Melita Denning and Osborne Phillips
Magical States of Consciousness: Pathworking on the Tree of Life
Published by Llewellyn Publications Woodbury, MN 55125 USA www.llewellyn.com
© 2012, 1985 by Melita Denning & Osborne Phillips
© Перевод на русский язык, издание на русском языке, ОАО Издательская группа «Весь», 2022
Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.
Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.
Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.
Искренне Ваш,Владелец Издательской группы «Весь»Пётр Лисовский
Нас еще не завершили…
Возможно, мы представляем собой конечный продукт известной нам эволюции, но нас еще не завершили…
Известно, что сейчас мы используем только десятую часть сил, доступных человеческому разуму, и наблюдаем только десятую часть физической вселенной. Наше развитие не завершится, пока нам не станут доступны остальные девять десятых, ибо такова цель всего созидания.
Путь вверх начинается с обращения вглубь себя, с пробуждения глубинного бессознательного разума. Речь идет об активации духовных центров и каналов, а также нейронных цепей, которые укажут направление, позволят высвободить силы и откроют ощущения, раньше едва ли доступные.
Мы делаем нужный для эволюции шаг, гигантский шаг, впервые публикуя одну из самых выдающихся техник, применяемых в практической каббале – центре европейской эзотерической традиции – искусство прокладывания пути.
Прокладывание пути – это структурированное повествование, пробуждающее образы и чувства, последовательная череда событий, визуализированных как героическое путешествие по открывающимся реальностям, несущее читателя/слушателя/участника из земного мира к более высокому уровню осознанности.
Эти пути не изобретают, а открывают; с точки зрения психологии (и физики) они реальны. Пройти по ним – значит пробудиться в собственной сущности, увидеть красоту, силу и величие своего существования.
Прокладывание пути затрагивает более глубокие уровни разума, бессознательное, что подобно перепрограммированию компьютера, подключающего нас к источнику жизни. Эта работа усиливает и укрепляет взаимодействие между уровнями психики; каждое слово и выражение повествования потенциально способны стать спусковым крючком и вызвать цепную реакцию: ассоциативные образы, одновременно возникающие во многих направлениях. Все они находятся в глубинном разуме – той части психики, которая постоянно «видит сны», вне зависимости от того, спим мы или бодрствуем.
Прокладывание пути открывает новый канал между компьютером глубинного разума и обычным сознанием, предоставляет новую связь внутреннего с внешним, между источником и индивидом, естеством и личностью. Это построение мостов между меньшей Вселенной (мужчиной/женщиной) и большей Вселенной (всем/источником нашего существования).
Полная реализация потенциала – магического, духовного, практического – зависит от осознанного и направленного контакта с сокрытыми архетипическими реалиями жизни. Это и есть сфера работы прокладывания пути. Внутри каждого есть зеркальные отражения вселенских архетипов, через которые можно приложиться к источнику архетипических сил и получить помощь в росте, развитии и даже практическую пользу.
Нашим коллегам в свете доктору Томасу Г. Чисхолму и Кэтрин Энн Чисхолм с любовью и благодарностью
Об авторах
В прошлом как Мелита Деннинг, так и Осборн Филлипс были великими мастерами Aurum Solis. Это магическое сообщество, основанное в 1897 году, существует по сей день. Мелита Деннинг возглавляла орден с 1976 по 1987 год, вернулась на этот пост в 1988-м и не покидала его до 1997 года, пока не отошла в мир иной. Осборн Филлипс возглавлял орден с 1997 по 2003 год. Сейчас он живет в Великобритании.
Введение
Восприятие и контроль изменений состояния сознания, будь то с целью магического развития или улучшения качества жизни в целом, чрезвычайно важно. Сейчас повсеместно признано, что состояние нашего сознания подвержено влиянию, казалось бы, незначительных факторов, способных оказать сильное воздействие: воображаемых раздражителей, снов, запахов, цветов и цепочек ассоциаций, окружающих нас. Состояние сознания также связано с возможностью реализации и направлением ментального и эмоционального потенциала человека, что, в свою очередь, во многом определяет и наш физический потенциал. Многие люди, заинтересованные либо в максимальном развитии, либо в контроле над человеческим потенциалом, с головой погрузились в изучение этой новой для них темы. Для адепта каббалы, стремящегося к максимальному развитию способностей, а также к контролю над своей духовной судьбой, изучение и применение этих знаний на практике чрезвычайно важно и занимательно, но далеко не в новинку. По правде говоря, современные подходы и способы интерпретации можно с успехом применить к древнему знанию, изложенному на страницах этой книги. Однако глубокие знания психологии, лежащие в основе халдейской астрологии, философские и мистические учения многих земель и стран здесь тоже прослеживаются. Так или иначе, все они связаны с традицией каббалы.
На Древе Жизни каждая сфира представляет одно из архетипических духовных состояний, которое существует не только в космосе, но в и глубинах каждой личности. Каждый путь с присущим ему влиянием представляет изменения в сознании, с помощью которых к тому или иному состоянию можно попасть, двигаясь от той или иной сфиры, расположенной ниже на Древе Жизни. Знание и практика достижения подобных контролируемых перемен – наиболее влиятельный инструмент духовного прогресса, внутреннего посвящения и налаживания эффективных отношений с глубинными уровнями собственной психики. Открывается возможность познать пути во многих вариантах, и, быть может, для каждого из них потребуется значительный период времени. Но в вопросах психики протяженность времени едва ли влияет на результат и эффективность, а вот повторение опыта часто заключает в себе великое благо. Поэтому в традициях современной и магической каббалы медитации с сопровождением, известные как прокладывание пути, заняли ведущее место среди техник тренировки духовного роста и развития.
Приведенные в этой книге тексты и методики прокладывания пути основаны на учениях и техниках Aurum Solis. Их можно рекомендовать как отдельным учащимся, так и группам студентов, как адептам определенных школ, так и совершенно независимым искателям. В соответствии с общей практикой Ордена тексты не перегружены специфической символикой и терминами, а там, где без них не обойтись, даны пояснения и альтернативные варианты.
Орден Aurum Solis представляет собой гностическую школу западной мистической традиции. Системы символов и методов познания гностической школы во многом повлияли на пути развития западного мышления. В литературе и искусстве Средних веков, Возрождения и современности широко используется символ восьмиконечной звезды возрождения, которая представляет собой пятеричный узор дома жертвенности. Это узор психики в каббале, схема концепций в сфере, мистически относящихся к человеческому существованию. Эта гностически-каббалистическая система инициации насчитывает как минимум тысячу лет, а вопрос ее изначальных корней остается открытым. Она явно старше, чем школа розенкрейцеров – одна из самых древних известных нам ветвей западной мистической традиции.[1]
Помимо прокладывания пути к тиферету и сведений, необходимых для первого проникновения в эту сфиру и мир Бриа, эта книга содержит все материалы, необходимые для эффективной работы и понимания этих путей. Приводится объяснение следующей формулировки Древа Жизни, согласно которой прокладывание пути может вести не только от одного состояния осознанности к другому, но и от более низкого уровня к высшему. Дается описание психических процессов, протекающих при медитации с сопровождением, в ходе которой ключевые образы и идеи становятся личным опытом каждого участника группы. Следует помнить, что каждое подобное переживание уникально. Через мир сновидений вам откроется бесконечная внутренняя драма пути, разыгрывающаяся в глубинах вашей собственной психики. Дается рабочая формула для открытия прокладывания пути и, помимо самих текстов, приводятся размышления над внутренним значением каждого пути. Для медитации перечислены основные соответствия каждого пути – ключевые концепции и образы. Кроме того, для обеспечения легкого захода на каждый путь описана эффективная техника с использованием специально разработанной мандалы. Одна глава посвящена особенному применению изолированного (или селективного) прокладывания пути. К нему обращаются как с целью скульптурирования души – развития или подавления определенных черт характера, – так и для других задач в рамках магических операций. Для занятий подобным изолированным прокладыванием пути (даже если речь идет о групповой работе на магическом празднике или индивидуальных манипуляциях просто для удовольствия) даются простые ритуалы, обращенные к соответствующим сфиротическим архетипическим силам, которые при необходимости сбалансируют или устранят последствия этих действий. Также приведены описания соответствующих сфиротических сил для визуализации при ритуалах.
Использование изолированного прокладывания пути как для скульптурирования души, так и для стремящейся вверх серии ритуалов, открывает новые захватывающие перспективы в сфере терапии. Здесь представлена техника, которая включает в себя не только сознание личности, но и саму физическую нейронную сеть (именно это подразумевают ситуации приключения сюжетов пути), простирающуюся вглубь вплоть до бессознательных уровней психики. Таким образом активируются нетренированные или непривычные к подобному зоны психики и нейронной сети; это происходит абсолютно безопасно, согласно системе испытанной почтенной традиции. Если прокладывать путь как положено, задействованные паттерны внутренней активности при необходимости заново наладят связи с могущественными архетипами, способными прямо и косвенно задать нормы действий и стремлений психики. Это происходит через сознательные и бессознательные функции самой же психики. Здесь нет конфликта между возможностями согласования низкого и высокого уровня, так как мы имеем дело с начальной системой, основанной на первичной структуре самой психики. Эта система создана для координации и интеграции цельной психофизической персоны со всеми функциями, их правильной иерархией и балансом.
Как показано в главе 3, жизнь личности во сне можно легко сделать частью этого процесса, поэтому любой предполагаемой опасности стереотипизации явно удается избежать, и вся личность вовлекается в драму, странствие пилигрима, внутренний профессиональный танец прокладывания пути. Что касается физического тела, нет сомнений, что оно тоже выигрывает от ментального равновесия, гармонизации нервных импульсов, происходящей под влиянием полного событий рассказа, медитативного состояния, ритуала, нацеленного на архетипы. Возможно, великий потенциал прокладывания пути и сопутствующих техник для групповой терапии и клинической работы будет принят во внимание теми, кто, как и мы, увидит ожидающий нас отличный инструмент исследования и урегулирования.
«Магические состояния сознания» – это полное руководство для прокладывания пути в качестве как самостоятельного искусства, так и возможности войти в сфироты выше тиферета. Многочисленные аспекты этого предмета представляют большой интерес. Авторы надеются, что их труд станет для читателей отличным способом обрести понимание, пережить внутреннее приключение и достичь истинных духовных высот.
Светлейшие благословения,Д. & Ф.Твин Ситиз, август 1984 года
Глава 1. Магические состояния сознания
Каждому человеку от рождения присущи качества, необходимые для развития магических сил и ускорения эволюции духа. Однако даже люди, признающие в себе такой потенциал и желающие реализовать его, нуждаются в соответствующих инструментах. Один из них – форма тренировки, которая позволит искателю узнать, отобрать и эффективно направить волю к лежащим в основе жизни архетипическим реалиям.
Запутанная сеть мыслей, чувств и ощущений, наполняющих нашу повседневную жизнь, создает проблему: сбивает фокус внимания, рассеивает и рассредоточивает энергию и намерение. Для решения этой проблемы в течение веков применялся в том числе метод отшельничества. Этот метод упрощал восприятие жизни искателем, а также подразумевал постоянное разложение каждой внутренней реакции по отношению к оставшимся раздражителям на архетипические компоненты.
Как в восточной, так и в западной традиции подобные аскетические программы всегда имели свою ценность и до сих пор не утратили ее. Ведь наши источники силы – это не качество или компонент сознательной личности, а великие архетипы, относящиеся (но не составляющие их часть) к глубинам психики. Добродетель или обширный жизненный опыт; глубокие знания или детская простота – эти качества ценны для начинающего мистика или мага лишь настолько, насколько проясняют образ и налаживают контакт с архетипическими силами.
Интересующие нас архетипы отнюдь не единственные, которые могут существовать в коллективном бессознательном или божественном разуме. На протяжении тысячелетий речь шла о ключевой семерке, собирающей воедино все, имеющее отношение к магическим или мистическим силам, да и жизни в целом. Добавив к семерке тройку, мы объединяем внутреннее и внешнее, космос и микрокосмос так, как видит его человечество. Ведь как физически, так и метафизически мы можем воспринимать только те явления, для восприятия которых у нас есть способности. Хоть предыдущее высказывание и представляет собой трюизм, его стоит привести, поскольку оно позволяет легко и просто объяснить непосредственные отношения и связь человека с его вселенной.
Эти десять архетипических источников силы соответствуют десяти сфиротам – сферам Древа Жизни. Понимание любого из них непосредственно в его духовной реальности – работа опытного адепта: осознать наивысшие из них значит пройти через более низкие уровни существования в реальность чистого бытия, что служит непрерывным становлением. К счастью, существует и еще один путь, которым с незапамятных времен пользовались адепты магии и мистики. У всех сфирот есть аналоги внутри каждого из нас; такой аналог тоже служит фокусной точкой для силы сфиры, о которой идет речь. Можно сравнить с той самой точкой зеркала, которая отражает свет и тепло от солнца или сильной лампы. Таким образом, мы можем поработать с этими аналогами внутри себя и добраться до настоящих сил сфиротических архетипов. Для больше эффективности стоит задействовать как тело, так и психику.
С самой зари существования человечества это был метод работы магов и священников: через образы и активное проигрывание взывать к тем частям себя, которые способны оказать воздействие на внешние миры.
Древо Жизни: десять сфирот и двадцать два пути
Касательно того, чему здесь следовать, на этот момент необходимо привести лишь краткое описание природы десяти сфиротических сфер, показанных на нашей диаграмме древа. Находящаяся на вершине сфира – кетер – представляет собой первичный и абсолютный источник для всех остальных. Это начальная точка позитивной духовной энергии в нашей Вселенной, первопричина, в той или иной степени давшая начало всему. Для отдельного человека кетер также служит божественной искрой – источником и центром существования. Вслед за первопричиной идут две великие духовные силы, а именно: божественный отец (созидающая сила в действии) и божественная мать (формирующая сила в действии), которая делает энергии отца жизнеспособными, но при необходимости накладывает на них ограничения. В глубинах психики божественных родителей представляют Анима и Анимус, упрощенные образы которых манифестируются на менее глубоких уровнях личности через добавление культурных и индивидуальных деталей и склонностей.
В настоящий момент это все о божественных родителях: они крайне важны для нашего понимания и использования древа в целом, однако прямую магическую работу с ними мы не проводим. Однако третья сфира – божественная мать – несколько более доступна нам, поскольку представляет сферу Сатурна, высочайшую из традиционных планетарных сфер. Власть матери, одновременно темной и яркой (адепты каббалы раскрыли эту амбивалентность задолго до Фрейда), словно бы подчеркнута нахождением на троне за фигурой Сатурна – правителя как первобытного изобилия и плодородия, так и голых камней.
Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна – семь традиционных светил астрологии. Их представляют сфиротические сферы с третей по девятую. Их каббалистические свойства не совсем совпадают с астрологическими, хоть обе науки (каббала и астрология) и дополняют друг друга. Пусть различия вас не смущают. Общая природа каждой сферы естественным образом понятна для начинающего, а в дальнейшем эта книга даст вам больше сведений.
Десятая, нижняя, сфера представлена планетой Земля, а на уровне микрокосмоса – нашим физическим телом; в любом случае ее считают реципиентом влияния всех остальных сфер.[2]
В основном наши магические интересы сосредоточены на семи планетарных сфиротах: от третьей (в ее нижнем аспекте) до девятой включительно. Каждая из них служит для нас источником определенного типа энергии с собственной целью и характером. Эта семерка охватывает весь спектр человеческой жизни: следует отметить, что астрологи, исследуя значимость «новых» планет – Урана, Нептуна, Плутона, – обнаружили, что их можно рассматривать как более высокие уровни функционирования того, что уже заложено в традиционную семерку.
Таким образом, мистическому или магическому искателю необходимо сознательно уметь войти в состояние настроенности на каждый из этих семи сфиротических источников силы, т. е. вызывать в себе магическое состояние осознанности. Первой задачей искателя становится привыкание и принятие каждого источника, что приведет к индивидуализации и усилению их аналогов в глубинах психики. Это подкрепит и усилит ваш личный магический потенциал и обеспечит сбалансированный прогресс в духовном развитии. Когда вы усилите эти архетипические аналоги и обретете их обостренное восприятие, научитесь с готовностью настраиваться на силы сфер, сможете опираться на могучие источники мощи, которая понадобится вам в магической работе или повседневной жизни.
Для достижения этих состояний осознанности есть два великих магических метода. Во-первых, искусство работы сфер. Оно включает в себя техники прямого непосредственного строительства и магического усиления влияний определенной сферы. Целью может быть обычная медитация в ней и последующее укрепление себя или убедительное представление в пространстве некой специфической работы.
Также существует искусство прокладывания пути, представляющее предмет этой книги. Эти два магических умения отлично сочетаются, но для неофита предпочтительнее сначала хорошо усвоить прокладывание пути, а потом перейти к работе сфер.
Причина этого проста. При строительстве пространства сферы нетрудно убедиться, что в процесс включены все компоненты, необходимые для магической реальности ее познания. Однако если не принять меры, довольно трудно гарантировать отсутствие неподобающих элементов, которые станут источником загрязнения и смогут испортить все предприятие.
Как и в некоторых примерах средневековой магии, без долгого подготовительного периода не обойтись. Сюда входит подготовка самого адепта: требование есть только пищу, гармоничную сфере или запланированной операции, носить только подходящие цвета и медитировать на определенные темы, чтобы тело или психика не внесли в пространство сферы что-либо чужеродное. Другой способ: утомительное и изнуряющее магическое очищение от всех влияний, должное включать в себя, как пишет Кроули, «как раз то, к которому мы взываем, ибо данная сила, существуя в Природе, не является чистой». («Теория и практика магии», глава 3). Для простой работы сфер подобная тщательная подготовка не нужна, если адепт обладает достаточным опытом, который позволит отбросить все лишнее, будь то объективный или субъективный фактор. Подготовка также не требуется, если сфера достигается через один из соседних путей Древа Жизни, поскольку они созданы, чтобы естественным образом вести человека, постигшего их, от сферы у истока пути через традиционное священное подготовительное влияние, относящееся именно к этому пути, прямо в единство сферы, закрывающей этот путь.
Следовательно, искатель получает опыт переживания магических состояний осознанности сфирот в условиях абсолютной безопасности, и как только сфера была достигнута, а ее определенное качество познано, искатель вправе вступить в нее, будь то через магию или медитацию. С другой стороны, нет причины не повторить опыт прокладывания пути. Никогда нельзя познать путь слишком хорошо, и возвращение к нему в любой момент времени обычно несет с собой неожиданные блага.
Важность познания и применения сфиротических сил в их чистом виде трудно переоценить. Подобно тому, как чистая еда и воздух влияют на тело и идут человеку на пользу, на более тонком, но еще более существенном уровне контакт со сфиротическими архетипами подпитывает психику и благотворно влияет на личность в целом. Возможно, осознать правдивость этого утверждения поможет не только личный опыт, но и его антитеза: не только обычная невнятная неразбериха будничной жизни, но и настоящий урон, нанесенный личности, служит характерным признаком неспособности различать сфиротические архетипы.
Кроули, дающий много советов в сфере работы с чистыми силами, однажды проиллюстрировал оборотную сторону подобной неразберихи на примере невежественного героя романа Чарльза Диккенса «Оливер Твист». Кроули отмечает, что «дух природы Венеры» и «марсианский или сатурнианский дух», сопровождающие Билла Сайкса на его пути любви, ненависти и убийства, «не являются чистыми планетарными духами, движущимися в четко определенных сферах… Это грубая масса перепутанных импульсов… Таким образом идея убийства перестает быть несочетаемой с Духом Любви». («Теория и практика магии», глава 16, пункт 1).
Другой, еще более яркий пример представлен двумя рисунками, воспроизведенными в работах Карла Юнга. Здесь запутавшиеся силы (в бессознательном принятии отдельного индивида) – божественные родители, представленные в функционировании психики как Анимус и Анима. На первом рисунке мы видим русалку и русала. У них один хвост на двоих, и они соединены спиной к спине. Оба с грустью смотрят в пустоту, очевидно, страдая от ужасного одиночества, которое нельзя преодолеть, пока они прикованы друг к другу. На втором рисунке сепарация произошла успешно: русалка и русал стали цельными существами, их руки сплетены в радостном объятии. Необходимо осознать: неважно, насколько далеки от осознания индивида могут быть события, символически представленные подобным образом; первоначальная фрустрация и горе вместе с последующей радостью, ощущением удовлетворенности и правильности происходящего определенно повлияют на все существование человека, о котором идет речь.
Таким образом, прокладывание пути даже для неопытного разума представляет собой гарантированный способ получить безопасный опыт познания сферы за сферой. Также это прекрасная психическая подпитка для всех, включая даже самых умудренных опытом последователей практической каббалы.
Здесь мы наблюдаем отличный пример, как каббалическая система прямо и непосредственно привносится в практическую работу, а результат отвечает лучшим ожиданиям. Определенная черта каждого из путей Древа Жизни – это специфическое действенное влияние, идущее в плюс к влияниям сфер на обоих концах пути. Это особое влияние на путь может быть установлено разными способами, каждый из которых открывает новый подход в нашем понимании. Например, каждый путь обозначен отдельной буквой еврейского алфавита с учетом ее формы и значимости, номера и даже определенных слов на идиш, в которых она содержится. Другой способ обозначения – соответствующее планетарное влияние, знак зодиака или, допустим, стихия. Речь может также пойти о том или ином Старшем Аркане Таро, опять-таки обладающем собственным характером, значимостью и набором ассоциаций.
С каждым путем через целую серию каббалических соответствий также связаны определенные цвета, благовония, драгоценные камни, символы зверей и растений. Многие из них традиционны и обладают как собственной силой, так и той, что была получена благодаря долгому использованию в магии. Однако как только первопричина перестает существовать, современная инновация, основанная на разумном магическом подходе, предпочтительнее, чем использование изживших себя традиционных соответствий, которые потеряли свою практичность или уместность.
Это наблюдение во многом применимо к самим текстам прокладывания пути. По сути, оно представляет собой медитацию с сопровождением, цель которой – погрузить участников в магическое состояние осознанности выбранной сферы. Поэтому традиционный вход может быть изменен. Для этого необходимо, чтобы в ходе самой работы участники так глубоко погрузились в содержимое текста, чтобы даже на этом этапе перешли в состояние осознанности, неким образом отличающееся от повседневного уровня. По правде говоря, этот уровень чаще всего достигается большинством участников прокладывания пути, и дальнейший переход к состоянию осознанности цели пропорционально упрощается. Кое-что здесь зависит от лидерства и магического статуса чтеца текста, но главное бремя возложено на сам текст.
Каждый солидный орден западной мистической традиции обладает или, вероятно, обладал в прошлом собственным порядком прокладывания путей, который отражал важнейшие традиционные идеи, но в деталях и по духу подходил конкретному ордену и его взгляду на мир, а также определенному поколению, под чьи нужды был заточен. Учение и взгляд на мир Aurum Solis не менее специфичны, чем у любого другого ордена. С другой стороны, им присуще сознательное желание воплотить в себе наиболее значимые черты западной мистической традиции, рассматриваемые с позиции гностицизма за вычетом его специфичности и предрассудков.
Даже основной поток магической цели и мысли с течением времени слегка меняет направление. Чтобы сохранить верность стремлению обрести созвучие с духовной атмосферой, Aurum Solis вынужден вносить корректировки в ряд традиционных текстов, включая те, что относятся к прокладыванию пути. Таким образом, в этим текстах были сделаны изменения, однако индивидуальные черты каждого пути остались такими, какие они есть. Подчеркнем: ни одно изменение не было внесено без необходимости или для того, чтобы отдать дань мимолетной моде. Мы не видим смысла придавать флер нью-эйдж тому, что освящено тенью веков. Тем не менее небольшая редакция стала хорошей возможностью убрать чересчур тяжелые или изысканные обороты.
Участник прокладывания пути часто главным образом испытывает на себе влияние планеты, знака зодиака или стихии, относящейся к этому пути. Сначала эти связи могут немного удивлять, но они всегда остаются рациональными и объективными.
Именно за счет того, что адепт испытывает на себе эти влияния, он становится готов к переживанию кульминационной точки магического состояния сознания в условиях, которые не получилось бы реализовать, если бы мы просто попытались перенести сознание из сферы в сферу.
Некоторые медитативные размышления над вопросами источников влияния на пути, вероятно, несут в себе более глубокий взгляд на их природу, чем это может быть описано на бумаге. Однако один-два примера покажут нам, как следует подходить к этому вопросу.
Допустим, на диаграмме древа путь 14 (объединяющий бину и хохму, сферы божественной матери и божественного отца) несет в себе символ планеты Венера. Его буква из иврит – далет («дверь»), его аркан Таро – Императрица. Основное значение связано с любовью, гармонией, усилением, чего мы и склонны ожидать. Однако в нижней части Древа путь 27 аналогичным образом объединяет ход и нецах, сферы Меркурия и Венеры, магии и природы. Хотя эта зона диаграммы Древа очень сложная, мы, вероятно, можем и здесь найти гармонию, подобную описанной путем 14. Тем не менее путь 27 несет в себе знак Марса. Еврейская буква пе изображает рот и язык с намеком на гнев, а аркан Таро здесь – Башня. Какой вывод мы сделаем из этого?
Башня примечательна тем, что с нее падают ее обитатели. Происходит взрыв, последствия которого в конечном счете благоприятны. Без этого потрясения человек остался бы запертым в раковине текущей ситуации, погрязшим в материальных соображениях, неспособным достичь венерианского мира и гармонии разрешения. С психологической точки зрения следует отметить, что люди летят к безопасности вниз головой, что еще подчеркивается образом самой Башни: обычно сверкающая молния отсекает ей голову или лишает короны. Можно предположить, что гармония между ходом и нецах подвержена влиянию на более глубоком уровне, чем поверхностный личностный. Ловушка Башни ассоциируется со слишком материалистичным или ригидным взглядом на жизнь. Эмоциям нужно обрести голос, порой даже глас гнева, чтобы выбраться из западни этой внешней раковины.
Характеристики путей полезно сравнивать друг с другом в рамках рисунка Древа Жизни. Их расположение относительно друг друга неслучайно и напоминает скорее сбалансированный живой организм, чем механическую симметрию, созданную человеком. Творцы древа исследовали, что это такое, а не задавали упрощенную сферу того, чем ему следует быть по человеческим стандартам.
При сравнении характеристик пути 31 (от сферы Земли малхут к сфере Меркурия ход) и пути 29 (от малхута к нецах, сфере Венеры) нас может удивить, что если первый относится к стихии Огня, второй связан не со стихией Воды, а с водным знаком Рыб. Так как ход – обиталище науки (помимо прочего), а нецах – природы, легко понять, что вторая сфера требует к себе более живого подхода. И в том и в другом случае буква еврейского алфавита предупреждает нас: следование от повседневной осознанности к мировосприятию места назначения подразумевает прогресс, который на первый взгляд будет казаться ухудшением. На пути 31 мы видим букву шин – «зуб», «пожиратель». Тот, кто желает стать магом или ученым, должен оставить мирскую привязанность к предрассудкам и чувствам, материальной собственности. На этом пути весь эмоциональный и потакающий своим желаниям багаж жизни станет лишь пищей для голодного зуба Огня.
На пути 29, связанном с Рыбами, еврейская буква коф – «задняя часть головы». Если адепт желает быть в гармонии с силами природы, суровая очистительная сила интеллекта, ведущая к ходу, едва ли поможет ему. Любопытно, что расположенная в срединной части мозга шишковидная железа связана с такими проявлениями физического тела, как циркуляция крови, рост тела и родовой процесс. Хотя наиболее очевидная ассоциация здесь образ Рыб, английское название шишковидной железы (pituitary gland) происходит от традиционной ассоциации с флегматичным, холодным и стойким темпераментом.
Продолжим сравнивать пути. Когда мы подходим к ходу и нецах соответственно со стороны йесода, разница свойств каждого пути видна невооруженным глазом. Теперь мы движемся не от сферы Земли, а от Луны – сферы воображения, даже фантазии, которая правит астральным миром. Теперь приближение к ходу осуществляется не через шин, а через реш, т. е. Огонь сменяется Солнцем. Речь идет уже не о пассивном очищении и перестройке, но о вдохновении и индивидуальной творческой силе. С другой стороны, следуя к нецах не от малхута, а от йесода, мы идем путем Водолея, а не Рыб. Пассивная вовлеченность в ход естественной жизни сменяется творческим подходом к взаимоотношению. (Настоящая моральная ответственность не существует на путях ниже тиферета – момент, который мог бы стать решением для многих острых теологических проблем, – но на пути 28 сдерживающая сила божественной матери проявляет себя особенно мощно).
Эта книга не описывает полный спектр двадцати двух путей. Она создана с практической целью и ограничена теми путями, для магической работы с которыми предложенный метод медитации с сопровождением освящен традицией и доказал свою действенность. Таким образом, речь идет о ряде путей с 32 по 24, совокупность которых ведет адепта к достижению магического состояния сознания тиферета, сферы Солнца. Открытие сознания этой сферы – столь важная, поворотная точкой во внутреннем развитии индивида, что полная смена подхода к презентации материалов выше тиферета представляется стандартной практикой. Однако даже для тех магов и мистиков, практикующих уже много лет, может быть полезен курс повторения путей ниже тиферета, который, вероятно, даст им дальнейшие темы для медитации.
В магической традиции каждый путь ассоциируется с одной из великих философских школ, начиная от времен, предшествующих Сократу, и до периода Возрождения включительно. Учения этих школ всегда остаются актуальными. В ходе веков философы так долго и страстно отстаивали свои точки зрения, что их разногласия могли бы быть давно улажены, если бы спорящие пришли к общему знаменателю в рамках самих философских терминов. На самом деле эти якобы нерешаемые противоречия основываются (помимо обычного недопонимая) не на рациональном интеллекте, а на индивидуальных особенностях характеров спорщиков.
Распределение разных школ в широком смысле по разным путям Древа таким образом кажется разумной идеей. Речь идет не о том, чтобы опровергнуть ту или иную школу, а о том, чтобы не давать им опровергать друг друга и придать всем им новую непреходящую ценность. Ведь к чему бы ни склонялась душа любого из нас, где-то в ее глубинах существует каждый путь без исключения. Чем лучше, учась и размышляя, мы сможем сбалансировать их в сознании, тем больше откроем в себе каналов коммуникации и полнее будем наслаждаться жизнью на всех ее уровнях.
Для желающих изучить философии путей, ведущих к тиферету, приводим список:
32. Орфизм: шаг от доминирования материального мира в реальность мечты, тайны и символа.
31. Стоицизм, особенно философия Гераклита.
30. Алхимия: дисциплина психики через природный порядок.
29. Эпикуризм, такой, каким его задумал Эпикур.
28. Гуманизм: естественный порядок под контролем просветленного человеческого понимания.
27. Драма как катарсис: жестокие культы матери, например Аттиса.
26. Учение Аристотеля, особенно Никомахова этика.
25. Мистические культы Диониса. Целостность этого пути с орфизмом пути 32 имеет именно философское, а не хронологическое значение. Пересечение путей 27 и 25 представляет собой живую связь между культами Диониса и матери, которую, как считал Еврипид, символизировал тимпан.
24. Гностические учения о Великой Матери. Если у идеи, столь базовой для человеческого разума, как смерть и перерождение, можно найти корень, он идет еще к атомизму Левкиппа досократовских времен.
Глава 2. Пути и прогресс посвящения
В предыдущей главе есть наблюдение, которое хоть и применяется и демонстрируется прежде всего посредством каббалы, также дает основу любой системе инициации, духовного развития и магических практик как Востока, так и Запада. Это наблюдение состоит в следующем: внутренний план человеческой личности – как тело, так и психика – по своей природе и сути не отличается от паттерна Вселенной так, как она воспринимается человеком (или от некоего основополагающего духовного паттерна во Вселенной). С этой точки зрения следующим естественным шагом для мага будет разработка процедуры объединения космического и микрокосмического паттернов с целью усовершенствования, обновления или активации одного через другой.
В некоторых случаях эта операция может быть визуализирована как проведенная внутри личности. Она задумана как постепенное, пошаговое устремление к состоянию резонанса с космическим духовным соответствием, с силами которого таким образом объединяются энергии оператора. Этот метод применяется в некоторых формах йоги, например кундалини-йоге.
В некоторых случаях практик разыгрывает, рассказывает, визуализирует – в любой комбинации этих действий – последовательность событий. Время, место или уровень бытия этих событий, в которые могут быть вовлечены божества или герои, обычно отличается от будничного. Практик вместе с другими возможными участниками вовлечен в рассказ. Достигая кульминации, он получает архетипическую силу, необходимую для решения поставленной задачи. Эту силу можно передать другому человеку (допустим, через ритуал исцеления) или даже предмету (для подзарядки талисмана). Также это один из самых действенных методов осуществления инициации.
При использовании в каббале Древо Жизни, которое представляет совокупность планов больших и малых механизмов психики, предлагает ряд инициаторских паттернов. Большие паттерны использовались в разные времена разными орденами: мистическими, философскими, оккультными, связанными и не связанными с религией. В результате их практическое применение подверглось неизбежным изменениям, которые основывались на расхождениях как в понимании самого древа, так и человеческих требований.
Инициаторские паттерны особенно тесно связаны именно с Древом – тем самым микрокосмическим древом, которое существует внутри каждого индивида. Инициация должна стремиться вверх по уровням собственной природы адепта. Ведь инициация – это всегда откровение, открытие доступа к чему-то, что уже составляет неотъемлемую часть духовного наследия адепта. Речь никогда не идет о создании чего-то нового.
Процесс инициации стремится вверх в двух смыслах. Это не только движение вверх по сфиротам от малхута к кетер, как можно подумать, глядя на диаграмму древа. Одновременно это и продвижение сознания вверх по четырем мирам. Здесь уместно будет ввести концепцию составного древа. Каббалистические размышления и записи на протяжении многих веков несли эту идею, и прогресс в этой области также организован на основе определенного плана.
В самой нижней части этого плана сфера Земли трактуется как планета, на которой мы живем. Принимается во внимание лишь ее материальный аспект: разнообразные животные, растения и минералы, входящие в ее состав, включая наши собственные тела. По терминологии каббалы это сфера малхут в мире Асиа.
Составное Древо
Наше сознание воспаряет от этого уровня (на практике оно естественным путем никогда не ограничивается им) к сфере йесод. Одновременно оно проходит через врата сферы в мир Йецира, который представляет совокупность астральных слоев, включая нижний, называющийся иногда эфирным миром. По терминам нашей собственной природы мир Йецира включает все, начиная от тех сенсорных впечатлений, которые связаны с физическими причинами и воздействиями, вплоть до инстинктов и эмоций, заканчивая высочайшими проявлениями последних без учета их духовных или этических причин.
Войдя в мир Йецира через врата йесод, вы можете перейти (и эта книга дает вам средства передвижения по исхоженным и традиционным путям) в два других состояния сознания, входящих в состав астрального мира. Нет нужды оставаться в состоянии сна-сознания, иллюзии и фантазии или попасть под тотальный контроль чувств, инстинктов и импульсов. Можно отправиться к сфире ход – это сфера или состояние сознания, представленное планетой Меркурий. Следует отметить, что это сфира знания, по сути – научного, математического и магического знания, его приобретения и применения. Или можно отправиться к сфире нецах – это сфера или состояние сознания, связанное с жизненными силами, мощью природы.
По плану прокладывания пути, когда вы преодолели страхи, фрустрацию и ностальгию пути 32 и получили эмоционально-инстинктивную свободу сфиры йесод, открывается доступ к ходу – сфире науки и магии. Сначала вы идете от малхута, сфиры Земли, по пути 31, который ставит перед вами сложную идею: если жизнь считается реальным пространством объективно реализованного испытания огнем, тогда мы сами вместе с остальными людьми находимся в процессе тяжелого квеста. Затем, достигая той же самой цели со стороны мира снов йесод, вы обретаете его, пользуясь такими знакомыми современному ученому методами, как аналогия, символ и гипотеза. Это происходит в процессе полета разума, который часто хранит в себе больше тысячи земных баз данных.
Подобным же образом протекает путь к сфере природы нецах: хотя путешествие целиком все еще протекает в астральном мире, сначала вы идете от сферы Земли по пути 29. Вы словно ступаете по болотистым землям при свете убывающей Луны. Вы обретете видение и удовлетворенность целостностью жизни, но этот факт был ясен с самого начала и сам по себе может и не мотивировать вас на дальнейшие действия: материалистический подход от земной сферы не поощряет творческое начало. Однако затем вы ступаете на путь 28. Он снова ведет к нецах, но уже от йесода. К полученному опыту прибавится воздушная атмосфера романтики и вдохновения, которая даст крылья интуиции вашему зрению.
Другая инициация – другое откровение, раскрытие спрятанных в вас сил – должна произойти на этом чисто астральном уровне бытия. Речь идет о дороге от хода к нецах по пути 27. Почему этот путь столь взрывоопасен? На то есть разные причины, действующие на разных уровнях бытия. Из них следует выделить одну, наиболее подходящую: резкая смена умонастроения, имеющая место между этими двумя сфиротами. Даже когда человек не склонен сознательно считать знание своим убежищем и защитой от реальности, не подлежит сомнению тот факт, что знание способно сделать психику невосприимчивой для влияния истины. Любое ложное утешение чистого знания следует полностью отвергнуть, если мы стремимся испытать силы жизни во всей их полноте.
Нужно отметить, что это простая констатация факта. Ни один путь ниже тиферета, включая тот, что непосредственно ведет к этой сфире, строго говоря, не ставит перед нами вопрос морального обязательства. Пути и связанные с ними философские концепции, находящиеся ниже тиферета, полностью заняты наблюдением и переживанием естественных причин и следствий. Ни одно состояние сознания также не задается вопросом, лучше ли одна сфира, чем другая. Астральная осознанность, полученная при вхождении в йесод, в ходе развивается в состояние знания и делания, а в нецах – в состояние чувствования (в очень широком смысле этого слова). Единообразное астральное восприятие йесода, его спящий разум, заточен под некоторые цели, индивидуальные для этой сфиры, для которых не годятся состояния сознания хода или нецах. Однако состояния сознания, относящиеся ко всем трем сфиротам, вместе составляют на Древе мир Йецира, необходимый для нашего функционирования во всей полноте своей природы. Их ассимиляция необходима для дальнейшего прогресса.
Мы не ставим перед собой цель прокомментировать здесь пути 26, 25 и 24: то, что необходимо рассказать о них, будет изложено в следующей главе. Остается только заметить, что вход в тиферет делает возможным полную перемену, которая происходит не только в состоянии сознания, как в случае с любой другой сфирой, но и на самом его уровне. Ибо тиферет – это врата в мир Бриа. От астрального мира Йецира – мира воображения, использования сенсорных ощущений и дедуктивных рассуждений – адепт пересекает порог великого мира Бриа – мира разума в истинном его смысле.
Рациональный разум – руах – по праву принадлежит миру Бриа. Однако в его неинициированном состоянии, т. е. до того как сознание пройдет через врата тиферета, рациональный разум способен функционировать лишь как организатор материалов Йецира – единственных, к которым у него есть доступ. Эти материалы включают личный опыт, т. е. сенсорные ощущения, осознание наших эмоций и импульсов, а также то, что мы узнаем от других людей и относим к научным, историческим, метафизическим, магическим или иным сведениям. Со всеми этими данным – личным опытом и приобретенными знаниями – рациональный разум проводит тщательную и тонкую работу. Тем не менее без истинного бриатического осознания разум не может выйти за очерченные пределы.
В Бриа руах привыкает к другому роду деятельности: не только рассуждать о предмете, но и получать прямой интуитивный контакт с этим предметом в его реальности. Это происходит через механизм интуитивного разума, для которого рациональный разум служит предначертанным двигателем. Именно этот контакт делает возможным должное развитие руах, а также взращивает личность в целом до состояния ее истинной природы: человеческой природы в ее изобилии, и неважно, насколько оно превосходит нормы, обычно навязанные человеческой природе.
Разумеется, этот важный виток развития не может быть осознан во всей полноте сразу же, как только адепт входит во врата тиферета. Хотя никто не может сказать, что в идеальных условиях манифестация не могла бы быть мгновенной, есть и другие сфироты – Гвура и Хесед, – в которые нужно войти для завершения опыта мира Бриа. Как и во всех духовных делах, цели, которых нужно достичь, усложняются по мере роста сил, полученных для решения конкретной задачи. Однако не подлежит сомнению, что первый опыт взаимодействия с тиферетом несет в себе перемену, без которой все прочее осталось бы немыслимым: полная определенность во взгляде на свет, представляющая первичную отличительную черту адепта. Даже одна эта перемена может занять время, чтобы стать осознаваемой на поверхности сознания и повседневной жизни. Тем не менее это проявление обязательно случится, подобно тому, как прорастает семя или поднимается тесто на дрожжах.
Здесь психика получает первые намеки на божественное опьянение: на способность и необходимость отойти от информации, которую дают нам чувства, и получить знание, до сих пор бывшее нашим насыщением, уловить сигналы от интуитивного разума, чей пока еще скрытый источник находится выше, в мире Ацилут.
Термин «опьянение» не должен сбивать вас с толку. Хотя он кажется неподходящим, на протяжении веков и на разных языках это слово постоянно использовалось в западной традиции для описания чего-то, что иначе нельзя выразить кратко. Как при земном опьянении внешний облик вещей теряет важность и реальность, так и здесь увлечения и фантазии воображения теряют власть над разумом. Как при земном опьянении физические органы речи порой неспособны к воспроизведению слов, так и здесь адепту может время от времени не хватать ресурсов языка, потому что только символ и метафора могут выразить познанную истину. На самом деле эти трудности можно преодолеть, и они пройдут, когда посвященный снова столкнется с ними на более высоком уровне. Пока что в мире Бриа мы имеем дело с восприятием реальности более чарующим, чем фантазия, с внутренней иллюминацией чище и милее, чем внешний свет, с невыразимой сладостью в центре самой себя.
На плане составного древа в мире Бриа следует войти в два сфирота. Это гвура, называемая сфирой справедливости, и хесед, которую можно охарактеризовать как сфиру милосердия. На уровне мира Йецира некоторое противоречие или противопоставление справедливости и милосердия заложено в самих словах, однако в мире Бриа между гвурой и хесед манифестируются полный баланс и гармония. Каждая сфира являет собой состояние сознания, абсолютно отличное по природе от другого, однако их существование дополняет друг друга. Идеальная справедливость предполагает существование милосердия, а идеальное милосердие требует существование справедливости.
На составном древе мы видим, что в пределах мира Бриа прорабатываются пути 23, 22, 21, 20 и 19. Ими управляют образы невероятного света, красоты и выразительной силы – отражения божественных атрибутов, доступные человеческому восприятию.
Мир божественного Ацилут представлен на составном древе тремя божественными сфиротами – бина, хохма и кетер – и соответствующими путями. Порой способность человека войти в этот мир ставится под сомнение, но мистическая теология и учение каббалы признают ее наличие, ибо высшая и сокровенная часть нашей природы принадлежит именно этому миру. Тем не менее обретение мира Ацилут сопряжено с опасностями и препятствиями. Для приобщения к миру Йецира следует преодолеть тягу материального, для знакомства с миром Бриа – пройти через врата тиферета. Для входа в Ацилут требуется пересечь бездну – трудная задача даже для адепта, знакомого с путями и сфиротами мира Бриа.
За пределами бездны обретение ради обретения теряет смысл. Психика ступает на божественные пути, потому что жаждет достичь цели собственного существования. Если это достижение и откладывается, то только ввиду внутренних и внешних трудов, которые нужно завершить для более полного осуществления божественного плана.
Изучение этой области составного древа не входит в задачи нашей книги и описано здесь лишь в самых общих чертах. Равным образом на этом этапе один человек теряет возможность инициировать другого: за пределами тиферета растущая осознанность интуитивного разума сама даст адепту понимание каждой стадии его или ее дальнейшего прогресса. Тем не менее орден может путем присуждения более высокого звания публично признать достижения, которые адепт получил во внутреннем мире.
Цель этого отрывка – показать, что пути Древа Жизни, если рассматривать их в рамках составного древа и их отношений с четырьмя мирами или уровнями сознания, действительно представляют собой работающую систему внутренней инициации. Таким образом, на каждой стадии идет движение вверх, которое делает возможным интеграцию в психику всех компонентов, привнесенных в сознание. Это способствует поддержанию баланса и правильных пропорций развития. Выражаясь посредством другой идеи каббалы, мы осуществляем возвращение, следуя путем Змея.
В жизни магического ордена прокладывание пути организовано так, чтобы органично вписываться в порядок церемониальных инициаций и способствовать их эффективности. Как именно сочетаются эти программы, можно увидеть на примере десятиступенчатой системы, используемой различными дочерними организациями ордена розы и креста, а также золотого рассвета. Подобным же образом это применимо в трехступенчатой системе Aurum Solis, где каждая ступень соответствует одному из врат сфер. Первая ступень («засевание семени») относится к пробуждению внутренних качеств кандидата как отдельной личности в мире Асиа. Вторая ступень касается знакомства начинающего мага с внутренней жизнью ордена в мире Йецира. Третья касается врат Бриа и адептства.
Сами же пути принадлежат любому, включая независимых неофитов, начавших изучать каббалу самостоятельно. Пути никогда не были изобретены или открыты. Символизм путей, ведущих к тиферету, описан в этой книге, но через собственный опыт рокладывания путей вы познаете реальность, легшую в основу этих символов. Тексты этой книги, как и тексты прокладывания пути любого другого ордена, были составлены не для придания смысла путям, но для их толкования в доступной человеку форме.
Вот что мы имели в виду, говоря об инициаторском значении путей. Они не должны быть высечены на вашей душе или промытом добела мозге. Их красота, чудо и жизнь – часть красоты, чуда и жизни нашего собственного существования. Прокладывание пути поможет вам пробудиться для своей настоящей сущности, исследовать загадку самого себя.
Это пробуждение, это исследование и есть инициация.
Глава 3. Компьютеры и замки
Прокладывание пути было с нами на протяжении долгого времени, и мы очень много узнали о том, как оно должно быть дано и получено. Однако в настоящий момент мы можем взглянуть на него под новым углом и лучше понять техники, которыми обладаем. Теперь мы способны глубже заглянуть в механизмы работы прокладывания пути и, возможно, догадаться, как мы (как читатели, так и авторы этой книги) можем сделать их более подходящими для большего числа людей.
Само по себе прокладывание пути уже давно получило признание как сильная магическая процедура, ведущая разум через последовательные источники влияния каждого пути, через вступительные фазы изменения сознания непосредственно к ключевой перемене, которая станет входом в сферу. План этих необходимых источников влияния основан на исследованиях мастеров-мыслителей каббалы, которые не только сумели проследить (или узнать внутренним чутьем), что должно быть эффективным, но и через медитативную рефлексию и наблюдение за своими студентами увидеть, что было эффективно. Как бы то ни было, каждый когда-либо занимавшийся прокладыванием пути знаком с несколькими участниками, которые испытывали единовременные или постоянные трудности с тем или иным путем.
Трудности – это не всегда плохо. До тех пор, пока они не имеют место слишком часто, опыт застревания на определенном пути может быть для человека полезен. Для двух путей (26 и 24) застревание при первой попытке прохождения подразумевается по умолчанию. Можно вспомнить экзаменатора, который, когда молодой студент с первой же попытки блестяще сдал тест на вождение, сказал ему: «В этот раз я не дам вам лицензию, потому что чувствую, что вам следует еще немного набраться опыта». Это значит: «Я чувствую, что вы все делаете очень хорошо, но лишь умом, а один ум не поможет вам в критической ситуации. Нужно время и практика, чтобы изученное вами закрепилось на более глубоких уровнях разума».
В прокладывании пути цель также в том, чтобы задействовать более глубокие уровни разума, так называемое бессознательное, получившее это называние главным образом потому, что рациональный разум не осознает его деятельности и самого наличия. Под относительно спокойной поверхностью разума неустанно кипит бурная деятельность. Иногда некоторые из этих скрытых функций заставляет обратить на себя внимание рациональное сознание, что в каком-то смысле представляется жестоким обращением с первыми. Порой терапевтические цели требуют выманить эти функции на свет божий. Однако большая часть того, что мы знаем о бессознательных функция разума, учит нас не выпускать джинна из бутылки и «не трогать то, что и без того работает». Бессознательные функции дают свои результаты способами, которые нужно уважать, и понимание рационального разума здесь способствует в лучшем случае тому, чтобы дать им необходимые ресурсы и условия для самостоятельной деятельности. Более подходящим образом для желаемого ответного дара нам будет не джинн из бутылки, а добрый, благоволящий человеку дух.
В действительности неплохой метафорой для этих функций бессознательного будет пчелиный рой. В понимании нематериальных процессов (неважно, относятся ли они к божеству или к психике) обычай искать аналогии в материальном мире освящен временем; делать выводы из подобных сравнений вполне закономерно.
Здесь мы можем рассмотреть поразительную трехчастную аналогию.
Физическое тело состоит из бессчетного количества клеток, каждая из которых живет собственной жизнью и не оказывает физического, эмоционального или интеллектуального влияния на наше главное сознание. Исключение представляют сигналы, посылаемые через нервную систему (она тоже состоит из клеток). Если в какой-то части тела идет процесс исцеления, наше сознание ощущает симптомы активной деятельности, такие как жар, опухание и т. д. Мы можем применить или проглотить средство, которое либо обезопасит процесс исцеления от вмешательства микроорганизмов, либо введет в кровь питательные вещества, способствующие лечению. В любом случае настоящая работа осуществляется совместными усилиями клеток тела, действующих в команде.
Предположим, что постороннее тело, например пуля, оказалось в некой малодоступной части организма, там, где оно не представляет смертельной угрозы и даже может остаться незамеченным основным сознанием. Оно слишком большое и зашло достаточно глубоко, чтобы клетки в свое время смогли вытолкнуть его вон, как случилось бы с шипом или занозой; оно разрывает окружающие ткани и принесет еще больше вреда, если его не изолировать. В таком случае клетки обычно с течением времени выстраивают вокруг пули подобие глухой стены из нечувствительной рубцовой ткани, в коконе из которой инородное тело перестает быть угрозой для организма в целом.