George Samuel Clason
«The Richest Man in Babylon», 1926
(перевод с английского Т. Боровиковой)
© Оформление. ООО «Издательство Союз», 2021
© перевод с англ. Татьяна Боровикова, 2021
Предисловие
Процветание страны основано на благосостоянии каждого из нас.
В этой книге рассказано, как каждый человек может добиться личного успеха. Успех – это результаты, которых мы достигаем благодаря собственным усилиям и способностям. Ключ к успеху – правильные приготовления. Мы можем действовать настолько умно, насколько умно мыслим. А наши мысли умны ровно настолько, насколько хорошо мы понимаем происходящее.
В этой книге содержится лекарство для тощих кошельков. Ее назвали проводником к пониманию финансов. Это и есть ее цель: предложить тем, кто стремится к финансовому успеху, новое знание, которое поможет им заработать деньги, сберечь заработанное и получать доход от сбережений.
На последующих страницах мы уедем на машине времени в прошлое, в древний Вавилон – колыбель основных принципов финансовой грамотности, которые сейчас используются по всему миру.
Автор очень рад новым читателям и желает, чтобы эта книга помогла им вырастить свой банковский счет, достичь финансового успеха и решить личные денежные проблемы – так же, как уже помогла множеству людей.
Автор пользуется возможностью выразить свою благодарность менеджерам, щедро распространяющим эти советы среди друзей, родственников, подчиненных и бизнес-партнеров. Лучшая рекомендация всегда исходит от практичных людей, которые ценят мудрость этой книги, поскольку сами достигли значительных успехов, применяя изложенные в ней принципы.
Вавилон стал богатейшим городом древнего мира, потому что его граждане были богатейшими людьми своего времени. Они понимали ценность денег. Они следовали надежным финансовым принципам, зарабатывая деньги, сберегая их и получая доход от сбережений. Они добились того, к чему стремимся мы все – гарантировали себе обеспеченное будущее.
Джордж Сэмюэл Клейсон
Возжелавший золота
Бансир, вавилонский строитель колесниц, был весьма опечален. Он сидел на низкой стене, окружавшей его владения, и мрачно созерцал свой простой дом и открытую мастерскую, где стояла незаконченная колесница.
В дверном проеме часто мелькала жена Бансира. Она украдкой поглядывала на мужа, и каждый взгляд напоминал ему, что мешок с мукой уже показывает дно и ему, Бансиру, следовало бы взяться за дело и закончить колесницу – скрепить все части, отполировать, покрасить, обтянуть кожей ободья колес, – чтобы наконец отправить ее заказчику.
Однако Бансир не спешил поднимать со стены свое мускулистое тело, покрытое жирком. Он медленно ворочал непривычными к усилию мозгами, терпеливо пытаясь решить задачу, решения которой не знал. Солнце, жаркое, как всегда в долине Евфрата, безжалостно палило Бансира. На лбу у него проступали капли пота, стекали вниз и терялись в джунглях волосатой груди.
За домом Бансира возвышались высокие ступенчатые стены царского дворца. Рядом в голубое небо вонзалась ярко украшенная башня – храм бога Бела. В тени этих величественных строений прятался скромный домик Бансира и другие дома, совсем не такие аккуратные и ухоженные, как у него. Таков был город Вавилон: великолепие рядом с нищетой, ослепительное богатство – с вопиющей бедностью. Все это смешивалось как попало под защитой городских стен.
Оглянувшись, Бансир увидел бы грохочущие колесницы богачей, которые теснили друг друга, а также ремесленников в сандалиях и босых нищих. Но даже богачам приходилось съезжать в канаву, пропуская вереницы рабов-водоносов, спешащих по «царскому делу»: каждый из них тащил тяжелый бурдюк с водой для полива знаменитых висячих садов.
Бансир слишком углубился в собственные мысли. Он не слушал и не слышал городского гула. Лишь неожиданный звон знакомых кимвалов пробудил его от забытья. Бансир повернулся и увидел доброе, улыбающееся лицо своего лучшего друга, музыканта Кобби.
– Да благословят тебя боги с великою щедростью, мой добрый друг, – начал Кобби свою речь затейливым приветствием. – Однако, похоже, они уже проявили к тебе благосклонность. До такой степени, что тебе больше не нужно работать. Я весьма рад выпавшему тебе успеху. Более того, я желаю разделить его с тобою. Молю тебя, извлеки из своего кошелька, наверняка полного, иначе ты бы сейчас трудился в мастерской, всего лишь два жалких шекеля и одолжи их мне. Сегодня вечером я буду играть на пиру у знатных людей, они мне заплатят, и я рассчитаюсь с тобой. Ты не успеешь заметить отсутствия этих денег, как я их тебе уже верну.
– Будь у меня два шекеля, – мрачно ответил Бансир, – я никому не мог бы их одолжить, даже тебе, моему лучшему другу; ибо они составляли бы моё богатство – всё моё богатство. Никто не дает в долг все свое состояние, даже лучшему другу.
– Как?! – удивленно воскликнул Кобби. – У тебя в кошельке нет ни единого шекеля, однако ты сидишь на стене, подобно истукану?! Отчего ты не закончишь эту колесницу? Как же иначе тебе утолять свои благородные аппетиты? Друг мой, это на тебя непохоже. Где твоя неиссякаемая жизненная сила? Быть может, тебя что-то расстроило? Быть может, боги послали тебе какие-либо беды?
– Да, это наверняка наказание от богов, – согласился Бансир. – Сначала они послали мне сон, нелепый сон, в котором я увидел себя богачом. На поясе у меня висел красивый кошелек, тяжелый от монет. Я беспечно бросал медные шекели нищим. Еще там были серебряные монеты, на которые я покупал богатые наряды для своей жены и все, что мне хотелось, для себя; а также золотые монеты, при виде которых я преисполнился уверенностью в завтрашнем дне и уже не боялся тратить серебро. Меня охватывало блаженное удовлетворение! Ты бы не узнал во мне своего трудолюбивого друга. Ты бы и мою жену не узнал: лицо ее было гладким, нетронутым заботами, и сияло счастьем. Она вновь была молода и улыбалась, как в первые годы после нашей свадьбы.
– Да, это весьма радостный сон, – согласился Кобби. – Но почему приятные чувства, которые он возбуждал, превратили тебя в мрачного истукана, торчащего на стене?
– Действительно, почему! Когда я проснулся и вспомнил, как пуст на самом деле мой кошелек, меня охватил гнев. Давай вместе поразмыслим об этом, ибо, как говорят мореплаватели, мы с тобой в одной лодке. Мальчиками мы вместе ходили к жрецам обучаться мудрости. Юнцами мы вместе веселились. А сейчас, став мужчинами, мы по-прежнему лучшие друзья. Мы оба – верные подданные нашего царя. Доселе мы охотно трудились по многу часов в день. За эти годы мы заработали множество монет, но всё же радости, которые приносит богатство, доступны нам только в мечтах. Тьфу! Разве мы хоть чем-то лучше тупых баранов? Мы живем в самом богатом городе мира. Путешественники говорят, что никакой другой город не сравнится с ним богатством. Вокруг себя мы видим всяческую роскошь, но сами не имеем ничего. Ты, мой лучший друг, трудился без устали полжизни, но твой кошель пуст, и ты говоришь мне: «Можно я займу у тебя мелочь, два шекеля, и расплачусь с тобой после пира богачей сегодня вечером?» И что же я тебе отвечаю? Разве я ответил: «Вот мой кошель; я охотно разделю с тобой его содержимое»? Нет, в ответ я признаю́сь, что мой кошель так же пуст, как и твой. В чем же дело? Почему мы не можем иметь серебро и золото, чтобы хватало не только на еду и одежду?
– Подумай также о наших сыновьях, – продолжал Бансир. – Не идут ли они по стопам своих отцов? Неужели их семьи, их сыновья и семьи их сыновей тоже обречены провести свою жизнь среди чужих богатств и, подобно нам, довольствоваться похлебкой и кислым козьим молоком?
Кобби был удивлен:
– За все годы нашей дружбы ты никогда так не разговаривал.
– За все годы нашей дружбы я никогда так не думал. С рассвета до заката я трудился, строя лучшие колесницы. Я малодушно надеялся, что когда-нибудь боги оценят мою добродетельную жизнь и пошлют мне процветание. Но этого так и не случилось. И вот наконец я понял, что этого никогда не будет. И потому сердце мое печально. Я хочу быть обеспеченным человеком. Я хочу владеть землями и скотом, носить дорогие одежды и набитый деньгами кошелек на поясе. Я готов работать ради этого, пока хватит сил в руках и ума в голове, но я хочу получать достойную награду за свой труд. Что с нами не так? Я тебя еще раз спрашиваю! Почему нам не достается хороших вещей, которых в достатке у людей, владеющих золотом?
– О, если бы я знал ответ! – отозвался Кобби. – Я доволен своей жизнью не больше, чем ты. Я зарабатываю игрой на кимвалах, но эти деньги быстро уходят. Мне часто приходится ломать голову, что делать, чтобы моя семья не голодала. Кроме того, душа моя жаждет иметь большие кимвалы, которые смогут верно воспроизвести всю музыку, звучащую у меня в голове. С таким инструментом я, может быть, смогу сочинять музыку прекрасней, чем та, которой услаждают слух цари.
– И ты должен иметь такие кимвалы. В твоих руках они будут петь слаще, чем у любого другого жителя Вавилона. Они будут петь так сладко, что в восторг придет не только царь, но и сами боги. Но как же ты сможешь приобрести такой инструмент, когда мы оба не богаче царских рабов? Слышишь, колокол звонит? Вот они идут.
И он указал на длинную колонну полуголых потных водоносов, которые, тяжело ступая, поднимались по узкой улочке от реки. Они шли рядами по пять человек, сгибаясь под тяжестью бурдюков с водой.
– Какой статный мужчина идет впереди, – Кобби указал на человека, возглавляющего колонну: у него не было бурдюка, зато был колокол. – Сразу видно, что в своей родной стране он занимал высокое положение.
– Да, – согласился Бансир, – среди этих людей много статных и сильных. Высокие светловолосые северяне, чернокожие южане, смуглые низкорослые жители сопредельных стран. Все они маршируют от реки к садам и обратно – день за днем, год за годом. Никакая радость не ждет их впереди. Соломенный тюфяк, чтобы забыться сном, и миска каши из жестких зерен. Пожалей этих несчастных, Кобби!
– Да, мне их жаль. Однако после твоей речи я понял, насколько мало отличаемся от них мы, хоть и зовем себя свободными.
– Это правда, Кобби, хоть и горькая. Мы не хотим год за годом жить как рабы. Работать, работать, работать! Вечно тянуть одну и ту же лямку.
– А нельзя ли узнать, как приобретают золото другие люди? – спросил Кобби.
– Быть может, есть какая-то тайна, которую мы можем выведать у тех, кто ею владеет, – задумчиво произнес Бансир.
– Как раз сегодня я встретил на улице нашего старого друга Аркада, – сказал Кобби. – Он ехал в золотой колеснице. К его чести надо сказать, что он не стал смотреть поверх моей головы, как делают многие на его месте. Вместо этого он помахал мне рукой и улыбнулся, чтобы все прохожие видели, как он приветствует музыканта Кобби.
– Говорят, он богаче всех в Вавилоне, – задумчиво сказал Бансир.
– Он так богат, что, говорят, сам царь заимствует у него золото для государственных дел, – ответил Кобби.
– Он так богат, – перебил его Бансир, – что, боюсь, повстречай я его под покровом ночной темноты, наложу руки на его толстый кошелек.
– Ерунда, – с упреком сказал Кобби. – Богатство человека отнюдь не в его кошельке. Даже самый толстый кошель быстро опустеет, если его не будет пополнять поток золота. Аркад имеет доход, который постоянно наполняет его кошель, сколько бы он оттуда ни тратил.
– Доход, вот в чем дело! – воскликнул Бансир. – Я хочу иметь такой доход, чтобы он не переставая пополнял мой кошелек независимо от того, сижу ли я на стене или странствую в дальних краях. Как ты полагаешь, не сможет ли Аркад объяснить это дело такому тугодуму, как я?
– Мне кажется, он передал свое знание сыну, Номасиру, – ответил Кобби. – Разве тот не отправился в Ниневию, как рассказывают в трактире, и не стал одним из богатейших людей в этом городе, притом без помощи отца?
– Кобби, ты навел меня на драгоценную мысль, – глаза Бансира вспыхнули. – Мы можем попросить совета у доброго друга – это ничего не стоит. Аркад всегда был нам хорошим другом. Нужды нет, что наши кошельки пусты, как прошлогоднее гнездо коршуна. Пусть это нас не останавливает. Мы устали бедствовать среди чужих богатств. Мы хотим стать обеспеченными людьми. Идем же к Аркаду и спросим у него, как и нам приобрести себе доход.
– Это озарение послано тебе свыше, Бансир. Ты и мне принес новое понимание. Теперь я понял, почему мы с тобой так и не обрели богатство. Мы его никогда не искали. Ты упорно трудился, чтобы научиться строить самые прочные колесницы в Вавилоне. Ты тратил на это все силы и потому достиг успеха. А я стремился стать искусным музыкантом, который лучше всех играет на кимвалах. И добился своей цели. Мы оба достигли того, к чему стремились. По воле богов мы продолжали свои занятия. Но теперь мы наконец узрели свет, яркий, как восход солнца. Он зовет нас узнать новое, чтобы достигнуть процветания. Вооружившись новыми знаниями, мы найдем честные пути к удовлетворению своих желаний.
– Пойдем же к Аркаду прямо сегодня, – настойчиво произнес Бансир. – Позовем и других наших старых друзей, которые не богаче нас: пусть они пойдут с нами и тоже смогут воспользоваться мудростью Аркада.
– Ты всегда был самым заботливым из всех моих друзей. Поэтому у тебя самого много друзей. Сделаем же как ты сказал. Пойдем сегодня же и позовём с собой других.
Первый богач в Вавилоне
В древнем Вавилоне жил некогда очень богатый человек, именем Аркад. Слава о его богатствах распространилась повсюду. Кроме того, он прославился своей щедростью. Он щедро раздавал милостыню нищим. Он содержал свою семью в роскоши. Он и на себя тратил не скупясь. Но все равно каждый год его богатство умножалось быстрее, чем он тратил.
И тогда некие друзья его юности пришли к нему и сказали:
– Аркад, удача сопутствовала тебе более, чем нам. Мы бедствуем, а ты стал первым богачом в Вавилоне. Ты облачаешься в дорогие одежды и наслаждаешься редкими яствами, в то время как мы довольны, если нашим семьям есть чем прикрыть срам и утолить голод. Однако же когда-то мы были равны. Мы учились у одного и того же учителя. Мы играли вместе в одни и те же игры. И ни в учении, ни в играх ты не превосходил нас. И в последующие годы мы были не менее добропорядочными гражданами Вавилона, чем ты. Насколько мы можем судить, ты и работал не тяжелее нас и не упорнее. Почему же тогда капризная удача избрала тебя, чтобы осыпать всяческими дарами, а нас отвергла?
И упрекнул их Аркад, говоря:
– Если за годы, прошедшие с нашей юности, вы едва зарабатывали себе на пропитание, причина этому только одна: вы либо не выучили законов, которые управляют накоплением богатства, либо не следовали этим законам. Капризная удача – переменчивая богиня, которая никому не приносит постоянного блага. Напротив, она несет гибель почти каждому, кого перед тем осыпает незаслуженным богатством. Она заставляет людей сорить деньгами, так что они вскоре расточают все полученное и остаются, снедаемые жгучими желаниями, которые уже не могут удовлетворить. А другие облагодетельствованные ею становятся скрягами и чахнут над своим золотом, опасаясь его тратить, так как знают, что восполнить потраченное не смогут. Кроме того, они боятся воров и грабителей и потому обрекают себя на безрадостную жизнь и тайные мучения. Вероятно, среди людей бывают и другие – те, кто способен взять незаработанное золото, приумножить его и оставаться такими же счастливыми и довольными жизнью. Но таких очень мало. Я знаю о них только по слухам. Вспомните известных вам людей, внезапно унаследовавших богатство, и увидите сами, что я глаголю истину.
Друзья Аркада признали, что он говорит правду и что именно так произошло с известными им людьми, внезапно получившими в наследство большие деньги. И друзья приступили к Аркаду, спрашивая его:
– Скажи нам, как же ты достиг своего процветания?
И Аркад продолжал свой рассказ:
– Еще в юности моей оглянулся я вокруг себя и увидел все доброе под солнцем и людей, что пользуются этим добром и получают счастье и благоденствие. И понял я, что приобретением богатства приумножу то и другое.
– Богатство – это сила. Благодаря богатству многие вещи становятся возможными.
– можно украсить дом свой прекрасными ложами и занавесями.
– можно трапезничать редкими яствами из далеких краев.
– можно отправиться в далекое плавание.
– можно скупить все прекрасные изделия у ювелиров и гранильщиков.
– можно даже строить величественные храмы для богов.
– можно делать все это и многое другое, принося услаждение чувствам и довольство душе.
– И вот, когда я все это понял, то решил, что и мне достанется доля жизненных благ. Я не буду одним из тех, кто стоит вдали, завистливо созерцая, как наслаждаются другие. Я не удовольствуюсь одеждой, которая годится только на то, чтобы прикрыть срам. Я не удовольствуюсь участью бедняка. Напротив, я стану гостем на жизненном пиру. Как вы знаете, я всего лишь сын небогатого торговца, притом у меня много братьев, то есть на наследство мне рассчитывать не приходилось. И умом я тоже не блистал, как вы совершенно истинно рекли. И я понял, что для достижения желанной цели мне понадобится время и новые знания. Что касается времени, то его у всех людей в избытке. Каждый из вас теряет напрасно столько времени, что его хватило бы на приобретение богатства. Однако вы сами признали, что вам нечем похвастаться, кроме прекрасных семей, которыми вы можете по праву гордиться. Что же до знания, то не говорил ли наш мудрый учитель, что оно бывает двух родов – то, что мы знаем, и другое, помогающее узнавать то, чего мы доселе не знали? И потому я поставил себе целью узнать, как можно достичь богатства, а когда узнаю – выполнять это, и притом выполнять хорошо. Ибо разве не мудро – радоваться жизни, пока нам светит солнце? Ведь для скорби у нас будет довольно времени, когда мы сойдем во тьму, ожидающую нас после смерти. Я пошел служить писцом в скрипторий, зал записей, и по многу часов в день трудился над глиняными табличками. Я трудился неделю за неделей, месяц за месяцем, однако ничего не скопил со своих заработков. Все уходило на еду, одежду, приношения богам и разные прочие расходы, которых я не запоминал. Но я не забыл своего решения. И вот однажды Альгамеш, ростовщик, пришел в дом городского управителя и заказал копию Девятого закона, сказав мне так: «Копия нужна мне через два дня, и если ты управишься за это время, я дам тебе две медные монеты». И я корпел, переписывая закон для Альгамеша, но закон был длинный, и когда Альгамеш вернулся, я еще не закончил работу. Он разгневался, и будь я рабом, он побил бы меня. Но он знал, что городской управитель не позволит бить своих работников. Поэтому я не боялся Альгамеша и спросил: «Альгамеш, ты очень богатый человек. Расскажи мне, как и я могу разбогатеть, и за это я всю ночь буду оттискивать на табличках клинописные знаки, так что к утру твой заказ будет готов».
Он улыбнулся и ответил: «Хоть ты и нахальный простолюдин, я согласен».
Всю ночь я трудился над табличками, хотя у меня сводило спину и от чада горящего масла в коптилке болела голова так, что глаза ничего не видели. Но когда на рассвете вернулся Альгамеш, его заказ был готов.
– А теперь, – сказал я, – поведай мне то, что обещал.
– Ты выполнил свою долю соглашения, сын мой, – добродушно согласился он, – и я поведаю тебе то, что ты хочешь знать, ибо я уже старею, а в старости люди становятся болтливы. И если юнец приходит к старцу за советом, он получает мудрость, накопленную за много лет. Но слишком часто юнцы мнят, что мудрость стариков устарела и потому бесполезна. Однако помни: солнце, что светит нам сегодня – то же самое, что светило в день, когда родился твой отец, и оно все еще будет светить, когда последний из твоих внуков уйдет во тьму.
– Мысли юности, – продолжал он, – это яркие огни, подобные падучим звездам, что озаряют небо на краткий миг, а мудрость старцев – неподвижные звезды, которые светят неустанно, указывая верный путь кораблям в открытом море. Попомни мои слова, ибо иначе не сможешь усвоить истины, которые я тебе поведаю, и будешь думать, что целую ночь трудился напрасно.
И он посмотрел на меня проницательным взглядом из-под нависших бровей и произнес тихо, настойчиво:
– Я обрел дорогу к богатству, когда решил, что доля всех моих заработков должна принадлежать мне. И ты найдешь дорогу к богатству, когда примешь такое же решение.
И он продолжал сверлить меня взглядом, но больше ничего не говорил.
– И это все? – спросил я.
– Этого хватило, чтобы превратить сердце пастуха в сердце ростовщика, – ответил он.
– Но ведь все, что я зарабатываю, принадлежит мне, разве не так? – спросил я.
– Отнюдь нет, – ответил он. – Разве ты не платишь портному за одежду? Сапожнику за сандалии? Разве ты не платишь за свою еду? Разве можно жить в Вавилоне, не тратя денег? Что осталось у тебя от заработков прошлого месяца? А прошлого года? Глупец! Ты платишь всем, кроме себя. Тупица, ты трудишься на других. С тем же успехом ты мог бы быть рабом и гнуть спину за еду и одежду. Если бы ты оставлял себе десятую долю всего, что зарабатываешь, сколько ты накопил бы за десять лет?
Умение считать не подвело меня, и я ответил:
– Столько, сколько я зарабатываю за год.
– Это лишь половина истины, – сказал он. – Каждая отложенная тобой золотая монета – это раб, который будет работать на тебя. Каждая медная монета, которую принесет твое золото – это его дитя, которое тоже может работать на тебя. Если ты хочешь разбогатеть, то твои сбережения должны работать, и то, что они породят, тоже должно работать, и вместе они принесут тебе желанное изобилие. Ты думаешь, что я обманул тебя и заставил напрасно трудиться целую ночь, – продолжал он. – Но на самом деле я заплатил за твой труд тысячекратно. Главное, чтобы у тебя хватило ума усвоить истину, которую я тебе предлагаю. Доля всего, что ты зарабатываешь, должна принадлежать тебе. Она должна быть не меньше десятой части твоего заработка, как бы мало ты ни зарабатывал. Но она может быть и гораздо больше – столько, сколько ты можешь себе позволить отложить. На остальные деньги покупай одежду и обувь – но так, чтобы оставалось достаточно на еду, приношения богам и милостыню для бедных. Богатство, как дерево, растет из крохотного семечка. Первая отложенная тобой медная монета и станет тем семечком, из которого вырастет дерево твоего богатства. Чем скорее ты посадишь это семя, тем скорее вырастет дерево. И чем усерднее ты будешь его питать и поливать постоянными накоплениями, тем скорее сможешь наслаждаться жизнью в его тени.
Сказав это, он взял свои глиняные таблички и удалился.
Я долго обдумывал сказанное им, и оно показалось мне разумным. И я решил попробовать. Каждый раз, когда мне платили жалованье, я откладывал каждую десятую медную монетку и прятал ее. И, как ни странно, я не ощущал нехватки. Мне удавалось жить на оставшиеся деньги, и я почти не замечал разницы. Но мои накопления росли, и меня все чаще искушали выставленные купцами в лавках соблазнительные товары, привезенные морем или на верблюдах из далекой страны финикийцев. Но я мудро воздерживался от трат.
Через год после моей беседы с Альгамешем он вернулся и спросил меня:
– Ну что, сын мой, платил ли ты сам себе за истекший год не менее десятой части своего жалования?
– Да, господин, – гордо ответил я.
Он расплылся в улыбке:
– Ты хорошо поступил. А что же ты сделал с этими деньгами?
– Я отдал их кирпичнику Азмуру. Он сказал мне что собирается плыть в далекие моря и в Тире купит мне редких финикийских самоцветов. Когда он вернется, мы продадим их за высокую цену и разделим прибыль.
– Глупец должен учиться, – рассердился Альгамеш. – Но почему ты доверился кирпичнику в том, что касается драгоценных камней? Разве ты пошел бы к пекарю спрашивать о звездах? Нет, клянусь своим хитоном, если у тебя есть хоть капля ума, за этим ты пойдешь к астрологу. О юнец, твои сбережения пропали. Ты выдернул с корнями свое дерево богатства. Но посади другое. Начни сначала. И в следующий раз, если тебе понадобится совет касательно драгоценных камней, отправляйся к ювелиру. А если тебе нужна правда об овцах, ступай к пастуху. Советы – единственное, что люди раздают бесплатно, но смотри, бери только то, что стоит брать. Тот, кто просит совета о сбережениях от человека, несведущего в этом вопросе, докажет его неправоту и заплатит за это своими деньгами.
И, сказавши это, он пошел прочь.
И было так, как он сказал. Ибо финикийцы оказались жуликами и продали Азмуру ничего не стоящие стекляшки, с виду похожие на драгоценные камни. Но я, как велел Альгамеш, снова стал откладывать каждую десятую монету. Я уже привык, и мне было не трудно.
И через год Альгамеш снова явился в скрипторий и обратился ко мне:
– Далеко ли ты продвинулся с нашей прошлой встречи?
– Я неустанно платил себе, – ответил я, – а накопленные деньги дал взаймы Аггару, изготовителю щитов, на покупку бронзы. Каждый четвертый месяц он выплачивает мне проценты.
– Это хорошо. А что ты делаешь с процентами?
– Устраиваю пиршество – с медом, хорошим вином и сладкими хлебцами. Еще я купил себе красную рубаху. И собираюсь купить молодого осла, чтобы не ходить пешком.
В ответ Альгамеш засмеялся:
– Твои сбережения приносят тебе детей, а ты их пожираешь. Как же тогда они будут на тебя работать? И как обзаведутся детьми, которые тоже будут на тебя работать? Сперва заведи себе армию золотых рабов, а там уже будешь пировать без сожалений.
Сказавши это, он опять пошел прочь.
После того я не видел его два года. Когда он вернулся, лицо его было покрыто глубокими морщинами, а веки все время опускались, ибо он был уже очень стар. И он спросил меня:
– Аркад, достиг ли ты уже того богатства, о котором мечтал?
И я ответил:
– Пока не достиг такого, о котором мечтал, но уже скопил немного денег, и получаю от них доход, а на этот доход – ещё доход.
– А обращаешься ли ты все еще за советом к кирпичникам?
– Они могут дать хороший совет насчет кирпичей, – отпарировал я.
– Аркад, – продолжал он, – ты хорошо усвоил уроки. Сначала ты научился жить на меньшие деньги, чем зарабатываешь. Затем – искать совета у тех, кто способен его дать благодаря своему опыту. И наконец, ты научился заставлять золото работать на себя. Ты научился приобретать деньги, сберегать их и пользоваться ими. А значит, ты готов к тому, чтобы тебя поставили над многими. Я стар. Мои дети мечтают только тратить и вовсе не думают о том, как бы заработать. У меня много предприятий, и я уже не в силах управлять ими всеми. Желаешь ли ты отправиться в Ниппур и управлять моими тамошними землями? Тогда я сделаю тебя совладельцем, и ты будешь получать долю дохода от моих имений.
– И я отправился в Ниппур и стал управлять тамошними имениями Альгамеша, которые были весьма обширны. А поскольку я был честолюбив и усвоил три закона успешного обращения с деньгами, я смог сильно приумножить стоимость этих имений. Поэтому я процветал, а когда дух Альгамеша отошел в царство тьмы, я получил по завещанию часть его имений.
Так поведал им Аркад, и когда он закончил свое повествование, один из его друзей сказал:
– Тебе воистину повезло, что Альгамеш сделал тебя наследником.
– Мне повезло только в том, что я возжелал богатства раньше, чем встретил Альгамеша. Разве я не доказывал твердость своих намерений в течение четырех лет, откладывая десятую доля всех своих заработков? Если рыбак четыре года изучал повадки рыбы, чтобы при любом ветре вытаскивать полную сеть – разве ты скажешь, что ему повезло? Удача – суровая богиня, она не тратит времени на тех, кто не подготовился как следует.
– Ты проявил большую силу воли, продолжив откладывать деньги после того, как пропали все твои сбережения первого года. В этом ты отличаешься от всех людей, – сказал другой друг.
– Силу воли! – воскликнул Аркад. – Какая ерунда. Как ты думаешь, сила воли поможет человеку поднять груз, непосильный для верблюда, или тянуть телегу, которую не могут сдвинуть с места и быки? Сила воли – это всего лишь твердое стремление выполнить задачу, которую ты сам перед собой поставил. Если я решаю что-то сделать, даже какую-то мелочь, я должен довести дело до конца. Иначе как я смогу положиться на себя в важных делах? Допустим, я сказал себе: «В течение ста дней я каждый день, проходя через мост, ведущий к городу, буду подбирать с дороги камушек и бросать в реку». В этом случае я буду выполнять сказанное. Если, например, на седьмой день я пройду по мосту и забуду бросить камушек, я не скажу себе: «Завтра я брошу два камушка вместо одного, это все равно». Нет, я тут же вернусь и брошу камушек сегодня. Я также не стану на двадцатый день говорить себе: «Аркад, ты занимаешься ерундой. Какая тебе польза от того, что ты ежедневно бросаешь камушек? Брось сразу горсть, и дело с концом». Нет, я не буду так говорить и не буду так делать. Если я решил что-то выполнить, то выполню до конца. Поэтому я стараюсь не ставить перед собой трудные и бесполезные задачи. Я ценю свое свободное время.
И тут заговорил еще один друг и сказал:
– Если то, что ты рассказываешь, правда – а звучит это вполне разумно – то это очень просто. Раз это просто, все могут так поступить. А если все начнут так поступать, то богатства на всех не хватит.
– Богатство растет, когда люди трудятся, – ответил Аркад. – Если богач строит себе дворец, разве золото, которое он потратил, исчезает? Нет, оно переходит частично к изготовителю кирпичей, частично к каменщику, частично к художнику, который украшал дворец. Все, кто работал на строительстве, получают часть этого золота. Однако когда дворец закончен, разве не стоит он всех этих денег? И разве земля, на которой он стоит, не выросла в цене оттого, что на ней появился дворец? И разве соседние наделы не выросли в цене оттого, что теперь рядом с ними стоит дворец? Богатство растет как по волшебству. Никто не может предсказать пределы его роста. Разве не построили финикийцы великие города на пустынных берегах благодаря богатству, полученному от морской торговли?
– Тогда что же ты нам посоветуешь, чтобы мы тоже могли разбогатеть? – спросил еще один друг. – Годы прошли, мы уже не молоды, и у нас нет никаких сбережений.
– Я советую сохранить в сердце мудрость Альгамеша и сказать себе: «Доля всех моих заработков должна принадлежать мне». Говори себе это утром, просыпаясь. Говори себе это в полдень. Говори себе это вечером. Говори это каждый час каждого дня. Говори себе это, пока слова не запылают огненными буквами на небе. Впечатлись этой идеей. Наполни свою душу этой мыслью. И откладывай часть, которая кажется тебе разумной. Но она должна быть не меньше десятой доли твоих заработков. Если нужно, сократи другие расходы. Но первым делом выделяй ту часть, которую надо отложить. Скоро ты поймешь, какое наслаждение – иметь сокровище, которое принадлежит только тебе. Чем больше оно будет расти, тем больше оно будет сподвигать тебя откладывать деньги. Тебя наполнит новая радость жизни. Ты обретешь новые силы, чтобы зарабатывать больше. Ведь если ты заработаешь больше, то и отложить сможешь больше, хотя доля накоплений останется той же. Затем научись делать так, чтобы твое сокровище работало на тебя. Сделай его своим рабом. Заставь его детей и детей его детей работать на тебя. Обеспечь себе доход на будущее. Смотри на стариков и не забывай, что придет день, когда и ты станешь одним из них. А потому осмотрительно вкладывай свое богатство, чтобы не потерять его. Те, кто обещает стремительный прирост денег – это сирены, обманщицы, которые сладкозвучными песнями заманивают неосторожных на скалы крушения и раскаяния. Позаботься также о том, чтобы твоя семья не нуждалась, если боги раньше времени призовут тебя. Для этого достаточно выплачивать небольшие суммы с регулярными промежутками. Таким образом предусмотрительному человеку не придется ждать, пока он накопит большую сумму для этой цели. Советуйся с мудрецами. Ищи мудрости у людей, чье занятие – обращаться с деньгами. Пусть они предостерегут тебя от ошибок, подобных той, что совершил я, доверив свои деньги суждению кирпичника Азмура. Лучше получать на свои деньги небольшой прирост и знать, что они в безопасности, чем рисковать ими. Наслаждайся жизнью, пока живешь. Не бери на себя непосильную ношу и не пытайся накопить слишком много. Если не можешь откладывать больше одной десятой своего заработка, довольствуйся этой долей. В остальном живи соответственно своим доходам. Не позволяй себе превратиться в скрягу, который боится тратить. Жизнь хороша, и в ней есть множество достойных вещей и таких, которые приносят радость.
Друзья поблагодарили Аркада и ушли. Кое-кто из них молчал – люди, лишенные воображения, которые не смогли понять его слова. Кое-кто преисполнился желчи, думая, что такой богатый человек мог бы и поделиться своим богатством с друзьями, которым повезло меньше. Но кое у кого загорелись глаза. Эти люди поняли, что Альгамеш раз за разом возвращался в скрипторий, потому что наблюдал, как человек выбирается из темноты на свет. И когда Аркад обрел свет, для него уже было уготовано место. Никто не мог бы заполнить это место, пока он сам не выработал в себе понимание и не созрел для новой возможности.
Эти друзья часто навещали Аркада в последующие годы. И он принимал их с радостью. Он давал им советы и щедро делился с ними своей мудростью, как всегда охотно делают люди с большим жизненным опытом. И еще он помогал им вложить накопления так, чтобы они принесли хороший доход, но без риска; чтобы они не потерялись и не оказались вложены в неприбыльные дела.
Поворот в жизни этих людей произошел в тот день, кгда они осознали истину, услышанную ими от Аркада, а Аркадом – от Альгамеша.
ДОЛЯ ВСЕХ ТВОИХ ЗАРАБОТКОВ ДОЛЖНА ПРИНАДЛЕЖАТЬ ТЕБЕ.
Семь средств для исцеления тощего кошелька
Вавилон давно перестал существовать, но слава его живет. Сквозь тысячелетия дошли до нас вести о богатейшем из городов, о его сказочных сокровищах.
Однако так было не всегда. Вавилон стал богатым благодаря мудрости его жителей. Им первым пришлось искать путь, ведущий к богатству.
Когда милостивый царь Саргон вернулся в Вавилон с победой, одолев врагов – эламитов, оказалось, что дела в его царстве не очень хороши. Главный царский советник объяснил положение так:
– Много лет наша страна процветала, ибо ты, государь, приказал построить обширную систему оросительных каналов и величественные храмы богов. Но теперь, когда работы завершены, у народа не стало денег. Людям не на что жить. Рабочие не находят работы. У купцов мало покупателей. Земледельцы не могут продать урожай. У людей не хватает золота, чтобы купить еду.
– Но куда же делось все золото, потраченное нами на великие стройки? – спросил царь.
– К сожалению, – ответил главный советник, – оно скопилось у немногих очень богатых людей города. У большей части народа оно протекло сквозь пальцы так же быстро, как козье молоко протекает сквозь сито. А теперь, когда приток золота иссяк, у большинства твоих подданных ничего не осталось.
Царь Саргон задумался. А потом спросил:
– Но почему немногие собрали у себя все золото?
– Потому что они знают, как это делать, – ответил советник. – Нельзя винить людей за то, что они знают, как прийти к успеху. Несправедливо будет забрать у них честно заработанное, чтобы отдать менее способным людям.
– Но почему, – вопросил царь, – почему не могут все наши подданные научиться накапливать золото и благодаря этому стать богатыми и процветающими?
– Это вполне возможно, о государь. Но кто их научит? Определенно не жрецы, ведь жрецы ничего не знают о том, как делать деньги.
– Скажи, мой советник, а кто в нашем городе лучше всего знает, как можно стать богатым? – спросил царь.
– Этот вопрос содержит в себе ответ, государь. Кто из вавило́нян накопил самое большое богатство?
– Прекрасно сказано, о мой способный советник. Это Аркад. Он самый богатый человек в Вавилоне. Пусть он предстанет передо мной завтра утром.
Назавтра, согласно повелению, Аркад предстал перед царские очи. Он был бодр, и спина у него была прямая, несмотря на то, что ему уже исполнилось семьдесят лет.
– Аркад, – обратился к нему царь, – правда ли, что ты – первый богач в Вавилоне?
– Так говорят, о царь, и никто не оспаривает сказанного.
– Но как ты стал таким богатым?
– Я воспользовался возможностями, доступными всем гражданам нашего великого города.
– И у тебя не было начального капитала?
– Нет, лишь огромное желание приобрести богатства. Кроме этого – ничего.
– Аркад, – продолжал царь, – дела в нашем городе весьма плохи. Лишь немногие из вавило́нян умеют накапливать богатство, и потому оно все собралось у нескольких человек. А остальные жители города не знают, как сохранить полученные деньги. Я желаю, чтобы Вавилон стал богатейшим городом на земле. А это значит, что в городе должно быть много богачей. А значит, мы должны научить всех его жителей накапливать богатство. Скажи мне, Аркад, существует ли секрет, зная который, человек может приобрести состояние? Можно ли этому научить?
– Разумеется. Если один человек что-то знает, он может научить других.
У царя заблестели глаза:
– Аркад, ты сказал мне то, что я надеялся услышать. Не желаешь ли ты приложить свои силы к этому благому делу? Можешь ли ты преподать свои знания в школе для учителей, чтобы каждый из них потом научил других, пока учителей не наберется достаточно, чтобы донести знания о пути к богатству до каждого из моих достойных подданных?
Аркад поклонился и произнес:
– Слушаю и повинуюсь. Я с радостью поделюсь своими знаниями и передам их другим людям, чтобы они научились жить лучше. Я сделаю это для блага других жителей города и во славу царя. Пусть твой достойный советник соберет сто человек, и я буду учить их. Я научу их семи средствам для врачевания пустого кошелька. Этими средствами я исцелил собственный кошелек, пустее которого не было во всем Вавилоне.
Через две недели по царскому приказу сто человек собрались в большом зале Храма Учености и расселись полукругом на разноцветных ковриках. Аркад сидел рядом с небольшим треножником, на котором дымилась курильница, посылая к небесам странный и приятный запах.
Когда Аркад встал, один из учеников подтолкнул локтем своего соседа и прошептал:
– Смотри, это первый богач в Вавилоне. Но он такой же человек, как и все мы.
– Как верный подданный нашего царя, – заговорил Аркад, – я стою перед вами по его приказу. Ибо некогда я был бедным юнцом, который всем сердцем желал разбогатеть. И поскольку я обрел знание, которое помогло мне обрести богатство, царь пожелал, чтобы я поделился этим знанием с вами. Мое богатство начиналось очень скромно. У меня не было никаких преимуществ перед вами или любым другим жителем Вавилона. Первые свои накопления я хранил в потертом кошельке. Мне была ненавистна его бесполезная пустота. Я желал, чтобы мой кошелек был набит и округлился, чтобы в нем звенело золото. Поэтому я стал искать средства для исцеления тощего кошелька. Я нашел их семь. И вам, собравшимся передо мной, я изложу все семь. Эти средства для исцеления тощего кошелька я рекомендую всем, кто хочет накопить денег. Каждый день в течение семи дней я буду рассказывать вам об одном из средств. Слушайте внимательно, ибо я делюсь с вами знаниями. Вы можете возражать мне, а также обсуждать эти знания между собой. Но вы должны как следует усвоить уроки, тогда вы и сами сможете посадить в собственном кошельке семечко, из которого вырастет дерево богатства. Сначала вы должны воспользоваться моей мудростью и положить начало собственному богатству. Лишь тогда вы будете знать и уметь достаточно, чтобы преподавать эти истины другим. Я научу вас простым способам, которые позволят вам превратить тощий кошелек в тучный. Это первый шаг по дороге, ведущей к храму богатства, и никто не может подняться к нему, не поставив сначала свои ноги твердо на нижнюю ступень. А теперь поговорим о первом средстве исцеления.
Первое средство. Начинай подкармливать свой кошелек
Аркад обратился к задумчивому слушателю во втором ряду:
– Скажи, друг мой, каким ремеслом ты занимаешься?
– Я писец, – ответил тот. – Я выдавливаю клинописные знаки на глиняных табличках.
– Именно таким трудом я сам заработал свои первые медяки, – сказал Аркад. – А значит, у тебя есть точно такая же возможность разбогатеть, какая была у меня.
Затем он обратился к краснолицему человеку в одном из задних рядов:
– Скажи, а ты как зарабатываешь себе на хлеб?
– Я мясник, – ответил спрошенный. – Я покупаю коз у пастухов и продаю мясо домохозяйкам, а шкуры – сапожникам.
– Раз ты тоже трудишься и зарабатываешь деньги, у тебя есть все те же возможности разбогатеть, что были и у меня.
Таким образом Аркад выспросил у всех учеников, чем они зарабатывают на жизнь. А когда закончил, сказал:
– Теперь, ученики мои, вы видите, что на свете существует множество ремесел и занятий, позволяющих зарабатывать деньги. И каждое из них – это поток золота, часть которого работник своими трудами отводит в сторону, в свой собственный кошелек. А это значит, что в кошелек к каждому из вас течет река монет, мелких или крупных, соразмерно вашим способностям. Разве не так?
Они согласились, что это так.
– А значит, – продолжал Аркад, – если каждый из вас желает приобрести сокровище, разве не мудро будет начать с использования того источника дохода, который у него уже есть?
Ученики и с этим согласились.
Затем Аркад обратился к человеку скромного вида, который раньше сказал, что торгует яйцами.
– Скажи, если ты возьмешь одну из своих корзин и каждое утро будешь класть в нее десяток яиц, а каждый вечер вынимать девять яиц, что вскоре произойдет?
– Корзина переполнится, – ответил ученик.
– А почему?
– Потому что каждый день я буду класть в нее на одно яйцо больше, чем вынимать.
Аркад с улыбкой обратился к ученикам:
– Есть ли здесь кто-нибудь с тощим кошельком?
Ученики сначала развеселились. Потом расхохотались. И все разом шутливо замахали пустыми кошельками.
– Отлично, – продолжал Аркад. – А теперь я поведаю вам первое средство из найденных мною для исцеления тощего кошелька. Поступайте точно так же, как я указал в разговоре с продавцом яиц. Из каждых десяти монет, помещенных вами в кошелек, вынимайте оттуда на расходы только девять. Кошелек сразу начнет полнеть. Его растущая тяжесть будет радовать вашу руку и услаждать душу. Не насмехайтесь над моими словами оттого, что этот совет так прост. Истина всегда проста. Я обещал поведать вам, как достиг богатства. Именно так я положил ему начало. Я тоже носил тощий кошелек и проклинал его, ведь в нем не было довольно денег для удовлетворения моих желаний. Но когда я начал вынимать из кошелька только девять монет из каждых положенных в него десяти, он начал округляться. И с вашим кошельком будет тоже самое. А теперь я поведаю вам странную истину, объяснения которой не знаю. Начав тратить лишь девять десятых своего заработка, я не почувствовал себя ущемленным. Я не ощутил нехватки денег. Кроме того, вскоре мне стало легче зарабатывать, чем раньше. Вероятно, это закон богов: к тому, кто сберегает и не тратит определенную часть своего заработка, деньги приходят легче. Точно так же, как они избегают человека с пустым кошельком. Чего вы желаете больше? Ежедневно утолять свои прихоти? Покупать драгоценные камни, украшения, дорогие одежды, деликатесы? Все это быстро уходит и забывается. Или вы хотите владеть имуществом – золотом, зе́млями, стадами, товарами, и выгодными вложениями, которые приносят доход? Монеты, которые вынимаешь из кошелька, дадут первое; а те, что остались в кошельке – второе. Итак, ученики мои, я изложил вам первое средство для исцеления тощего кошелька. Из каждых десяти монет, которые кладешь в кошелек, трать только девять. Обсудите это между собой. Если кому-нибудь из вас удастся доказать, что такое средство не работает, скажите мне об этом завтра утром.
Второе средство. Держи в узде расходы
– Кое-кто из вас, ученики, спрашивал меня: «Как же мне откладывать десятую долю своего заработка, когда всех моих заработков не хватает даже на необходимые расходы?» – так обратился Аркад к ученикам на второй день. – У скольких из вас вчера были пустые кошельки?
– У всех, – ответили ученики.
– Однако не все вы зарабатываете одинаково. Иные получают больше, иные – меньше. Кое-кто из вас содержит большие семьи. Однако у всех вас кошельки были одинаково пусты. А теперь я поведаю вам необычную истину. Вот она: то, что каждый из нас считает необходимыми расходами, всегда растет соразмерно нашим доходам, если мы не прилагаем усилий, чтобы тратить меньше. Не надо путать необходимые расходы с желаниями. Каждый из вас, а также ваших чад и домочадцев, хочет столько всего, что вашего заработка не хватит. Поэтому вы тратите весь свой заработок, надеясь удовлетворить столько, на сколько хватит денег. И все же остается множество неисполненных желаний. Любой человек отягощен таким количество желаний, что никогда не сможет их удовлетворить. Думаете, если я богат, я могу тешить все свои прихоти? Отнюдь нет. Мое время ограничено. Мои силы ограничены. Я могу путешествовать лишь на ограниченное расстояние. Мой желудок вмещает лишь определенное количество еды. Есть предел и у аппетита, с которым я вкушаю наслаждения. И я говорю вам: так же как плевелы растут в поле, если землепашец оставил их корни, так и желания растут в душе у человека, если он старается их удовлетворять. У каждого из нас легион желаний, а утолить мы можем лишь немногие из них. Изучи внимательно свои повседневные траты. Среди них чаще всего обнаруживаются такие, которые ты принимаешь как должное, но которые легко сократить или вовсе отменить. Возьми себе за правило тратить деньги только тогда, когда ты точно знаешь, что получишь пользу на всю потраченную сумму. А потому запиши на глиняной табличке всё, на что желаешь потратиться. Выбери необходимые вещи, а также те, которые можешь себе позволить на девять десятых всех своих доходов. Остальное вычеркни. Считай, что вычеркнутые желания принадлежат к тому мириаду желаний, которые по необходимости остаются неудовлетворенными, и не сожалей о них. Составь бюджет необходимых расходов. Не выходи за пределы девяти десятых своего дохода, а одну десятую оставляй на пополнение кошелька. Сделай стремление к богатству своим главным желанием, к удовлетворению которого ты неустанно движешься. Работай с бюджетом. Постоянно вноси в него поправки, чтобы достигнуть своих целей. Бюджет станет твоим первым помощником, защитником толстеющего кошелька.
Но тут один из учеников, облаченный в красно-золотые одеяния, встал и сказал:
– Я свободный человек. Я считаю что имею право наслаждаться всеми дарами жизни. Поэтому я не желаю быть рабом бюджета, который указывает, сколько и на что я могу тратить. Я чувствую, что он отнимет у меня радость жизни и превратит меня в подобие вьючного осла, который только и делает, что тащит ношу.
На это Аркад ответствовал:
– Друг мой, а кто же будет определять твой бюджет?
– Я сам, – ответил недовольный ученик.
– В таком случае представь себе, что вьючный осел составляет бюджет своей ноши. Как ты думаешь добавит ли он в нее драгоценные камни, ковры и тяжелые слитки золота? Отнюдь нет. Он включит туда сено, овес и бурдюк с водой для переходов по пустыне. Цель бюджета – в том, чтобы исцелить твой кошелек. Бюджет поможет выполнить твои самые заветные желания, защищая их от случайных прихотей. Как яркий свет в темной пещере, бюджет покажет, где происходят утечки из твоего кошелька, и поможет остановить их. Он поможет тебе контролировать расходы для достижения определенных, радующих тебя целей.
Таково второе средство для исцеления тощего кошелька. Составляй бюджет расходов, чтобы иметь деньги на необходимое, наслаждаться жизнью и удовлетворять достойные желания, и все это – на девять десятых твоего дохода.
Третье средство. Да умножится твое золото
– Итак, твой тощий кошелек начал полнеть. Ты приучил себя сберегать десятую долю всех своих заработков. Ты держишь в узде расходы, чтобы защитить свои растущие сбережения. Теперь посмотрим, как заставить золото трудиться и приумножаться. Золото в кошельке приятно его владельцу и услаждает душу скряги, но не приносит дохода. Деньги, которые мы откладываем – лишь начало. Наше богатство будет построено на доходе, который они принесут. – Так обратился Аркад к ученикам на третий день.
– Как же заставить золото работать? Мое первое вложение было неудачным, ибо я потерял всё. Я поведаю вам эту историю чуть позже. Первым моим выгодным вложением денег был заём, данный человеку по имени Аггар, изготовителю щитов. Раз в год он закупал для работы большой запас бронзы, привезенной купцами из-за моря. Поскольку у него не было денег на всю партию бронзы разом, он занимал у тех, у кого деньги водились. Он был честный человек. Продав изготовленные щиты, он возвращал заём вместе с процентами. И каждый раз я одалживал ему не только ту сумму, которую давал ему в прошлый раз, но и проценты, наросшие на прошлый заём. Поэтому рос не только мой капитал, но и доход на этот капитал. И душа моя радовалась тому, что деньги в моем кошельке приумножаются. Итак, я скажу вам, ученики мои: богатство человека – не в монетах, что он носит у себя в кошельке; богатство – это доход, поток золота, что постоянно течет в кошелек и пополняет его. Сего желает каждый. И вы, все до единого, этого желаете: дохода, что продолжает притекать независимо от того, трудитесь вы или путешествуете. Я приобрел великий доход. Столь великий, что меня называют очень богатым человеком. Займы Аггару были моим первым опытом выгодных вложений капитала. Набравшись мудрости, я стал давать больше денег взаймы и больше вкладывать в разные дела по мере того, как мой капитал рос. Сперва из немногих источников, потом из многих потек ко мне в кошельки золотой ручей богатства, которое я мог тратить по своему усмотрению. Воззрите: на свои скромные заработки я приобрел целую армию золотых рабов, и каждый из них трудился и приносил мне еще больше золота. Они трудились на меня, и их дети тоже трудились на меня, и дети их детей, пока доход от их совокупных усилий не стал весьма велик. Деньги приумножаются быстро, если приносят разумный доход. Я расскажу вам историю одного земледельца. Когда у него родился сын-первенец, земледелец взял десять серебряных монет, пошел к ростовщику и попросил его взять эти деньги в рост до того дня, как сыну исполнится двадцать лет. Ростовщик согласился. Они договорились, что за это ростовщик будет выплачивать четверть всей суммы каждые четыре года. Поскольку земледелец считал эти деньги принадлежащими сыну, он попросил ростовщика присоединять набежавшие проценты к основной сумме. Когда мальчику исполнилось двадцать лет, земледелец пошел к ростовщику и спросил о деньгах. Ростовщик сказал, что сумма приумножилась благодаря сложным процентам и теперь составляет тридцать одну с половиной серебряную монету. Землепашец обрадовался, а поскольку деньги не нужны были сыну прямо сейчас, отец оставил деньги у ростовщика. Когда сыну исполнилось пятьдесят лет, а отец его переселился в другой мир, ростовщик выплатил сыну всю сумму и проценты – сто шестьдесят семь серебряных монет. Так за пятьдесят лет деньги, отданные в рост, увеличились почти в семнадцать раз.
Таково третье средство для исцеления тощего кошелька. Заставляй каждую монету трудиться, да плодится она, как скот полевой, и да приносит тебе доход, поток богатства, что непрестанно течет, пополняя твой кошелек.
Четвертое средство. Охраняй свои сокровища от потерь
– Несчастье любит блестящие игрушки. Зорко сторожи золото, лежащее у тебя в кошельке, чтобы не потерять его. А потому боги весьма мудро устроили так, что сначала мы должны скопить небольшие суммы и научиться их охранять, прежде чем судьба пошлет нам большое богатство. – Так обратился к ученикам Аркад на четвертый день.
– Каждый владелец золота претерпевает многочисленные искушения: ему кажется, что он заработает огромные деньги, вложившись в проекты, которые кажутся верным делом. Часто в такие проекты ввязываются его друзья или знакомые и увлекают его за собой. Первый и важный принцип капиталовложений – безопасность основного капитала. Разве мудро это – увлечься большим доходом и потерять основной капитал? Нет, говорю я. Наказание тому, кто рискует – вероятность потерять всё. Прежде чем расстаться со своим сокровищем, тщательно изучи все заверения, что оно к тебе вернется. Но не позволяй ввести себя в заблуждение своему собственному безрассудному желанию – быстро разбогатеть. Прежде чем одолжить деньги кому бы то ни было, убедись, что он сможет вернуть долг, и узнай, исправно ли он выплачивал долги раньше, чтобы не сделать ему подарок неведомо для себя и не расстаться с сокровищем, которое досталось тебе тяжким трудом. Прежде чем вложить деньги в какое-либо дело, ознакомься сперва с опасностями, которые могут подстерегать в этой области. Мой собственный первый опыт вложения денег обернулся для меня катастрофой. Монеты, которые я бережно откладывал целый год, я отдал кирпичнику Азмуру. Он собирался плыть в далекие моря и обещал купить мне в Тире финикийских самоцветов, а когда вернется, дорого продать их и разделить со мной прибыль. Но финикийцы оказались жуликами и продали Азмуру ничего не стоящие стекляшки, с виду похожие на драгоценные камни. Мое сокровище было потеряно. Сегодня я бы сразу понял, как неразумно доверять кирпичнику покупку драгоценных камней. И потому советую вам с высоты своего опыта: не будьте слишком самонадеянны и не полагайтесь только на свое суждение, отдавая свои сокровища на дело, в котором они могут пропасть. Гораздо лучше попросить совета у людей, чье ремесло – обращаться с деньгами ради прибыли. Они дадут совет бесплатно, а стоить он может столько же, сколько всё сокровище, которое вы намерены вложить. И впрямь, если этот совет сбережет ваше сокровище – значит, он столько и стоит.