О мужчинах бесплатное чтение

Скачать книгу

Osho

Book of Men

Copyright © 1997 by Osho International Foundation, Switzerland, www.osho.com/copyrights

© «София», 2007

© ООО Издательство «София», 2007

Предисловие

Названия глав отражают попытку систематизировать богатый материал на тему «Освобождение мужчины», собранный из различных выступлений Ошо. Предлагаемые прототипы: Адам, Робот, Жаждущий внимания, Любовник, Политик, Игрок, Созидатель и т. д. – не должны восприниматься как определенные типы характера или личности. Они представляют собой описание некоторых тенденций, предрассудков и линий поведения, присущих всем нам.

Ошо указывает, что реальность лежит за пределами всех этих теорий и определений. Данные персонажи используются с целью определить свои собственные умственные установки, а затем выйти за границы ума, за границы личности и обнаружить свое истинное лицо, свою настоящую, истинную сущность.

Вступление

Освобождение человека еще не произошло. Не только женщины, но и мужчины нуждаются в великом освободительном движении – освобождении от прошлого, от рабства негативного отношения к жизни и социальной обусловленности, которые насаждались всеми религиями на протяжении тысячелетий. Церковники и политики стали причиной невероятного разобщения человека. Они создали человека, вечно испытывающего чувство вины, отдаленного от себя самого, постоянно переживающего внутренний конфликт во всех сферах жизни, – конфликт между телом и душой, материей и духом, материализмом и идеализмом, наукой и религией, мужчиной и женщиной, Западом и Востоком…

Жизнь можно прожить двумя способами: либо, подобно роботу, целиком посвятить себя науке, технике, математике, экономике – либо воспринимать ее как поэзию, отдавшись искусству, музыке, красоте, любви. Каждого человека с самого детства готовят жить в духе соперничества, где он включается в амбициозную погоню за деньгами, успехом, славой, властью, респектабельностью и социальным статусом. Еще маленьким ребенком он учится воспроизводить цели родителей и учителей, священников и политиков, всех так называемых опекунов, никогда не задавая им вопросов. Таким образом, человек отрывается от своей собственной природы, своего истинного бытия, теряя детскую невинность, способность к беспричинной радости и к живому творчеству. Его отрывают от врожденного творческого потенциала, способности любить, смеяться и наслаждаться жизнью… Общество убивает его тело и чувства, превращая в бесчувственное и безжизненное существо. Человек теряет врожденное сострадание, мягкость, любовь и интуицию, превращаясь в целеустремленного, эффективного и бесчувственного робота.

Общество учит мужчину быть «сильным», что подразумевает подавление у него таких врожденных женских качеств, как мягкость, восприимчивость, любовь и сострадание. У каждого мужчины есть женское начало – его собственная неосознаваемая или наполовину осознаваемая женская составляющая, которую он осуждал и подавлял в себе на протяжении веков.

Ошо указывает на возможность прожить жизнь третьим – медитативным способом. Прежде всего необходимо признать важность медитации и осознанности для превращения мужчины в зрелого индивидуума. Медитация – это катализатор, запускающий в движение и ускоряющий процесс внутреннего роста. Медитация создает гармонию, уравновешивая мужское и женское начала. Она учит нас наслаждаться жизнью во всем ее многообразии, в гармоничной связи тела, ума и души, материального и духовного, внешнего и внутреннего миров.

Сегодня мужчина переживает глубокий кризис. Ввиду надвигающейся глобальной катастрофы нашей планеты на пороге третьего тысячелетия возникает вопрос: «Адам, что же нам делать дальше?» Пределы развития уже давно достигнуты, вера в бесконечный научный и социальный прогресс основательно пошатнулась. Все внешние революции потерпели крах. Пришло время для революции внутренней.

До тех пор пока мы не начнем избавляться от роботоподобной, механической жизни и неосознанности, до тех пор, пока каждый не станет жить с любовью к себе, с осознанностью и глубоким уважением к своей истинной природе, у нашего мира, похоже, не будет ни единого шанса избежать глобального самоубийства.

«Для того чтобы понять себя, мужчине нужна новая психология», – говорит Ошо. – Необходимо глубоко осознать, что «мужчина – это не только мужчина, а женщина – это не только женщина; каждый человек – это и мужчина, и женщина, а каждая женщина – это и женщина, и мужчина. У Адама внутри сидит Ева, а у Евы – Адам. По существу, никто не является только Адамом, и никто не является только Евой: все мы – Адамо-Евы. И это величайшее открытие из всех, которые когда-либо сделал человек».

Поскольку мужчину заставляли отрицать и осуждать свои внутренние женские качества, он стал подавлять свое женское начало, а это нашло свое отражение в дискриминации женщин во всем мире. До тех пор пока мужчина не найдет в себе свою собственную внутреннюю женщину, он не сможет избавиться от мучительного поиска женских качеств, присущих ему самому, во внешнем мире, в реальной женщине. Ему необходимо восстановить свое женское начало, чтобы достичь внутренней гармонии и стать целостным.

«Для меня современный мужчина – это бунтарь, ищущий свою истинную природу, свое настоящее лицо. Это тот, кто готов сбросить все маски, все притворства, лицемерие и показать миру, кем он в действительности является. Не важно, любят его или проклинают, уважают, ценят или позорят, приводят к трону или распятию на кресте. Быть самим собой – величайшее благословение в жизни. Даже если такого человека распинают на кресте, он будет чувствовать огромное удовлетворение от того, что выполнил свою задачу. Это человек искренний, откровенный, познавший любовь и сострадание, – человек, который осознал, что люди слепы и неосознающи, что они дремлют, что они пребывают в духовном сне».

Новый мужчина рождается в танце

Краткая версия

Самопознание с помощью метода «Кризис мужественности»

Книга представляет собой сборник всегда проницательных и часто насмешливых взглядов о роли мужчины в современном обществе. Ошо раскрывает многие качества мужчины через различные роли, которые тому приходится играть. Он объясняет происхождение этих качеств и их влияние на общество. Ошо показывает, как энергии, обычно направленные на разрушение и негативное отношение к жизни, могут быть трансформированы в творчество и личный духовный рост, а также знакомит с медитационными практиками в качестве практической помощи для облегчения процесса трансформации.

Книга состоит из 31 «главы», или категории, и разделена на четыре части, но пользоваться ими можно в любом удобном для читателя порядке.

Краткое описание каждой категории
Часть 1
АДАМ

– Адам стал первым человеком, так как он первым сказал Богу «нет». Каждому нужно пройти через это на пути личного роста.

– Мы не чувствуем внутреннего удовлетворения, потому что нам не дали реализовать свой собственный потенциал.

– Проблема большинства из нас заключается в том, что мы недовольны собой, ибо общество кровно заинтересовано в том, чтобы с самого рождения подавить истинную любовь человека к самому себе.

ЖЕРТВА

– Мы сами себя по-настоящему не знаем, так как нас учили жить будущим, соответствовать какому-то абстрактному идеалу.

– По-настоящему живой человек представляет опасность для существующего положения вещей – в этом кроются причины репрессивного, разъединяющего отношения общества к индивидууму, а также стремления поработить его.

– Необходимо прислушиваться к голосу своей интуиции.

РАБ

– Почему мы боимся оставаться самим собой и открыться другим.

– Непослушание – «кредо настоящего религиозного человека».

СЫН

– «Долг» любить своих родителей превращает нас в лицемеров.

– Необходимо выйти из-под родительского влияния, перестать соответствовать ожиданиям родителей.

РОБОТ

– Человек – это робот, потому что он живет рутинно, в силу привычки.

– Психологический сон приносит нам боль и сильные страдания.

– Медитационный метод для того, чтобы стать более спонтанным и осознающим.

СЕКСУАЛЬНЫЙ МАНЬЯК

– Сексуальная энергия сублимируется только тогда, когда секс полностью принимают, погружаются в него.

– Мужчина лишил женщину возможности испытывать оргазм.

– Порнография существует благодаря влиянию религии.

– Почему мужчины ведут себя с подружками как гориллы.

– Разница между обычным и тантрическим сексом.

МОНАХ

– Официальные религии выступают против жизни.

– Секретный сговор церковников и политиков: создание атмосферы страха, порабощение людей.

– СПИД: единственный вклад духовенства.

ГОМОСЕКСУАЛИСТ

– Необходимая ступень развития, примите ее.

– Волеизъявление каждого человека, а также извращение и барьер на пути к духовной эволюции.

ЗОРБА

– Человеку нужно небольшое безумие.

– Язычество – единственная мораль.

– Необходим синтез, единство Зорбы и Будды.

Часть 2
ЕВА

– Мужчина должен принять женщину внутри себя.

– Медитативная техника для объединения мужского и женского начал.

– Почему мужчины осуждают женщин: настоящая причина.

МАЧО

– Что означает «мужское эго»?

– Почему у мужчин растут волосы на груди.

– Жестокость по отношению к женщинам: страх и непознанная любовь.

ЖАЖДУЩИЙ ВНИМАНИЯ

– Страсть быть в центре внимания.

– Как избавиться от внутренней тяги к всеобщему вниманию.

ПЛЕЙБОЙ

– Влюбленный одновременно в трех женщин.

– Любовь – это просто школа; а медитация – ее окончание.

ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ

– Когда твоя девушка находит тебя скучным.

МУЖ

– Ад или рай – плод вашего воображения.

– Как оживить супружеские отношения.

– Как сделать жену счастливой.

ОТЕЦ

– Часть собственности.

– Семья: причина всех патологий.

ДРУГ

– Как разрешить дилемму: с женщиной как в аду – и без женщины как в аду.

Часть 3
ПОЛИТИК

– Политика как способ ухода от личных проблем.

– Три правила уничтожения.

СВЯЩЕННИК

– Человек не нуждается в посреднике между собой и Богом.

УЧЕНЫЙ

– Как служить жизни, а не смерти.

БИЗНЕСМЕН

– Погоня за наживой не должна стать смыслом жизни.

АМЕРИКАНЕЦ

– Культ обожания тела.

– Американский ум.

– Уолт Уитмен: единственный гений Америки.

– Настоящая причина расового конфликта.

БУДДА

– Первый шаг: признание своего психологического сна.

– Техника развития самосознания.

– Характеристики сознательного человека.

Часть 4
НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК

– Чем он отличается от «совершенного человека».

МЕДИТИРУЮЩИЙ

– Медитация: наука, искусство, мастерство.

– Признаки прогресса медитации.

ВОИН

– В чем разница между воином и солдатом; между воином и бизнесменом.

АЗАРТНЫЙ ИГРОК

– Что значить «жить с риском».

ТВОРЕЦ

– Творчество как протест.

СТАРИК

– В чем разница между старением и взрослением.

– Феномен «грязного старикашки».

МАСТЕР

– Пояснение термина для западного обывателя.

БУДДА ЗОРБА

– Бунт – это не инакомыслие.

– Взаимоотношения между истинным бунтарем и гармоничным, или «новым» человеком.

Часть первая

Адам

Адам стал первым человеком, но не потому, что он был действительно первым, до него могло быть немало других, а потому, что раньше него никто не посмел сказать Богу «нет». Вот почему истории неизвестны имена его предшественников: у них не было эго. Я могу с уверенностью сказать, что Адам не был первым человеком. До него могли быть миллионы других, но никто, кроме него, не посмел сказать «нет». Они не смогли стать настоящими людьми, не смогли полюбить себя.

Адам сказал «нет». Но цена за это оказалась слишком высокой: его вышвырнули из Сада блаженства.

Адам – мужчина, и каждый мужчина чем-то похож на Адама. В детстве каждый из нас пребывает в Эдемском Саду. Каждый ребенок радуется жизни без причины, как животные, как все примитивные существа, как деревья. Наблюдал ли ты за ребенком, бегающим среди деревьев, на берегу? Он еще не совсем человек. Его глаза все еще ясные, но неосознанные. Однако ему придется покинуть Райский сад. Причина изгнания Адама из Эдемского Сада заключается в следующем: он перестал быть частью неосознанного блаженства. Вкусив плод древа познания, он осознал себя. Он осознал, что он – мужчина.

Однако Адам не стал единственным изгоем – каждого нового Адама будут снова и снова изгонять из рая. Каждому ребенку придется покинуть Сад Бога; это часть его развития. Этот рост вызывает боль. Необходимо покинуть этот Сад, чтобы потом вернуться обратно, но вернуться осознанно. Это и тяжелая ноша, и судьба мужчины, его страдания и свобода, его проблема и великолепие.

? Почему я всегда неудовлетворен собой и тем, что судьба уготовила мне? Мне всегда хочется заняться чем-нибудь более важным, хочется быть кем-то другим; мне всегда кажется, что другим в жизни больше повезло. Как гласит поговорка: «У соседа трава всегда зеленее». Почему так происходит?

Это происходит потому, что твой разум затуманен. Ты хочешь быть кем-то наперекор судьбе. Ты не стремишься раскрыть свой собственный потенциал. Ты стараешься быть тем, кем тебя хотят видеть другие, а это не может принести удовлетворения. Если удовлетворения нет, то логика подсказывает человеку выход из положения: «ты мало старался, нужно приложить еще больше усилий». С еще большей энергией ты вступаешь в борьбу за нечто более достойное. Каждый прячется за счастливой маской, обманывая других. Ты тоже надеваешь такую маску, и остальные начинают думать, что ты счастливее их. А тебе кажется, что другие счастливее тебя.

За забором трава выглядит более зеленой, но это верно по обе стороны забора: соседу, живущему за забором, кажется, что трава зеленее у тебя. Она действительно выглядит более зеленой, сочной, красивой. Эту иллюзию создает расстояние. Подойдя ближе, можно увидеть, что это не так. Однако люди держат друг друга на расстоянии. Даже друзья, даже любовники держат друг друга на расстоянии, ибо близость опасна: может обнажиться истинная сущность человека.

Ты с самого начала выбрал ложный путь, поэтому, что бы ты ни делал, все будет приносить лишь страдания. Природа не признает денег, иначе доллары росли бы на деревьях; это чисто человеческое изобретение. Полезное, но опасное изобретение. Ты видишь богача и думаешь, что деньги приносят ему счастье: «Посмотрите на этого человека, каким беззаботным он кажется»; и начинается погоня за деньгами. Кто-то выглядит более здоровым; начинается погоня за здоровьем. Другой, занимаясь чем-нибудь, выглядит очень довольным – значит, нужно заняться тем же.

Мы всегда оглядываемся на других; общество позаботилось о том, чтобы человек никогда не думал о развитии своего собственного потенциала. Вся беда в том, что он не хочет быть самим собой.

Нужно же, наоборот, стремиться быть самим собой, и тогда не будет ни страданий, ни ревности, ни переживаний по поводу того, что другим дано больше, а ему меньше.

Если тебе хочется, чтобы трава была более зеленой, то не заглядывай за забор; траву можно сделать зеленее на своей стороне. Это так просто – сделать траву зеленее. Однако ты с завистью смотришь по сторонам: все лужайки выглядят чудесно – все, кроме твоей.

Человеку необходимо развивать свой собственный потенциал, каким бы он ни был. Никто не вправе вмешиваться и навязывать свое мнение. Человеку нужно помочь раскрыться, чем бы он ни занимался, кем бы ни становился. Трудно поверить, каким радостным стал бы мир.

С самого детства я никогда не чувствовал разочарования в себе, прежде всего потому, что никогда не прислушивался к чужим советам о том, что мне делать или кем мне быть. Это мне очень помогло. Было нелегко, трудности нарастали, весь мир ополчился против меня. Но меня это не беспокоило. Я был вполне удовлетворен и счастлив. Не могу даже представить, чтобы я действовал как-то иначе. В таком случае я стал бы просто ничтожеством…

Мир восстает против индивидуальности. Он против даже самой природы человека.

Обществу нужен живой робот; и, поскольку человек согласился им стать, он попал в беду. Но запомни: человек не робот. Природа не задумывала его как робота. Из-за того, что он не является тем, кем был задуман, кем ему суждено было быть, он постоянно задается вопросом: «Чего же мне не хватает? Наверное, мне не хватает более качественной мебели, а может, гардин получше, а может, большого дома, другой жены, работы…» Всю свою жизнь он мечется с места на место: общество сумело навязать ему свои взгляды с самого начала.

Я пытаюсь вернуть тебя к самому себе, тогда ты сам вдруг обнаружишь, что все недовольство собой улетучилось. Не нужно быть кем-то еще, достаточно быть самим собой. И это касается каждого.

? Почему мне так трудно полюбить себя?

Каждый ребенок рождается с безграничной любовью к себе. Но общество разрушает эту любовь, религия разрушает эту любовь: если ребенок будет любить себя, то кто тогда будет любить Иисуса Христа? Кто будет любить президента? Кто будет любить родителей? Любовь ребенка к себе нужно увести в сторону. Общество старается внушить ему, что его любовь должна быть всегда направлена на внешний объект. И это делает его несчастным, ибо, если ты любишь не себя, а кого-нибудь другого – будь то Бог, Папа Римский, отец, мать, муж, жена, дети – любой сторонний объект, то ты попадаешь в зависимость от него. Ты становишься второсортным в своих собственных глазах, ты становишься нищим.

Человек рождается императором, в полном восторге от самого себя. Но его отец хочет, чтобы он любил его, мать хочет, чтобы он любил ее. Каждый вокруг стремится завоевать его любовь. Никому нет дела до того, что человек, который не любит себя, не может полюбить и кого-нибудь другого. Мы живем в невероятно сумасшедшем обществе, в котором каждый хочет любить кого-то, но дарить любовь не может. Почему любовники постоянно дерутся, раздражаются и обижают друг друга? Причина кроется в том, что они не могут получить то, на что рассчитывали. Оба нищие, оба пусты.

Правильно воспитанный ребенок растет в атмосфере любви к себе. Его так переполняет любовь, что появляется необходимость поделиться с кем-нибудь, излить ее на когонибудь еще. Такая любовь никогда не приведет к зависимости от кого-то другого. Ты – дающий, а тот, кто чем-то делится с другими, не может быть нищим. Когда встречаются два императора, два повелителя своих сердец, рождается безграничная радость. Никто ни от кого не зависит, каждый независим и индивидуален, каждый любит и уважает себя самого. Корни глубоко уходят в самую сущность человека, туда, откуда нектар, называемый любовью, поднимается на поверхность и расцветает тысячами роз.

Такой тип людей не мог появиться вплоть до сегодняшнего времени из-за всяких пророков, мессий, новых воплощений Бога и прочих идиотов. Они подавили человека ради своей же собственной славы, своего собственного эго. Они полностью уничтожили человека.

Ты сам можешь увидеть логику происходящего. Либо мессия, спаситель, становится объектом твоей любви, а тебе уготована роль тени, слепо следующей за ним, либо ты находишь свою внутреннюю гармонию, переполняясь любовью и расцветая тысячами роз. Кто тогда будет беспокоиться о своем спасении? Ты уже спасен. Кому нужен рай? Ты уже там.

Священник никому не будет нужен, если ты научишься любить себя; у политика не останется последователей. Все, кто заинтересован в твоем рабстве, обанкротятся. Все они хотят, чтобы ты незаметно попал в психологическую зависимость от них.

Научиться любить себя нетрудно, это естественно. Если тебе удалось совершить противоестественное, если ты научился любить других, а не себя, то научиться любить себя еще легче. Вы и так уже сделали почти невозможное. Запомните, весь вопрос сводится к пониманию, простому пониманию того, что «если я не полюблю себя, то не смогу понять смысла жизни. Я никогда не вырасту, я просто постарею. Я не стану личностью. Я не смогу по-настоящему стать человеком, благородным и гармоничным».

Более того, без любви к себе вы никогда не сможете полюбить другого. Многие психологические проблемы коренятся в том, что вы отвернулись от самих себя, вы считаете себя чем-то «нестоящим», не тем, кем вы должны были быть; вам кажется, что вы все делаете неправильно. Вы считаете, что вам необходимо сформировать свою личность.

В Японии есть деревья, которым уже четыреста лет, но высота их не превышает пятнадцати сантиметров. Японцы называют это искусством. Какое же это искусство? Это убийство, чистое убийство! Дерево выглядит древним, но высота его лишь пятнадцать сантиметров. Его высота должна быть метров тридцать, оно должно стремиться к звездам. А что наделали японцы? Какую хитрость они использовали? Ту же, что используется против человечества, людей. Они сажают дерево в горшок без дна. Дерево начинает пускать корни, а их обрезают, ведь у горшка нет дна. Корни обрезают регулярно, а дерево не может расти в высоту без длинных корней. Оно стареет, но не вырастает. То же самое делают и с людьми.

Любовь к себе является необходимым условием роста. Поэтому я и учу вас любить себя, ведь это так естественно.

Все религии учат альтруизму: человек должен с готовностью жертвовать собой ради какой-то идиотской идеи или флага, какого-то куска гнилой материи. Он жертвует собой ради нации, которая представляет собой не что иное, как фантазию, ибо Земля нигде не делится на нации. Хитрые политики поделили Землю на карте. Человек жертвует собой ради надписей на карте! Он умирает за религию – христианство, буддизм, мусульманство. Все так тонко обставлено, что человек просто теряется. Если он погибнет за нацию, то его назовут мучеником. На самом же деле он просто совершает самоубийство, да и то по глупости. Если он гибнет за религию, то попадает в рай, в вечное блаженство. Все манипулируют им. В таком подходе красной нитью проходит идея нелюбви и ненависти к самому себе, признания своей ничтожности.

Человек полон ненависти к себе. И ты думаешь, что если будешь ненавидеть себя, то найдется кто-нибудь, кто полюбит тебя? Если даже ты сам не готов к тому, чтобы любить себя, как же можно найти кого-нибудь, кто полюбит тебя? Ты поверил в то, что можно стать достойным, лишь следуя определенным правилам, религиозным догмам, политическим идеологиям.

Запомни: человек не рождается ни христианином, ни католиком, ни коммунистом. Каждый приходит в этот мир как чистая доска, табула раса. На ней ничего не написано: там нет писаний ни из Библии, ни из Корана, ни из Гиты, ни из Капитала. Ничего на ней нет.

Ребенок не несет с собой святое писание, он рождается абсолютно чистым. Однако его невинность становится его самой большой бедой, потому что вокруг него рыскают волки в личине политиков, священников, родителей, учителей. Они все набрасываются на эту невинность. Каждый спешит записать там что-нибудь свое, а потом человек считает, что это его наследие. На самом деле они разрушили его наследие. Сейчас они в состоянии поработить его, заставить его выполнить любое их желание. Они могут приказать ему убивать невинных людей…

Есть религиозная мафия, есть политическая мафия; но все они используют каждого из нас. Они могут враждовать друг с другом, но в одном их взгляды совпадают: нельзя позволять человеку любить себя. Они обрезают связь человека с его сущностью, превращая его в беззащитное, слабое существо, как будто сделанное из пластилина; а из пластилина можно лепить что угодно.

Жители этой страны [Соединенных Штатов] убивали ни в чем не повинных, бедных вьетнамцев. Что американцы забыли во Вьетнаме? Потери несли обе стороны. Правительство направляло туда юнцов, еще не познавших вкуса жизни, для того, чтобы убивать и быть убитыми во имя демократии, во имя Америки. Но зачем погибать во имя чего-нибудь? Мусульмане и христиане сражались и убивали друг друга во имя Бога. Обе стороны боролись и убивали во имя одного и того же Бога. Какой странный мир мы создали!

Однако стратегия очень проста: уничтожить естественную любовь человека к самому себе. Тогда в своих глазах он будет настолько унижен, что ради боевой медали будет готов сделать что угодно, чтобы почувствовать себя хоть немного стоящим, почувствовать, что он тоже не пустое место. Посмотри, сколько цветных полос на форме твоих генералов? Что за глупость? Количество полос растет по мере того, как генерал продолжает убивать, губить себя.

Любой может иметь такие же полоски на своей рубашке. Не думаю, что есть закон, запрещающий это, но выглядит это очень глупо. Разве все эти генералы не выглядят глупо? Их уважают, они герои. А что они сделали? Они погубили многих твоих сограждан, они убили многих граждан других стран. И этих убийц награждают. Ты когда-нибудь видел общество, где награждали бы любовников? Нет, любовников нужно осуждать. Ни одно общество не допускает того, чтобы любовников уважали, любовь – это анафема для общества. Следовательно, сильные мира сего хотят прежде всего отвлечь человека от любви к самому себе, и пока это им удавалось.

Прошли миллионы лет… но человек остался рабом с большим комплексом неполноценности; он чувствует свою никчемность, он не в состоянии выполнить то, что от него требуется. На самом же деле от него требуют выполнения противоестественного, поэтому и выполнить это не представляется возможным. На фоне уничижения человека все больше увеличивается роль всяких мессий, которые обещают спасти его. Но ведь они не могут спасти даже себя. Они никогда не разрешали человеку учиться плавать. А сам он просто утонет.

Политики во все времена обещают, что скоро не будет бедности, однако бедность продолжает расти. Она не уменьшается, она увеличивается. В Эфиопии ежедневно погибают тысячи людей. Ты, наверное, удивишься, когда узнаешь, что в Америке полмиллиона человек страдают от ожирения, тучности, и их полнота постоянно увеличивается. В то же время в Эфиопии люди страдают и умирают от недоедания. В Америке умирают от переедания, а в Эфиопии – от недоедания. Разве можно после этого сказать, что созданный нами мир нормален?

Скоро половина населения Индии столкнется с проблемой недоедания, подобно эфиопской, но правительство Индии продолжает экспортировать зерно. А в это время свой собственный народ вымирает, массово вымирает. Пятьдесят процентов страны живет на грани голода, и в каждый момент страна может стать гигантской Эфиопией. Но политические лидеры продают зерно в другие страны, так как им нужны атомные электростанции для того, чтобы они имели возможность конкурировать в глупой гонке за ядерной энергией.

И все это происходит во имя альтруизма. Я хочу, чтобы ты стал абсолютным эгоистом. Люби себя, будь самим собой. Пусть никто не вводит тебя в заблуждение – ни религиозные деятели, ни политики, ни представители образования, ни государственные чиновники. Прежде всего, нужно нести ответственность перед самим собой, а не перед религией или нацией. Пойми одно: если каждый будет любить себя, заботиться о себе, то его умственное развитие достигнет пика, и его будет переполнять любовь. Я убежден, что философия любви к себе сделает человека по-настоящему альтруистичным, ведь он сможет многим поделиться, многое отдать. Он будет делиться с другими с радостью, это станет для него праздником. Альтруизм может иметь место только тогда, когда человек любит себя.

Когда не любишь себя, то чувствуешь слабость, ибо без любви не будет подпитки, не будет питающей силы. Сегодня никто не хочет возложить ответственность на себя. Легче переложить ответственность на чужие плечи. Виноват Бог, виновата судьба, виноват Адам, Ева. Виноват змей, соблазнивший Еву ослушаться Бога.

Разве не очевидна смехотворность подобных попыток свалить ответственность на другого? Какой-то змей, миллионы лет назад… Я неоднократно тщетно пытался заговорить со змеями, гадюками, но они не умеют разговаривать. В сущности, они даже не слышат. Я обнаружил, что у змей отсутствуют уши, они просто не предусмотрены природой. А если они не слышат, то как они могут говорить? И каким образом змей смог уговорить Еву? Однако нам всегда легче переложить ответственность на кого-нибудь другого. Адам сваливает вину на Еву. Ева – на змея. Змей, если бы только мог говорить, обвинил бы во всём Бога. Так мы продолжаем перебрасывать на других свою ответственность, не понимая, что до тех пор, пока человек не станет ответственным за самого себя, его нельзя назвать настоящей личностью. Уклонение от ответственности разрушает личность. Но принять ответственность на себя можно только при условии огромной любви к себе.

Я принимаю ответственность на себя и испытываю от этого радость. Я никогда не перекладывал ответственность на кого-либо другого, так как это означало бы потерю свободы, порабощение, зависимость от других. Кем бы я ни был, только я один полностью ответствен за это. В этом моя сила. Это почва, на которой я стою. А источником этой ответственности является моя любовь к себе. Меня использовали так же, как и других. Но с самого начала я четко определил для себя, что, даже если меня будут толкать в рай, я откажусь. По своей собственной воле я готов отправиться в ад. По меньшей мере, я сохраню независимость, сделаю свой выбор.

Мои родители, учителя и профессора – все пытались повлиять на меня. Но я сказал: «Одно я знаю точно: ни за какой подкуп я не соглашусь стать рабом. Скорее я приму вечные муки ада, но останусь самим собой. Я получу удовлетворение уже хотя бы оттого, что сделал свой собственный выбор и никто меня не заставил».

Может ли испытывать блаженство узник рая? Последовавшего в рай вслед за Иисусом Христом, Моисеем, Буддой или Кришной скорее постигнет разочарование: что же это за рай такой, где требуется только слепая вера, где нельзя задать вопрос, где нельзя ничем интересоваться? Такой рай хуже ада. Но человека оторвали от источника жизни.

Я хочу вернуть тебя домой. Уважай себя. Чувствуй восторг и гордость от того, что ты нужен Вселенной, иначе бы тебя здесь не было. Радуйся тому, что она не может обойтись без тебя. Ты здесь потому, что она дала тебе шанс, дала тебе жизнь, вложив в тебя огромные ценности: красоту, экстаз, свободу.

Но ты пожертвовал своим естеством! Ты стал христианином, буддистом, индуистом. Я же хочу, чтобы ты поверил только в одно: в Сущее. Нет никакой необходимости посещать синагогу или церковь. Нужно просто видеть небо, звезды, восход и закат солнца, распустившиеся цветы, поющих птиц… Посмотри вокруг: Бытие – вот где настоящее благословение, а не в заготовленных баснях какого-то глупого церковника!

Необходимо лишь научиться доверять себе, а значит – любить себя. Доверяя себе и любя себя, ты берешь на свои плечи всю ответственность за свои мысли и действия. Это дает такое необычайное ощущение бытия, что никто не сможет больше поработить тебя.

Способен ли ты увидеть красоту человека, твердо стоящего на ногах? Что бы ни случилось – радость или горе, рождение или смерть, любящий себя человек настолько гармоничен, что получает удовольствие не только от жизни, он сможет получить удовольствие и от смерти.

Сократ был наказан обществом. Люди, подобные Сократу, не могли избежать наказания, ведь они были индивидуалистами и никто не мог навязать им свою волю. Сократу дали яд. Он лежал в постели, а рядом человек готовил ядовитую смесь. Солнце клонилось к закату, подходил час казни. Суд назначил точное время исполнения наказания, но человек почему-то медлил. В конце концов Сократ не выдержал: «Время проходит, солнце садится, почему ты тянешь?»

Казалось невероятным, что приговоренный к смерти мог так сильно беспокоиться о том, чтобы его казнь прошла своевременно. Наоборот, несчастный должен быть благодарен за задержку. Палач любил Сократа. Он слышал его выступление в суде и почувствовал глубокую симпатию к мыслителю. Сократ один был разумнее всех жителей Афин, вместе взятых. Затяжка с приготовлением казни позволила бы философу пожить еще немного.

Однако Сократ торопил: «Поторопись. Принеси яд».

Подавая Сократу яд, человек спросил: «Почему ты такой нетерпеливый? Я вижу, как сияет твое лицо, я вижу, как горят твои глаза. Ты что, не понимаешь, что происходит? Ты же сейчас умрешь!»

«Мне интересна смерть. Я познал жизнь. Она была прекрасна; вопреки всем волнениям и страданиям, я получил от нее удовольствие. Просто дышать – уже удовольствие. Я жил, я любил, я делал все, что мне хотелось делать, я сказал все, что мне хотелось сказать. Сейчас мне хочется отведать смерти – и чем раньше, чем лучше.

Существуют лишь два варианта развития событий: либо моя душа будет жить в других формах, как говорят восточные мистики, а это захватывающее событие – продолжать путешествие без тяжести тела. Тело – это тесная клетка, оно очень ограничено в движениях. Либо если материалисты окажутся правы, то после смерти тела ничего не останется. Это также захватывающе – не быть! Я знаю, что значит быть; и вот пришел момент, чтобы узнать, что значит не быть. А если меня нет, то и не о чем беспокоиться! Волноваться просто будет некому, и незачем сейчас попусту тратить время!»

Так может сказать лишь тот, кто любит себя. Сократ взял на себя ответственность даже за свою смерть: суд не мог его ни в чем обвинить; это было лишь общественное предубеждение, предрассудки посредственных людей, которые не смогли понять великого озарения ума Сократа. Но таких оказалось большинство, и они проголосовали за смертную казнь.

Они не могли парировать ни один его аргумент. Думаю, они даже не понимали, о чем он говорил; об ответах не могло быть и речи. Он опровергнул все их доводы. Однако в городе решения принимались коллегиально: Афины были демократическим городом, поэтому ситуацию рассматривало общее собрание, которое и признало Сократа опасным человеком, заслуживающим смерти.

В чем же его обвиняли? Вина Сократа заключалась в том, что он «прививал молодежи бунтарский дух, скептически настраивал ее по отношению к существующим порядкам». Изза него молодежь становилась неуправляемой. Он создавал пропасть между старшим и подрастающим поколениями, изза него молодежь перестала прислушиваться к мнению старших и затевала споры по любому вопросу. И виновником всей этой смуты считался Сократ.

Судьи были немного мудрее простых горожан; они предложили Сократу выбор: «Если ты покинешь город и пообещаешь, что никогда больше не вернешься, то сможешь избежать смерти. Если захочешь остаться в Афинах, то прекрати разговоры и погрузись в молчание. В этом случае мы тоже сможем убедить народ сохранить тебе жизнь. Либо завтра на заходе солнца ты выпьешь яд. Выбирай, что тебе больше по душе».

Что оставалось Сократу?

Он ответил: «Я готов принять яд завтра или сегодня – тогда, когда он будет готов, но я не смогу прекратить говорить правду. Если я только буду жив, то буду продолжать говорить правду до последнего вздоха. Но я не могу покинуть Афины во имя собственного спасения, иначе я буду всегда чувствовать себя трусом, который избежал смерти, так и не приняв на себя ответственность за происходящее. Я жил в согласии со своими мыслями, чувствами и сердцем и хочу умереть спокойно».

И не чувствуйте себя виновными. Никто не в ответе за мою смерть, кроме меня самого. Я знал, что это произойдет, ибо говорить правду в обществе, основанном на лжи, обмане, иллюзиях, все равно что добиваться собственной смерти. Не обвиняйте этих бедных людей, которые приняли решение о моей смерти. Если кто-то и несет ответственность, то только я один. Я хочу, чтобы вы все знали, что я жил, принимая ответственность за свою жизнь, и умираю, принимая ответственность за свою смерть. Я был индивидуалистом в жизни. Я остаюсь индивидуалистом перед лицом смерти. Никто не принимал за меня решений; я сам сделал свой выбор.

Вот что такое достоинство. Вот что такое гармония. Таким и должен быть человек. Если бы все люди на земле были такими, как Сократ, то земля была бы такой прекрасной, такой экстатичной, такой щедрой во всем…

Тебе не хватает индивидуальности, поэтому необходимо принять ответственность на себя. Однако это возможно лишь в том случае, если ты полюбишь себя таким, какой ты есть: каким тебя задумала природа. Если бы ей нужен был еще один Иисус, то она породила бы Его. Одинаково скверно быть и христианином, и мусульманином, и индуистом.

Будь собой, просто собой, только собой. И помни, что ты подвергаешь себя опасности, заявляя о том, что ты – это просто ты, и никто другой. Ты – не часть толпы. Индуисты, мусульмане, христиане, коммунисты – все это огромные толпы людей. Заявляя о том, что ты индивидуалист, ты должен прекрасно понимать, что это небезопасно. Толпа может тебе этого не простить. Но это так прекрасно: рискнуть, пройтись по лезвию бритвы, где на каждом шагу подстерегает опасность. Чем опаснее жизнь, тем она достойнее. Жить настоящим моментом, наслаждаясь вечностью, вполне возможно, если ты готов жить полноценно, подвергая риску все и вся.

Я не хочу, чтобы ты был бизнесменом; я хочу, чтобы ты был игроком. В азартной игре все ставится на кон. Ничего не припрятывай на будущее. Что бы ни произошло, оно принесет тебе блаженство. Даже если ты станешь нищим, твоя жизнь будет намного достойнее жизни императора.

Человек рождается счастливым. Но он стал несчастным; он забыл смех, с которым каждый ребенок появляется на свет; он забыл путь к здоровью и гармонии.

Дверь открывается именно в этот момент, здесь и сейчас, там, где постоянно встречаются жизнь со смертью. Ты выбрал ориентацию на смерть, потому что это в интересах власть имущих; ты забыл, что жизнь проходит мимо, в то время как ты тонешь в печали.

Однажды ученик спросил Конфуция о том, как быть счастливым, блаженным. Конфуций ответил: «Ты задаешь странный вопрос, ведь эти качества естественны. Ни одна роза не спросит, как ей быть розой». А что касается тоски и страданий, то в могиле будет достаточно времени для них, вот тогда ты сможешь побыть несчастным, и сердце не будет восставать против этого. Но пока ты жив, живи в гармонии. Из этой гармонии и глубины рождается счастье, а счастливый человек легко учится танцевать.

Мы хотим, чтобы все человечество было счастливым, чтобы оно танцевало и пело. Тогда вся планета станет более зрелой, она будет развиваться более осознанно. Скучный, несчастный человек не может иметь обостренное сознание; его сознание затуманено, оно мрачное, тяжелое, темное. Мрак полностью исчезнет только тогда, когда ты начнешь от души смеяться.

В смехе ты становишься самим собой. В печали твое истинное лицо закрывается лживой маской личности, столь привычной для общества. Никто не хочет, чтобы ты от счастья танцевал на улице. Никто не хочет, чтобы ты от души смеялся, иначе соседи начнут стучать в стены: «Прекратите!» Страдания принимаются, а смех отвергается.

Несчастные люди не выносят счастливых. Единственное преступление таких людей, как Сократ, заключалось в том, что они очень счастливы; их счастье вызывало невероятную зависть у огромных масс, живущих в страданиях. Массы были не в состоянии терпеть таких счастливцев; их нужно было уничтожить, ведь они провоцировали всех на бунт, а это страшно. Только полюбив бунт, можно стать на путь истинный.

Жертва

Почему человек не знает самого себя? Казалось бы, это самый простой вопрос, но этот вопрос оказался трудным, самым трудным. Познать себя стало практически невозможно. Что же произошло? У человека есть способность, чтобы познать себя, это вполне реально. Ты есть, и способность к познанию тоже есть. Но что же случилось? Почему же эта способность познать себя не может проявиться?

Существует только одна помеха, и пока ты не устранишь ее, ты не сможешь реализовать эту способность. Эта помеха заключается в том, что люди стали разделенными. Они потеряли свою целостность. Общество позаботилось о том, чтобы разделить человека, и эта разделенность вредит ему.

Стратегия довольно проста; разобравшись в ситуации, ее можно исправить. Стратегия заключается в том, что общество навязало человеку идеалы, к которым он должен стремиться. Эти идеалы проникли так глубоко в сознание человека, что стремление к идеалу, стремление к тому, кем я должен стать, никогда не проходит; и ты уже забываешь о том, кем ты в действительности являешься.

Человек одержим идеалом будущего, и он забыл о реалиях дня сегодняшнего.

Его глаза сфокусированы на далеком будущем. Поэтому он не в состоянии обратить свой взор внутрь. Человек постоянно думает о том, что делать, как это сделать, как стать кем-то. Его речь полна всяких должен и не должен, но ведь реальность состоит только из того, что есть. Реальности неведомы ни запреты, ни догмы.

Цветок розы – это цветок розы, никому и в голову не придет, что это может быть чем-то еще. А лотос – это лотос. Как роза никогда не пытается стать лотосом, так и лотос никогда не стремится стать розой. Следовательно, они не невротики. Им не нужен психотерапевт, им не нужен психоаналитик. Роза прекрасна, потому что она просто живет своей реальностью. И так живет весь мир, все, кроме человека. Только у человека есть идеалы и догмы. «Ты должен быть тем или этим» – и происходит разделение, человека разъединяют с его предназначением. Идеал и реальность – враги.

Человек не может быть никем иным – только самим собой. Хорошо запомни это: ты можешь быть только тем, кто ты есть, и никем другим. Как только истина «я могу быть только самим собой» становится очевидной, все идеалы исчезают. Они отбрасываются автоматически. А когда нет идеалов, торжествует реальность. Тогда твои глаза не устремлены в будущее, тогда ты принимаешь себя таким, каков ты есть. Разобщенность, разделение исчезли. Человек стал целостным.

Это первый шаг: быть целостным, быть самим собой. Этот шаг очень нелегкий, и виной тому обусловленность, образование, многочисленные приемы цивилизации. Ты сделал первый шаг к тому, чтобы принять себя, любить себя таким, каков ты есть, постоянно, каждое мгновение… Например, ты опечален. Ты опечален в данный момент своей жизни. Твоя обусловленность говорит тебе: «Ты не должен печалиться. Это плохо. Ты не должен тосковать. Ты должен быть счастливым». Вот откуда появляется разделение, появляется проблема. Ты в печали: это реальность данного момента. А твоя обусловленность, твой ум говорят: «Так нельзя, ты должен быть счастливым. Улыбайся! Что о тебе подумают люди?» Твоя девушка может уйти от тебя, если ты будешь таким печальным, твои друзья забудут о тебе, если ты будешь так печалиться, твой бизнес пострадает из-за твоей печали. Ты должен смеяться, ты должен улыбаться, ты должен, по крайней мере, притворяться, что ты счастлив. Если ты врач, то пациенты будут смущены твоей печалью. Им нужен врач счастливый, веселый, здоровый, а ты выглядишь таким печальным. Улыбайся; если не можешь улыбнуться истинной улыбкой, улыбнись фальшивой, только улыбайся. Хотя бы притворись, сыграй.

Это и есть проблема: ты притворяешься, ты играешь. Ты можешь выдавить из себя улыбку, но это означает, что ты раздвоился. Ты подавил правду, ты стал фальшивым. А общество высоко ценит эту фальшь. Ложь становится святыней, великим лидером. И все стремятся следовать за ложью. Фальшь становится идеалом.

Вот почему ты не можешь познать себя. Как можно познать себя, не признавая себя? Ты всегда подавлял свое естество. Что же делать? Когда ты печален, прими свою печаль: это ты. Не говори: «Мне грустно». Не говори, что грусть отделена от тебя. Просто скажи: «Я есть грусть. Сейчас я есть грусть». Переживай свою грусть по-настоящему, прочувствуй ее. И вскоре ты удивишься, так как внутри твоего существа откроется чудесная дверь. Если ты сможешь пережить свою грусть по-настоящему, без притворства, то ты тут же почувствуешь себя счастливым, ибо разделение исчезнет. Его больше нет. «Я – печаль», и вопрос об идеале даже не возникает. Здесь нет усилий, нет конфликта. «Я просто это», и наступает расслабление. И в этом расслаблении есть благодать, в нем есть радость.

Скачать книгу