положа руку на сердце и фыркает от инстаграмных моделей. Она не просто критикует то, что ей лично не нравится; она разделяет мир на "то, что я одобряю и единственно верное" и "всё остальное".Галина Гончарова протаскивает свои мысли о мироустройстве, отношении к политике, стране через своих героев, не оставляя шансов для дискуссий с читателем. При этом, она напрочь забывает об основной теме сюжета и даже не стремиться её раскрыть (главный конфликт будет решаться в нескольких самых последних главах). Зачем нам описывать удивительные и уникальные миры, расу, уклад выдуманных цивилизаций (это буквально умещается в несколько строчек). Лучше читатель прочтёт о том, как Родину любить, что такое "правильно", а что "неправильно".
А у меня вопрос: почему я, как читатель данной книги, знаю больше фактов о личной жизни Галины Гончаровой, чем, скажем, о том, как Салея внутренне пережила жестокое убийство своих родителей?Я считаю, что если ты живёшь на территории страны, ты обязан уважать её обычаи. Защищать её и не давать никому в обиду, - сверкнула глазами Салея. - Родина, как и мать, может быть только одна. Не нравится? Откажись от обеих и уезжай. Но хаять - не смей!Кстати, эта фраза полностью противоречит отношениям Татьяны и её матери Ольги, которую она даже в конце книги не прощает.
Я не имею ничего против смещения акцента на родную культуру, но когда Таня представляется космическому командору жительницей не планеты Земля, а планеты "Россия"... серьёзно?Я бы вообще экзамен по истории сделала одним из главных. И без него никуда не допускала, а то выросли стада баранов... которые уверены, что Европа - вшивая, немытая и голодная - была очагом культуры. Их бы туда ... в очаг к святой инквизиции. Мигом бы почуяли, что палёным пахнет.Разговоры про загнивающий запад в принципе будут очень частыми.В мире Галинины Гончаровой, где есть "зелёные" даэрте, казалось бы, нет осуждений, резких и необдуманных мыслей. Ведь их народ аналог племени Оматикайя из "Аватара", которые живут в гармонии с окружающим миром и друг другом. Но на самом деле яда на страницах и в поступках праведного народца оказывается так много, что в какой-то момент читатель перестаёт испытывать эмпатию к положительным персонажам.
В книге довольно много смертей. Но по волшебному стечению обстоятельств, гибнут воры, насильники, бомжи и все - возрастные.спойлерДаже студентов-хулиганов наказывают не смертями, а превращениями в растения и животных на несколько лет.свернутьПолучается, что убийство можно оправдать, если его совершает как будто бы "хороший" персонаж, а гибнет некто "плохой"? И в мире "чистых" тоже есть свои исключения, оправдывающие жестокость?"Потому что Салея сейчас убивала человека. Хотя выбора у неё не было. Пришлось убить."Довольно размытая позиция с оправданием насилия в некоторых случаях. Салея, напомню, ни в одной из ситуаций с убийством не мучилась совестью, а ведь её народ не воители и они ни разу никого не убивали. Совестью не мучилась и Таня, и её бабушка (пожалуй, самый мною нелюбимый персонаж).
И тут мы плавно подходим к ещё одному минусу истории: плохо прописанный мир и персонажи. Про то, что они плоские и клишированные я уже написала. Но что хуже, так это примитивные эмоции, которые иногда абсолютно не соответствовали ситуации. Например, меня поразила та лёгкость и быстрота в развитии отношений, которые толком не были прописаны, между Салеей и Таней. В какой-то момент они просто начали называть друг друга "сёстрами", а Принцесса поделилась своей кровью, то есть огромной силой. Просто потому что на чужой ей планете кто-то проявил к ней доброту.спойлерВсе дружно рыдают над скорой кончиной Салеи.свернутьА за еду и ночлег Принцесса готова продлевать жизнь героям, быть лекарем людей, да и вообще забыть о своих родных матери и отце (она их даже ни разу толком и не вспомнит в ходе развития сюжета).
Почему нам не показывают эмоции и мысли героев в по-настоящему интересные моменты? Например, когда Таня впервые попадает на незнакомую ей планету? Почему всё происходит обыденно, без каких-либо описаний? Почему нам не рассказывают о Дараэ ничего кроме того, что на планете много растений и Перво Древа? У даэрте всё деревянное в домах, а всё искусственное они не любят, тогда почему Салея с удовольствием ест шоколад (в котором полно химии) и сидит на скамейке из ненатуральных материалов, получая наслаждение от осознание того, что это не дерево?
Так было грустно прочесть одну строчку:теперь настала пора даэрте рассказывать, как всё было устроено на Дараэ.Ведь это единственное, что можно было почитать про описание мира.Очень хотелось познакомиться с культурой ша-эмо и даэрте поглубже. Вместо этого нам просто преподнесли контрастное разделение в духе: "у одних есть растения и они про эко, от этого они круче и умеют в магию; другие полагаются на технику, истребляют всё живое, поэтому у них куча болячек, болезней и море зависти".Вернёмся к личному восприятию мира автором.
Поскольку книга - это всё же ода экоактивизму, нельзя не отметить, что автор переключается в какой-то момент на всё искусственное во внешности.Вот ещё... проблема. Возмущённое огородное пугало, насквозь искусственное. Это она только про лицо, а там и ниже улучшения есть.Не от природы тебе, дружок, такое дано. Слепил ты себя? Хорошо, молодец, посмотрись в зеркало, красивых фотографий на память наделай и радуйся этому. А дальше-то что?Генетика - штука вредная, кого-то она не щадит. Когда у девушки в восемнадцать лет фигура много раз рожавшей бабы, грузная и оплывшая, это не придаёт ей особой кротости.После такого описания у меня вопрос: а насколько красота Тани, полученная в ходе воздействия на неё иноземной магии, считается натуральной? Или у нас магия природная, а потому вмешательство хоть и произошло, но было процессом естественным? Разве это не двойная позиция? Да и почему я должна возмущаться спортсменами, людьми, которые пашут в зале ради здоровья и формы? Или нужно просто принять свою неидеальную природу и пусть тебя считают "грузной" и "оплывшей"? В общем, такой аномальной агрессии в сторону внешности и осуждений любых изменений с целью что-то в себе улучшить, я в книгах ещё не встречала. Даже, если персонаж описывался, как некрасивый или даже отталкивающий, грубости по отношению ко всем похожим людям в описании не было.
В книге есть и упоминание аниме-культуры, тоже в крайне радикальном негативном свете. Не мешает расширить свои взгляды на японскую и мировую мультипликацию, понять, что за этим явлением стоит огромная и самобытная культура. Можно же что-то любить и ценить помимо своих лесов и степей, как минимум, испытывать уважение к другим народностям, цивилизациям.Но этим удивить в эпоху манги и прочих анимешек? Там у всех глаза такие, словно они на ёжика уселись.Ну и ещё одна болевая точка писательницы - мужчины. Ярко обозначена позиция автора на этот счёт в одном из абзацев.О том, что мужчина - это не только возможный оплодотворитель нескольких миллионов женщин и буква "М" на двери туалета.Но именно такие мужчины приоритетно описаны в книге. Воры, алкаши, насильники, бомжи - мужского пола; они-то и умирают. Во всей книге всего два типа злодеек женского пола: одна - неудавшаяся мать-алкашка, другая - завистливая, избалованная и богатая студентка. Избитые односторонние типажи. Одной из них удаётся измениться, но очевидно просто потому что она является родственницей главной героини. Ведь предпосылок к росту персонажа не было никаких.Отдельно отмечу ужасный бытовой язык, которым написана книга. Да, такой стиль письма я знаю. И да, этим богато наше отечественное простенькое фэнтези. Но я впервые встречаю настолько не органично вписанный текст. Каждый раз возникало ощущение, что я общаюсь во дворе с местной странненькой старой девой, которая от жизни с десятью кошками и за ежедневным просмотром глупых передач по ТВ, переняла не самую приятную манеру общения и теперь все её обходят стороной. Все, кроме тебя, вышедшего за хлебом и теперь обязанного слушать все возгласы и россказни этой странной дамы.Рассказывай, свинтус! А то тромбоном ударю! И тут начался обильный соплеразлив и слезопад. Как пишут в интернетах - ачётакова?Возвращаешься ты с работы, довольная жизнью, счастливая, и - здрасте-нате!А тут всё вживую! Настоящее! просто - вау! А ещё - ав-ав и мяу!Заканчивать рецензию буду коротким выводом. Возможно всё до банальности просто и Галина Гончарова - не мой автор. Я люблю и иронию, и сарказм, и смешной сюжет и даже, иногда, когда это уместно, клишированных героев. Но я не люблю радикализм, грубость, узость мышления и плохой литературный слог. Нельзя придумать и написать хорошую взрослую историю, довольствуясь лишь описанием быта и склоков в духе школьных романчиков. Если поднимается серьёзная тема геноцида нации, если хочется написать про другие планеты и космос, то невозможно это сделать без каких-либо описаний, уделив этому время на нескольких последних листах.Если меня бы спросили о чём эта книга, то я бы ответила, что книга о двойных стандартах, лечении подагры и простатита, любви к России и совсем немного о магии и сложной судьбе целого народа планеты Дараэ.