© Ирина Виноградова, 2021
ISBN 978-5-0055-7999-7
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Введение
Перед вами путеводитель «Кинешма – Нижний Новгород» из серии «Взгляд с теплохода».
Вся серия состоит из пяти частей:
1. «Канал имени Москвы».
2. «Дубна – Тутаев».
3. «Ярославль – Плес».
4. «Кинешма – Нижний Новгород».
5. «Иваньковское водохранилище – Тверь».
Любители речных путешествий смогут скомпоновать нужные части сообразно маршруту. Так, например, если вы идете на теплоходе из Москвы до Плеса, вам будут нужны №1, 2, 3. На маршруте «Москва – Тверь – Плес – Москва» интересные объекты собраны в №1, 2, 3, 5. Ну а если ваш путь лежит до Нижнего Новгорода и дальше, то вам могут понадобиться №1, 2, 3, 4.
Путеводитель может быть полезен как туристам теплоходов, так и путешествующим на автомобилях.
Для наглядности каждый блок дополнен схемами движения с указанием описываемых объектов.
В серии «Взгляд с теплохода» рассказывается не только о больших городах, но и о маленьких селах, об усадьбах, церквях, памятниках и, конечно, о людях. Она не претендует на то, чтобы быть истиной в последней инстанции. Перед вами скорее авторская обзорная экскурсия, ее цель – поделиться любовью к нашей прекрасной земле.
***
Итак, «Кинешма – Нижний Новгород». Круиз по Верхневолжью близится к своему завершению. В классических путеводителях вы сможете прочитать только про самые крупные населенные пункты, расположенные на этом отрезке маршрута, а их не так уж и много. Огромное количество интереснейших мест остаются незамеченными, поэтому автор уделил особое внимание восполнению данного пробела.
Прошлую часть мы закончили Плесом. От него до древней Кинешмы по реке идти около шестидесяти километров. С них и начнется наш рассказ.
Сторожево. Ведерново. Канал Волга – Уводь. Воронино. Река Колдомка
Наш путь идет по Ярославской области.
На подходе к Плесу существовали дозорные пункты, предупреждавшие о подходе врага. Память об одном из них сохранилась в названии деревушки Сторожево (левый борт теплохода). Расположена она на стрелке, в месте впадения речки Каторжи в Волгу.
Сейчас на месте бывшего дозорного пункта находится смотровая площадка, с которой открываются прелестные виды на Волгу и на проходящие теплоходы.
Сто лет назад пароходы ходили здесь очень осторожно. Дело в том, что на дне реки лежат большие камни. Откуда они взялись, исследователи спорят до сих пор. Но то, что без проводника или бывалого лоцмана до постройки водохранилищ найти фарватер было сложно, факт.
Что ни деревня, то своя легенда о кладе. По преданию, в одном из старых деревенских домов зарыты несметные сокровища. Однако ни местным жителям, ни дачникам, облюбовавшим эти места, пока еще ничего не попадалось. А вот монеты, крестики, остатки оружия находили. У деревни добывали гравий, и в ковш экскаватора то и дело попадали осколки прошлого.
Проходя Сторожево, бросим взгляд на правый берег. Именно в этом месте за деревьями притаилась деревушка Шаляпино со старой дачей великого русского баса.
Схема движения: Плес – Станко
Ведерново. Левый борт. Деревья, пара домиков за ними, и новая история. На этот раз медовая. Несколько лет назад в практически заброшенной деревне поселилась семья Павловых. Купили дом 1930-х годов постройки и завели пасеку. Уже давно в деревне отключено электричество, и хозяйство зависит от работы бензинового генератора. Но пчеловоды не унывают, мечтают приобрести солнечные батареи. Бытовые проблемы не помешали Александру и Наталье заниматься любимым делом. Все началось в 1990-х с покупки двух ульев и изучения основ мастерства. Александр даже в Канаду уезжал учиться «сладкому бизнесу». Сейчас в хозяйстве уже 70 ульев. Вокруг Ведернова много лип, прекрасных медоносов. Но не только цветами и липами богаты эти места. Рядом проходит лосиная тропа, водятся здесь и медведи. К счастью, на пасеку пока они не забредали. А вот пронырливая куница полюбила мед и лакомилась, выгрызая лазы в ульях, пока не прогнали. На рынках Ивановской области продукция маленького семейного предприятия пользуется большим спросом. А знаете, как правильно называется мед, собранный из разных цветов? Полифлорный! Во как!
Канал Волга – Уводь. Чуть ниже по течению, с правой стороны, можно увидеть здание насосной станции. Отсюда начинает свой путь протяженностью в 78 километров канал Волга – Уводь. Построенный в 1965 году, он предназначался для снабжения волжской водой города Иваново. Стройка продолжалась пять лет. Вода поднимается при помощи насосов на 51 метр, а дальше идет вниз самотеком. Изначально глубина канала была примерно 2,5 метра, а ширина – 20 метров. Канал, соединивший Волгу и Уводь, был очень нужен в то время, когда Иваново был не только Городом невест, но и столицей текстильного края. Огромное количество предприятий функционировало на Ивановской земле. Теперь, когда большинство из них закрыто, канал стал попросту не нужен. В стоячей воде поселились бобры, берега зарастают ивняком. Но несколько лет назад о канале опять заговорили. Может быть, потечет со временем волжская вода на вновь проснувшиеся ивановские предприятия?
Вскоре за насосной станцией Волга делает небольшой изгиб. Слева за деревьями деревушка Воронино. По раскопкам начала XX-го века известно, что люди жили тут уже в XII веке. Жили не тужили, ничем особо не прославились, кроме местной Марьи-колдуньи. По легенде, красной девице что-то не понравилось в жизни, и стала она разбойницей. Собрала шайку из беглых крестьян, начали они богатых людей грабить. Кто не хотел свое добро отдавать, тех убивали да в Волгу сбрасывали. А клады несметные лихая братия под деревьями закапывала. С той поры ищут эти клады, но пока безрезультатно. Хотя кто знает, может, и есть результат, да не признается счастливец, чтобы новая Марья-разбойница его не ограбила.
Идем дальше. Слева от нас устье реки Колдомки. По одному из предположений, название восходит к финно-угорскому «изгиб». Рядом от места впадения в Волгу – поросший травой песчаный холм. В народе его прозвали Еромонской шишкой. По рассказам местных жителей, записанным в 1900 году, выходит, что насыпали его солдаты. Песок шапками таскали. Зачем насыпали, остается только гадать. Да вот только с той поры стали на горе чертенята появляться. Как появятся, так ветер завывать начинает. То ли предупреждает людей об опасности, то ли еще больше страху нагнать хочет. А может, просто местные жители так дачников пугают.
Борщевка и Стрелка. Станко
Наш теплоход идет мимо сел и деревенек, мимо былей и небылиц. Справа – широкие водные просторы. Это река Сунжа впадает в Волгу. На левом берегу Сунжи рядом стоят, отделяемые друг от друга полосой деревьев, Борщевка и Стрелка.
В XV-м веке происходили в этих местах сражения с татарами. До сих пор встречаются могильные камни как отголосок кровавых времен. В XVII-м веке земли были пожалованы князьям Козловским, которые владели Борщевкой до XIX-го века. Много интересных историй связано с представителями этого старинного рода.
Так, например, в 1691 году князю Григорию Афанасьевичу было велено «быть у стола патриарха». По какой-то причине Козловский, сославшись больным, отказался ехать. Не поехал он и «на колымаге», когда его позвали вторично. После того как его насильно привезли, князь не захотел выходить из повозки. Его на руках донесли до стола, из-за которого строптивый Григорий начал падать и валиться набок. За такое поведение был он лишен «чести и дворянства».
Одна из представительниц рода Козловских, Настасья Семеновна, вышла замуж за А. И. Бибикова, передав ему в качестве приданого часть Борщевки, находящуюся ближе к оконечности мыса, к стрелке, поэтому имение и назвали Стрелкой. Александр Ильич был генералом-аншефом, главнокомандующим войсками при подавлении Пугачевского бунта, знал многих известных личностей времен Екатерины Великой. Родная сестра Бибикова – Екатерина, была женой М. И. Кутузова. Весной 1767 года императрица посетила Стрелку во время своего путешествия по Волге и была очень довольна теплым приемом. А в 1773 году отправившегося на войну с турками Бибикова по ее личному приказу срочно возвращают обратно. Необходимо было принимать командование войсками против Пугачевского бунта. Александру Ильичу оставалось только вздохнуть: «Сарафан мой, дорогой сарафан! Везде ты пригождаешься, а не надо – так под лавкой лежишь!» В следующем году победный ход Пугачевского восстания был сломлен. Сам же Бибиков практически на вершине славы слег со странной болезнью и вскоре умер. Пошли слухи об отравлении 44-летнего главнокомандующего. Похоронили его здесь же, в Стрелке, у церкви Петра и Павла.
Г. Р. Державин отозвался на его кончину «Одой на смерть генерала-аншефа Бибикова»
В XIX веке старую церковь разобрали, а над могилой Александра Ильича поставили часовенку. После 1917-го кому-то очень понадобилось перенести часовню в другое место и разместить в ней очередной склад. Что стало с могилой, не известно. В начале XXI века на средства потомков «усмирителя Пугачевского бунта» в Стрелке поставили памятную часовню.
с. Стрелка, ц. Петра и Павла
Другой представитель рода Козловских, Дмитрий Николаевич, известен любителям русской классики как князь К. из романа Ф. М. Достоевского «Дядюшкин сон»: «…князь К. был еще не бог знает какой старик, а между тем, смотря на него, невольно приходила мысль, что он сию минуту развалится… Всем казалось особенно странным, что помещик четырех тысяч душ… живет в своем великолепном имении уединенно, совершенным затворником… Когда-то, в свои молодые годы, что, впрочем, было очень давно, князь… жуировал, волочился, несколько раз проживался за границей, пел романсы, каламбурил и никогда не отличался блестящими умственными способностями…»
Иван, Павел и Александр, сыновья Дмитрия Ивановича, вращались в литературных кругах. Иван Дмитриевич, знавший А. С. Пушкина и В. А. Соллогуба, однажды даже косвенно помог расстроить намечавшуюся между ними дуэль. Павел Дмитриевич был близко знаком с В. Г. Белинским, Александр Дмитриевич стал первым краеведом костромских земель. Не удивительно, что одна из первых его работ была посвящена родным Борщевке и Стрелке.
Меняются хозяева, меняются и усадьбы. Уже в начале XIX века поросло травой то место, где когда-то гостила Екатерина Великая. От усадьбы в Стрелке ничего не осталось. Борщевку же в 1871 году выкупает богатый фабрикант А. П. Коновалов. Новый владелец перестраивает усадебный дом, в котором появляется калориферная система отопления и ватерклозет (новшество для того времени). Благоустраивается территория парка, к старой Владимирской церкви пристраиваются приделы.
В 1892 году в Борщевку приглашают нового учителя игры на фортепьяно. Имя молодого преподавателя теперь известно всему миру, это Сергей Васильевич Рахманинов. Вскоре Борщевка переходит во владение семьи фабрикантов Кокоревых. После революции 1917-го усадьба становится народным достоянием. Сначала в ней организовывается совхоз, где занимались конным делом, потом совхоз преобразован в колхоз, а потом в пионерский лагерь. Во время Великой Отечественной войны был организован эвакогоспиталь, потом – дом отдыха, в 1990-х закрылся и он. Приходили и уходили новые арендаторы, разрушалась усадьба. Сейчас главный дом разрушен, одичал парк. История Борщевки, очевидно, подошла к концу.
О прошлом напоминают восстановленная часовня на месте захоронения А. И. Бибикова, остатки церкви Владимирской иконы Божией Матери рядом с руинами усадьбы и церковь апостолов Петра и Павла в Стрелке.
Владимирская церковь была построена в 1744 году на средства И. В. Козловского. Церковный колокольный звон лился над Волгой до 1930-х годов. Потом церковь закрыли: в колхозе она была не нужна. Теперь только дореволюционная фотография, сделанная С. М. Прокудиным-Горским, напоминает о былой красоте.
С борта теплохода можно увидеть сохранившуюся Петропавловскую церковь, построенную в 1840 году. В настоящий момент она отреставрирована и функционирует. Церковь стоит на месте слияния Сунжи и Волги. К сожалению, высокие деревья несколько заслоняют вид на храм.
Если вы не устали, не уходите с правого борта. Несколько минут, и перед нами устье небольшой (всего 12 километров) реки Юндокса. На ее правом берегу находится село Станко. В 1914 году Коноваловы, уже известные нам по соседней Борщевке, строят на этих землях новое имение. Но уже в 1917-м в главном усадебном доме разместился волостной исполком. Через несколько лет имение отдано под детский дом, а с 1924 года в его стенах организован дом отдыха. Однако советским гражданам надо не только отдыхать, но и заботиться о своем здоровье, поэтому в 1925 году дом отдыха становится санаторием «Станко». Это подпольная кличка большевика Ивана Уткина. Родился мальчик Ваня в 1884 году в крестьянской семье, рано остался без родителей, с 15-ти лет работал на фабрике Иваново-Вознесенска. Юношу захватила революционная романтика, и в 18 лет он вступает в РСДРП. Тогда и появляется псевдоним Станко. В начале XX-го века был популярен роман Теодора Ежа «На рассвете», в котором «тихий, скромный и к тому же хромой Станко Радев, младший учитель городской школы» оказался яростным борцом за свободу Болгарии. Может быть, Ивана Уткина впечатлили слова героя перед казнью: «Оставьте меня и позвольте мне сослужить родине последнюю службу, на которую я способен», может, что-то общее промелькнуло в чертах болгарского и российского парня. Теперь уже не известно. Да только появился в Иваново-Вознесенске свой Станко. В двадцать лет он возглавил боевую дружину, обучал ее членов стрельбе. После событий Кровавого воскресенья 1905 года по всей стране пошла волна протестов, в которых принял участие и Иван Уткин. Был арестован, но вскоре выпущен на свободу. В том же году участвовал в организации и проведении забастовки текстильщиков Иваново-Вознесенского района. Активно действовал его боевой отряд и в Московском декабрьском восстании 1905 года. Уткин-Станко по доносу был арестован в 1907 году и приговорен к бессрочной каторге, 9 апреля того же года умер в тюремной больнице.
В 1934 году санаторию для текстильщиков Ивановского края было присвоено это боевое имя. До 1941 года рабочие отдыхали и получали лечение в «Станко», а во время войны здесь расположился эвакогоспиталь. В послевоенное время строятся новые корпуса, расширяется спектр оздоровительных услуг. Не пропал санаторий и в 90-е годы прошлого столетия, продолжает функционировать и сейчас. Недавно на территории оздоровительного комплекса поставили небольшую церквушку Матроны Московской.
Наволоки. Сологда. Воздвиженье. Заволжск
Мы идем дальше. На правом волжском берегу видны старые фабричные корпуса и трубы красного цвета. Это поселение Наволоки. Считается, что название связано с наносами ила и песка, которые «наволакивала» Волга. В результате этого явления образовался суровый Солдожский перекат, исчезнувший после постройки водохранилища. Этот перекат упоминается в рассказе К. Г. Паустовского «Дождливый рассвет»:
« – Не торопитесь. Пароход отойдет, конечно, не раньше рассвета.
– Почему?
– А у нас, батюшка, пониже Наволок, – сказала из соседней комнаты Марфа, – перекат большой на реке. Его ночью проходить опасно. Вот капитаны и ждут до света».
Напротив Наволок в Волгу впадает река Кистега. В XIX-м веке на ее берегах стояли водяные мельницы. До постройки водохранилищ она была судоходной, по ней сплавляли лес к деревоперерабатывающим предприятиям. Сейчас реку облюбовали рыбаки и туристы.
Заселены эти места еще с IX века. Рыболовство и охота, земледелие и скотоводство – основные занятия, долгое время кормившие людей. Первое письменное упоминание о Наволоках и о местной церкви Успения Пресвятой Богородицы относится к концу XVIII-го века. В то время здесь располагалось поместье служивых дворян Колошиных. Из всех строений до наших дней дошла только старая церковь.
Схема движения: Наволоки – Решма
Жизнь в Наволоках меняется в 1880 году. Здесь забилась предпринимательская жилка. Купцы П. Г. Миндовский и И. А. Бакакин открывают на берегу Волги небольшую ткацкую фабрику. Сначала производили ткани изо льна, вскоре к ним добавились хлопчатобумажные полотна. Лен был родным, поставляемым из Костромы и Юрьевца, а хлопок везли из далеких Египта и Америки. Получив хорошую прибыль, купцы вложили деньги в развитие дела. Росло количество рабочих мест. Бывшие бурлаки, рыболовы, земледельцы нанимались на фабрику. К 1890 году на текстильном производстве трудились 1 300 рабочих. А к началу XX века в «Товариществе Волжской мануфактуры бумажных и льняных изделий» было уже 1 500 человек, притом что население Наволок составляло чуть больше 1 800. После 1917 года поменялись хозяева и название, но фабрика не закрылась. «Приволжская Коммуна» осталась главным предприятием Наволок, ставших в 1938 году городом. В это же время была разорена Успенская церковь, ее использовали как склад, как мастерскую, как магазин. В 90-х годах прошлого века церковь вернули православным. В восстановлении святыни помогла компания «Навтекс», та самая бывшая «Волжская мануфактура», старейшее и главное предприятие города, производящее, как и 150 лет назад, текстильную продукцию. А еще Наволоки связаны с советским кинематографом и мультипликацией. «Ежик в тумане», «Трое из Простоквашино», «Котенок по имени Гав» – все эти мультики объединяет замечательный голос актрисы М. С. Виноградовой, родившейся в Наволоках. Старшее поколение помнит ее по фильмам, среди которых «Гараж», «Из жизни отдыхающих», «Мертвые души» и многие другие.
Два километра вниз по течению, и с левого борта видно устье реки Солдожки. Вот здесь и находился уже упомянутый перекат. Близко к месту впадения в Волгу стоит маленькая одноглавая церквушка. Когда-то здесь располагалось село Сологда. Во времена татарских набегов стояла здесь крепость, остатки валов которой видны до сих пор. Кровавые бои проходили в этих местах и в начале XVII века. Зажиточные местные жители решили было не ввязываться в борьбу против польского нашествия, решив, что Волга станет надежной преградой на пути завоевателей. Ох, как поплатилось село за такое безрассудство! Перейдя Волгу, поляки разграбили и выжгли дотла расчетливую Сологду. Но, к счастью, через некоторое время, оправившись и отстроившись заново, зажило село крепче прежнего.
Долгое время основным промыслом была добыча соли (это и отражено в названии), шумела пристань, пестрели яркими красками ярмарки. Доход приносил и перекат, ведь севшие на мель суда вытаскивали местные мужики не за спасибо, а за звонкую монету. Заполучив деньгу, некоторые шли в местное питейное заведение, а кто посмекалистей – копил, со временем кузницу открывал, лавку торговую, харчевню. В конце XIX века распахнула двери для детишек народная школа. Небольшая церковь Сретения Господня в 1792 году отстроена в камне. Как и большинство церквей, она в 30-е годы прошлого века была разорена и использовалась под склад, магазин, колхозную бухгалтерию. Сейчас на картах появилось урочище Солдога. А о прошлом напоминает старая церковь.
С другой стороны реки Солдошки (все тот же левый борт теплохода) лежит село Воздвиженье. Название дано по храму Воздвижения Креста Господня. С воды хорошо видны его пять куполов и высокая свеча колокольни. Построен храм в конце XVIII века на средства помещика И. М. Колошина вместо ветхой деревянной церквушки. За все время только шесть лет, с 1940 по 1946 год, в храме не было служб. Интересный факт: Колошины состояли в дальнем родстве с Л. Н. Толстым, знаменитый писатель был даже влюблен в Соню Колошину и вывел ее под именем Сони Валахиной в повести «Детство». Неподалеку находится усадьба Щелыково, принадлежавшая Островским. Именно здесь драматургом А. Н. Островским была написана «Снегурочка».
Проходим под автомобильным Кинешемским мостом и начинаем крутить головой в обе стороны. На правом берегу расположилась древняя Кинешма, на левом – молодой Заволжск. Вот с него и начнем.
Заволжск появился на картах относительно недавно, в 1934 году, на месте нескольких сел. Одно из них, село Владычное, известно с начала XVII века. Чаще упоминают и другое название села – Богоявленское, данное по церкви Богоявления, поставленной в том же веке. Во второй половине XVIII столетия ее перестроили в камне. Пятиглавый храм с мощной шатровой колокольней будет виден с борта, когда мы подойдем к восточной окраине Заволжска. В самом начале XX века на территории села купцами Коноваловыми была основана прядильная (позже ткацкая) фабрика. После революции на ней стали производить фибру. Неподалеку от фабрики с 1871 года работал химический завод. Ткацкая фабрика развивалась, а вот завод был выставлен на торги за большие долги любившего погулять хозяина. Выкупили завод в 1907 году крепко вставшие на ноги ярославские крестьяне Бурнаевы-Курочкины, присовокупив его к уже имеющемуся заводу в Романове-Борисоглебске. В правильных руках завод быстро набрал обороты. На прибыль новые хозяева решили усадебный дом на территории поставить. Да такой, чтобы не только с земли, но и с Волги был виден! Поэтому и название у усадьбы было соответствующее – Мысы. Однако одним особняком дело не обошлось. По проекту В. А. Веснина выросли два разных по стилю каменных красавца. Краснокирпичная кладка и неоштукатуренные стены первого особняка напоминают о заводских корпусах, но круглая башня, опоясанная двумя рядами окон, делает его похожим на суровый готический замок. Сейчас в нем находится Заволжский городской художественно-краеведческий музей. Рядом стоит второй двухэтажный красавец. Будущий представитель архитектурного авангарда В. А. Веснин стал автором проекта барского особняка в классическом стиле. После революции в особняке разместился Дом культуры. Сейчас находится, увы, в плачевном состоянии. А завод в советское время был известен как химическое предприятие имени М. В. Фрунзе.
Ниже по течению работала еще одна текстильная фабрика. К сожалению, «Приволжанка» (так ее называли) была затоплена при заполнении Горьковского водохранилища.
Вот на месте старых сел, ткацких фабрик и химического завода и был в 1934 году образован поселок Заволжье. Рядом со старыми деревянными домиками выросли первые многоквартирные дома, открылся детский садик, увеличилось количество жителей. В 1954 году поселок Заволжье стал городом Заволжском. Сейчас это тихий волжский городок с несколькими часовнями, Богоявленской церковью, музеем и часовней-склепом астронома Бредихина. Создатель русской астрофизики Ф. А. Бредихин долгое время каждое лето приезжал в имение своей жены Погост, что недалеко от Владычного. В советское время на территории усадьбы находился небольшой музей, посвященный жизни и работе ученого. К сожалению, пожар поставил точку в этой истории. Все, что могли спасти сотрудники, теперь размещено в городском музее. Похоронен Федор Александрович в семейном склепе, рядом с Богоявленской церковью.
Кинешма
С правого борта показываются старые фабричные корпуса, мелькает устье реки Казохи, темно-зеленые главки Вознесенской церкви, проплывает силуэт драматического театра, открывается вид на набережную, на выглядывающую из-за разросшихся деревьев колокольню Троицкого собора. Перед нами Кинешма. Откуда пошло такое название? Спор ученых продолжается по сей день. По доводам большинства, в основе лежит созвучное мерянское название со значением «тихая река», ведь финно-угорское племя меря селилось на этих землях еще во II веке до н. э. Но народная версия гораздо красочней и ярче. Не обошлось в ней без разбойничьего следа. Будто бы плененная Стенькой Разиным восточная княжна, почуяв неладное, закричала: «Кинешь мя? Решь мя!» Неизвестно, что отвечал разбойник красавице, да только места, где звучали отчаянные возгласы, так и назвали – Кинешма и Решма. Если о названии нам остается только гадать и предполагать, то об основных вехах жизни Кинешмы рассказывают документы. Первый из них относится к 1429 году. В нем упоминается о разрушении уже существовавшего поселения от нашествия монголо-татар. В 1504 году в духовной грамоте великого князя Ивана Васильевича Кинешма упоминается уже под своим именем. Деревянная крепость, поставленная для отражения набегов, посад, выросший у ее стен, торговля, шумная пристань – в этом история древней Кинешмы очень похожа на истории своих соседей-городов.
Не обошли ее и беды польского нашествия. Против мощного отряда пана Лисовского вступило в бой население маленького городка. Два сражения выдержали свободолюбивые кинешемцы. Однако силы были неравные, и, отступая, защитники закрылись в храме, где и были сожжены интервентами. Беда случилась накануне праздника Вознесения, поэтому после изгнания поляков в память о погибших и в помощь вдовам был построен Вознесенский женский монастырь. Долгое время существовал обычай, в котором угадывались и древнеславянские мотивы, и благодарная человеческая память. В монастырь, а позже, когда его не стало, в Вознесенскую церковь в день праздника Вознесения Господня приходили горожане в темных траурных одеждах. Поминались убитые воины, соблюдались церковные обряды. По окончании обедни люди переодевались в яркие наряды. Начинался веселый праздник победы над смертью, праздник любви к жизни.
Оправившаяся после кровавых событий начала XVII-го века Кинешма становится центром Кинешемского уезда. Широко идет торговля, процветают ремесла, шумит волжский порт. В 1745 году ставится каменный Успенский собор, вскоре появляются и другие здания из камня, на месте братской могилы кинешемцев, погибших во время польской интервенции, возводится первая памятная часовня.
Кинешма, Троицко-Успенский кафедральный собор
В 1777 году Кинешма приобретает статус уездного города, а вскоре и собственный герб. Происходит это во время правления Екатерины Великой, которая, путешествуя по Волге, обратила внимание на вид города и повелела изобразить на гербе «корму галерную с тремя фонарями и с опущенными лестницами в голубом поле. Во второй части, в зеленом поле, два свертка полотна, в знак того, что сей город оными производит торг». Кроме торга славилась Кинешма своими солеварнями, мастерами по металлу и скорняками. А с середины XVIII-го века заработали в городе первые фабрики.
В 1752 году Д. Я. Земский, «разных фабрик содержатель, откупщик, один из виднейших деятелей на промышленном поприще», открыл фабрику по производству бумаги. Для производства скупалась за бесценок ветошь и после переработки поставлялась в столицу уже тонкой работы почтовая бумага. Вскоре купец I гильдии И. Н. Таланов основал неподалеку полотняную фабрику. Выпускались как грубая ткань, так и полотно высочайшего качества. Кинешма постепенно превращается в промышленный центр. Во время Отечественной войны 1812 года в городе формируется ополчение, вошедшее в состав армии М. И. Кутузова. В 1836 году строится каменный Троицкий собор, колокольню которого мы видим на подходе к речному вокзалу. В 1871 году открывается железная дорога, связавшая волжский городок с Москвой. Развивается текстильное производство, ткани поставляются на внутренний рынок и за границу. В середине XIX-го века на смену ткацким фабрикам приходят химические и деревоперерабатывающие заводы. Богатеющие предприниматели вкладывают средства не только в производство, но и в создание новой городской среды.
Помните, мы говорили про имение Щелыково, принадлежавшее А. Н. Островскому? Драматург не только отдыхал на Волге. Много лет он принимал участие в жизни Кинешмы, исполнял обязанности почетного мирового судьи, дважды избирался гласным земского уездного собрания, был в дружеских отношениях с местным купечеством. Когда через 10 лет после смерти писателя возникла идея создания музыкально-театрального кружка, то не было сомнения, что он должен носить имя великого драматурга. Целью же создания было «…содействие устройству для народа разумных развлечений». Уже через год, в декабре 1897 года, зрители увидели первый спектакль. Не сложно догадаться, что поставлен он был по пьесе А. Н. Островского. Несмотря на то, что современный Кинешемский театр в 1978 году переехал в новое здание, сезоны отсчитываются именно с того, первого, спектакля «Бедность не порок».
Итак, в городе развиваются производства, увеличивается количество рабочих мест, улучшаются условия жизни, быстро растет население. По документам, в 1897 г. в Кинешме и округе было уже 323 фабрики. Появляются банки, училища, строятся торговые ряды, открывается общество призрения бесприютных детей и многое другое. Городок живет обычной, спокойной жизнью. Кинешму того времени можно представить, прочитав рассказ А. И. Куприна «Звезда Соломона»: «Цвет увидел, точно в хрустальном волшебном зеркале, свое детство: медные каски пожарных и страшные ночные выезды команды, игру в бабки за конюшнями, ловлю рыбы при помощи завязанных штанишек на речке Кизахе и кулачные бои городских мальчишек с заречными турунтаями на льду Кинешемки, духовное училище и гимназию, и всю службу в Сиротском суде, и певческий хор у Знаменья, и свое мирное житие в мансарде на шестом этаже, и визит Тоффеля, и усадьбу в Червоном… Все это промелькнуло в одну тысячную долю секунды».
В 1918-м в Кинешме устанавливается советская власть. Сменив хозяев, продолжают функционировать фабрики и заводы, появляются и новые производства. Крепко стоял город почти до конца XX-го века. К сожалению, многие предприятия не смогли пережить кризисные 90-е годы. Но осталась тихая провинциальная красота. Давайте поговорим об основных достопримечательностях Кинешмы.
Волжский бульвар. До 1920 года он имел деревянный тротуар, беседки и заграждения. Когда-то по нему прохаживался А. Н. Островский, а теперь и мы с вами. На бульваре, недалеко от речного вокзала, находится огромная карта города. Недавно восстановлен фонтан XIX-го века «Мальчик с рыбкой».
Площадь революции, бывшая Базарная, – главная площадь Кинешмы. Ну а коли базар был, так и торговые ряды имеются. Мы уже упоминали о Красных и Белых торговых рядах постройки конца XIX-го века. По сей день в них идет бойкая торговля. На площади стоит памятник местному герою, Ф. В. Боборыкину. Храбрый воевода возглавил борьбу с польскими захватчиками в начале XVII-го века. Погиб в бою вместе с другими героями.
Есть в Кинешме и музеи. Среди них: Художественно-исторический музей, Музей военной техники, Музей валенок, Музей памяти епископа Василия, святителя Кинешемского.
Украшением Кинешмы являются, конечно, храмы:
– ансамбль Успенского и Троицкого соборов (первая половина XVIII-го века). Именно его мы видим с Волги, подходя к городу. Главной храмовой святыней является икона Божией Матери, написанная в XVII-м веке;
– церковь Вознесения Господня. Построена во второй половине XVIII-го века. В советское время в ней располагался краеведческий музей. Сейчас сосуществуют церковь и музейный зал;
– Благовещенская церковь постройки 1805 года;
– три часовни, поставленные на месте битв кинешемцев с поляками в 1609 году, и много других замечательных храмов.
Тут и там попадаются на глаза старые уютные домики: дом купца Шемякина, здание чайной общества трезвости, кинотеатр «Пассаж» и т. д.
С Кинешмой связана юность маршала А. М. Василевского. В память о знаменитом полководце назван городской сквер и установлен памятник.
Ну и, пожалуй, последнее. Кинешма уютно расположилась между тремя реками: Волгой, Казохой и Кинешемкой. А это значит, есть замечательные виды с мостов, связывающих речные берега. Молодожены по традиции вешают на ограждения замки, прогуливаются парочки да романтики любуются на тихую красоту этих мест.
Заречный. Никола-Мера. Жажлево. Решма
И опять пошли мелькать деревушки и села. Следующая точка на маршруте с левого борта – поселок Заречный. В 1905 году начал здесь строить ткацкую фабрику купец, предприниматель А. В. Константинов. Для наладки и запуска оборудования приглашены были английские специалисты. В то же время началась постройка первых домов для заграничных мастеров и сотрудников. Вскоре высококачественные ткани стали завоевывать российские рынки.