4-е издание
© Айссель Селим, 2009
© Оформление. ООО «Свет», 2014
Введение
В прошлом говорили, что эта Русская Душа как Архангел, который ждет, чтобы направлять эволюцию Человечества и вести его к новой эпохе.
В начале прошлого столетия Рудольф Штайнер предсказал, что на протяжении 20 столетия человечество перейдет некий порог, духовный порог.
Это произошло.
Вместе с тем человеком, который сейчас говорит, последний из учителей Мудрости уйдет.
И других больше не будет.
Селим Айссель
Возможно, то, что вы искали, находится совсем рядом!
Сегодня много говорят о 2012 годе, об изменениях на нашей планете, о грядущих катаклизмах и катастрофах. И многое из того, о чем говорится, правда. Наступил экономический кризис, происхождение которого на самом деле никто не может объяснить. Ведутся непрерывные споры о природе и глобальном потеплении, увеличивается количество природных катаклизмов, часто катастрофического характера. Непрекращающиеся войны. Терроризм. Но что происходит на самом деле?! Что это означает для всего человечества и для каждого из нас? В чем причина происходящего и что нас ждет? В чем состоит настоящее предназначение человека и человечества, какова роль России в новой эпохе?
Эта книга – запись бесед Селима Айсселя с его русскими и французскими учениками, в ходе которых поднимаются эти вопросы. Многие из нас чувствуют неудовлетворенность. Это чувство равно знакомо и тем, кто имеет проблемы материальные, физические, социальные, профессиональные или семейные, так и тем, кто достаточно обеспечен и у кого все хорошо складывается в семье и на работе, но есть ощущение, что чего-то не хватает. Это тоска по чему-то неизвестному, неизведанному, к которому мы прикасаемся в моменты наслаждения прекрасными явлениями природы – закатом, например, или произведением искусства, от которого, что называется, «дух захватывает». Что происходит с нами в такие моменты, с чем мы соприкасаемся в себе и мире? Что это за место внутри нас, которое одаряет красотой и любовью? Эта книга показывает направление, в котором каждый из нас, а также Россия и весь мир могут развиваться.
Селим Айссель – духовный учитель, Мастер Четвертого, а точнее Пятого Пути, удивительный человек, с уходом которого закончится эра учителей Мудрости.
Почему он – Мастер Пятого Пути? Потому что Знание должно быть адаптировано к настоящему. В духовной эволюции существует свой ритм преобразований и трансформаций, знаний и практик в каждом столетии.
Селим Айссель говорил в интервью, что «традиционное стремится увековечить то, что существовало когда-то, а поскольку живое не стремится увековечить себя, оно заменяется традицией. Именно поэтому так много вещей, увековеченных традицией, потеряли свою силу. Например, есть упражнения, которые хорошо действуют сегодня, но не действовали десять лет назад, и другие упражнения, которые еще были эффективны десять лет назад, но больше не эффективны сегодня. Таким же образом есть определенные упражнения, которые важны сегодня, но не будут работать завтра».
«Эра подошла к концу, вне всякого сомнения. И вместе с тем человеком, который сейчас говорит, последний из учителей Мудрости уйдет. И других больше не будет. Мы живем в такое время, когда Дух по-прежнему интенсивно проявляется, поскольку воплощен в тех, кого называют Учителями Мудрости, и он всегда будет воплощаться в большой или малой группе людей, которые собираются вместе в едином духе для того, чтобы дать возможность Духу полностью проявить себя через каждого из них. Но это произойдет лишь в том случае, если они позволят ему проявиться. Только группа людей, собирающихся вокруг одной силы, в едином духе, позволит проявиться силе, идентичной той, что воплощена в Учителях Мудрости. И в каждом члене группы она проявится не частично, но полностью. В каждом человеке полностью. При единственном условии, что эти люди формируют единый дух».
«Сегодня мы живем в таком веке, когда человек более не нуждается в ритуалах. Сегодня каждый человек способен непосредственно проживать и испытывать силу своей души, силу Источника без какой-либо внешней помощи, без каких-либо ритуалов. Несколько десятилетий назад эта сила была доступна посвященным (настоящим посвященным – Мастерам и Просветленным). Сегодня она стала напрямую доступна любому человеку, который ее пожелает. Сегодня каждое человеческое существо способно напрямую войти в контакт с силой своей души, силой Источника. У него больше нет необходимости в посреднике или каком-либо человеке. Ни в церковном песнопении, ни в особенном месте, здании, ни в молитве, ни в жесте – он более не нуждается ни в чем. Если человек отдаст себя в распоряжение своей душе, или силе Источника, то она немедленно проявит себя. Все другие пути идут из прошлого. Будь это религиозный путь или духовный – все они устарели. Каждый человек может стать самим собой, он может прямо действовать и учиться для того, чтобы освободить себя от всего, что навязано ему из прошлого: его обществом, семьей, религией и воспитанием, давлением его предков по крови. Он может освободить себя от этих низших сил, имеющих животную, растительную, минеральную или полностью иную природу. Он самостоятельно может избавиться от всего этого.
Это не новый путь – это состояние, уровень осознанности, которого достигло человечество в целом, но который, конечно, очень мало кто из людей реализует. Но этот уровень осознанности возможен сегодня для каждого человека.
Из уважения к Четвертому Пути я назову эту практику, это Учение Пятым Путем. Но это больше не путь, это – состояние.
Цели этого Пути – духовная эволюция человечества и духовное пробуждение, освобождение и реализация каждого индивидуума, если он того хочет. Для этого необходимо, чтобы духовная сила проходила через людей, которые выполняют духовную работу над собой и духовно реализуются. Эта работа, или деятельность, выполняется в группах, которые являются центрами накопления духовных энергий. Из этих групп духовные энергии распространяются на все человечество».
Для того чтобы это произошло правильно, необходимо истинное Учение, которое передается через живого Мастера в рамках настоящей Школы. Мастер адаптирует, приспосабливает это Учение для тех учеников, которые живут сейчас, в настоящее время. В беседах, приведенных в этой книге, мы вспомним, что часто не целостны, а фрагментированы: состоим из маленьких «я», подчас требующих от нас совершенно противоположных поступков; увидим ключи к тому, чтобы стать настоящими и быть более объективными в своих взглядах на самих себя и на все, что приходит в нашу жизнь каждый день. Уверены, что, прочитав эту книгу, вы сможете приблизиться к пониманию ответов на вопросы «Кто я?», «Каково мое предназначение?», возникающих у всякого ищущего и думающего человека.
Встреча с Селимом Айсселем перевернула всю нашу жизнь. Внешне она не сильно изменилась: у нас та же работа, любимая семья и место жительства. Но вкус жизни, вкус всего, что мы в ней делаем, изменился. И мы чувствуем это в каждом своем шаге и каждом вдохе, в самом простом действии, начиная от мытья посуды. Все обрело иной смысл, то, о чем можно было мечтать в детстве, то, что было описано в сказках для детей «Гадкий утенок» или «Конек-горбунок» и многих других, – ожило и стало реальностью. Волшебные кони и огненная жар-птица на самом деле существуют, они абсолютно реальны, просто мы забыли об этом. Но есть те, кто может напомнить нам о них, напомнить о том, кем мы на самом деле являемся.
И Селим Айссель – именно тот, кто делает это, ведя огромную работу как художник (в этой книге приведены некоторые из его картин), философ и писатель (во Франции издано более 150 его книг), наставник, проводящий множество конференций и семинаров. Под его влиянием создан Свободный Университет Самадева во Франции, ведущий работу по девяти направлениям, охватывающим все составляющие человека, включая его духовные измерения. Они учитывают его взаимосвязь с природой и другими людьми.
Что включает в себя это учение в практическом плане? Девять направлений по эннеаграмме.
Первое направление Самадева: эвфония жестов, более известная в России как йога дервишей, – это новое искусство движения, которое стимулирует и гармонизирует все наши физические, эмоциональные, ментальные и духовные ресурсы, позволяя нам быть в нашей повседневной жизни более спокойными, более творческими и более радостными, а также техники релаксации. Второе: лечение суставов – мягкая коррекция проблем в суставах и позвоночнике. Третье: энергетические техники меридианов (объединяют знания китайской, аюрведической, юннаньской и дервишской медицины). Четвертое: психология эннеаграммы – позволяет нам лучше узнать себя и других людей, что дает возможность гармоничнее жить и работать вместе. Пятое: психология сущности – предлагает средства для трансформации эго, имея целью реализацию нашей сущности, Высшего в нас. Шестое: алхимическая, или спагирическая, энергетическая медицина на базе растений и минералов. Седьмое: диетология и питание. Восьмое: искусство, структура и излучения – влияние искусства, структур, форм и излучений на наше здоровье. Девятое: системная Самадева, или «эвфонические картины движений души», – древнее искусство, напоминающее известные формы семейной терапии и психодраму, семейные и системные расстановки.
Все эти драгоценные методы даны Селимом Айсселем человечеству как лекарства, помогающие оздоровить тело, очистить эмоции и привести в порядок мысли, и тогда станет возможным, чтобы красота и мир стали нашей реальностью и мы смогли быть «захвачены духом».
В настоящий момент во многих городах России, Белоруссии, Украины и других стран ближнего зарубежья существуют группы людей, изучающих и практикующих эти методы, объединенные в Школе Психоантропологии (контактная информация – на с. 284). Регулярно проводятся группы и семинары – как нашими отечественными сертифицированными инструкторами, так и преподавателями Свободного Университета Самадева из Франции.
Алексей Перебатов и Ирина Чупракова
Миссия русской души
Приходи, кто бы ты ни был,
Верующий, неверующий или странник, не имеет значения.
Наш караван – не караван отчаяния,
Наш караван – караван надежды!
Приходите, даже если вы нарушали ваши клятвы тысячи раз!
Приходите, все равно приходите!
Руми, персидский поэт XIII века
Конференция с Селимом Айсселем, Мастером Четвертого Пути
14 февраля 2007 года
Школа Мудрости, Эльзас, Франция
Я буду говорить сегодня с вами о Русской Душе, миссии Русской Души. Это вопрос, который лишь немногие способны понять. Возможно, присутствующие здесь русские могут понять, возможно, кто-нибудь еще поймет.
Но вначале мы должны знать духовную историю человечества. В прошедшую эпоху, несколько тысячелетий назад, импульс Духа человечества культивировался в старой Европе, из старой Европы он затем распространился по всему миру. Много веков назад мистические школы, школы мудрости эмигрировали в старую Азию: в Китай, с его даосизмом, и в Индию, с их великими риши. Из старой Азии Дух человечества, импульс духовности продолжал распространяться до наших дней. Сегодня Дух ушел из Китая и Индии. В настоящий момент духовный импульс нашей эпохи можно найти в Европе, но это временное явление – далее он продолжит свое развитие из правильного места и через правильные души.
Сегодня Душа русских людей – это то, что резонирует с дыханием Духа человечества. Когда я говорю о Душе русских людей, я говорю о России и странах, окружающих Россию, которые все являются частью одной и той же Великой Души. Здесь среди нас есть белорусы и украинцы. Великая Русская Душа – это также Душа Белоруссии и Украины, она намного больше, чем Душа отдельной страны, которая называется Россия. Эта великая Русская Душа несет в себе духовное будущее человечества, и эта Душа русских людей ждет. В прошлом говорили, что Русская Душа – как Архангел, который ждет, чтобы направлять эволюцию человечества и вести его к новой эпохе.
Множество индивидуальных душ, много русских людей чувствуют в себе тягу к духовному; великая Русская Душа ждет момента, когда люди России будут готовы. Миссия Гурджиева была в том, чтобы позаботиться о пробуждении великой Русской Души в индивидуальных душах. Поэтому Гурджиев вначале путешествовал по Азии, чтобы отыскать это духовное знание, всю изначальную мудрость, частью чего являются движения и танцы Гурджиева. Отыскав их в Азии, он надеялся принести это в Россию, но из-за Октябрьской революции был вынужден вместо этого уехать в старую Европу. Он был принят во Франции, где передал часть Учения, которое назвал Четвертым Путем. Сегодня русские возвращаются во Францию, в эту Школу, ко мне, в поисках не только наследия Гурджиева, но также той части, которая не была передана в его Учении.
Для определенных русских душ, тех, кто вошел в резонанс с этим Учением, миссия заключается в том, чтобы принести это в Россию и служить великой Русской Душе, которая пытается воплотиться в русском мире, во всех русских душах. Если великая Русская Душа, которая для нашей эпохи и последующих столетий является Душой, способной воплотить Дух человечества, окажется не способна привнести этот Дух, прежде всего в русский мир, человечество ожидает катастрофа, которой мы боимся, которая предсказывается учеными, экономистами и политиками.
Вы также можете заметить, что в последние несколько десятилетий все представители духовных движений Азии, возможно, даже не зная почему, проделали тот же путь, что в свое время Гурджиев. Тибетские Ламы приехали в старую Европу, индийские Гуру приехали в старую Европу, даосские и чаньские Мастера также приехали в Европу, вместо того чтобы принести это в Россию, которая в то время была закрыта коммунистическим режимом. Как и Гурджиев, прежде чем вернуться в старую Европу, все они совершили путешествие в Америку, где Гурджиев был обречен потерпеть поражение, прежде чем поселиться во Франции. Но сегодня из этого места, из Школы Мудрости во Франции, дыхание Учения может влететь в Русскую Душу и во все души русских людей.
Старая Европа наблюдала переход духовности в Азию, далеко на Восток, и в ней не осталось ничего, кроме устаревшей догматичной религиозной концепции. С этого момента Европа направила всю свою энергию на материальные науки, которые и развились впоследствии. В старой Европе не осталось ничего, кроме материализма, и этот материализм отправился затем на Запад, далеко на Запад – в Америку, где случилось материальное «чудо». Затем западный материализм дошел до Дальнего Востока, до Японии, где он соединился со старой духовностью. В другой крайности, на крайнем Западе, старые догматичные религиозные концепции вошли в страну материализма. Сегодня старая Европа опустошается от всего этого содержания, она бесцельно блуждает между научным материализмом Америки с одной стороны и старыми религиями и теоретической философией с другой стороны. Также духовность сейчас уходит из Китая и Индии, и эти две страны становятся все более и более материалистичными, более и более похожими на Америку.
Территория России (великая Русская Душа тесно связана с территорией России) географически расположена между этими двумя крайностями: Азией и американизированной Европой, духовностью и материализмом. Великая Русская Душа – единственная Душа, которая достаточно самобытна для того, чтобы воспринять оба импульса, духовный и материальный, она может примирить и соединить их. Для Азии – это невозможно, для Америки – это невозможно. Для Европы – это невозможно. Сейчас существует только одно место, где Душа людей готова, и это – Россия.
Это создает огромный конфликт в индивидуальных душах русских людей. Люди в России и странах, окружающих Россию, пребывая в духовном поиске, на Пути, или вовлеченные в духовную Работу, испытывают внутренний конфликт, который сильнее внутреннего конфликта других духовных искателей. Но из силы этой ностальгии, провозглашенной Толстым и Достоевским, могут подняться наружу силы воплощения и реализации духовности в наше время и в грядущие времена. В России сейчас находится надежда человечества, и вы, русские, не зная этого, неосознанно приходите ко мне. Вы должны прийти сюда искать духовную силу, которую Гурджиев намеревался дать России; и это то, что я передаю вам.
Кто-то говорил мне недавно: «После коммунизма Россия становится более и более материалистичной, как Америка, как Европа», затем он говорил со мной о президенте Владимире Путине и спросил меня: «Что вы думаете об этом политике?» Я ответил: «Я не занимаюсь политикой, я не знаю, добро или зло делает этот человек, но я чувствую Душу, которая стоит за ним за пределами хорошего и плохого, я вижу великую Русскую Душу, которая за ним; он выступает за величие, за благородство, за достоинство России. Он состоит, возможно, не зная того, на службе движения великой Русской Души, которая может использовать политиков».
Проблема вот в чем: Россия и ее народ должны быть восприняты другими народами как великий народ, с их благородством и величием. Тогда человечество будет способно принять от великой Русской Души импульс, который она должна им дать.
Я не знаю ничего о политике, но я вижу духовное движение человечества, и это движение иногда направляет души лидеров на службу достоинству и величию их страны.
Полезно знать то, о чем я сейчас говорю, чтобы быть способным практиковать ваш индивидуальный духовный путь более осознанно. Вы знаете, что великая Душа в движении и что вы больше не одиноки. Если у нас нет этого знания, мы отрезаны от великого движения Души людей и Духа человечества. Для нас всегда необходимо быть связанными с ними, иначе мы можем чувствовать только пустоту внутри.
Сегодня, когда вы практикуете движения Гурджиева, тот же дух, который был с Гурджиевым, находится с вами, и этот дух возвращается в Россию. Но движений и танцев недостаточно. Для того чтобы дух вернулся в Россию, необходимо гармоничное развитие человеческой природы, которая является фундаментальной основой Пути; нужна специфическая Работа: не только работа с физическим центром, с которой вы уже хорошо знакомы, но также работа с интеллектуальным и эмоциональным центрами, чему вы здесь обучаетесь.
Понимание необходимости Работы в трех центрах
Когда вы изучаете движения Гурджиева и затем преподаете их, вы изучаете одну треть Работы, работы, которая включает физическое тело и его осознанность. В дополнение к этому вы должны изучить науку эмоционального движения и науку движения мыслей; иначе вы остановитесь в вашей эволюции. Необходимо гармоничное развитие всей цельной человеческой природы, как объяснял Гурджиев.
Все начинается с неподвижности. Первое, чему вы должны научиться, – это внутренняя неподвижность ваших эмоций и вашего ума, чтобы вы могли быть свободны в том, что вы думаете и что вы чувствуете, чтобы ваши эмоции и мысли никогда вновь не управляли вами, когда вы этого не хотите.
Новые, дерзкие духовные мысли…
Интервью с Селимом Айсселем, отрывок
Что вы подразумеваете под словом «знание»?
Идеи необходимы, но приходит момент, когда книжного знания становится недостаточно.
Истина?
То, что спасает нас, это не вера, но сомнения, приводящие нас к поиску. Невозможно научить другого истине, можно только помочь другому обнаружить свои слабости.
Свобода?
Свобода – это не хаос неряшливости и слабых намерений, но результат дисциплины и ответственности.
Что вы скажете по поводу насилия в нашем мире?
Человеческие взаимоотношения, основанные на насилии и ущемлении других, приводят к тем же вещам в мире – терроризму и порабощению людей. Отождествление с расой, религией и национальностью также приводит к этому.
А относительно религий?
Не нужно путать их с духовностью. Они редко выращивают святых и мудрецов, но чаще они причина большинства войн и ненависти на этой Земле… Религии потеряли связь с реальностью и большинством форм духовности. Без контакта с тем, что реально, мы – ничто, наша жизнь не имеет смысла. Необходимо быть связанным с кем-то или чем-то, что действительно реально.
Эзотерика?
Те, кто знает, – молчат, а те, кто говорит о ней, – не знают ничего.
Бессмертие?
Ваше время ограничено, и вы выбираете тратить его на бесполезную и праздную суету, негативные эмоции и ложь… Вы так обращаетесь со своей жизнью, потому что вы верите, что вы – бессмертны.
Реинкарнация?
Это абсолютная правда, но то, как ее обычно представляют, – полная чушь для невежественных людей.
Что вы понимаете под термином «воспитание»?
Любите своих детей. Любите ли вы своих детей, когда вкладываете в них принципы коррумпированных политиков, жадность к деньгам и уважение к власти экономистов, принципы воспитателей, которые являются инструментом системы обусловленности и принципы продающих чувство вины религий?
Ключ к успеху?
Ключ к успеху – не талант, а упорство и настойчивость. Мир полон талантливых людей, которые ни в чем не преуспели.
Почему вы учите?
Я вошел в контакт с чем-то невыразимо прекрасным и безмерной Любовью. Невозможно не хотеть поделиться этим с другими людьми. Это Любовь и сострадание.
Можете вы рассказать нам об этой Любви?
Я ничего не могу сказать об истинной Любви. Но, вступив в контакт с кем-то, кто живет в такой Любви, вы можете начать постигать ее.
Почему необходим контакт с живым пробужденным Мастером?
Без этого контакта невозможно освободить себя от физических автоматизмов, эмоциональных реакций и мыслительных схем. Пробужденный человек способен воспринимать вас такими, какие вы есть, и в то же время он знает ваши пределы и ограничения и он полон сострадания к человеческой обусловленности. Единственное реальное обучение – это прямое обучение, от инструктора к ученику. Даже на секунду не воображайте, что духовная эволюция возможна для кого-то, кто не находится в духовном контакте с живым пробужденным Мастером.
Необходимо ли ему подчиняться?
Подчинение – это для людей, которые ничего не понимают. Единственный авторитет, который я признаю, – это компетентность.
Как возможно развитие?
Развитие возможно, только когда часть нас не удовлетворена жизнью. Эволюция возможна только тогда, когда вы стремитесь служить тому, что выше ваших мыслей, выше ваших эмоций, выше вашего тела. Необходимо быть связанным с чем-то высшим. Если это не так, вы автоматически служите чему-то низшему.
Что такое духовный путь?
Все пути могут привести к освобождению… если вы оставляете их. Истинный духовный путь состоит прежде всего в психологической подготовке, которая включает определенный вид подготовительной работы по гармонизации ума, тела и эмоций. Понимание – начало пути; когда оно сопровождается конкретным практическим применением, оно приводит к свободе и затем к любви.
Роль мыслей?
Мысли – это духи. Вы не позволяете разным телам находиться в вашей постели, не позволяйте и всякого рода мыслям находиться в вашей голове.
Что вы можете сказать о Пробуждении, или Духовной реализации?
Они не могут быть результатом психологической эволюции или личностного развития, это другой уровень. Они требуют прямого контакта с Учением и живым пробужденным Мастером. Те люди, которые очень торопятся, бегут так быстро, что Пробуждение не может их поймать.
Что вы думаете о характеристике Стефана Стюарта: «Селим Айссель – это Ауробиндо без индийской экзотики, Штайнер без теософского багажа и Кришнамурти с методами реального пути Пробуждения, заполняющими пробелы, оставленные Гурджиевым»?
Оставим эти утверждения на его совести. Но в то же время он обладает превосходным знанием моего Учения. Что касается меня, я признаю каждого из тех, кого он цитировал, как одного из своих Мастеров.
О духовной мистификации 2012 года
В противоположность тому, что говорится любителями эзотерических и духовных тем, 2012 год не является главным в эволюции человечества и Земли. Правда состоит в том, что мы проживаем сложный для Земли и ее жителей период. Для определенных людей, не принадлежащих к большинству, заботящемуся только о материальном благополучии, этот этап – шанс не только осознать проблему Земли и ее экологии, но также приобрести духовную осознанность. Это возможность для расширения их осознанности в направлении более высокого уровня при условии, что они не позволят себе быть пойманными фантазиями ченнелеров и так называемых высших духов, транслируемых ими, каждого из которых представляют людям как нетелесного духа мастера, ангела или бога, для того чтобы придать ценность ложной духовной информации, ими передаваемой.
К счастью, самое позднее в 2013 г. каждый сможет понять невежество высших духов всех вознесенных мастеров, ангелов и богов и т. п., говорящих через ченнелеров!
Тем не менее я не испытываю иллюзий: все эти так называемые высшие духи найдут любые предлоги и оправдания для своих ошибочных предсказаний, и я знаю, что легковерная толпа будет готова поверить им еще раз.
Я все же считаю нашу эпоху особенно благоприятной для пробуждения, реализации и духовного освобождения для тех, кто выбрал это для себя.
Для этого меньшинства осознанный контакт с силой Источника, откуда все приходит и куда все возвращается, может стать конкретной реальностью при условии, что они получат руководство на Пути, ведущем к этой цели от одного из живых Мастеров, кто, в свою очередь, получил послание от живого Мастера.
Сейчас я много работаю над передачей моего учения психоантропологии, поскольку среди множества иллюзорных это один из редких подлинных духовных путей.
Позвольте мне также отметить, что страх грядущих катастроф не может быть серьезной мотивацией на духовном пути. Только глубокое стремление души может позволить войти в резонанс с Духом Источника.
Выход за пределы через Любовь и Преданность
Будет ли правильно сказать, что, когда ученик на Пути делает один шаг, Мастер делает много шагов?
Не много шагов… а много километров.
А эти шаги заключаются в его усилиях или просто в его доброй воле?
Добрая воля предшествует Пути.
Однажды я пошел гулять со своим дедушкой и маленьким двоюродным братом, который был сыном (я не помню точных родственных связей, это было очень давно)… сыном фермера. Мы гуляли, я шел слева от дедушки, мой двоюродный брат шел справа, и, идя по тропинке, мы вышли из леса и практически лицом к лицу столкнулись с быком. Может быть, среди присутствующих есть люди из деревни, которые знают, что такое бык, настоящий бык … Когда это произошло, мой дедушка держал нас обоих за руки, и, когда мы потом вернулись обратно, он сказал мне: «Ты испугался!» Я ответил: «Да! Как же я испугался!» Это был первый раз в моей жизни, когда я видел быка – и мы столкнулись практически лицом к лицу. Дедушка сказал: «Я тоже испугался». А мой маленький двоюродный брат сказал: «А я нет!» Дедушка больше ничего не сказал. Вечером я сказал ему: «Он, конечно же, храбрее, чем я, – мой маленький двоюродный брат. Что я могу сделать, чтобы стать таким же храбрым, как он?» А дедушка ответил: «Нет, ты ошибаешься. Разница между тобой и им в том, что, когда ты боишься, ты остаешься на месте. Ты не убегаешь. Если бы он испугался, он бы убежал».
Понимаете? И вы знаете, в тот день я понял всю абсурдность тех людей, которые хотят «испытывать свои эмоции», быть свободными испытывать то, что они чувствуют, свои эмоции. В то время как человека, настоящего человека или идущего к тому, чтобы стать настоящим человеком, характеризует то, что он видит свои эмоции, он чувствует свои эмоции, но он добавляет к ним что-то еще, он решает делать что-то, иначе говоря, он ставит себя на более высокий уровень, чем его эмоции, он решает, как он будет их использовать, в то время как глупый человек, который хочет реализовать себя, который хочет «выразить» то, что он испытывает, живет на более низком уровне, который напоминает уровень животного мира, просто испытывая и выражая свои эмоции. У другого человека тоже есть эмоции, но он решает свободно определить свое отношение к этим эмоциям: либо он находится в их власти, либо он принимает решение и действует – не с помощью своей доброй воли, а с помощью своей воли.
Несколько дней спустя я увидел, что сказанное моим дедушкой было правдой. Мы пошли на железнодорожный вокзал. Маленький сын фермера никогда не был на железнодорожном вокзале. В тот раз, впервые в своей жизни, он увидел поезд. Мне самому больше повезло, я уже видел достаточно поездов. Но в тот раз, в первый раз, когда мой двоюродный брат увидел поезд, он убежал. Когда поезд засвистел (вы понимаете, он засвистел очень, очень громко, к тому же было очень много дыма и очень много шума), он так испугался, что убежал. Конечно же, я гордился, что остался там перед поездом.
И это помогло мне понять еще одну вещь. Позже – это было более тридцати лет назад – люди начали говорить о личной реализации, о личном развитии. Это только-только начиналось в то время – «личное развитие». Но все, кто следует по пути такого «личного развития», те люди, которые ищут «личного развития», будут продолжать искать до конца своей жизни и никогда не найдут. По очень простой причине: личное развитие – это побочное следствие чего-то другого. Это побочное следствие выхода за пределы своей личности. Это побочное явление для кого-то, кто-то либо ставит себя на службу человеку, одному человеку или двум людям, которых он любит, либо ставит себя на службу делу, которое он любит. И именно служение любви или преданности делу делает возможной личную реализацию. Но если в нашей жизни нет смысла (это может быть просто любовь или это может быть преданность), в этот момент никто не может реализовать себя, личное развитие становится иллюзией. Многие люди приходят на Путь в поиске равновесия и личного развития, это хорошо в качестве начального мотива, но, если человек не находит средств достаточно любить одного человека или нескольких или стать достаточно преданным, он никогда ничего не достигнет. Это же заблуждение касается наших эмоций, того, что мы делаем с ними, какую занимаем позицию по отношению к своим эмоциям. И то же происходит с личным развитием.
Личное развитие – это побочное следствие любви и преданности. Вот такие вещи я узнал благодаря быку. Одну из них, первую, я понял сразу же, другую – немного позже, но источник был тем же самым.
Я не уверен, правильно ли я понял, означает ли это, что такие люди, как аббат Пьер, сестра Эммануэль и так далее, достигли уровня личной реализации?
Если они были на духовном пути, то да, в противном случае они просто находились в состоянии преданности.
То есть основа – это находиться на Пути?
Именно так. В любом случае, чтобы достичь равновесия или любой внутренней реализации, вам нужна либо любовь, либо преданность, других вариантов не существует. И над ними обеими необходимо работать, развивать, такая же работа связана с тем, чтобы найти свое место по отношению к эмоции, по отношению к внешней ситуации, которая вызывает эмоцию. Находясь здесь, вы видите, что за человек перед вами. Находясь здесь, вы видите, кто там есть.
Шаг на Пути – это каждый раз, когда мы делаем усилия, или это то, что мы понимаем?
То, что мы поняли, приведет к совершению шага, или шаги, которые мы совершаем, приведут нас к пониманию. Движение может быть в любом направлении. И если вы поняли, что я сказал, то я прошел километры, чтобы дойти до вас, после того как вы задали вопрос.
Медитация для всех
Однажды мы должны научиться просто принимать жизнь как она есть. И останавливать наше внутреннее кино, наше внутреннее учитывание. Вы знаете, многие из вас все еще не поняли основы Работы: останавливать внутреннее учитывание. И весь день вы проводите, зацикленные на своем учитывании, на мыслях о себе, как будто бы вы – это центр вселенной.
Например, человек говорит: «Я не заслужил этого». Кем он себя считает? Он считает себя центром Вселенной. Вы видите, все это – просто фантазии ума. И Работа состоит в останавливании этого и обращении своего ума к тому, что вы делаете сейчас. Спекуляция о том, что вы «не заслужили этого», очевидно бессмысленна. То, что случается с вами, – это и есть ваша судьба. Когда с вами случаются хорошие вещи, это хорошо, а когда жизнь становится чуть более трудной, вы можете сказать: «Я справлюсь с этим настолько хорошо, насколько смогу». Понимаете?
Вообще, многие люди знают, как это делать. Они принимают жизнь так, как она идет. Это их судьба, и хорошо, что она такая. Вы видите, думать таким образом гораздо проще, и именно к такому образу мыслей нам стоит стремиться, потому что это здоровый образ мыслей. И в это мгновение все внутреннее учитывание останавливается.
В медитации так же. Вчера кто-то задал мне вопрос о том, что у него всегда возникают проблемы с медитацией. Это происходит, когда у вас неверное положение тела. Когда вы медитируете, первое, что вы должны сделать, – это правильно сесть, если вы делаете сидячую медитацию. А чтобы сесть правильно, вы должны знать, как сидеть. Это означает пройти по всем важным точкам правильного положения тела, физически сесть.
Точки якорей в теле во время сидячей медитации – это первое, что вы должны проверить, когда садитесь медитировать. Вы проверяете, хорошо ли вы заземлены. Если вы сидите скрестив ноги, проверьте, чтобы ваши колени находились на земле, чтобы они плотно соприкасались с землей. Если сидите на стуле, убедитесь, что ваши ступни плотно стоят на полу. Это первая точка, вторая точка – выпрямить позвоночник. Третья – это выпрямить шею и подобрать подбородок. Четвертая точка – вы закрываете глаза или, для тех, кто способен держать глаза открытыми, смотрите на метр перед собой, это тоже работает. Пятая – вы помещаете язык за передними зубами, на небо. Шестая – кладете одну руку на другую или одну руку на одну ногу, а другую руку на другую ногу, согласно положению, которое вы решили принять. И последняя, седьмая, – один раз вы поднимаете плечи, затем расслабляете их. Вот так надо сделать. И если вы не совершаете все эти шаги, у вас изначально будут трудности в медитации.
Если вы не следите за семью точками в медитации, то вы изначально находитесь в затруднительном положении. Как вы собираетесь правильно медитировать, если даже не практикуете основу медитации, которая заключается в более-менее правильном положении тела?
Затем вы переходите ко второй стадии – к вашему дыханию. Если вы не обучались никакой особой технике, то дышите очень просто: полностью выдыхаете, позволяя воздуху быть втянутым внутрь. И делаете паузу после вдоха. Затем полностью выдыхаете. Конечно же, вы дышите из живота. Вот так, это самый простой способ, если вы не практикуете какую-то другую дыхательную технику – тогда вы применяете ее. Если вы не дышите правильно, как, скажите на милость, вы собираетесь медитировать?
У вас неправильное положение тела, неправильное дыхание, чем вы занимаетесь во время медитации? Только когда вы нашли правильную основу для своего тела, своего физического центра, когда вы нашли правильную основу для своего дыхания, своего эмоционального центра, тогда вы можете найти правильную основу для своих мыслей.
В чем заключается эта правильная основа? Есть множество способов, но один из простейших – это соотнести свои мысли со своим дыханием. Что мы делаем? Когда выдыхаем, соотносим свои мысли с выдохом, то есть говорим: «Я выдыхаю». А когда позволяем воздуху войти внутрь, говорим: «Я вдыхаю». Вместе с ритмом нашего дыхания, когда делаем паузу, говорим: «Пауза». Таким образом мы накладываем наш ум на дыхание. И в этот момент начинаем успокаивать и расслаблять свое физическое тело, успокаивать и расслаблять свое дыхание, успокаивать и расслаблять свои мысли – это и есть медитация. А если вас заинтересовала другая дыхательная техника, можете начать практиковать ее, потому что вы правильно подготовили себя.
На самом деле это очень просто. Прежде всего надо вернуться к простоте. Если мы начинаем с простоты, то что-то еще становится возможным. Люди, у которых возникают трудности с медитацией, не подготовили ее правильно, а именно – таким образом. Это означает, что они даже не применяют основы, которые называются непременными условиями.
На Пути также есть непременные условия. В тот момент, когда мы начинаем внутреннее учитывание, мы останавливаемся. Это непременное условие на Пути. Это самое начало, предпосылка. Если вы не делаете этого, ваш Путь не принесет много плодов. Принципы Пути или медитации или всей возможной эволюции – это предпосылки, основы, непременные условия, мы не можем их игнорировать. Как только мы начинаем их игнорировать, мы можем делать все что угодно, но ничто не принесет результата, поскольку недостает основы. А основа – это простота, присутствие в простоте, простота присутствия.
Я заметил, что какое-то время выдыхаю нормально, но потом не знаю, как выдохнуть полностью. Я делаю небольшую паузу…
Нет, лучший способ – это быть осознанным в своем выдохе. Ваш выдох должен быть осознанным с самого начала до конца. Он должен быть добровольным. И он должен быть последовательным, до самого конца.
Вы говорите: «Я выдыхаю» – и позволяете вашему выдоху длиться, как удобно, для каждого человека ритм свой, вы должны найти свой собственный естественный ритм. Идеально для вас будет замечать, как воздух выходит из ваших легких: давление, которое есть там, в животе, в легких, то, как воздух выходит через ноздри, ощущения, которые это создает внутри вас, в ваших легких, в ваших дыхательных путях, в носу. И то же самое, когда он входит, – чувствуйте его, это элемент, который сопровождает ваш ум, покоящийся на вашем дыхании. Вы говорите: «Я выдыхаю» – и наблюдаете, как свежий воздух входит через ваши ноздри, через нос, затем спускается вниз, в легкие. Сюда вам надо присоединить свой ум.
Ум накладывается на дыхание… В Тибете говорят: «Ваш ум должен оседлать дыхание». Он помещается на ваше дыхание. Мы помещаем на дыхание свои мысли и свое сознание потому, что немедленно возникает второй элемент: наше сознание – это осознавание наших ощущений. Это прохлада входящего воздуха и теплота исходящего. Все это заключено в начале медитации. Иногда до самого конца, если мы не используем другого метода. Лучше дышать без перерывов. Конечно же, если вы используете мантру, все происходит по-другому. Или если вы делаете медитацию на небесное движение или другой вид медитации – все зависит от вида медитации.
Моя проблема с положением тела, как и с движениями, заключается в том, что я понимаю инструкции и пытаюсь их применить, но часто не знаю, не вижу своего тела со стороны…
Это очень хорошо. Это очень хорошо потому, что вначале вы будете принимать положения тела и делать движения, которые точно соответствуют тому, кем вы являетесь и где на данный момент находитесь. Ничего искусственного. Вы это делаете в соответствии с тем, что вы способны понять и сделать физически. И поскольку вы просто применяете это точно так, как объяснялось, начиная со своего несовершенного состояния, постепенно ваше тело само научится. Вы научитесь. И постепенно, если вы делаете это правильно, все в вас само исправится естественным образом. Это лучший способ обучения – смотреть, как уже знающие люди делают что-то, и повторять за ними, слушая при этом то, что они говорят о том, как это надо делать. И когда вы делаете так, вы показываете полное уважение к своему собственному состоянию и своему возможному развитию. Время от времени можно исправлять. Но как только человека исправляют, немедленно возникает проблема: он делает что-то искусственное, а это обязательно создает напряжение. Напряжение в любом случае существует. Но как только нас исправляют извне, возникают новые напряжения. Так что необходимо быть очень внимательным к этим новым напряжениям, чтобы расслаблять их. Когда кто-то исправляет вас и возникает напряжение, вам надо найти его и расслабить. Когда вы делаете так, вы развиваетесь, даже с помощью кого-то другого. Однако если вы только позволяете другим исправлять себя и не становитесь при этом внимательными к тому, какие изменения происходят между вашим предыдущим состоянием и моментом исправления, тогда в вас вводится искусственный элемент, паразит, и вам понадобится еще больше времени, чтобы исправить это.
Стоит ли нам делать паузу в процессе дыхания на два счета или между вдохом и выдохом?
Если вы правильно выдыхаете, то не делаете паузы. Если вы вдыхаете плавно, постепенно, то можете тут же позволить воздуху войти в вас, потому что вы больше не являетесь тем, кто делает это, вы позволяете этому произойти в момент своего вдоха. Выдох должен быть добровольным, на всем своем протяжении, до самого конца оставаясь естественным, вы не должны задыхаться. Так же и вдох должен быть совершенно естественным. Очень сильное сознание и воля во время выдоха и позволение этому происходить во время вдоха. Существует и множество других техник, но это самый простой способ для начинающих, и его также используют практикующие очень высокого уровня. Иногда нам хочется вдохнуть больше, появляется впечатление, что в определенный момент нам надо вдохнуть больше воздуха. Это означает, что мы еще не нашли свой собственный ритм. В начале это нормально. Но с практикой это исчезает, мы находим свой собственный ритм, свое собственное дыхательное движение.
Если у вас нет намерения медитировать правильно, то не стоит медитировать, поскольку это бесполезно. Если же вы садитесь с намерением, намерением медитировать, по-настоящему медитировать, вы начинаете делать это правильно. Но если вы не знаете технику, или вы ее забыли, или по-настоящему не узнали ее, у вас будут трудности.
Свобода выбирать Любовь
По-моему, главное свойство человека – это то, что у него есть свобода выбирать Любовь. Это его настоящая свобода. В любой ситуации у него есть свобода выбрать Любовь в любой ее форме, будь это доброта, простота, терпимость.
В любой ситуации человек свободен выбрать Любовь. Но если вы чрезмерно обусловлены своими мыслительными схемами и позволяете им преобладать среди всего прочего, то у вас нет свободы выбрать Любовь. Вам нужно подняться к ней, чтобы быть способными к этому. Вы понимаете?
Отрицательные реакции, которые у вас обычно возникают, какими бы они ни были глубокими или сильными, на самом деле всегда механичные и поверхностные. Они не являются вашей истинной природой. Эти реакции наложены на вас, и их корни часто находятся в детстве, они наложены на вашу истинную природу и занимают ее место. Ваша истинная природа не такая, у нее нет этих отрицательных реакций. И более того, они – это то, что находится на поверхности, даже если вы живете с ними пятьдесят лет, даже если они кажутся вам сильными или глубокими, в действительности все ваши негативные реакции всегда являются поверхностными и совершенно механичными. Именно поэтому вы можете переключиться на что-то другое за одно мгновение.
Как только уходит ваша мыслительная схема, поскольку вы сделали определенные усилия, вы внезапно становитесь способны видеть ситуацию с точки зрения, которая является более справедливой, более мудрой, намного более разумной, намного более сопереживающей, намного более ответственной, где намного больше сердца… Как только вы соединяетесь с тем, что является истинной природой человека, а это что-то невероятно драгоценное, все остальное выметается за одно мгновение. Но пока это мгновение еще не наступило, эмоции, конечно же, есть, и у вас создается впечатление, что они сильные, что они порабощают, подавляют вас и т. д. В действительности все не так. И особенно это видно в ситуациях, которые почти комичны.
Я часто наблюдаю такое. Например, два человека сильно не любят друг друга, они хмуро смотрят друг на друга при встрече и отворачиваются, продолжая заниматься своими делами, а потом они встречают кого-то другого, и вы видите, как с другим человеком хмурый взгляд превращается в приятное улыбающееся лицо. Это означает, что в одно-единственное мгновение эти эмоции уходят! Одного-единственного мгновения достаточно, чтобы эти механические реакции исчезли! Вы понимаете мысль? Если бы они были глубоки, они не могли бы так исчезнуть. В одно-единственное мгновение! А это то, что происходит каждый день с людьми, вы смотрите на них и видите именно это. Вы чувствуете себя так, словно попали в театр или в кино, где именно так и происходит: эмоции провоцируются, проходят и снова провоцируются… Так как же можно поверить всему этому? Как можно принимать это всерьез? Человек пойман эмоцией, он страдает от этого и заставляет других людей страдать». Но само по себе это несерьезно! Это неглубоко! Именно эти несерьезные и неглубокие вещи являются причиной человеческого страдания.