2024-03-13 18:14:00
Spade
Всё время, что я читала "Дитя во времени", в голове вертелось одно ощущение: хорошая книга. Сложно убедить кого-то этим клише, но Макьюэн действительно мастерски владеет словом. Он пишет очень чисто, но при этом не стерильно, и он по-настоящему видит своих персонажей.
Ему веришь.Он описывает очень тяжёлые состояния человека, пережившего потерю. От лихорадочной активности до ступора - и из ступора назад. И этой логике веришь, к перемене в состоянии Макьюэн подводит аккуратно, скрупулёзно.
(всё так и было)При этом у него нет навязчивого желания всё объяснить читателю дословно. Самые пронзительные места - это там, где он оставляет тебе пару строк, обрывает Стивена на полуслове, и у тебя самого в горле что-то щёлкает.
При этом, нет, не сентиментальная книга, никто читателя на эмоции не разводит.Ещё прекрасно чувство абсурда у Макьюэна - везде, где он говорит о политике.
Очень умный дядька, очень выверенно пишет, очень много думал.
Обязательно буду ещё читать.А отзывы во втором часу ночи писать больше не буду.
2024-03-13 18:14:00
dezoti
Настает время прилива, задул свежий ветер, тени отступают...Мистер Макьюэн, теперь я ваш! Вы из тех писателей для меня, к которым не сразу приходят, которых не сразу принимают, к которым долго присматриваются, о которых никогда не забывают и к которым всегда возвращаются. «Суббота» подтолкнула меня к вам, «Амстердам» отшвырнул, «Дитя во времени» приняла в свои объятия и крепко-крепко сжала. И пусть в умах лайвлибевцев этой книжкой вы вызвали так много негативных отзывов. Чихать! Чихать на них! Ведь мы-то знаем, что «должно быть, есть какой-то более глубокий смысл в ходе времени, и никогда не знаешь наверняка, что вовремя, а что не вовремя»... И почему-то не против мы, и как-то даже нужно нам, свисать на кончиках пальцев с уступа скалы, высоко, в чистом воздухе, и слабеть, и падать навзничь в совершенную, головокружительную пустоту, думая, что «по сути своей это место доброжелательно, мы нравимся ему, ему хочется нравиться нам, оно нравится самому себе»...Дальше...
Магия Макьюэна сработала в этой книжке как нельзя лучше. Меня, читателя, умеючи всунули в шкуру детского писателя Стивена и протащили через весь роман. Я потерял дочь. В супермаркете. Это страшно.Я как безумный искал Кейт, безуспешно рыская по Лондону среди всех этих нищих со значками на одеждах. Я наблюдал, как уходит от меня жена, туда, где одиночество, тишина и молчание, где можно попытаться выжить. И оставшись один, все глубже и сильнее погружался в свою потерю. Не способный освободиться, запертый в ловушке боли и уныния, потерявший все надежды на возврат к прежнему, обычному переживанию чувств, течение которых казалось мне движется высоко надо мною и принадлежит исключительно другим людям, беспробудно пил и ничего не делал, не особо стараясь разобраться в том, что творится у меня в голове и как дальше жить. Мои мысленные блуждания не имели цели, я превратился в их жертву и, спустя три года после потери окончательно опустил руки и смирился с отсутствием дочери в моей жизни.
Но несмотря на это, подспудно, втайне все-таки ждал перемен и они произошли. Этому поспособствовало сперва полное крушение непроходящего желания найти, когда я наткнулся в школе на похожую на мою дочь девочку, а затем и весть от Джулии, которая кардинально поменяла не только меня, но и весь рисунок моей жизни. У меня были прекрасные друзья, Чарльз и Тельма.
Я лазил по дереву, вслед за Чарльзом, этим талантливым бизнесменом и политиком, свихнувшимся на теме детства, ступая на длинные гвозди, испытывая страх высоты и смятение в мыслях, взбираясь в итоге наверх, туда, в гнездо, построенное в надежде оградиться от опасного, враждебного, замешанного на деньгах, надоедливого мира и, видя довольного безумного друга, пуляющего из рогатки в краснеющее небо. Я сидел под грушевым деревом за покрытым ржавчиной железным столом, стоящим посреди полосы нескошенной травы в окружении гигантских маков, львиных зевов и живокости, а также холодными вечерами в доме возле камина, греясь за чашкой кофе и слушая Тельму Дарк, как она, шестидесятилетняя, с всклокоченным седым пучком на голове, скрепленным старинной заколкой, шутливая, самоироничная, поджавшая под себя ноги рассказывает о всех этих мало понятных мне матрицах и кватернионах, броуновском движении, квантовом потенциале, скобке Пуассона и неравенстве Шварца, о функции Грина, о клиффордовой алгебре и алгебре фермионов, об историях про Шрёдингера и его кота, про время, текущее вспять, про то, что Бог был правшой и про другие квантовые чудеса. Я проваливался во времени. Эти черные, новые, такие тяжелые велосипеды — их не забыть и не испортить. Отец, сидящий напротив моей матери в пабе «Колокол» и пьющий пиво — все со мной, все во мне. Я таскал мертвого друга на своих плечах, пробираясь в сумеречном лесу, по снегу, с фонариком, под страшное молчание Тельмы, ждущей меня у дороги. Я прокатился в кабине машиниста, осуществив свою давнюю детскую мечту. Бежал по снегу, лихорадочно и неудержимо. Туда, где было спасение. Я прожил жизнь Стивена. И это чудо. Чудо Макьюэна. P.S. Пусть кто-то из лайвлибевцев упрекает "Дитя во времени" в не целостности, в сумбурности повествования, в отсутствии гладкости и стройности сюжетной линии, мне хочется сказать им «нет». Книга глубокая, блистательно исполненная, как по форме, так и по содержанию. Образы впечатляющие и запоминающиеся, крайне живые и естественные, близкие, трогающие. Однозначно читать эту книгу. И проживать...
2024-03-13 18:14:00
lapl4rt
Говорят, что горе сближает людей. Однако в любой ситуации найдутся свои исключения.
Семья Льюисов, Стивена, Джулии и их трехлетней дочери Кейт - образцовая: все друг друга любят, уважают привычки, обязанности распределены и выполняются с радостью. Вместе и в радости, и в горе.
Испытание радостью прошло успешно.
Горе навалилось внезапно: минутная рассеянность родителя - и Кейт исчезла, предположительно похищена. И тут же светлый семейный мирок рассыпался на отдельные элементы.
Каждый из родителей замкнулся в своем личном горе, в воздухе висят невысказанные упреки в виновности друг друга. Один бегает по городу в поисках дочери, в каждой детской фигурке чудится Кейт, в то время как другой застыл в кресле у камина. Столько лет вместе, а говорить, выражать эмоции, сочувствовать не умеют. Общая беда, но решать ее любящие люди пытаются отдельно.
Возможны несколько вариантов: либо каждый в себе переживет это горе и начнет новую жизнь - с тем, кого любит, либо семья действительно распадется окончательно, и разлетятся Стивен и Джулия с невыговоренными обидами и невыплаканным горем по разным сторонам.Макьюэн очень хорошо описал процесс постепенного отдаления друг от друга двух любящих людей: спокойно, без истерик, как естественный биологический процесс.Наверное, эта книга не самая лучшая у Макьюэна, однако она вполне достойна внимания как образец великолепного владения языком, четко выдержанного стиля и подробного психологического разбора.