Палая листва

Год издания: 1955 год.
ISBN: 978-5-271-39088-3

Скачать в формате: FB2 EPUB

Описание книги

Первая история Габриэля Гарсиа Маркеса о городке Макондо.

Первое произведение, в котором появляется культовый герой писателя – полковник Аурелиано Буэндиа.

Одиночество, долг, любовь, мужество, дружба, страсть и смерть – главные темы творчества Маркеса. Именно они стали ключевыми и в повести «Палая листва».

Двадцать пять лет жизни Макондо проходят перед читателем в воспоминаниях Аурелиано, его дочери и внука. Двадцать пять лет жизни, полной событий – поразительных, драматичных или, наоборот, забавных…

На нашем сайте вы можете скачать книгу Палая листва Габриэль Гарсиа Маркес бесплатно и без регистрации в формате epub, fb2.

Палая листва

Последние отзывы

2024-03-13 18:16:00
Amatik
В преддверии чтения "Сто лет одиночества" я решила попробовать на вкус творчество Маркеса. Очень боялась, потому что в моем сознании Нобелевский лауреат - это нечто сложное, запутанное и необъятное. "Палая листва" - небольшое произведение, рассказывает о поселке Макондо, о его жителях и о докторе. Мы все это видим глазами трех людей: старика, его дочери и его внука. События двадцати четырех лет рассказываются спонтанно, урывками, как во многих произведениях магического реализма. Все нити повествования постепенно собираются в целостный клубок, объясняя, что случилось, почему возникла ненависть в селении и почему только один человек решился похоронить этого доктора должным образом. Но странная штука, не все карты были раскрыты, некоторые жизненные ситуации остались под вопросом. Доктор, главный персонаж, - палая листва. Т.е., в моем понимании, он оставил след в сердцах и умах жителей Макондо, как листва на деревьях для эстетического взора, лег костьми, уходить никуда не собирался. Но вот пришел конец, листва опала, а дворника то и нет. Но листва знает, что есть тот, кто ОБЯЗАН убрать, об этом она заранее побеспокоилась ,т.к. знала, что придет ноябрь, что надо уступить место снегу, белому листу, на котором будет дальше записываться история.
2024-03-13 18:16:00
gjanna
Если хоть раз судьба занесла вас в Макондо, то забыть этот город уже невозможно. Воздух одиночества и обреченности тянет к себе и даже сложно понять, чего же хочется больше: чтобы город стерся с лица Земли, как ему и предначертано, или чтобы по какой-то неведомой причине жители продолжали свои поиски реальности в тех или иных ее проявлениях. В этой повести город еще жив, хоть и покрывает его все больше и больше палая листва. Человеческая палая листва, палая листва деревьев; увядание природы, увядание людей. И только легендарный полковник живет так, как считает нужным несмотря ни на что. Его слово – камень, его характер – скала. Аурелиано Буэндия, как же ты прекрасен и как ты одинок! Повесть «Палая листва», на мой взгляд, не очень подходит для первого знакомства с Маркесом. Хотя она и вышла в свет раньше легендарного романа «Сто лет одиночества», ее хорошо читать именно для того, чтобы понастальгировать о полюбившемся месте и героях, вспомнить первое знакомство с ними, еще раз почувствовать обаяние этого удивительного мира, мира полного обреченности и призрачности, мира Маркеса. Достаточно было выйти на поля, опустошенные банановой компанией, расчистить их от бурьяна и начать все сначала. Но человеческую палую листву приучили быть нетерпеливой, приучили не верить ни в прошлое, ни в будущее. Ее приучили жить настоящей минутой и тешить в ней свою ненасытную прожорливость. Немного времени понадобилось нам, чтобы осознать: палая листва рассеялась, а без нее восстановление невозможно. Палая листва все принесла нам и все унесла.
2024-03-13 18:16:00
Rita389
И не только из-за названия. Но осень не дождливая, а жарко удушливая. *** Начитавшись разных рецензий предполагала, что познакомлюсь с творчеством Маркеса очень нескоро. Подробно его библиографию не изучала. "Палую листву" в группе "Читаем классику вместе" обсуждали несколько месяцев назад. Теперь же я взяла эту повесть для подходящего настроя реальных печальных событий. Начало 20 века. В одном из домов в Макондо лежит умерший человек. Лежит несколько дней не преданным земле. В комнате четверо индейцев, хромающий дед, его дочь и внук. Дочь присутствует по повелению отца, а мальчик вообще не понимает, зачем он здесь. Тишина гнетёт. Повествование переходит от ребёнка к матери, от матери к старому полковнику. Рассказчики меняются как-то вдруг, и я не с первого предложения опознаю их смену. Мальчик с любопытством осматривается. Он больше сосредоточен на поведении окружающих и своём дискомфорте: духота, развязавшиеся шнурки, тесный воскресный наряд. Полковник и его дочь вспоминают прошедшее за четверть века с первой встречи с приезжим врачом. Стиль Маркеса необычный, туманный и ускользающий. Детали повторяются с разных слов, отрывочность. Целостная картина складывается только после прочтения повести и восполняется при перечитывании. Не знаю, не утомит ли меня такой стиль в крупных произведениях Маркеса, но в небольшой повести в самый раз. Только имена ускользали от меня. В аннотации упомянут Аурелиано Буэндиа, а в тексте повести от него только рекомендательное письмо и есть. Старик в "Палой листве" тоже полковник, но не Аурелиано. Наплыв в Макондо палой листвы, "ошметков гражданской войны" , напомнил мне Пампа-Уньон из "Фата-морганы любви с оркестром" Летельера. Не сюжетом или персонажами, а локацией и настроением в городе. В Макондо тоже нанесло сброда и желающих быстрого обогащения. Оба города короткое время были популярны, но пик волны быстро схлынул. Оба города умирают и существуют как бы вне страны, власти вспоминают о них только перед выборами. Плохо знаю историю Латинской Америки начала 20-го века, так что локализовать местонахождение Макондо в Колумбии или где-то ещё точно не смогу. Ещё "Палая листва" и жители Макондо напомнили мне "Силу и славу" Грэма Грина. Та же неспешность, нежелание или неумение людей высказываться чётко. Вторая жена полковника в разговоре с ним кружит вокруг да около, повторяет одни и те же слова, но прямых просьб или конкретных высказываний от неё трудно добиться. Возможно, надо было поискать повесть в аудио, желательно подзвученном, тогда впечатления ещё бы усилились. Из повести мы не узнаем конкретных мотивов и деталей биографии пришлого врача. Вдруг появился в городе, вдруг пришёл к полковнику с рекомендательным письмом, вдруг отказался лечить раненых. Полковник и его дочь кружат вокруг правды, уклоняются от коротких формулировок и целостного осознания происходящего. Всё плывёт по течению. Пришла пора выходить замуж - и дочь полковника выйдет за совсем незнакомого и не прижившегося мошенника. Богатство было-было у полковника и вдруг сплыло в финансовых аферах. А полковник особо и не тужит о потерях, ни о людях, ни о материальных благах. Дом пока стоит, работники не разбегаются. Ничто не может сильно сотрясти эту семью. Обязательно доберусь до "Полковнику никто не пишет". Надо же разобраться, кто есть Аурелиано Буэндиа. Может, и до других произведений о Макондо дойду.
2024-03-13 18:16:00
VeraGru
Повесть с самого начала удивляет разнообразием растительности/цветов/кустарников (они повсюду как живые персонажи истории), завораживает обилием запахов, звуков, изменением пространства – его расширением и сужением - от городка до маленькой комнаты, чемодана, до гроба и вновь солнечного душного пространства городка (что создает своеобразную пульсацию, ритм повествования), поток времени, меняющий свой ход от прошлого в настоящее, из настоящего снова в прошлое, но самое главное – это недосказанность. Автор не дает точных ответов, он лишь очерчивает круг вопросов. Все так неопределенно, как сама жизнь. Меня заинтересовали два героя - Священник и Доктор. Они тесно связаны друг с другом, хотя встречаются лишь раз. Похожи как братья, имеют общие черты, но различны. Одновременно пребывают в городок (только цель священника ясна и понятна, цель доктора менее понятна). Действительно, зачем он здесь, в этом забытом богом городке, его никто не ждет (хотя он и въезжает с "парадного крыльца", в то время, как священник, которого ждут, напротив с "черного хода"). Доктор без имени с легкостью спасающий и убивающий, дающий и забирающий жизнь. Кто он такой? Почему он отрекается от клятвы и медленно превращается в "человеческие обломки"? Что его сломило? Почему он взирает с таким угрюмым безразличием на спектакль бытия? Священник, который въезжает в лачугу, не обращая внимание на женщину с ребенком, которые там проживают, засыпающий с дороги на глазах у испуганного дитя. Не особо религиозный, читающий проповеди, опираясь на погоду, природу. Живая сила. Священник-язычник и Доктор клятвопреступник "встревоженный богом" Два персонажа, как части одной личности...Но вскоре я обнаружил, как он с мучительным и сумасшедшим упорством мечется у себя в комнате, словно встречается по ночам с призраком того человека, каким был раньше, и оба они, прежний и настоящий, ведут безмолвное сражение, в котором прежний защищает свое неистовое одиночество, свой непоколебимый апломб, свою непримиримую самобытность, а настоящий - жгучее и неотступное желание избавиться от себя прежнего.Дух-тело. Инстинкт-Душа. Цельность и разрушение. Но что есть что? Каждый может превратиться в человеческую опаль? И опять же, где эта грань, черта, через которую переступив, ты ломаешь себя, свою жизнь или напротив поднимаешься над обстоятельствами? Что может остановить человека перед пропастью, что может подтолкнуть? ...уверена, что он не тот, кем кажется, а тот, на кого он похож... ...мир не таков, как вы полагаете...Складываются такие своеобразные триады героев: Полковник - Доктор - Священник Полковник - дочь - внукПолковник, как связующее звено со всеми персонажами, хотя он плохо стоит на ногах, опирается на палочку, но он силен духом, идет против толпы. Или же напротив, не стоит делить героев на триады, а рассмотреть их вместе. Тогда замкнутое пространство городка наталкивает на мысль о сакральном круге. Полковник, священник, дочь и внук как символ окружности, в центре которой таинственная фигура доктора с желтыми проницательными глазами. А вокруг ветер играет опавшей листвой.Но что именно движет каждым персонажем? Каковы их личные мотивы? Что сокрыто за каждым сделанным выбором и принятым решением? Читатель сам должен найти для себя ответыЭта повесть как зеркало, всматриваясь в него можно многое узнать о себе, только нужно иметь мужество посмотреть открыто
2024-03-13 18:16:00
linc055
Ох, как это все в духе Маркеса: грусть, тоска, одиночество, презрение. Доктор, забивший на клятву Гиппократа оказывается объектом всеобщего презрения. Каждый желает забить гвоздь в его гроб, а лучше в голову. Мечта всех сбылась, ненавистный доктор умирает, и у всех в Макондо сегодня убежит молоко и подгорит рис от радости. Вот ведь как бывает в жизни, вроде бы и дело давно забытое, и глаза людям не мозолил, ан нет, зло помнится. Умер ты, и вместо скорби ликование. А значит жизнь прожил хуже, чем собака.