Последние дни Русской Америки. Воспоминания финского кузнеца, который в 1860-е поехал на Аляску на заработки и совершил кругосветное путешествие бесплатное чтение

Томас Аллунд
Последние дни Русской Америки
Воспоминания финского кузнеца, который в 1860-е поехал на Аляску на заработки и совершил кругосветное путешествие

Перевод с финского: Ярослава Новикова


Вступительная статья, комментарии, редактирование перевода:

Дмитрий Шабельников



© Ярослава Новикова, перевод

© Дмитрий Шабельников, вступительная статья, комментарии

© ООО «Паулсен», издание на русском языке, 2023

* * *

Предисловие

8 июля 1866 года в газете «Кронштадтский вестник» было напечатано объявление:

«Главное Правление Российско-Американской Компании, имея надобность отправить нынешним летом на службу в Российские колонии в Америке рабочих людей, преимущественно знающих матросское дело и разные мастерства, вызывает желающих являться около 13 июля, для условий на эту службу, в дом Компании под № 70, что у Синего моста по Мойке, ежедневно, кроме дней праздничных, от 11 до 2 часов».

Об этой возможности узнал от своих товарищей финн Томас Аллунд (Thomas Ahllund), приехавший в Петербург на заработки. Аллунд был весьма подходящим кандидатом — во-первых, он был профессиональным кузнецом (то есть знал ценное «мастерство»), а во-вторых, Российско-американская компания (РАК) уже давно охотно нанимала в американские колонии жителей Финляндии, тогда российских подданных — среди них было много как опытных шкиперов и матросов, так и ремесленников. «Финляндцы» (так в официальных документах называли финнов и финских шведов, не различая их между собой) составляли вторую по численности группу среди европейского населения русских колоний в Америке после собственно русских[1]. Среди четырнадцати главных правителей Русской Америки (они же губернаторы) двое были «финляндцами» — Адольф Карлович (Арвид Адольф) Этолин (1840–1845) и Иван Васильевич (Йохан Хампус) Фуругельм (1859–1864). Еще трое были балтийскими немцами — немцы составляли третью по численности группу (были также эстонцы, латыши, ингерманландцы и т. д.). В 1839 году треть всего персонала РАК на Аляске (около 150 человек) составляли лютеране[2]. В том же году в столице Русской Америки Ново-Архангельске был учрежден лютеранский приход, а в 1843 году напротив православного Михайло-Архангельского собора в специально построенном здании открылась кирха, для которой губернатор Этолин на собственные средства купил и привез из Эстонии орган.


Томас Аллунд.

Конец 1880-х — начало 1890-х годов | Keski-Suomen Museo


О жизни Томаса Аллунда до лета 1866 года мы знаем очень мало. Он родился в 1839 году в маленьком городке Лемпяаля недалеко от Тампере и был потомственным кузнецом. По-видимому, в начале 1866 года 27-летний Аллунд отправился на заработки в Петербург.

В Америку он отбыл летом или в начале осени 1866 года — как убедительно показал исследователь и переводчик «Воспоминаний» на английский язык Пану Халламаа[3], указание в самом начале воспоминаний на 1867 год, как и на то, что путешествие на Аляску заняло 12 недель, — ошибка автора или издателя. Объявление в «Кронштадтском вестнике» о том, что клипер РАК «Царица» — один из кораблей, использовавшихся для транспортировки товаров и людей в американские колонии и обратно — находится в доках, датировано 17 июня 1866 года; в гавань Ново-Архангельска он вошел в конце июля 1867 года, что совпадает с датировкой Аллунда. Путь на Аляску занимал тогда от девяти до двенадцати месяцев.

Аллунд уделяет немного внимания царившим в русской колонии нравам — хотя и обращает внимание на своеобразный метод оплаты за сверхурочную работу водкой, которую он, как человек непьющий, выгодно продавал. Эти нравы подробно описывает еще один очевидец передачи Аляски США, М. И. Вавилов:

«Рабочие, за исключением немногих, преимущественно семейных, во избежание пьянства, водки на вынос или, как говорилось, на отлив не получали и могли ежедневно за 25 коп. ассигн. выпивать у дверей так называемого ромового магазина, из общей яндовы по хорошей чарке водки или рому. Случалось, что непьющий рабочий… держа водку во рту, быстро бежал в казарму, где выпустив изо рта содержимое, в течение нескольких дней накапливал целую бутылку, которую впоследствии сбывал по 10 руб. ассигн. любившим выпить товарищам, либо алеутам и диким колошам[4]; впрочем, такие ничего не пьющие лица составляли редкое исключение. Бутылка водки имела в колониях большое значение. За нее можно было приобрести от колошей целого ямана[5], соорудить у местного портного пару платья и у сапожника сапоги, заказать столяру стол, шкаф и т. п.; а равно получить дня на три, во временное пользование, жену какого-либо рабочего; такова была в Ситхе нравственность, и это не считалось предосудительным: женщин было слишком недостаточно для населения»[6].

Проработать на РАК Аллунду пришлось всего пару месяцев. Еще в марте 1867 года, когда «Царица» находилась в пути, была подписана «Конвенция об уступке САСШ российских североамериканских колоний». В конце августа в Ситку одно за другим стали приходить американские суда с поселенцами и гарнизоном[7], а 6 октября по старому стилю состоялась церемония передачи Аляски США, так красочно описанная Аллундом. Эпизод со спуском российского флага упоминается и в других источниках, причем по одной из версий флаг в конце концов упал на штыки стоявших в почетном карауле русских солдат[8].

Подтверждают другие источники и сложное положение, в которое попали служащие РАК после передачи колоний. Статья III Конвенции гласила:

«Жители уступленной территории могут, по своему желанию, возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность; но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако ж, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами, преимуществами и льготами, предоставленными гражданам Соединенных Штатов, и им должны быть оказываемы помощь и покровительство в полном пользовании свободою, правом собственности и исповеданием своей веры. Дикие же племена будут подчинены законам и правилам, которые от времени до времени могут быть постановлены Соединенными Штатами в отношении к туземным племенам этой территории»[9].

Сведения о том, как служащие РАК воспользовались своим правом выбора, разнятся. Американский генерал Ловелл Руссо, руководивший процессом передачи с американской стороны, писал в донесении госсекретарю Сьюарду от 5 декабря 1867 года:

«Население Ситки кажется спокойным и законопослушным. Собственно русских на острове около 500. Если наши люди будут хорошо к ним относиться, большинство из них останется гражданами Соединенных Штатов»[10].

Проблема состояла в том, что условие, указанное генералом Руссо, соблюдалось плохо. Месяцем ранее капитан Пещуров, представлявший российского императора при передаче американских владений (то есть выполнявший те же функции, что и Руссо, с российской стороны), писал российскому послу Стеклю:

«Нахлынувшие сюда американцы ведут себя довольно беспорядочно, в особенности солдаты, состоящие из всякого сброда. Было уже немало случаев драки и воровства, из еще сравнительно небольшого гарнизона постоянно до 30 человек арестованных. <…> Впрочем, человек 15 приняли присягу на американское подданство»[11].

Поведение новых жителей Ситки тоже очень красочно описывает Аллунд. Однако еще хуже было то, что большинству русских колонистов через некоторое время, когда их сбережения подошли к концу, стало просто не на что жить — гарантированное жалованье им больше никто не платил, а встроиться в новую экономику в условиях жесткой конкуренции с «нахлынувшими» американцами было непросто.

Аллунд со своим востребованным ремеслом задержался дольше других — больше чем на год, — но осенью 1868 года все же решил вернуться в Россию на последнем судне, предоставленном РАК своим бывшим служащим для этой цели. Американский клипер Winged Arrow («Крылатая стрела») был куплен компанией за 25 тысяч рублей в Сан-Франциско — это было проще, дешевле, а главное, быстрее, чем дожидаться прихода российского судна откуда-то еще. Клипер был построен в Бостоне в 1852 году, во времена расцвета местного судостроения, и отличался как размерами (более 55 метров в длину), так и особой быстроходностью (согласно рекламе владельцев, путь из Бостона в Сан-Франциско судно проделало за 112 дней — на 38 дней быстрее, чем другие).

Сколько Winged Arrow взяла на борт пассажиров — неясно: по разным сведениям, их было от 30 до 300 (по словам Аллунда — 250). Капитаном Winged Arrow был назначен опытный шкипер Николай Христофорович Бенземан — сын немца из Данцига, тоже шкипера на службе РАК, и креолки (креолами в русских колониях называли детей от смешанных браков между русскими — или другими европейцами — и «туземными» женщинами)[12].

Долгое и полное приключений путешествие Аллунда на Winged Arrow из Ново-Архангельска в Кронштадт (оно длилось ровно девять месяцев) занимает около половины всего повествования, и мне не хотелось бы лишать читателя удовольствия совершить этот вояж вместе с рассказчиком.

Мы могли бы ничего больше не знать об Аллунде — даже его имени, скрывавшегося за инициалом Т. Но в процессе подготовки этого издания выяснилось, что Музей Центральной Финляндии в Йювяскюля — которому я хотел бы выразить свою признательность — обладает некоторой информацией о «кузнеце Томасе Аллунде» и его семье, а также их фотографиями 1890-х годов. После возвращения, в 1869 году, Аллунд поселился в Йювяскюля, маленьком тогда городке в центральной части Финляндии с населением около 1300 человек. В октябре 1870 года Аллунд женился на вдове Каролине Ряйсянен, в семье было двое детей, и жили Аллунды — судя по одежде и снятой около 1900 года фотографии большого дома с садом (сейчас это место в самом центре города) — довольно зажиточно.

После публикации в журнале Suomen Kuvalehti в 1873 году[13] «Воспоминания» Томаса Аллунда больше на финском не издавались. В 2006 году их обнаружил, перевел на английский, откомментировал и опубликовал в американском журнале Alaska History финский историк и антрополог Пану Халламаа, которому я крайне признателен за помощь в подготовке русского издания.

Дмитрий Шабельников

Из воспоминаний финского работника[14]

В 1867 году, когда я работал в Петербурге, разговорились мы как-то вечером у нас на квартире о том, что там-то и там-то нанимаются работники для отправки на остров Ситка[15], который находится в Америке, но принадлежит еще пока нашему императору[16]. Жалованье, по слухам, обещали большое, а край был одним из лучших в мире. Так что пошел и я в то место, не сказав никому ни слова, и завербовался. Польстился я не столько на деньги, сколько вот от какой мысли: «А что, если мне и это попробовать!» Когда я вернулся на квартиру и рассказал о своем поступке, приятели мои принялись меня пугать и отговаривать от сделки. Но я твердо им ответил: «Если я что задумал, то не отступлюсь, и всегда я таким манером своего добивался и раньше!»

Так я и отправился под парусами в путешествие за полсвета, и ничего я особенного в пути не увидел, кроме воды да неба. Через двенадцать недель, 30 июля, сказал наконец штурман: «Если такой ветер и дальше будет, то завтра в полдень увидим берег». И правда: в 12 часов показалась местами чернеющая, местами белеющая суша. «Вон она, ваша обетованная земля Ханаанская!» — так шутили над нами, новичками, опытные путешественники. И мы стояли молча, мрачным взглядом окидывая сей печальный вид, ведь белые пятна оказалась не чем иным, как снегом — и это в середине лета!


Первая страница номера журнала Suomen Kuvalehti, в котором были опубликованы «Воспоминания» Аллунда


На следующее утро мы прибыли на остров Ситка в гавань Ново-Архангельска[17]. После выстрела из нашей пушки приплыл к нам навстречу лоцман в кожаной лодке[18], которая была полностью закрыта со всех сторон, разве что только три отверстия в ней было — для лоцмана и его гребцов. Когда мы высадились, на берегу было много встречающих — среди них немало финнов, — которые, к нашему удивлению, рассказали, что у них уже воскресенье, в то время как у нас на корабле еще была суббота[19]. Нас, новоприбывших, — 48 мужчин — отвели к рабочей казарме, перед которой губернатор колонии князь Максутов[20] провел перекличку и спросил, какую работу каждый из нас умеет делать. В казарме на верхнем этаже была большая вытянутая овальная зала с печами в обоих концах, а посреди залы тянулся длинный спальный помост. В тот вечер работу можно было не делать, но в пять часов утра пришел караульный и, проходя вдоль помоста и стуча по его борту палкой, принялся приговаривать на певучем русском языке: «Доброго здоровья желаю!»

Услышав поутру такие приятные слова, вскочил, конечно, каждый, в ком только дух был. Меня определили делать замки и петли для сундуков и обещали за сверхурочную работу ночью и в воскресенье чарку[21] водки (коих в бутыль помещается пять) за каждый час. Поскольку я непьющий, чарки свои я продавал по два рубля за штуку, так что заработок мой был приличный. Поэтому и трудился я с усердием, прямо решил показать, на что финн в работе способен. Только вот прилежание мое обернулось мне убытком: чем больше я делал, тем больше с меня спрашивали, и часто, когда я приступал к работе, выполнение которой заняло бы весь день, уже через пару часов подходили ко мне и удивлялись, что работа еще не готова. Наши люди все поначалу усердно работали, но вскоре, поскольку почти каждый день работу надо было делать на улице под дождем, принялись они то и дело хворать: кто на палец руки жаловался, кто на палец ноги, когда утром караульный приходил будить. «Как хворого звать?» — спросил у одного караульный. «Большим», — отвечал притворщик. «Да не палец, а тебя», — ему на это караульный. Ведь каждый, кто сказывался больным, должен был показаться врачу, после чего многих, конечно, хочешь не хочешь, а на работу отправляли.


Ситка (бывший Ново-Архангельск). 1877–1907 | Presbyterian Historical Society. Sheldon Jackson Papers


Однако на переизбыток работы грех было жаловаться, ведь выходные у нас случались часто. Дело в том, что мы соблюдали все русские церковные праздники, какие только есть в календаре. Так, на именины Александра[22] было целых пять праздничных дней подряд, среди которых особенно почитаемым был день, когда наш император спасся при покушении в Париже[23]. Утром мы сначала сходили в церковь. Когда мы оттуда вернулись, каждому налили по чарке, после чего князь Максутов произнес торжественную речь, которую мы слушали стоя с непокрытыми головами. В конце речи князь выпил за здравие императора, мы крикнули «ура!», и нам снова щедро налили.


Дмитрий Петрович Максутов, последний губернатор Русской Америки. 1860-е годы. | Alaska State Library


Тот день был одним из самых погожих, ясных дней, какие мне довелось там повидать, потому что в Ситке обычно дождь идет почти не переставая. А в тот день только чуть-чуть подождило с утра. Вечером я пошел прогуляться к Калошенскому ручью, который находился за версту от поселения и был в тех краях единственным местом развлечения. По дороге увидел я на морском берегу большой плот, связанный из на удивление длинных и толстых бревен. Я спросил у плотовщиков, как такие удается дотащить из леса в море, на что те ответили, что бревна сами скатываются по горным склонам, когда тáк получается повалить дерево, чтобы верхушка смотрела в сторону моря. Поваленные стволы надо потом очистить от веток и сучьев и обтесать до самой древесины; только одна ветка остается, чтобы за нее дерево держать можно было, пока бревно не будет полностью готово. В это время в заливе в лодке сидят работники, которые принимают бревна и вяжут их в плоты. Однако и эта работа не без опасности, потому что иногда случается так, что бревно, с великой быстротой скатываясь с горы, опускается в воду на самое дно и, поднимаясь опять кверху, пробивает днище лодки. На лошади нечего и думать ехать в такой лес за бревнами, ведь леса здесь совсем не такие, как в Финляндии. Здесь они — непролазные первозданные чащи, в которых деревья лежат друг на друге вповалку еще с древних времен, так что и человек не всегда сквозь них проберется. Продолжая путь к ручью, увидел я в одном месте в морской воде бесчисленные стада корюшки, которая всегда приплывает в эти края на один месяц осенью и на один месяц весной, и поймать тогда ее можно и без снастей. С отливом корюшки остается на суше так много, что берег становится совершенно белым. Так и я во время этой своей прогулки насобирал ее столько, сколько мне требовалось на ужин.

В свободное время я иногда ходил наблюдать за калошами[24], местными туземцами, на рынок, находившийся перед поселением за высоким забором. К своему удивлению, я заметил, что лица у них у всех были выкрашены в разные цвета, а у некоторых были совершенно черные. Для украшения каждый носил в носу серебряное кольцо, а у женщин к тому же нижняя губа была проткнута серебряным гвоздем так, что шляпка оставалась с внутренней стороны губы для удержания гвоздя от выпадения. Одна девушка убралась очень нарядно. Волосы у нее были полностью острижены, а лицо выкрашено в черный цвет; в носу у нее было кольцо, скрученное из двух серебряных проволок; уши были сплошь утыканы кольцами, к которым были привязаны красные нитки, а к концам ниток — разные рыбьи зубы. На шее во все стороны свисали разноцветные бусы разной величины, к которым внизу были привязаны целые разноцветные птичьи головы. Девушка была завернута в войлочное одеяло без рукавов или отверстий для рук. Это одеяло было украшено маленькими белыми пуговицами из ракушек. Голова же девушки оставалась непокрытой, а ноги босыми.

Однажды мне довелось увидеть калошенские похороны. Один из кораблей Российско-американской компании стоял на якоре около калошенской деревни, и сторож — мой знакомый финн — пригласил меня к себе. За чаепитием мы заметили посреди деревни груду дров, вокруг которой крутилась кучка калошей в широкополых шляпах. Тотчас другие калоши принесли голый труп человека, который тут же установили стоймя на дровяную кучу, после чего дрова подожгли. От жара костра жилы мертвеца пришли в движение; тогда деревенский шаман подпрыгнул к трупу так близко, как только было возможно, и стал объяснять, что́ покойник своим шевелением якобы сообщал о своем блаженстве. Стоящие вокруг принялись от этих действий очень громко кричать, замолкали на мгновение, а потом начинали вопить по новой. Когда от трупа остались одни кости, их смешали с золой под звуки громкого пения. Наконец, кости покрупнее были вынуты и захоронены в подходящем месте. Такой чести, однако, удостаиваются не все покойники. Так и этот, по слухам, был знатный человек, или тойон[25].

В другой раз, когда я ночевал на корабле, с берега стали доноситься сильный крик и вой. Поднявшись на палубу, я увидел толпу калошей по шею в море, хотя был сильный мороз. Шаман плавал в лодке посреди них и громко кричал. Так они закаляли своих маленьких детей: сначала их окунали в ледяную воду, а потом хлестали прутьями, чтобы опять разгорячить кровь; без ударов прутьями бедняжки наверняка бы совершенно замерзли.

Однажды я с одним эстонцем отправился в калошенскую деревню купить тюленьих кож, которыми собирался обить свой дорожный сундук. Домá калошей стояли вдоль берега, все в один ряд. Жилище вождя было первым домом, в который мы вошли. Дверь в доме была обыкновенной, а стены обиты досками; в потолке было большое отверстие, через которое выходил дым. В центре жилища прямо на голой земле располагался очаг. Я не заметил никакой кухонной утвари, вместо этого между очагом и потолком были устроены жерди, на которых коптилась рыба. В глубине жилища располагалась маленькая дощатая хижина — собственное жилье его величества. Выходя из своего дома, калошенский вождь вполне производил впечатление господина, будучи одетым в форму российского военного флота и с саблей наперевес. Однако ростом он был невелик и бороды никакой не имел, потому что ни у одного из калошей на подбородке не растет ни волоса.

Потом мы пошли в другой дом, чей владелец, высокородный тойон, величаво возлежал в похожей на собачью будку хижине из хвойных ветвей, находившейся в глубине дома. Когда я спросил про тюленьи кожи, он прокричал что-то своим горловым голосом, чего я не понял. Я опять заговорил о сделке, на что он рявкнул еще ужаснее, и остальные калоши велели нам уходить, потому что господин тойон не желал разговаривать. Но когда я вынул из кармана несколько листьев русского табака, старик смягчился и обещал к следующему воскресенью доставить нам кожи.

Еще в одном доме хозяйка как раз пеленала ребенка. Она положила его на спину на доску такой же длины и привязала его к ней длинной грязной тряпкой. Затем поставила она это сооружение к стене в угол дома. У бедняжки младенца в носу уже было кольцо, а лицо его было выкрашено в черный и красный цвета. У матери в нижней губе была костяная втулка в дюйм шириной, которая, как говорят, заменяется на более широкую с рождением каждого нового ребенка. Как-то я видел в нижней губе у одной бабки кость, которая была такая же широкая, как и рот, и очень мешала женщине говорить.

Язык калошей — это одни сплошные горловые звуки, напоминающие карканье ворона. У них с этой птицей даже слова общие есть. Однажды, когда я возвращался с обеда на работу, один калош сидел на обочине, и вдруг с крыши каркнул ворон: акух, акух! «Слышишь, — сказал я калошу и махнул рукой, — иди, раз тебя знакомец зовет!» Дело в том, что акух на их языке значит «Иди сюда!». Калош грозно посмотрел на меня, но ничего не сказал. Они вообще угрюмые: могут просидеть весь день на одном месте и никогда не смеются. Когда калош сидит и смотрит куда-нибудь, придется долго говорить ему что-то, прежде чем он слегка повернет голову в сторону говорящего и скажет: «Да!»

Русские никогда не пускали калошей внутрь своего поселения; один только вождь мог ходить где хотел. Американцы потом этот запрет отменили и одновременно разрешили всем, под собственную ответственность, ходить в деревню к калошам и торговать с ними — только водку туземцам продавать было запрещено. С тех пор эта пестрая братия целыми днями толпилась в лавках. Хотя они ничего и не покупали, уходить они тоже не хотели, пока не прогонишь. Стоять они ленились, занимать сидячее положение не умели — всегда сидели только на корточках, если не лежали врастяжку. Обычно они почти беспрерывно жевали древесную смолу и плевали на стены, так что постоянно слышалось чавканье и перед каждым была оплеванная доска.

Я сказал, что американцы отменили запрет российского правительства в отношении калошей. Дело в том, что скоро по прибытии на остров мы узнали, что наш император продал свои владения в Америке Соединенным Штатам. Не пробыли мы в Ситке и нескольких недель, как прибыли туда два больших парохода, которые привезли государственное имущество США, а еще через несколько дней на военном корабле прибыл также новый губернатор с гарнизоном[26]. Двухэтажная деревянная усадьба российского губернатора стояла на высоком холме, и во дворе особняка на длинном шесте развевался российский флаг с двуглавым орлом посредине. Ему теперь, понятно, нужно было уступить место звездно-полосатому флагу США. Итак, в назначенный день, по полудню, с американских кораблей пришла группа военных, возглавляемая знаменосцем. Торжественным маршем, правда, без оркестра, подошли они к усадьбе губернатора, где российские военные уже стояли в строю и ожидали их. Подошла очередь стаскивать орла: но — не знаю, что ему в голову взбрело, — спустившись немного, обхватил он когтями шест, так чтобы его никак стянуть нельзя было. Приказали тогда одному русскому солдату забраться вверх по шесту и распутать флаг, но, видно, орел и его силы заколдовал — так что, соскользнувши, не дополз солдат до цели. У второго тоже ничего не получилось; и только третьему солдату удалось доставить сопротивлявшегося орла на землю. Когда спускали флаг, играл оркестр и стреляли из пушек; а когда поднимали новый флаг, американцы со своих кораблей выстрелили в свою очередь столько же раз. После этого американские солдаты сменили русских на воротах калошенской деревни, огороженной частоколом.

Теперь американцы стали хозяевами края, и нам нужно было во всем придерживаться их приказов и обычаев. По этой причине на той неделе у нас было два воскресенья: сначала свое обычное, а потом американское, которое выпало на наш понедельник, поскольку они, приплыв с востока, потеряли один день. Кроме того, нам теперь приказали отнести в контору все кожаные деньги[27], которыми Российско-американская компания с нами всегда расплачивалась, и выдали нам на такую же сумму американских золотых и серебряных долларов.

Потом стали один за другим прибывать корабли из Калифорнии, а с ними — новые торговцы и прочие поселенцы, которые открывали лавки, трактиры и бильярдные, так что началась здесь бурная деятельность.


Главная улица в Ситке (бывшем Ново-Архангельске). 1877–1907 | Presbyterian Historical Society. Sheldon Jackson Papers


Летом, 4 июля, отмечали американцы большой праздник в память о своем выходе из-под власти Англии. Утром они устроили среди калошей состязание по гребле и обещали им в награду одежду и прочие товары. Желающих соревноваться объявилось приличное число. Все участвующие лодки были выделаны из одних только древесных стволов, хотя среди них были и очень большие; для легкости их выдолбили так тщательно, что стенки были не толще полдюйма. Гребцы были почти голые, в одних прохудившихся исподних штанах, и волосы у них были зачесаны на макушку и связаны там в один хвост красной лентой, так что концы волос спадали во все стороны. Когда на корабле подняли красный флаг в знак начала состязания, калоши изо всех сил принялись грести. Сначала все шли в ряд и приближались к причалу с большим шумом, но вскоре большинство из них стали отставать. Одна маленькая лодка, в которой было четыре человека, добралась до цели первой; гребцы встали в полный рост, застучали веслами о борта лодки и испустили победный клич. Но в тот же миг к цели подошли две лодки побольше, команды которых набросились на победителей и принялись их избивать чуть не до смерти. К счастью, подмога подоспела вовремя, однако устроители не осмелились отдать награду этим беднягам, потому что остальные калоши стали кричать, что у потерпевших не было никакого права участвовать в состязании — они якобы были с другого острова.

После обеда в тот же день мы, белые люди, устроили также большой праздник. Все поселение прошествовало маршем на упомянутое мною ранее место развлечения на берегу Калошенского ручья. Первым во главе шествия на маленькой эландской лошадке[28] ехал в красивом облачении семилетний сын одного полковника. Следом шагали четыре барабанщика, усердно бивших в барабаны. За ними шли важные господа и начальники, затем солдаты тянули пожарную повозку, на которой стоял сооруженный из хвойных веток разнообразно украшенный шалаш, а в шалаше сидела тринадцатилетняя дочь одного финна с маленькой короной на голове. К передней части короны надо лбом девочки была прикреплена медная табличка с надписью латинскими буквами Republika. Далее ехали пушки, за ними маршировали остальные военные. У Калошенского ручья был устроен красивый, чуть приподнятый над землей шатер, в котором впоследствии прозвучали пламенные речи, перемежавшиеся пением. Напротив входа установили трон, на котором восседала Republika. Неподалеку были поставлены длинные столы, заставленные едою, к которым все могли подходить; более того: каждому гостю налили по четушке[29] пива. Наконец, стали палить из пушек. Отдельный стол был накрыт для калошей, которые, уходя, унесли с собой все остатки еды и даже посуду, так что на столах ничего не осталось. Так они и ушли домой, не сказав ни слова благодарности.

Наши финны, так же как и русские, и другие служащие Российско-американской компании, почти все приняли подданство США, называли себя с гордостью «Американа» и вели веселый образ жизни, пока хватало выходного пособия. Только вот потом стали они голодать, потому что работы у них никакой не было. Кроме того, вместе с новыми поселенцами прибыло в Ситку много разбойников, которые с револьвером в кармане разгуливали безо всякого дела. Если с кем-то случалась размолвка или становилось известно, что у кого-то есть деньги, то раз, два, три — вот уже и стреляют. Так произошло с одним уволившимся служащим компании среди бела дня, прямо на улице. Он поссорился с одним таким разбойником, который тут же выхватил револьвер из внутреннего кармана и выстрелил. Пуля, кстати, попала не в того, кого хотел убить разбойник, а в другого человека, который просто проходил мимо и о ссоре даже не догадывался. Ему прострелили бедро, так что он стал хромым, только вот злоумышленнику никакого наказания за это не было.

Один финн по имени Викстрём тоже уволился и открыл трактир. Несколько недель дела у него шли очень хорошо. У него был свой дом, и там несколько комнат, так что он сдал одну из них, которая была проходная, некоему моряку. Как-то вечером, когда один эстонец проходил в темноте через эту комнату, моряк выстрелил в него из револьвера, думая, что это Викстрём. Пуля, однако, попала не в того человека, а в дверной косяк. Испуганный эстонец позвал на помощь — и отправились все гуртом задерживать злоумышленника. Первый, кто осмелился открыть дверь, получил пулю в руку, то же случилось еще с двумя людьми, но никто смертельно ранен не был. Конечно, поднялись большой шум и возня; на место вызвали полицию, и стрелка посадили под арест. Заодно у Викстрёма конфисковали внушительные запасы спиртного, из которых ему потом удалось вернуть только маленькую часть. И какое, по-вашему, наказание придумали покушавшемуся на убийство? Четыре дня пилил он дрова на благо государства — вот вам вся расплата за содеянное!

Сначала и я собирался остаться там, так как от новых поселенцев получал я много заказов и плата была щедрой. Но из-за этих историй с разбойниками такая жизнь мне быстро надоела, и я решил вернуться на родину. В это же время зашел в порт большой русский фрегат[30], на котором предлагали места тем подданным российского императора, которые хотели уехать из Америки. Капитан пришел в кузницу, где я работал, заказать изготовление всяких необходимых на корабле вещей и заодно поинтересовался, не хотел бы и я отправиться с ним в путешествие. Я ответил, что поеду, но только при условии, что возьму с собой свои кузнечные инструменты и буду делать на корабле только то, что к моему кузнечному ремеслу относится; требовать же от меня выполнения матросской работы не следует. Капитан полностью согласился с этим условием. Потом я ходил еще смотреть корабль и нашел его огромным — хотя, правда, старым, — так что на нем вполне можно было отважиться на путешествие до самого Кронштадта. Потому как вспомнил я в ту минуту слова старого моряка: «Матрос большого корабля и капитан утлого суденышка одного стоят».

Однако прежде чем отплыть, простояли мы в порту несколько недель. Судно надо было всячески починить и оснастить перед таким дальним путешествием — а вдобавок еще и нагрузить. В погрузку корабль принял в Ситке множество дорогих шкур земных и морских животных, многие десятки тысяч, которые все были засолены в бочках, как рыба, и таким образом долго не портились, даже будучи невыделанными. Наконец все было готово, и находящимся еще на берегу людям приказали срочно подняться на корабль. Я все же немного задержался, изготавливая порученные мне изделия; и только вечером взял я свои вещи и подыскал им и себе подходящее место на средней палубе.

В первую ночь, когда я беззаботно отдыхал, как блаженный на лоне Авраамовом, пришел вдруг боцман, разбудил меня и приказал заступать на вахту. «Как ты смеешь беспокоить меня по такому вопросу, — прокричал я ему, рассерженный. — Я пришел сюда своим ремеслом заниматься, а не на вахте стоять!» «Ты что же, думаешь, что главнее самого господина капитана, — сказал он, — который тоже должен вставать, когда потребуют?!» С теми словами он и ушел восвояси, а я остался в своем углу спать.

На следующий день, когда я как раз укладывал свои инструменты, чтобы они не повредились во время серьезного волнения, пришел ко мне штурман и приказал отправляться на другую работу, но я не пошел. Об этом он доложил помощнику капитана Касаварову[31], который вызвал меня к себе. Я пересказал ему мою беседу с капитаном Бенземаном[32].

«Как ты смеешь так говорить, — закричал он, — ты же получаешь жалованье матроса, значит, и работать должен матросом!»

Я ответил так же запальчиво, хотя и на очень ломаном русском: «Я осмелился приплыть сюда из самой Европы, так почему же не осмелюсь говорить правду!» При этих словах вошел и тот человек, который разбудил меня ночью; он пересказал мой дерзкий ответ, и все очень на меня рассердились. Когда позже капитан Бенземан, который во время ссоры как раз отсутствовал, вернулся на корабль, ему быстро донесли на меня, но он только рассмеялся, и на том тот день и закончился.


Фитц Генри Лейн. Корабли «Крылатая стрела» и «Южный крест» в Бостонской гавани («Крылатая стрела» справа). 1853 | Cincinnati Art Museum


На следующий день вечером боцман просвистел в свой пронзительный свисток и прокричал: «Все работники — на палубу для разделения на две вахты!» Так как я не собирался этим делом заниматься, то и бровью не повел. Когда проводили перекличку, меня на месте не оказалось. За мной пришли и отвели меня к капитану, который был очень рассержен. У меня бы, конечно, нашлось достаточно доводов в свою защиту, но я понял, что здесь убедительные слова не помогут, поэтому решил молчать. Капитан приказал мне идти под арест, и я пошел, не сказав ни слова, и проспал очень спокойно всю ночь. Утром капитан Бенземан выпустил меня из-под ареста, сам пришел ко мне в мой закуток на средней палубе и сказал так: «Ты мне нравишься, кузнец, и я считал тебя моим лучшим человеком — почему ты сразу не поднялся, когда я того потребовал? Разве ты не знаешь, что моих приказов здесь каждый должен слушаться?» «Знаю очень хорошо, — ответил я на это, — только вот о звуке свистка мне ничего не известно. Я вам не солдат!»

«Не волнуйся, — сказал он мне, — пусть будет так, как мы раньше условились».

На это я ответил, что согласен, и хорошо, что я не дал себя запугать и не изменил свое первоначальное намерение, потому что всякий раз, когда корабль причаливал, команда напивалась на берегу вдрызг, и меня, трезвого, в таком случае гоняли бы с одной работы на другую.

27 ноября 1868 года под тихий попутный ветер мы наконец подняли якорь и выстрелили из пушки на прощанье. На палубе нас стояло до 250 человек, в основном военные; среди нас было также много родившихся в Ситке женщин и детей, которые со слезами на глазах наблюдали, как их родной берег уходил все дальше к горизонту. Едва мы прошли узкие фарватеры меж островами, как ветер стал встречным и превратился в сильную бурю с мокрым снегом. К 21 декабря мы все же сумели дойти до Сандвичевых островов[33], где было решено бросить якорь. В знак того, что корабль запрашивает лоцмана, на фок-мачте был поднят флаг, и вскоре нам навстречу подоспела маленькая лодка с красными лоцманскими полосками на парусе. Из лодки на наш корабль поднялись двое красных, как медь, широколицых мужчин с высокими черными прическами; своими рыкающими голосами они пытались говорить по-английски. Вскоре после того, как у входа в гавань Гонолулу был брошен якорь, к нам подплыла поприветствовать нас толпа канаков[34], то есть местных островитян, предлагая нам купить у них апельсины и другие фрукты. Лодки их были похожими на челнок долбленками, шириной едва ли в пол-локтя, длиной в две морские сажени[35]. Снизу лодки были совершенно круглые, так что они ни минуты не смогли бы оставаться на плаву, если бы поперек лодки к ее бортам не были привязаны две перекладины так, что один конец перекладины свисал над водой на расстоянии пары локтей от борта. К этим свисающим концам перекладин была прикреплена толстая изогнутая палка длиной во всю лодку. Эта палка удерживала лодку на плаву и передвигалась вместе с ней, как жеребенок с матерью. На следующий день маленький пароход перевез нас в порт, где мы уже встретили не меньше сорока торговых судов и пару американских военных кораблей.

В Гонолулу мы попали на Рождество, и у нас выдалось несколько праздничных дней, так что каждый в свою очередь смог выйти в город осмотреться. Гуляя по улицам, я заметил, что город жил весьма приличной, спокойной жизнью, тишину которой, вероятно, еще больше усугубила недавняя смерть тамошнего короля[36]. Город был в основном застроен деревянными зданиями, хотя было и несколько каменных усадеб. В одну из них, довольно высокую и с большими окнами, я и вошел, приняв ее за церковь — ею здание и оказалось. Церковь была очень чистой и торжественной. Алтарь немного напоминал по форме наши церковные алтари, и там на стуле сидел европейского вида мужчина в белой сутане и говорил что-то тихим голосом, из чего я не понял ни слова. Вдоль одной из стен сидели на полу несколько маленьких мальчиков, которые время от времени в один голос нараспев отвечали священнику. В церкви были постелены очень чистые ковры, на которых сидели канаки, держа в руках распятия. У входа стояла фарфоровая чаша, в которую прихожане, входя в церковь, окунали два пальца, прикладывая их потом ко лбу.


Собор Богоматери Мира в Гонолулу. Конец XIX — начало ХХ века. Почти наверняка именно в этот собор, построенный в 1840-х годах, заходил Аллунд | Library of Congress


Выйдя из церкви, я вскоре встретил на улице высокого мужчину с бледными щеками, который нес большую кожаную сумку. Признав во мне иностранца, он начал говорить мне что-то по-английски, и из речи его я наконец понял, что он хочет знать, откуда я родом. Я ответил ему на своем родном языке — по-фински: «Olen Suomalainen»[37]. Но он покачал головой в знак того, что не понимает. Тогда я сказал, что я финн, по-шведски: Finne. Но и это слово было ему незнакомо. На третий раз я произнес: Ryss-Finne[38], на что он сразу удовлетворенно кивнул и вынул мне из своей сумки маленькую божественную книжечку на русском языке.

Погода тогда стояла жаркая, что нам, только что прибывшим с мороза, казалось совсем невыносимым, ведь днями и ночами все тело обливалось пóтом. Поэтому я и решил пойти искупаться в речке, что была недалеко от города. Там на берегу встретил я белого мужчину, который сидел на камне и как раз одевался. Он заговорил со мной по-английски и спросил, американец ли я. «Ryssman», — ответил я смело на том же языке. Он прекрасно понял и указал мне на другой камень, предлагая присесть. Наверное, он хотел завести со мной разговор, да и я поначалу был не против. Только вспомнил я вдруг, что по-английски знаю не больше шести слов, на которых в беседе далеко не уедешь. Поэтому я заметил ему, что у меня нет времени, и пошел купаться в другое место подальше, после чего тело мое стало немного бодрее.

Возвращаясь с речки в город, проходил я мимо деревянного здания, стоявшего на довольно высоких каменных опорах. Там, под домом, я заметил расстеленную на земле белую скатерть, на которой было шесть фарфоровых тарелок, но больше никаких столовых приборов. Неподалеку между двумя камнями крутилась одна женщина. Подойдя поближе, увидел я на горячих углях птицу и кусок свинины совсем безо всякого жира, которые женщина переворачивала на огне. Спустя мгновение женщина отнесла готовую еду на скатерть и пошла в дом, откуда затем вышли шестеро человек, которые, судя по их одежде и поведению, были более высокого сословия. Они расселись вокруг скатерти. Старая женщина, у которой был очень важный вид, взяла тарелку, положила на нее кусок свинины и птичьего жаркого и указала жестом остальным сделать то же самое. Служительница тем временем вынесла и другую еду — что-то похожее на белый кисель в синюю и красную крапинку[39], который едоки отправляли себе в рот тоже руками. Поев, они облизали пальцы и вернулись в дом, а служительница отнесла грязные тарелки к ближайшему ручью для мытья. «Легко же в этой стране, — подумал я, — прислуживать господам: совсем не нужно мыть ни ножи, ни вилки, ни даже ложки. Господа свои столовые приборы с пятью зубцами и без помощи прислуги сами вылижут!»

После этого я пошел за дом, откуда доносился такой грохот, как если бы там сало отбивали[40]. За домом я увидел толстого голого чернокожего мужчину, который вытянутым закругленным камнем с размаху бил по чему-то, что находилось в корыте с низкими стенками. Там было вязкое, похожее на топленое сало вещество, полное синих и красных волокон, которые он то и дело выбирал и выбрасывал. Видимо, здесь как раз и готовили тот кисель, который я только что видел. Спустя некоторое время подошел другой мужчина, тоже голый, в одном фартуке, с грязными по колено ногами; он принес уродливого вида корнеплоды[41] и бросил их около корыта. Когда он ушел, я последовал за ним, чтобы увидеть их огород. Он был недалеко, у подножия холма; там находилось выровненное, четырехугольное поле, края которого располагались чуть выше самой пашни. Вдоль краев был устроен небольшой оросительный канал, так что поле, на котором те овощи росли, было полностью затоплено. Мужчина ходил по бедра в грязи и выкапывал клубни. Выкопав, он отрывал ботву и втыкал ее обратно в землю в то же самое место; вероятно, она давала потом новый корнеплод безо всяких усилий со стороны человека.

В другой раз, когда я опять гулял по городу, по улице шли с десяток совершенно пьяных наших солдат и страшно шумели. Когда им повстречался полицейский, один особенно громкоголосый мужчина подошел к нему вплотную и завопил: «Мы русские подданные, попробуй только испортить нам веселье!» За этим наверняка последовала бы драка, если бы полицейский ответил резко; но он был умным человеком, опытным малым, он лишь похлопал буяна по плечу и сказал улыбаясь: RYSS MAN, GOOD MAN (Русский человек — хороший человек). От этой незаслуженной похвалы дебоширы совершенно устыдились и продолжили свой путь тихо и мирно.

21 января 1869 года мы наконец отплыли из Гонолулу и направились с попутным ветром в сторону Островов Общества[42]. 2 февраля мы добрались до экватора, во время пересечения которого после обеда команда принялась совершать обычный для такого случая обряд. Две большие ванны наполнили морской водой, и ранее уже пересекавшие экватор моряки превратились в морские божества, разрисовав себе лицо и надев странную одежду. Боцман стал Нептуном, богом моря, и его провезли на лафете от носа корабля до кормы. В его свите особенно выделялись один цирюльник и один писарь с большой книгой в руках. Последний приказал всем новобранцам, каковых было большинство, включая также и офицеров, подойти к Нептуну. Тот спросил у них, кто они такие и по какому делу прибыли в его владения, и, получив ответ, дал знак цирюльнику, который принялся, обильно намылив и орудуя деревянной бритвой, якобы сбривать бороды у новичков. После этого каждого новобранца окатили из емкости водой, посвятив их таким образом в настоящие моряки. Началось потешное водное сражение. Некоторые, видите ли, не хотели соглашаться на такое крещение и отчаянно сопротивлялись. Но не тут-то было! Их силой хватали и бросали с головой в чан с водой в наказание за упрямство.

Жара в этих широтах была очень сильной, вследствие чего на средней палубе находиться было невозможно, так что бóльшую часть времени я провалялся на верхней палубе, на открытом воздухе. Время от времени я с удивлением разглядывал знакомые созвездия, которые там, на экваторе, были совсем другой формы, чем у нас на севере. Большая Медведица и Полярная звезда были там совершенно не видны; Плеяды были расположены так далеко друг от друга, что я бы их и не узнал, если бы не держал их во все время путешествия на примете. Луна тоже выглядела по-другому; та ее половина, которая, если смотреть в наших широтах, находится внизу, там оказалась наверху.

11 февраля показался остров Таити, покрытый горными вершинами, высокими и низкими, предлагая нам такой прекрасный вид, какой только можно вообразить. Трудно было поверить, что все это сотворено природой; пейзаж казался, скорее, огромным городом со множеством башен. После прибытия в порт наш капитан отправился в лодке на берег. Первым, о чем оставшиеся на корабле спросили потом у гребцов, была цена на водку, и, к их радости, там она оказалась в четыре раза ниже, чем в Гонолулу. Вообще-то проносить водку на корабль было запрещено, но помешать этому все равно никто не мог. Кроме того, посланные по делам на берег всегда напивались до такой степени, что не хотели, да и не могли вернуться обратно. За ними посылали следующих, но с ними приключалась та же история, так что никакого толку добиться было невозможно. Капитан, конечно, придумал способ — решил давать им совсем мало денег, на что солдаты стали кричать, что никакую работу делать не будут, пока им не выплатят жалованье, а потом все равно бросали работу недоделанной. Водки в колонии Таити[43] было действительно предостаточно. Я увидел в городе прекрасное здание, которое было здесь одним из лучших и по виду напомнило мне церковь; но, когда я вошел внутрь, здание оказалось огромной винокурней. «Поистине велик почет у вина во всех концах света, — подумал я, — раз уж и здесь ему такой храм воздвигли!»


Шарль Спитц. Таити. Между 1879 и 1895 годами | Getty Research Institute


Гулял я по острову всегда один. Мои собратья по сословию почти все, как я уже сказал, безвылазно сидели в кабаках; я же хотел скорее познакомиться со страной и народными обычаями, чем с кабацкой жизнью, которая оказывалась везде более или менее одинакова, куда бы мы ни приплыли.

Жилье туземцев было здесь построено из бамбукового тростника. В домах не было ни дверей, ни окон — одни только дверные проемы. Крышей служили пальмовые листья; полом — голая земля. Вдоль стен, правда, были разложены листья вместо постелей. Увидел я, как из одного такого жилища вышли четыре человека и ну хлопотать во дворе. Одни стали выкапывать яму, другие — носить к ней булыжники и сухие дрова. Когда яма в глубину достигла локтя, туда натолкали дров и подожгли, и, когда огонь разгорелся, на дрова бросили камни. Затем люди пошли к свиньям, которые стояли неподалеку, привязанные к деревьям. Одну свинью закололи, вспороли ей брюхо и разложили вынутые кишки поверх горячих камней для поджарки вместе с плодами хлебного дерева. Свинину же положили отдельно на пальмовые листья. Теперь, когда еда была готова, на подмогу пригласили и соседей. Меня, сидящего поблизости, они тоже поманили рукой, приглашая разделить с ними пищу. Но нутро мое этому воспротивилось, потому что те шипящие на камнях кишки стали от дыма совершенно черными и вид их был ужасен. И, поскольку хозяевам так и не удалось заставить меня притронуться к их деликатесу, казавшемуся мне отвратительным, предложили они мне отведать плодов хлебного дерева. Я попробовал их немного, но и их вкус не могу особенно похвалить, так как похож он был на вкус слегка подгоревшего ржаного хлеба. В это время те плоды еще не были достаточно спелыми.

В другой раз, когда я шел вдоль небольшого ручья в поисках места для купания, видел я и другие фрукты, которые росли на небольших кустах и были очень красивого вида. Я сорвал один и собирался уже укусить, однако решил все-таки сдержаться и разрезал его пополам, отчего в глаза мне пыхнула неприятная, черная пыль. Те же самые с виду красивые фрукты, как я потом видел, скармливали там домашним свиньям.

Жители острова Таити во всех отношениях выглядели так же, как и туземцы с Сандвичевых островов. Единственное отличие заключалось в том, что таитяне красили свое тело и в особенности лицо темно-синей краской. Все люди ходили голые с одним только широким фартуком на поясе; и действительно, жалко было бы скрывать такую красивую кожу. У многих на щеках были нарисованы очень красивые розы. Бороды у местных мужчин не было, так же как и у жителей Сандвичевых островов. Волосы же были очень густые и черные.

Насколько мне удалось понаблюдать за ходом их жизни, никаких земных устремлений у них не было, но жили они словно в раю. Не видел я у них ни горшка, ни сковороды на печи, не было им нужды ходить на работу в поле — круглый год рос там хлеб на деревьях. Они только лежали и ели, а потом опять ели и лежали.

25 февраля под вечер мы снова отправились в путь. С приходом темноты услышали вдруг в ту ночь вахтенные, как что-то упало в воду. Они посмотрели за борт; в воде виднелось что-то черное, но никаких звуков больше не было слышно. Моряки сначала испугались, потому что подумали, что в море упала одна из собак князя Максутова. Но когда проверили будки, оказалось, что все собаки на месте, и моряки махнули рукой. «Да какая разница!» — решили они и не доложили о происшествии. На следующий день капитан вызвал к себе одного бочара Иванова, только того не оказалось в каюте. «Посмотрите в лазарете, — последовал приказ, — он болен и сегодня утром еще был в фельдшерских списках!» Но не нашлось его и там. Должно быть, этот несчастный, который раньше был тихим и послушным, теперь от излишнего пития в этом знойном климате тронулся умом и бросился в море.

Ветер после нашего отплытия с Таити был для нас попутным, но довольно сильным. Море было полно больших волн, и продвижение наше напоминало езду по дороге в холмистой местности. Но наш «Винтарик»[44] был сколочен настолько крепко, что, хотя и пришлось ему неделями с холма на холм перекатываться, не сбавлял скорости ни на подъемах, ни на спусках.

Чем южнее мы опускались, тем холоднее становилось. Когда мы огибали мыс Горн, самый южный мыс Америки, шел настоящий мокрый снег. Мы были в плавании уже четыре месяца, однако не прошли еще и половины пути. Но уже 31 марта души наши преисполнились радостью, потому что в этот день увидели мы наконец, как нос нашего корабля повернул в сторону Европы. 19 апреля показались Фолклендские острова, а 24-го — бразильская земля.

Оскудевшие питьевые запасы вынуждали нас сойти на берег, и 28 апреля наш корабль бросил якорь в месте под названием Санта-Катарина около города Сан-Паулу[45]. Здесь мы опять попали в весьма плодородный край, где росли кофе, ананасы, бананы, апельсины и другие вкусные плоды. Однако наши люди обрадовались еще больше, когда на берегу, откуда привозили воду, ими был обнаружен шикарный кабак, где продавалась различная выпивка на любой вкус. Так что и здесь скоро началась веселая жизнь! Посланные за водой и дровами напивались каждый раз вусмерть, да еще и оставшимся на корабле приносили с лихвой гостинцев, за чем следовали потом нескончаемые ссоры с начальством.

В особенности памятен мне один случай, когда побывавшие на берегу возвращались обратно на судно. Среди прочих пьяных карабкался по трапу один мужчина, у которого половина тела была и раньше парализована. Эту свою ослабшую половину попытался он исцелить бразильским вином, однако такое лечение ему не то что никакой пользы не принесло, а, наоборот, даже здоровую половину обессилило. Попытки несчастного калеки вскарабкаться на борт настолько не заладились, что на корабль он так и не забрался, а плюхнулся в море, откуда его потом остальным надо было вытаскивать.

Следующий появившийся на трапе был совершенно ужасного вида: все его тело было в ножевых порезах, а кожа на голове была местами сильно ободрана. Он так истекал кровью, что наверняка умер бы на том самом месте, если бы не был так крепко сложен. В довершение ко всем несчастьям фельдшер тоже оказался пьян, так что помощи от него добиться было невозможно. В результате раны бедняги пришлось залечивать полупьяным, не знающим лекарского ремесла товарищам.

Третий же так измазался и таким причудливым образом изорвал свою одежду, что и рассказывать подробно не стоит. «Смотрите не разбейте зеркало Максимова! — прокричал капитан, который как раз оказался поблизости. — Жалко будет, если он себя со стороны не увидит! Напрасно все-таки мы на корабле фотографа не держим!»

10 мая мы наконец покинули это место, хотя работа, конечно, при таком-то образе жизни никак не спорилась. Не пробыли мы в пути долгого времени, как столкнулись с новым злосчастным препятствием: установилась такая безветренная погода, что сдвинуться с места ни туда, ни сюда не получалось, и так пришлось нам изнывать без движения под палящим солнцем две с половиной недели. Когда же наконец поднялся ветер, он оказался слишком сильным: как-то поутру на нас обрушился такой внезапный шквал, что команда не успела убрать все паруса, и ветер сломал-таки бушприт (дерево для крепления носовых парусов) и уволок его вместе со всеми парусами в море. На корабле все засуетились и заспешили — не оттого ли, думал я, что спешка — враг работы? Шторм, однако, продолжался не более часа, после чего опять наступила хорошая погода, и мы смогли уже спокойно исправить нанесенный судну ущерб.

Час от часу не легче — 16 июня мы опять попали в мертвый штиль. Исход дела в этот раз уже начал представляться ужасным, так как запасы воды были на исходе, и нам пришлось сократить суточное потребление вполовину. Питьевая вода стала выдаваться в сутки в объеме только одной четушки на человека. От постоянного пекла начала кружиться голова, ведь даже при сильной жажде воды можно было расходовать только по капле. Безветрие продолжалось непрерывно две недели.


Вид с высоты птичьего полета на железную дорогу Grand Junction Railway в Лондоне.

Раскрашенная литография Бувье. 1838 | The Board of Trustees of the Science Museum


Все это время теща капитана была больна. В один из дней она подозвала зятя к себе и сказала: «Похоже на то, что вы не сдвинетесь с места, пока я не умру, и я, по-видимому, надолго вас не задержу. Сделай мне только потом такой гроб, чтобы рыбы не смогли сожрать мое тело!»

Вскоре после этого старуха действительно умерла; это произошло поздним вечером, а с рассветом на море уже дул приятный ветерок. Утром покойнице изготовили такой гроб, какой она просила — обитый изнутри толстыми железными листами; в ноги ей положили к тому же железные чушки, чтобы гроб вернее пошел ко дну. И вот произошло чудо: как только гроб был опущен в воду и из пушки, согласно обычаю, был произведен выстрел, тут же принялся и ветер дуть в полную силу, неся корабль со скоростью девять узлов.

В Атлантическом океане навигация была совсем иная, чем на просторах Тихого. Там мы за все путешествие встретили не больше одного корабля, за исключением, конечно, портов, где мы стояли на рейде; здесь же, наоборот, они появлялись почти каждый день то на одном, то на другом горизонте. Однажды утром большой английский корабль проходил мимо нас так близко, что можно было переброситься парой слов с экипажем. Услышав, что мы идем в Лондон, сказали и они, что туда направляются, — и корабль понесся дальше с великой важностью, поднимая и спуская флаг, будто говоря: так-то, счастливо оставаться, я передам от вас привет! Но вот незадача: как раз когда они таким манером забавлялись, шнур для поднятия флага выскользнул из руки матроса, так что они никак больше не могли спустить полотнище. Это был знак о том, что не суждено им было оторваться от нас так скоро, как они себе воображали. Наш капитан свистал всех наверх добавить парусов, и вот наш старый «Винтарик» припустил за англичанином. Не пришлось бы долго ждать, как были бы мы с ним наравне, но пристыженный англичанин свернул в сторону и скоро скрылся за горизонтом.

Подгоняемые попутным ветром, 14 июля мы вошли в пролив Па-де-Кале, в котором увидели бесчисленное количество кораблей, но ни один из них не мог тягаться с нами в скорости. Все они, казалось нам, пятились куда-то назад.

16 июля мы достигли Лондона, и нам надо было пройти сквозь множество шлюзов и мостов и миновать многочисленные суда, прежде чем мы прибыли в пункт назначения — Лондонские доки. Все это место было окружено высокими складами, так что в город можно было попасть только через одни ворота, и ворота эти ночью были всегда заперты. И вот мы принялись за разгрузку, так как все бочки, набитые шкурами морских котиков, должны были остаться здесь.


Томас Аллунд с женой и детьми. Конец 1880-х — начало 1890-х годов | Keski-Suomen Museo


Когда у меня выдалось время, я отправился по своему обычаю посмотреть город и нравы его обитателей. Как только вышел я за ворота доков, ко мне подбежала целая орава уличных мальчишек с обувными щетками в руках. Я поставил ногу одному на доску и спросил, сколько стоит. Мальчик показал один палец и сказал: «Won pens!»[46] Но, проведя щеткой по моему сапогу пару раз, он показал уже два пальца и сказал: «Duu pens!»[47], из чего я понял, что он повысил цену до двух пенсов (приблизительно 17 финских пенни). Я снял ногу с его доски и пошел дальше, только он, показывая палец, все не отставал и кричал мне: «Won pens!» Я позволил ему продолжить, но, взмахнув щеткой пару раз, он стал показывать полтора пальца, требуя столько же пенсов. Я опять восвояси, а он бежит за мной и голосит: «Won pens!» Тогда я плюнул этому мошеннику в лицо, с тем он и остался, отстав от меня.

Затем я долго бродил по узким и кривым улицам. Некоторые были такие узкие, что лошадь с повозкой не проедет. Очень осторожно надо здесь чужаку ходить, чтобы не потеряться в этом лабиринте. Так случилось с одним из наших людей, которого товарищи послали за выпивкой. Мужик тот пропал на пять суток и, возможно, пропал бы навсегда, если бы один наш солдат случайно не заметил его, плачущего, на углу улицы, очень далеко от нашего корабля. Он был таким исхудавшим и выбившимся из сил, что его было трудно узнать. Дело в том, что бедняге пришлось дневать и ночевать на улице, под дождем; никто не предложил ему ни ночлега, ни крошки хлеба, потому что нечем ему было за них заплатить.

Народу на улицах была тьма, так что передвигаться надо было в три уровня: одни передвигались под землей, другие — собственно по улице, а третьи — по железной дороге, проходившей даже на высоте крыш домов[48].

Из выдающихся зданий, которые я там видел, помню в особенности одну невероятно большую церковь. Она выглядела бы очень торжественно, если бы не была, как и все здания в Лондоне, покрыта толстым слоем угольной копоти; даже окна той церкви были все в непроглядной саже.

Вечером, вдоволь нагулявшись, я вернулся на корабль и увидел там одного из наших финнов, который тоже пришел из города. Он был очень весел, красовался в своей совершенно новой одежде и хвалился, что приобрел ее по весьма привлекательной цене. Видимо, прежде чем заключить свою наивыгоднейшую сделку, он изрядно набрался, поскольку вскоре завалился спать не раздеваясь. Утром я слышал, как он жестоко ругался и корил себя. Мы пошли посмотреть и увидели, что несчастный в своей новой одежде был с ног до головы измазан сливочным маслом, словно добрая пастушья краюха хлеба. Оказалось, он забыл, что, уходя в город, положил к себе в кровать пять фунтов масла, которое в теплую погоду совсем растаяло.

Но вряд ли бы он и без масла долго радовался купленному здесь наряду, потому что, хотя одежда при покупке и выглядела очень новой, была она, однако же, сшита из старых тряпок и после носки, спустя день или два, представляла собой жалкое зрелище.

7 августа мы отправились из Лондона дальше и уже 15-го числа были у берегов Копенгагена. Однако там мы не захотели останавливаться, потому что дул хороший попутный ветер, и продолжили наш путь без задержек, пока 28 августа счастливо не бросили якорь в гавани Кронштадта.

Об этом месте я тоже мог бы рассказать несколько веселых историй, но, пожалуй, воздержусь и буду заканчивать. Потому как, если новоиспеченным морским волкам вздумается потом на мои слова обидеться и подать в суд, ездить так далеко на заседания мне будет немного затруднительно.

T. A.

Примечания

1

Гринев А. В. Этнический состав пришлого населения Русской Америки // Этнографическое обозрение. 2007, № 3.

(обратно)

2

Enckell M. J. Scandinavian Immigration to Russian Alaska, 1800–1867 // Foundation for East European Family History Studies Journal. Vol. IX, 2001. P. 108.

(обратно)

3

Ahllund T. From the Memoirs of a Finnish Workman. Transl. by Panu Hallamaa // Alaska History. Vol. 21, No. 2. 2006. P. 2.

(обратно)

4

Колошами или колюжами русские называли представителей местного коренного народа тлинкитов.

(обратно)

5

Так русские называли местных оленей.

(обратно)

6

Вавилов М. И. Последние дни в Русской Америке, 1867–1868 годы: из записок очевидца (1868) // Русская старина. Том XLIX, 1886. С. 549–560.

(обратно)

7

«Местные жители и кучка русских людей, служивших российско-американской компании, ничего не знали об этом до фактического появления американцев». М. И. Вавилов оценивал число «русских, финляндцев и иностранцев» в 800 человек. См.: Вавилов М. И. Цит. соч.

(обратно)

8

Рокот В. Князь Русской Америки. Д. П. Максутов. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. С. 236.

(обратно)

9

Полное собрание законов Российской империи. Собрание Второе. Том 42. Отделение 1. 1867. С. 423.

(обратно)

10

История Русской Америки. 1732–1867. / Под ред. Н. Н. Болховитинова. Том III. С. 472.

(обратно)

11

История Русской Америки… С. 472. «Истые русские люди остались русскими; переменившие же национальность состояли из обрусевших финляндцев, русских немцев и нескольких лиц, хотя и русского происхождения, но родившихся в северо-западной Америке». (Вавилов М. И. Цит. соч.)

(обратно)

12

Рокот В. Князь Русской Америки. Д. П. Максутов. М.: ЗАО «Центрполиграф», 2007. С. 260.

(обратно)

13

Suomen Kuvalehti. №№ 15, 16, 18, 19. 1873.

(обратно)

14

Для этой публикации кузнец Т. Аллунд из Ювяскюля добровольно предоставил свои заметки в распоряжение редакции. (Здесь и далее курсивом приводятся примечания редакции журнала «Суомен Кувалехти», а прямым шрифтом — переводчика и редактора русского издания.)

(обратно)

15

Работников нанимала Российско-американская компания, которая всегда с удовольствием брала финнов.

(обратно)

16

Остров Ситка (также Ситха) — тлинкитское и неофициальное русское название острова у побережья Юго-Восточной Аляски; официально с 1805 года назывался островом Баранова (в настоящее время Baranof Island).

(обратно)

17

Заложенный первым главным правителем (губернатором) русских колоний А. А. Барановым в 1804 году, Ново-Архангельск был «столицей» Русской Америки до 1867 года. Сейчас город Ситка.

(обратно)

18

Русские называли такие лодки, которые представляли собой деревянный каркас, обтянутый тюленьей или моржовой кожей, байдарками. Байдарки использовались разными народами на севере Тихого океана, но не тлинкитами. На острове Ситка они появились после прихода русских, которые привели с собой алеутов и эскимосов с острова Кадьяк.

(обратно)

19

Если плыть вокруг света на восток, выигрываешь один день.

(обратно)

20

Максутов, Дмитрий Петрович (1832–1889) — офицер российского ВМФ. С 1859 года на службе Российско-американской компании; с декабря 1862 года — главный правитель Русской Америки. В 1882 году был произведен в контр-адмиралы.

(обратно)

21

Мера объема жидкостей, составлявшая около 120 мл.

(обратно)

22

Днем тезоименитства Александра II было 30 августа, а 26 августа праздновался день его «коронования и миропомазания».

(обратно)

23

25 мая 1867 года в Париже, куда Александр II прибыл на Всемирную выставку, в него стрелял деятель польского освободительного движения Антон Березовский. Офицер охраны успел оттолкнуть руку террориста, и пули попали в лошадь. Автор, вероятно, говорит о молебне, который отслужили в один из праздничных дней в августе 1867 года по случаю относительно недавнего спасения императора.

(обратно)

24

Калоши (чаще колоши, также колюжи) — так русские называли тлинкитов, коренных жителей побережья Юго-Восточной Аляски. Тлинкиты с самого начала оказали русским колонизаторам отчаянное сопротивление (в том числе разрушив в 1802 году первую русскую крепость на Ситке) и, в отличие от алеутов и кадьякских эскимосов, всегда оставались независимыми — даже с формальной российской точки зрения. Специально для торговли с тлинкитами, от которой зависело снабжение Ново-Архангельска продовольствием, рядом с городом действовал так называемый колошенский рынок.

(обратно)

25

Тойон — якутское слово, которое русские как минимум с XVIII века использовали в этом же значении в Восточной Сибири, на Дальнем Востоке и на Аляске.

(обратно)

26

Речь о генерале Джефферсоне К. Дэвисе (1828–1879), прибывшем в Ситку с гарнизоном за неделю до церемонии передачи Аляски, которая состоялась 6 (18) октября 1867 года. Впоследствии Дэвис недолгое время был «командующим Департаментом Аляски».

(обратно)

27

Российско-американская компания выпускала собственную «валюту» для внутренних расчетов в колониях в виде кожаных прямоугольников («марок») разного достоинства в рублях.

(обратно)

28

Порода лошадей-пони, выведенная на шведском острове Эланд (Öland) и исчезнувшая в начале ХХ столетия.

(обратно)

29

Мера объема жидкости (две чарки или четверть штофа), составляющая около 250 мл.

(обратно)

30

Клипер (торговое, а не военное судно) Winged Arrow, построенный в 1862 году в Бостоне, был куплен РАК в Калифорнии специально для перевозки в Кронштадт последней партии остававшихся на Аляске российских подданных.

(обратно)

31

Вероятно, Кашеварову.

(обратно)

32

Бенземан, Николай Христофорович (род. 1816) был опытным шкипером на службе РАК. Бенземан родился и вырос на Аляске; был сыном местной «креолки» и Христофора Мартыновича Бенземана (1774–1842), выходца из Кенигсберга, тоже шкипера на русской службе.

(обратно)

33

Старое название Гавайских островов.

(обратно)

34

Канаками (от гавайск. kānaka maoli, «обычные люди») европейцы называли сначала коренных жителей Гавайев, а затем и всех жителей Океании полинезийского происхождения. Сейчас так официально называют только жителей Новой Каледонии.

(обратно)

35

Локоть — мера длины, составляющая около 45 см. Морская сажень — мера длины, составляющая около 182 см.

(обратно)

36

Неясно, о ком идет речь — на троне Гавайев в это время находился король Камеамеа V, который правил с 1863 по 1873 год; его предшественник, Камеамеа IV, скончался в 1863 году, то есть пять лет назад.

(обратно)

37

Я финн (фин.).

(обратно)

38

Русский финн (швед.).

(обратно)

39

Имеется в виду гавайское блюдо пои — нечто вроде жидкого пюре из печеных или вареных клубнелуковиц растения таро.

(обратно)

40

В Северной Европе свиной жир отбивали в течение длительного времени, чтобы сделать его более мягким.

(обратно)

41

Имеются в виду клубнелуковицы растения таро.

(обратно)

42

Острова Общества (фр. Îles de la Société, таит. Tōtaiete mā) — архипелаг в Тихом океане, в настоящее время часть Французской Полинезии. Самый большой из островов — Таити.

(обратно)

43

Таити с 1842 года был французским протекторатом, сохраняя собственного монарха; колонией Франции, частью Французской Океании, впоследствии переименованной во Французскую Полинезию, остров стал только в 1880 году.

(обратно)

44

Автор, который, по собственному признанию, не владел английским языком, называет корабль Wintaari, приспособив словосочетание Winged Arrow к финской фонетике.

(обратно)

45

Неясно, какое место имеет в виду автор: около города Сан-Паулу нет и никогда не было города или порта под названием Санта-Катарина. Возможно, «Крылатая стрела» остановилась в порту Дестеро на острове Санта-Катарина, это была популярная остановка для дальних плаваний (например, там во время своих кругосветных путешествий останавливались Лаперуз и Крузенштерн). Однако эта Санта-Катарина находится приблизительно в 700 км от Сан-Паулу.

(обратно)

46

Один пенс (англ.)!

(обратно)

47

Два пенса (англ.)!

(обратно)

48

Первая в мире подземная железная дорога, Metropolitan Railway, открылась в Лондоне в 1863 году, соединив районы Паддингтон и Фаррингдон; в 1868 году начала действовать вторая линия, District Railway. Еще раньше, в конце 1830-х годов, открылась эстакадная линия London and Greenwich Railway, состоявшая из системы виадуков.

(обратно)

Оглавление

  • Предисловие
  • Из воспоминаний финского работника[14]
    Скачать книгу

    Воспоминания финского кузнеца, который в 1860-е поехал на Аляску на заработки и совершил кругосветное путешествие

    Перевод с финского: Ярослава Новикова

    Вступительная статья, комментарии, редактирование перевода:

    Дмитрий Шабельников

    © Ярослава Новикова, перевод

    © Дмитрий Шабельников, вступительная статья, комментарии

    © ООО «Паулсен», издание на русском языке, 2023

    Предисловие

    8 июля 1866 года в газете «Кронштадтский вестник» было напечатано объявление:

    «Главное Правление Российско-Американской Компании, имея надобность отправить нынешним летом на службу в Российские колонии в Америке рабочих людей, преимущественно знающих матросское дело и разные мастерства, вызывает желающих являться около 13 июля, для условий на эту службу, в дом Компании под № 70, что у Синего моста по Мойке, ежедневно, кроме дней праздничных, от 11 до 2 часов».

    Об этой возможности узнал от своих товарищей финн Томас Аллунд (Thomas Ahllund), приехавший в Петербург на заработки. Аллунд был весьма подходящим кандидатом – во-первых, он был профессиональным кузнецом (то есть знал ценное «мастерство»), а во-вторых, Российско-американская компания (РАК) уже давно охотно нанимала в американские колонии жителей Финляндии, тогда российских подданных – среди них было много как опытных шкиперов и матросов, так и ремесленников. «Финляндцы» (так в официальных документах называли финнов и финских шведов, не различая их между собой) составляли вторую по численности группу среди европейского населения русских колоний в Америке после собственно русских [1]. Среди четырнадцати главных правителей Русской Америки (они же губернаторы) двое были «финляндцами» – Адольф Карлович (Арвид Адольф) Этолин (1840–1845) и Иван Васильевич (Йохан Хампус) Фуругельм (1859–1864). Еще трое были балтийскими немцами – немцы составляли третью по численности группу (были также эстонцы, латыши, ингерманландцы и т. д.). В 1839 году треть всего персонала РАК на Аляске (около 150 человек) составляли лютеране [2]. В том же году в столице Русской Америки Ново-Архангельске был учрежден лютеранский приход, а в 1843 году напротив православного Михайло-Архангельского собора в специально построенном здании открылась кирха, для которой губернатор Этолин на собственные средства купил и привез из Эстонии орган.

    Томас Аллунд.

    Конец 1880-х – начало 1890-х годов | Keski-Suomen Museo

    О жизни Томаса Аллунда до лета 1866 года мы знаем очень мало. Он родился в 1839 году в маленьком городке Лемпяаля недалеко от Тампере и был потомственным кузнецом. По-видимому, в начале 1866 года 27-летний Аллунд отправился на заработки в Петербург.

    В Америку он отбыл летом или в начале осени 1866 года – как убедительно показал исследователь и переводчик «Воспоминаний» на английский язык Пану Халламаа [3], указание в самом начале воспоминаний на 1867 год, как и на то, что путешествие на Аляску заняло 12 недель, – ошибка автора или издателя. Объявление в «Кронштадтском вестнике» о том, что клипер РАК «Царица» – один из кораблей, использовавшихся для транспортировки товаров и людей в американские колонии и обратно – находится в доках, датировано 17 июня 1866 года; в гавань Ново-Архангельска он вошел в конце июля 1867 года, что совпадает с датировкой Аллунда. Путь на Аляску занимал тогда от девяти до двенадцати месяцев.

    Аллунд уделяет немного внимания царившим в русской колонии нравам – хотя и обращает внимание на своеобразный метод оплаты за сверхурочную работу водкой, которую он, как человек непьющий, выгодно продавал. Эти нравы подробно описывает еще один очевидец передачи Аляски США, М. И. Вавилов:

    «Рабочие, за исключением немногих, преимущественно семейных, во избежание пьянства, водки на вынос или, как говорилось, на отлив не получали и могли ежедневно за 25 коп. ассигн. выпивать у дверей так называемого ромового магазина, из общей яндовы по хорошей чарке водки или рому. Случалось, что непьющий рабочий… держа водку во рту, быстро бежал в казарму, где выпустив изо рта содержимое, в течение нескольких дней накапливал целую бутылку, которую впоследствии сбывал по 10 руб. ассигн. любившим выпить товарищам, либо алеутам и диким колошам [4]; впрочем, такие ничего не пьющие лица составляли редкое исключение. Бутылка водки имела в колониях большое значение. За нее можно было приобрести от колошей целого ямана [5], соорудить у местного портного пару платья и у сапожника сапоги, заказать столяру стол, шкаф и т. п.; а равно получить дня на три, во временное пользование, жену какого-либо рабочего; такова была в Ситхе нравственность, и это не считалось предосудительным: женщин было слишком недостаточно для населения» [6].

    Проработать на РАК Аллунду пришлось всего пару месяцев. Еще в марте 1867 года, когда «Царица» находилась в пути, была подписана «Конвенция об уступке САСШ российских североамериканских колоний». В конце августа в Ситку одно за другим стали приходить американские суда с поселенцами и гарнизоном [7], а 6 октября по старому стилю состоялась церемония передачи Аляски США, так красочно описанная Аллундом. Эпизод со спуском российского флага упоминается и в других источниках, причем по одной из версий флаг в конце концов упал на штыки стоявших в почетном карауле русских солдат [8].

    Подтверждают другие источники и сложное положение, в которое попали служащие РАК после передачи колоний. Статья III Конвенции гласила:

    «Жители уступленной территории могут, по своему желанию, возвратиться в Россию в трехгодичный срок, сохраняя свою национальность; но если они предпочитают оставаться в уступленной стране, то они, за исключением, однако ж, диких туземных племен, должны быть допущены к пользованию всеми правами, преимуществами и льготами, предоставленными гражданам Соединенных Штатов, и им должны быть оказываемы помощь и покровительство в полном пользовании свободою, правом собственности и исповеданием своей веры. Дикие же племена будут подчинены законам и правилам, которые от времени до времени могут быть постановлены Соединенными Штатами в отношении к туземным племенам этой территории» [9].

    Сведения о том, как служащие РАК воспользовались своим правом выбора, разнятся. Американский генерал Ловелл Руссо, руководивший процессом передачи с американской стороны, писал в донесении госсекретарю Сьюарду от 5 декабря 1867 года:

    «Население Ситки кажется спокойным и законопослушным. Собственно русских на острове около 500. Если наши люди будут хорошо к ним относиться, большинство из них останется гражданами Соединенных Штатов» [10].

    Проблема состояла в том, что условие, указанное генералом Руссо, соблюдалось плохо. Месяцем ранее капитан Пещуров, представлявший российского императора при передаче американских владений (то есть выполнявший те же функции, что и Руссо, с российской стороны), писал российскому послу Стеклю:

    Скачать книгу