2024-03-13 17:36:00
Deliann
Расширяем свои читательские горизонты с серией «Звезды научной фантастики». На повестке дня «Роузуотер», роман о Нигерии, но строго говоря, не из Нигерии. Хотя это не имеет особого значения, ведь автор прожил в Африке более двадцати лет и является урожденным Йоруба, проживающим на данный момент в Англии.
«Роузуотер» предлагает необычный взгляд на инопланетное вторжение. При этом само вторжение происходит в основном фоном, и большую часть времени читатель наблюдает занятную смесь социальной драмы, шпионского детектива и мягкой научной фантастики. Бонусом идет еще чередование временных линий повествования, но они сплетены так искусно, что ни одна из них не перетягивает одеяло читательского внимания на себя.
Итак, на землю упало непонятное инопланетное создание, названное людьми «Полынью». Полынь приземлилась в Лондоне, принесло кучу разрушений и буквально провалилось сквозь землю. Люди, естественно, сначала попытались изучить и уничтожить неведомое создание, но особого успеха не добились. В итоге США огородились от всего мира непроницаемым куполом, Россия спорит с Китаем за звание новой сверхдержавы, а в Нигерии люди вынуждены привыкать к новому соседу.
Африканский городок Роузуотер раньше называли «пончиком», потому что он возник вокруг инопланетного купола. Сначала люди исследовали непонятный «гриб», потом обнаружили его побочный эффект связанный с излечением всех вокруг раз в год. Постепенно на базе этого выросла целая инфраструктура.
В Роузуотере живет Кааро, и это в большей степени его история, нежели повествование о «контакте». Кааро – сенситив, то есть человек, обладающий определенными способностями к телепатии. Его жизнь не назовешь простой, ему довелось побывать и вором, и спецагентом, и банковским служащим. Кааро отличается довольно флегматичным взглядом на жизнь, его мысленный монолог настолько отдает фатализмом, что вся книга у меня в голове читалась голосом Ильи Бледного, актера дубляжа Доктора Манхэттена из «Хранителей». Именно Кааро предстоит найти ответы на вопросы что же такое Полынь, каковы ее цели, что происходит с другими сенситивами, и что ждет человечество дальше. А еще Кааро необходимо разобраться в себе и своих желаниях.
«Роузуотер» не отличается остросюжетностью и драйвом, напряжение и интрига нарастает в нем постепенно и раскрывается в полной мере лишь на последней четверти книги. До тех пор читателю предстоит блуждать внутри мыслей Кааро разных лет и строить собственные теории относительно происходящего. Интересно, что сам по себе роман ладно скроен, почти все вопросы получают свои ответы, а само повествование течет очень размерено. Персонажи получились живыми, хотя не все оказались яркими в равной степени. К примеру, образ Феми меня зацепил гораздо сильнее, нежели образ Аминат, да и химия между ней и Кааро ощущалась более явно. Атмосфера Нигерии автору удалась просто блестяще, многие детали оказались для меня в новинку, и узнать о быте далекой африканской страны было интересно.
А вот что автору не удалось, так это придумать что-то новенькое относительно фантастического элемента. Это не так уж важно, но я от финала ожидал несколько большего, нежели новой вариации известного парадокса спойлерТесея.свернутьТем не менее, роман оставляет достаточно приятное послевкусие и его продолжения мне прочитать хотелось бы. Надеюсь, рано или поздно они у нас выйдут.
2024-03-13 17:36:00
LiveAlex
Не дочитал еще четверти, но не терпится поделиться впечатлениями. Занятная книженция. Юмористически-нахальным настроением напоминает "Шпиона в юрском периоде". В то же время автором могли бы быть братья Стругацкие, или, скорее даже, Филип Дик. Содержание вполне оригинальное. Чувствуется, что автор хорошо образован и сведущ, но не показывает этого путем размазывания абзаца за абзацем. Так только - легкие упоминания и этого достаточно, чтобы понять, что автор вовсе не гонится за объемом. Ему достаточно своих идей, чтобы не привлекать чужие, хотя он о них знает. Это приятно обнаружить и чтение становится весьма занимательным. Читается легко. Динамично. Есть мелодраматическое содержание. И этическое, что весьма ценно. Например, у того же Лема этическое содержание есть, наверное, только в одном романе - "Солярис". Из-за этого Лема, честно говоря, скучно читать. "Роузуотер" в этом смысле хорош! Так что в целом, думаю каждый сможет найти в этом романе что-нибудь интересное для себя. И фантастику, и приключения, и юмор, и отношения, и боевик, и триллер и т. д. и т. п.
2024-03-13 17:36:00
Neradence
Несмотря на то, что я не очень понимаю, каким чудом "Роузуотер" затесалась в серию звёзд именно научной фантастики, книга, на мой взгляд, всё равно хороша.Первое, что бросилось в глаза, конечно же, интересный и незаезженный антураж: лично я до сих пор не читала фантастики, где всё действие происходит в Африке. Не то, чтобы здесь прямо уж всё крутится вокруг нигерийского антуража, его даже не особо много, но всё равно какая-то свежая нота в повествовании присутствует.Сюжетно роман перебрасывает читателя в будущее на ~40 лет вперёд, где человечество узнало с гарантией, что оно всё-таки не одно в этой прекрасной вселенной, и, попытавшись сначала как-то куда-то деть гостей с далёких звёзд, обломало зубы и вынуждено было смириться. Существо, которое окрестило себя Полынью - ну или согласилось, что будет называться Полынью, потому что потому, - рухнуло в Гайд-парк, угробило там кучу народу и сбежало под земной корой вдаль.
В Африку.
Африка оказалась не сильно против, потому что сделать Африке в XXI веке хуже надо было ещё постараться. Организованная Утопия-сити, из которой хотя бы дармовое электричество можно было получать, оказалась скорее даже полезной; а потом Утопия-сити ещё занялась массовым исцелением, одинаково прекрасно излечивая туберкулёз, СПИД, отрубленные конечности и недостающие внутренние органы.Забавно, что до самого финала никто из упоминавшихся в повествовании людей в целом и не задумывается, а зачем, собственно говоря, Полынь это делает. Верят в чистый альтруизм инопланетного гостя или просто забивают, потому что да какая разница, расплатимся потом, неизвестно.
Очень по-человечески.
И оно, конечно, потом всплывает, в снизошедшем откровении, и говорит голосом нечеловеческим, а Полыни:спойлерну да, ребят, мы тут просто вас захватываем, меняем ваши клетки на наши, и вы медленно превращаетесь в ксеноформы сами. Почему? Ну, потому что нам нужна эта планета. А вы - нет. Всё, что мы хотели, мы от вас получили, про планету узнали, про вас тоже узнали, пока-пока, вы скоро мутируете в нас же под нашим чутким руководством.свернутьПрекрасно же.
И достаточно свежо.Главный герой - совсем негеройский, и этим, пожалуй, тоже привлекателен, потому что он совершенно понятен. На него свалились навыки взаимодействовать - "квантово интерпретировать" - с формами, которые Полынь щедро высыпала в атмосферу, и он этим пользуется, но не стремится ни понять, как это работает, ни что с этим ещё можно сделать. Кааро хочет красиво, спокойно и хорошо жить, а не спасать мир, изучать ксеносферу или служить родной стране. Единственное, что заставляет его пошевелиться - прямая угроза собственному существованию, но, вероятно, уже слишком поздно.Что особенно яркое в романе - женские образы. Они тут горячи как африканский полдень и все, как на подбор, прекрасны: и правительственные агенты, и полицейские под прикрытием, и учёные, и СБ банка; и даже пролетающее мимо непознаваемое инопланетное что-то обладает женскими чертами. Иногда на их фоне главный герой выглядит несколько идиотом, хотя он вроде и сам это понимает - и действует сообразно этому пониманию, чтобы и выжить, и что-нибудь хорошего поиметь.Однако при всём этом, книга показалась мне, как бы правильно слово подобрать... Сыроватой. Не откровенно сырой, потому что сюжет здесь есть, и интрига есть, но вот сыроватой, какой-то не до конца оформленной. Её лор не воспринимается цельным и вообще хоть как-то существующим, несмотря на то, что к финалу автор открывает бездны про падение других метеоритов с инопланетной флорой и ушедшей в жёсткую самоизоляцию Америки - мира вокруг почти нет. Он очерчен очень небольшими фрагментами, и читатель совершенно ничего не представляет о том, что в этом мире происходит.
Да ладно в мире; даже в самой Нигерии. В принципе, кроме того, что за последние тридцать лет развился медицинский туризм к месту Утопия-сити, к финалу о стране так ничего и неизвестно. Ну там где-то президент упоминается. Ничего нельзя сказать ни о том, чем Нигерия живёт, ни о том, на что она живёт. Про другие страны можно даже не заикаться, кроме сгинувших США фигурирует - один раз - только Англия, от которой приехал какой-то бесполезный "эксперт по общению с пришельцами".И вот всех этих подробностей прямо решительно не хватает. Как что устроено? Какие технологии? Что за сеть, к которой подключены дома? Что за телефоны? Что за чипы? А сильный ИИ есть? Почему нет или почему да? Кто управляет дронами? О том, что случилось с родной планетой иномировой космической фауны тоже ни слова, а интересно же. Описание биологических агентов от ксенофауны довольно слабое, как оно работает - ну как-то работает, там вот полтора абзаца было, как ксеноформа захватывает контроль над нервными клетками, хватит с вас.
В общем, автор слишком сильно - для меня - сосредоточился на более социальных аспектах. Не скажу, что они неинтересны, но было бы здорово разбавить их ещё техническими хотя бы в таком же объёме.Но при этом читать всё равно было увлекательно. Шедевром книгу не назвать, но потраченного времени совсем не жаль: что-то в этом есть. Идея о том, что колонизацию можно провести не только силовыми методами и тотальным уничтожением местного, а плавной незаметной экспансией, выглядит живо и даже необычно. Чаще в фантастике захватчики действуют куда более прямолинейно.
И с точки зрения именно поднятого вопроса колонизации, всё ещё, несмотря на XXI век, крайне актуального для Африки, "Роузуотер" по-своему великолепен. Не настолько, чтобы я искала продолжение в оригинале, но если оно будет выходить в переводе, обязательно прочту.