2024-03-13 18:28:00
Tusya
Наверное, для каждого из нас важно, чтобы первая встреча или знакомство с чем-то или с кем-то проходила успешно. Чтобы всё понравилось, чтобы захотелось ещё. И я, конечно же, не исключение. Но в этот раз мне просто очень повезло. О писателе по имени Иэн Бэнкс я много слышала, но до сих пор не читала ни одной его книги. И вот очередной мини-флэшмоб, перед глазами у меня список из трёх книг, где нужно выбрать одну. Я грустно смотрю и понимаю, что две из них я читать ну совершенно не хочу. И, вздохнув, выбираю "Мост". Забегая вперёд, скажу, что потом, во время чтения, мне не раз приходила в голову мысль о том, что при таких вот счастливых книжных встречах книги, наверное, выбирают нас сами, как-то дают о себе знать - мол, выбери меня на этот раз :)
Но я отвлеклась. Итак, я нехотя открыла книгу, нехотя прочитала пару первых страниц..... А дальше можно не рассказывать, или рассказывать со множеством спойлеров. Но я попробую так, слегка, не раскрывая сюжета. Потому что даже аннотация к этой книге содержит почти спойлеры. Её не нужно читать, берите сразу книгу, чтобы не портить себе впечатления! А я, прочитав эти первые страницы, поняла, что нужно было совсем не много, нужно просто было ступить на Мост, а дальше всё случится само собой. Мост сам тебе всё расскажет и покажет. Чем дальше в книгу, тем дальше по Мосту. С каждой его секцией, с каждым пролётом сюжет завлекает тебя больше и больше. От книги не возможно было оторваться ещё и потому, что она удивительно легко читается. Язык и все описания показались мне очень красивыми, органичными какими-то, даже когда описывались просто железные конструкции моста. А может, просто попался хороший перевод, но даже просто читать - было одно сплошное удовольствие. А если учесть, что к этому удовольствию прилагался бонус в виде интереснейшего сюжета, то вполне можно понять мои восторги!
Мне кажется, что у этой истории нет однозначного толкования, настолько тут много моментов, которые каждый волен понимать и объяснять себе по-своему. Ну, вот взять хотя бы Мост. Что он такое? Просто Мост, вмещающий в себя целый Мир? Транспортная артерия между морем и сушей? Связующее звено между нами и нашим подсознанием? Путь нами пройденный, или путь, который ещё предстоит пройти? У меня нет однозначного ответа... Здесь очень много о поисках разгадок. Главный герой постоянно ищет ответ на вопрос - кто он и откуда. Здесь очень много о снах. О снах, которые порой становятся реальностью, пугающей или нет, вот в чём вопрос. Здесь так же и о любви, на что мы готовы ради любимого человека, что можем простить, а что не сможем принять ни за что. Это повествование похоже одновременно на дневник, скупо описывающий события, на приключенческий роман, на какую-то сказку, на документальную хронику. Причём, на всё одновременно. В аннотации нам обещают три повествования, но, на мой взгляд, их тут гораздо больше, только успевай прислушиваться и старайся понять.
Не знаю, может, мои впечатления излишне восторженны. Но книга действительно очень и очень хороша! Многослойна, многопланова, многосюжетна. В книгах такого плана я всегда с нетерпением жду развязки. Всегда в таких случаях страшно, что концовка может разочаровать. И ведь порой так и бывает. Здесь же.... хм... а вот здесь, пожалуй, лучше промолчу. Скажу лишь, что мне не пришлось разочаровываться. Потому как окончание подстать всему роману - так же многопланово...
2024-03-13 18:28:00
Albita
Навеяло:
Лао Цзы: "Однажды Чжуан Чжоу увидел себя во сне бабочкой - счастливой бабочкой, которая порхала среди цветков в свое удовольствие и вовсе не знала, что она - Чжуан Чжоу. Внезапно он проснулся и увидел, что он - Чжуан Чжоу. И Он впал в раздумья: я Чжуан Чжоу, которому приснилось, что я -- бабочка, то ли я бабочка, которой приснилось, что она -- Чжуан Чжоу?
Who is who! That is the question! Ведь если мы не поймем, кто мы, то кто???
2024-03-13 18:28:00
lapl4rt
Мы будем видеть сон героя, который спит во сне героя.
Роман построен как многоярусный мост, на каждом уровне можно остановиться и пройтись вдоль, можно подняться на следующий уровень, а можно спуститься (или прыгнуть - тут уж как повезет) на нижние ярусы.
Мы проникаемся монументальным сооружением, на котором пришлось жить Джону Орру: мост-город, мост-государство. Постепенно привыкаем к постоянному запаху соли и шуму морских волн. Жизнь на мосту необычна, но почему бы и нет.
Мы - варвар с одной извилиной, бродящий по фэнтезийно-литературному миру и в конце концов спускающийся в преисподнюю, - Марио из компьютерной бродилки, спасающий страшненькую принцессу.
А вот совсем обычная история: он, она, и оба свободные и самодостаточные.Постепенно происходящее во всех плоскостях все больше походит на кафкианский мир бытового абсурда. Читателя затягивает в водоворот знакомых из мировой литературы сюжетов, он перестает понимать, где сон, где сон во сне - есть ли здесь явь вообще?!
2024-03-13 18:28:00
paridae
Это тут был мат гениально. И даже псевдо-открытая финалочка моего мнения не изменит.
Эта книга не должна была заканчиваться, потому что смысла логически сводить все нити в одну не было. Завершать очевидным - "что же из этого реально?" - тоже как-то... просто. Но все же.
"Мост" яснее, чем "Шаги по стеклу". Но зато в нем получилось то, что (на мой полуслепой взгляд) не получилось в "Шагах...". А именно - форма и содержание идеально совпали.
Тут все пласты реальности и связи между ними проглядываются с самых первых страниц. Можно, конечно, поиграть в бабочек и буддийских монахов, подумать, кто кому снится, но факт останется фактом - каждый символ, проявляющийся в одной из реальностей, находит подробное объяснение в другой.
Путешествие варвара-рубаки в царство мертвых как переломная точка повествования. После него реальность Моста смещается на второй план, уступает место виновнику торжества - шотландскому инженеру (с фамилией Леннокс, очевидно). Мост начинает постепенно разрушаться именно тогда, когда Орр в своих попытках вырваться за его пределы, полностью совпадает с лежащим в коме человеком. Или в тот момент, когда у коматозника в черепной коробке начинают метаться слабые остатки разума, которые осознают себя Джоном Орром, которому снятся сны о том, что он варвар. Эта матрешка - один и тот же человек, который в своем бесконечно долгом сне сотворил другую реальность, из которой, в общем-то, и нет выхода, кроме как поворота обратно.
Игры подсознания и не такое могут наворотить.
В принципе, жизнь простого инженера ничем не отличается от иллюзии. Он сам сделал свою жизнь приближенной к иллюзорности, забив ее символами статуса в виде домов, машин и прочего. Подстраивание под социальную роль та еще бессмысленная видимость.
Реальность Моста, казалось бы, ненастоящая, состоит из того, что было самым важным в жизни инженера, из того, за что он по-настоящему держался.
А на самом деле нет разницы, потому что выбор стоит не между реальностью и сном, выбор - между двумя разными снами.
Выбор между нашими представлениями о мире, о жизни в своем мирке даже, и между общими представлениями. Как в обществе спектакля у Гоффмана - играть роль наедине с собой или играть роль в общей мировой постановке. Этакое фальшивое общество, от которого не совсем ясно, чего ожидать, но играть приходится по его правилам. Социалочка.
Главное, не забывать, что bridges will take you to where you wanna go, как поет одна бородатая группа.
2024-03-13 18:28:00
nata-gik
С одной стороны, хочется написать, чтобы вы не читали рецензии и не читали аннотации, если роман еще не прочитан. Но основной сюжетный поворот ясен с первой же главы. Мне кажется, если бы автор перенес главу "Кома" в середину романа или назвал иначе, то было бы интересней. А так – авария, человек, смотрящий на мост – все довольно очевидно. Поэтому немного пост-апокалиптический мост Джона Орра воспринимался очевидно. Но от этого не менее интересно. Потому, что мне кроме сюжета в таких историях интересны создаваемые миры, образы. Новые механики существования людей. И, конечно, отсылки к тому, что происходит в реальности.Как в фильме "Начало", первый уровень сна достаточно понятен и имеет четкие нити связи с реальностью. Поэтому в первой половине книги происходящее вопросов не вызывало. Но потом появились сны во сне. И тут уже очевидного оказалось гораздо меньше. Тем более, когда часть этих снов выдуманная, а часть реальны (ну как реальны, тоже относительно). И явно есть ощущение, что писатель что-то под всеми этими образами тоже имел в виду. Но здесь без расшифровок и примечаний не обойтись.И тут у меня возник вопрос: когда книга становится достаточно важной, чтобы ее специально изучали, соотносили ее содержание с биографией и другими произведениями автора. Когда условный Бэнкс может стать условным Джойсом? Ведь это же не "ради красного словца" и не в порядке бреда были придуманы все эти сцены третьего уровня сна/комы. Этот город после войны, поезд, летящий сквозь весь мир, варвар и вся его линия. Столько вопросов и так мало ответов. Хотя на английском уже есть достаточно серьезные исследования по этому поводу. Просто, видимо, никто еще не добился академического признания, чтобы именно с его сопроводительной статьей публиковались издания. А о "встроенных" комментариях, сделанных сразу русскими исследователями всего творчества Бэнкса и в частности этого романа в принципе речь не идет. Интересно, через сколько лет автор может признаться классиком, чтобы стать достойным серьезного академического исследования и, следовательно, хотя бы попытки расшифровки. В голом итоге же я получила очень интересные истории – одну реальную, вторую "коматозную". А от историй и образов третьего уровня мне пришлось научиться получать удовольствие только благодаря восприятию, не пониманию. И в принципе, этого было достаточно, чтобы получить удовольствие. C.R.
Неплохая обложка у моего издания. Очень хороший фантасмагорический мост. Но мост мосту рознь. Кубисткая обложка ближе к пост-апокалиптической части романа, рельсы в воде – к снам второго уровня. Но вот обложка в стиле ар-деко просто покорила меня. Стильно и красиво.