Ἱερά Μητρόπολις Θεσσαλονίκης
Ἱ Μητροπολιτικός Ναός Ἁγίου Γρηγορίου τοῦ Παλαμᾶ
Η ΕΝ ΧΡΙΣΤΩι ΖΩΗ
ΚΑΤΑ ΤΟΝ ΑΓΙΟ ΓΡΙΓΟΡΙΟ ΤΟΝ ΠΑΛΑΜΑ
Ἀποσπάσματα κειμένων τοῦ ἁγίου
πού παρουσιάστηκαν στίς συνάξεις τῶν νέων
τοῦ Πνευματικοῦ Κέντρου τοῦ Μητροπολιτικοῦ Ναοῦ
Ἐπιμέλια
Ἀρχιμανδρίτης Μεθόδιος Ἀλεξίου
Θεσσαλονίκη 2015
Рекомендовано к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви № ИС Р18-718-0674
Перевод на русский язык выполнен братией Свято-Преображенского скита Данилова мужского ставропигиального монастыря с издания:
Η εν Χριστώ ζωή κατά τον Άγιο Γρηγόριο του Παλαμά. Θεσσαλονίκη, 2015
Тропарь святителю Григорию Паламе,
архиепископу Фессалонитскому, глас 8
Православи́я свети́льниче, Це́ркве утвержде́ние и учи́телю, мона́хов добро́то, богосло́вов побо́рниче непреобори́мый, Григо́рие чудотво́рче, Фессалони́тская похвало́, пропове́дниче благода́ти, моли́ся вы́ну спасти́ся душа́м на́шим.
Книга проиллюстрирована фотографиями росписи собора святителя Григория Паламы
Предисловие к русскому изданию
Дорогие читатели!
Книга, которую вы держите в руках – это плод многолетних трудов архимандрита Мефодия (Алексиу), доктора богословия, настоятеля митрополичьего собора города Салоники. Собор этот освящён в честь святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, жившего в XIV веке, там же почивают его святые мощи. Служа в этом храме и находясь постоянно вблизи мощей такого великого богослова и учителя Церкви, аскета и созерцателя, отец Мефодий размышлял над тем, как сделать доступным для прихожан, и особенно для молодых, богатое и душеполезное литературное наследие святителя Григория Паламы. Витиеватый язык святителя, характерный для Византии того времени, очень труден для восприятия современным читателем, научные издания пестреют множеством сносок, поскольку святой вплетает в свою сложно построенную речь многочисленные изречения и образы, нуждающиеся в пояснениях.
В 2006 году архимандрит Мефодий стал устраивать еженедельные встречи с молодыми прихожанами, преимущественно студентами, беседуя с ними об основах христианской жизни. На этих беседах для того, чтобы говорить не от своего разумения, а от опыта святых отцов, отец Мефодий начал читать вслух и детально разбирать отрывки из творений святителя Григория Паламы. Из таких отрывков, подготовленных к большому ряду встреч, и сложилась данная книга, вышедшая на греческом в 2015 году. Готовясь к каждой беседе, отец Мефодий углублялся в хитросплетённую ткань слов святителя и аккуратно извлекал красную нить главной мысли, бережно сокращая и соединяя фрагменты оригинального текста, соблюдая плавность речи и цельность мысли премудрого автора.
«Это же не научный подход!» – могут воскликнуть некоторые критики. «Это лучше, чем научный подход! – сказали единодушно лучшие греческие патрологи на презентации первого издания книги. – То, что мы делаем научно: критические издания, статьи и монографии – не помогает простым людям понять святителя Григория. А тут мысль святителя изложена его же словами, но проще, понятнее, доходчивее».
Иерархи и монахи также высоко оценили этот труд. «Храню присланную Вами книгу „Жизнь во Христе согласно учению святителя Григория Паламы“ в моей библиотеке как драгоценное сокровище и важное пособие в моём служении» – написал митрополит Месогейский и Лавреотикийский Николай. Подобные отзывы отец Мефодий получил и от многих других клириков, монахов и мирян, а на Афоне эту книгу даже читали вслух во время братских трапез.
В 2017 году в Салониках вышли переводы этой книги на русский и румынский языки, готовится перевод на английский. Теперь настало время, чтобы эта книга пришла и к российскому читателю.
Может быть, кто-то захочет по примеру отца Мефодия устраивать собрания для молодёжи и разбирать с ними творения святителя Григория. Для них небезынтересно будет узнать, что беседы о высоком и душеспасительном богословии в митрополичьем соборе Салоник начинаются с молитвы, причём достаточно продолжительной. Читается малое повечерие (встречи проходят ближе к вечеру) с Акафистом Пресвятой Богородице (или хотя бы с частью его), а потом уделяется время молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас», которая произносится вслух в течение какого-то времени, иногда перемежаясь просто с тишиной. Так было сделано для того, чтобы труды великого исихаста и делателя молитвы Иисусовой ложились на сердце, уже подготовленное и умиротворённое внимательной молитвой.
Надеемся, что эта книга принесёт свои плоды и на нашей земле.
Предисловие к греческому изданию Высокопреосвященного митрополита Фессалоникийского Анфима
С особым интересом я прочёл настоящую книгу, изданную стараниями Духовного центра митрополичьего собора Священной Фессалоникийской митрополии. Этот Духовный центр представляет собой особый проект православной миссионерской деятельности, обращённый к юношам и девушкам, духовным чадам нашей Церкви. Этот миссионерский проект осуществляется под духовной ответственностью Его Высокопреподобия архимандрита Мефодия (Алексиу), настоятеля митрополичьего собора святителя Григория Паламы в Салониках.
Данный миссионерский проект, к которому наше смирение побудило отца Мефодия (Алексиу), начался восемь лет назад. С ним мы обсуждали этот вопрос и вместе решили создать специальную приходскую программу в рамках нашего пастырского попечительства о молодых людях. Эта программа началась и продолжается благословением и Промыслом Спасителя нашего Иисуса Христа и молитвами нашего Небесного заступника, великого отца нашей Церкви, святого Григория Паламы, архиепископа и покровителя Церкви града Салоники. Благоволением и благодатью Архипастыря Господа Иисуса Христа эта молодёжная программа в гостеприимных стенах нашего Духовного приходского центра оказалась удачной, и она постоянно продолжается в том же направлении, во славу Господа.
Один из плодов этого проекта – настоящее издание, увидевшее свет стараниями архимандрита Мефодия (Алексиу). В предлагаемой книге собраны отрывки из проповедей и писаний святителя Григория Паламы, переведённые на современный новогреческий язык. В этих текстах содержится глубочайший духовный смысл, и они ведут к пониманию благодеяний Святого Бога, осознанию нашей ответственности за собственную душу и к осуществлению наших духовных стараний, чтобы каждый из нас достиг великой цели – спасения своей души.
Богословская мысль, глубочайший ум, христоцентричный путь, достоинство добродетелей, целомудренная чистота, смирение, надежда и все другие благодатные дарования человеческого бытия подаются нам из святых рук святого Григория Паламы, который в свою очередь приял их в бескрайнем небесном раю во время своих молитв.
Радуйтесь о Господе и благоденствуйте.
С молитвами и благими пожеланиями,
Митрополит Фессалоникийский Анфим
Святитель Григорий Палама и митрополичий собор города Салоники, освящённый в его честь
Святой Григорий Палама родился в Константинополе в 1296 году. В очень юном возрасте он стал монахом на Святой Афонской Горе. В 1325 году вместе с другими двенадцатью монахами он прибывает в Салоники, где его рукополагают во священника. Ради аскетических подвигов и трудов он удаляется в пустынное место недалеко от Верии. Позже он вновь возвращается на Святую Афонскую Гору, откуда полемизирует с неправославными идеями Варлаама Калабрийского. Святой Григорий излагает духовный опыт Православной Церкви о нетварных энергиях Божиих. Эти энергии освящают человека, который живёт в простоте, покаянии и смирении, пребывает в непрестанных аскетических подвигах и часто приступает к спасительным таинствам исповеди и Божественной Евхаристии.
В 1346 году святого Григория рукополагают в архиепископа Фессалоникийского, и он становится для этого города духовным пастырем и возродителем.
Святитель почил о Господе в ноябре 1359 года и был погребён в кафедральном соборе Святой Софии.
Синодальным решением Вселенской Константинопольской Патриархии святитель Григорий Палама был торжественно причислен к лику святых всего через десять лет после кончины.
С конца XIII века на месте нынешнего митрополичьего собора святого Григория Паламы находилась большая трёхскатная базилика с деревянной крышей, посвящённая сначала Пресвятой Богородице, а затем святому великомученику Димитрию. В конце XVI века этот базиликальный храм стал митрополичьим собором города Салоники и сохранялся в своём неизменном виде до 1890 года, когда был уничтожен огромным пожаром.
Через год по проекту немецкого архитектора Циллера, профессора Афинского политехнического института, был заложен нынешний храм, спроектированный по типу византийского восьмиугольника. Основная часть храма имеет вид креста. Византийские архитектурные элементы в сочетании с неоклассическими придают этому памятнику архитектуры уникальный вид.
Внутри храма слева от входа покоятся святые мощи Григория Паламы, в честь которого и названа церковь.
Введение
Его Высокопреосвященство благословил нам проводить встречи с молодёжью в нашем Духовном центре. Во время этих бесед мы попытались изучать просвещённые слова святителя Григория Паламы, попытались уразуметь его духовное послание современному человеку – человеку, который жаждет истины.
Несомненно, нынешняя молодёжь и вообще современные верующие ищут подлинного учения, которое находится в русле святоотеческого предания Православной Церкви, и таинственной жизни во Христе. Святые отцы знали, в чём состоит глубочайший смысл христианской жизни, поскольку они были людьми молитвы, соединёнными со Христом и друг с другом, они пламенели духом, и потому их дело продолжает жить сквозь века.
В современной реальности наблюдается поверхностная и формальная связь нынешних христиан с духовно глубокой и истинной жизнью Церкви. Люди живут во внутренней и внешней сумятице. Абсолютизировав человеческие знания и земные достижения, они предприняли попытку обмирщения христианской жизни. Результат этого эксперимента очень ясно виден. Мы наблюдаем собственными глазами, как построенный ими карточный домик рушится, а земля при этом уходит из-под ног.
Можно сказать, что сегодня более осязаема необходимость внутреннего общения души с таинственным опытом православной реальности. Православие касается человеческого сердца, очищает и возрождает его, разогревает его и даёт ему надежду. Согласно святому Григорию Паламе, «опыт по природе своей более надёжен, чем доказательство… Тот, кто хочет описать словами ощущение и энергию сияния Божия тем, кто сам не вкусил этого, похож на человека, который пытается описать вкус мёда тем, кто его никогда не пробовал… Цель и начало жизни во Христе и духовного созерцания Бога есть неведение, которое превосходит ве́дение и которое соединено с чистотой и простотой сердца, – ведение, превосходящее всякий смысл. Оно есть сокровенное покаяние и невыразимое прозрение, таинственное и неизреченное созерцание вечного света, которого достигает тот, кто преодолел человеческую природу силою Духа, кто видел Божие сияние и стал его причастником. Человек, всецело обратившийся к Божественной любви, чувствует, что в нём живёт чудо свободы во Христе. Тогда по собственной воле он уже не сообразуется с духом мира сего, не пленён мыслью и не подчиняется делом сладострастию и слабости тела. Его сердце устремляется ввысь, его ум обновляется. И если такой человек когда-нибудь забудется и будет увлечён лукавым, который подстерегает его на пути, то он тут же замечает свою ошибку и покаянием вновь достигает смирения по Богу. Так постепенно в человеке начинает действовать решительное изменение и спасение».
В эпоху смешения понятий и духовного безразличия, результатом которых являются внутреннее оскудение, современный кризис (во всех смыслах этого слова), отсутствие подлинной радости, депрессивное и многопопечительное восприятие мира, в эту сложную эпоху слово святого Григория Паламы возвращает нас к истине. Это слово просто, и его способен воспринять каждый из нас. Оно наполнено истинной мудростью и опытом благодати
Святого Духа. Слово святителя Григория, скрывающее в себе истину, способно убедить в этой истине даже самого предубеждённого человека. Оно открывает неподдельное ведение Бога, подаёт человеку тишину, внутреннюю уверенность и надежду уставшей душе.
Настоящее издание представляет собой отрывки из проповедей, писем и трактатов святого Григория[1], которые были прочитаны и разобраны на собраниях молодёжи Духовного центра митрополичьего митрополичьего собора и опубликованы на нашем сайте www.neoiagp.gr. Мы убеждены в том, что эта попытка поможет нам и научит тому, как следует жить и вкушать истинную жизнь во Христе, а также тому, как можно радоваться внутреннему освобождению, которое приносит только Христос. Если мы примем решение осуществить слова святого Григория в нашей ежедневной жизни, то мы быстро почувствуем, что каждый из нас может стать причастником истинной радости Христова Воскресения и причаститься истинной Жизни, которую Он нам подаёт.
Архимандрит Мефодий (Алексиу)
Духовное наследие святителя Григория Паламы и вневременность его учения
В XIV веке Византии угрожали три опасности: во-первых, западная схоластика, представленная Варлаамом, который учил тому, что человек не может по-настоящему соединиться с Богом, во-вторых, натиск османских турок на Византию и, в-третьих, славянские набеги на Македонию, соединённые с духом эгоцентризма и суеверий, которые господствовали в тех краях. Таковы были обстоятельства, в которых подвизался святой Григорий Палама.
Святитель Григорий почитается нашей Церковью в воскресенье, следующее после Недели Торжества Православия, как образец православной жизни и учения. Действительно, если бы в его эпоху возобладали воззрения Варлаама, то жизнь христианина была бы не путём к обожению, а простым человеческим движением, лишённым свежести веяния Духа Святого. Личность боговидца Григория Паламы и его православное богословие, которое основывается на обожении человека посредством нетварных энергий в Церкви Христовой, делают святого исключительным явлением как его эпохи, так и современности. Святой Григорий Палама отвечает на основной вопрос каждого христианина: «Могу ли я увидеть Бога?» И его ответ таков: «Да, ты можешь увидеть Его в себе, увидеть духовно, если со всем своим покаянием и смирением, с болью душевной, ты обратишь к Нему свою молитву: „Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя“».
В своих проповедях святой Григорий никогда не ставит себя самого вне человеческой немощи. Он обращается к Богу с сильным чувством и глубоким смирением. Чем больше святитель преуспевал в аскезе и чем больше он принимал внутреннее просвещение, тем меньше он был подвластен тем немощам, которые характерны для человеческой природы. Однако его сокрушение и смирение были глубоко укоренены в нём благодаря вниманию к сердечным движениям. Именно по этой причине он ощущал себя слабым грешником и не готовым к тому, чтобы пережить внутреннее озарение Божественным Светом. Находясь в таком смиренном расположении духа, святитель Григорий в молитве своей просил: «Пресвятая Богородице, просвети тьму мою».
Святой Григорий неуклонно верил в то, что очищение и исцеление человека может осуществиться, если он будет заниматься умной молитвой, которую должен полюбить и ради стяжания которой должен трудиться каждый верующий христианин. Вот как сам святой говорит в проповеди, произнесённой во вторую Неделю святой Четыредесятницы: «Поскольку приблизилось Царство Божие, которое и внутри нас есть, давайте делами покаяния соделаем себя достойными его. Принудим себя к тому, чтобы отсечь наши злые привычки и предубеждения. Будем ревностными в терпении, в смирении и в вере наших отцов. Умертвим наши земные уды, всякую злую страсть и любостяжание, особенно же в сии дни поста. Церковь напомнила нам о будущем Суде и изгнании Адама для того, чтобы мы стали более собранными. Не будем предаваться невоздержанию. Не будем отворять двери перед страстями. Не будем разрушать нашу внутреннюю гармонию своими слабостями. Давайте возлюбим путь, который ведёт в вечную жизнь».
Описывая свою радость от того, что христиане Салоник собираются на богослужение туда, где он служит как архиерей, святитель Григорий пишет: «Предстоя в священном храме пред Богом вместе с вами и поворачиваясь, чтобы взглянуть на вас, я вижу, как вы воссылаете гимны и моления к Богу с пониманием и умилением. Или же видя, как кто-то из вас стоит молча и слушает со вниманием, я тут же воодушевляюсь и от одного этого зрелища преисполняюсь веселием и прославляю Небесного Отца – Христа, без Которого человек не может сотворить ничего доброго. Давайте же поможем и тем, кто видит нас в час, когда мы славословим Бога, – дабы и они познали, что дом сей имеет в себе Христа и отсюда человек восходит на Небо, туда, где постоянно пребывает Тот, от Кого мы получим воздаяние и наследие».
Может ли современный человек легко почувствовать актуальность, содержащуюся в этом духовном наследии святого Григория Паламы? Несомненно веруем, что да. Автономность человека, его желание самодостаточности и независимости от Бога не смогли дать ему ответ на его глубочайшие вопросы и поиски. Эту трагедию переживает современный человек и не имеет сил преодолеть её самостоятельно. Духовная раздробленность, ощущение пустоты, одиночество и скорбь доказывают наше божественное происхождение. Все люди сегодня чувствуют слабость перед современной тенденцией насадить дух глобализма, который считает человека не личностью, а биологической единицей. Святой Григорий Палама показывает нам путь внутреннего освобождения от современного кризиса. Согласно учению святителя, мы сами содействуем происходящему смешению, поскольку живём скудной духовной жизнью. Исцеление может начаться только изнутри нас самих. Там, внутри себя, нам надо работать для того, чтобы контролировать наши страсти и слабости, чтобы вновь обрести смирение и покаяние как высочайшие ценности, необходимые для каждой человеческой личности.
Совершая эту борьбу, мы сможем на собственном опыте приобщиться Христу и просветиться нетварными энергиями Святого Духа. От нас самих требуется произволение воли, чтобы мы смогли открыть своё сердце. Мы должны прибегать к человеколюбивой благодати Божией посредством исповеди, поста, ежедневного молитвенного усердия и чтения Слова Божия. Всё это – средства, которые лучше подготовят нас к Божественной Евхаристии, соединяющей нас со Христом, Тела и Крови Которого мы причащаемся в этом Таинстве.
Такое духовное усердие будет с нашей стороны лучшим способом оказать честь святителю Божию Григорию Паламе, который предпринял столь много трудов и подвигов ради того, чтобы сохранить неискажённой истину в Церкви Христовой.
Архим. М.А.
Послание к своей Церкви
Велик Промысл Бога о нас, и велика Его мудрость. Высота и глубина этой мудрости непостижимы. Есть некоторые люди, которые, по причине слабости ума, вращаются – словно у них кружится голова – в вещах мира сего и отвергают этот Промысл, с нечестием обвиняя и добродетель, и самую веру. Человек же здравомыслящий чем больше всматривается в бездну и в высоту любви Бога к нам и чем больше старается прикоснуться к этой любви в меру своих возможностей, тем больше он желает повествовать о видимом и о невидимом. По Промыслу и домостроительству Божию в людях становятся явными дела Господа нашего Иисуса Христа и Бога всех.
Я верю, что вы желаете слушать то, что я пишу вам, потому что дети хотят узнать новости от своего отца. Когда я был с вами, трудясь в слове как в беседах наедине, так и обращаясь ко всем публично, я учил вас пути, который ведёт ко спасению. Я делал это без колебаний, не смущаясь тем, что моё учение может показаться кому-то тяжёлым. Так и сейчас, находясь вдали от вас и будучи обуреваем искушениями, я пишу вам без колебаний и напоминаю вам о том, что у нас есть Христос – Бог Живой и Истинный. О Христе свидетельствует не только Бог Отец и пророки, но и сами Его дела. Итак, справедливо, что Он требует от нас, Его последователей, чтобы наша вера была живой и истинной. У нас получится это, если мы будем жить по евангельским заповедям. Так мы получим свидетельство о том, что мы подлинные дети Бога. А если мы Его дети, то и наследники Божии и сонаследники Христу (Рим. 8:17).
Это и есть наша живая вера, которую должны сопровождать наши дела. Тот, чья вера мертва (а мертва она, когда человек не творит благое), и сам мёртв, потому что он не живёт в Боге и не пребывает в Нём – Единственном Подателе истинной и нетленной жизни. Человек, принявший решение жить со Христом, подобно спасшемуся блудному сыну, понимает, что значит лишить себя истинной жизни, удалившись от Отца. Возвращаясь к Богу делами покаяния, он слышит слова евангельского отца из притчи о блудном сыне, обращённые непосредственно к нему: Это сын мой, который был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся (Лк. 15:24). Какая польза, если человек говорит о том, что у него есть вера, но его дела не согласны с ней? Разве сможет вера спасти такого человека? Конечно, нет. Ты веруешь, что Христос – Истинный Бог? Хорошо, что ты веруешь. Но и бесы тоже веруют и трепещут (Иак. 2:19). И при всей своей вере бесы совершенно враждебны Богу, потому что они противятся Ему своими делами.
Можешь ли ты объяснить мне, каким образом человек неверующий поверит, что ты действительно веруешь в Родившегося от Девы Марии Бога, когда сам ты не живёшь целомудренно? Как пьяница и раб невоздержного чрева может быть истинным чадом Того, Кто сорок дней постился в пустыне и установил закон воздержания Своей жизнью? Как человек немилосердный к другим может быть подобен Тому, кто учит: Будьте милосердны (Лк. 6:36)? Возможно ли, чтобы человек, у которого отсутствуют сострадание, незлобие и смирение, следовал за Христом, Сказавшим: Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдёте покой душам вашим (Мф. 11:29)?
Кто-то из вас может возразить: «Но Христос ведь был Богом и потому был чужд всякого греха». Да, это так. Но я прошу от тебя не Божественной, а всего лишь человеческой добродетели. Начни вот с чего: покажи сперва сам своё доброе расположение, положи доброе начало, а Бог в Свою очередь подаст тебе завершение добродетели. Удались от зла и переселись в страну добродетели. Прими решение осуществить дела покаяния, и чудодейственным образом ты приобретёшь божественные добродетели от Духа Святого. Таким-то вот способом и обожествляется человек. Тот, кто прилепляется к делам добродетели, становится един с Богом, благодатию Святого Духа. Да пребудет она со всеми вами.
О мире между собой
Все мы между собою братья, потому что все мы происходим от Единого Отца и Создателя. Только мы созданы по образу Бога. Также все мы происходим от одного земного отца – Адама. Кроме того, все мы живём в одном месте, и у нас одна общая Мать – Церковь. Начальник Церкви и Совершитель – Христос, Подлинный Сын Божий. И Он нам не только Бог, Он Сам захотел быть ещё и нашим Братом, и Отцом. Когда Он явился жёнам, пришедшим на Его гроб после Его тридневного воскресения из мёртвых, то сказал им: Пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня (Мф. 28:10).
Апостол Павел пишет: Как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола (Евр. 2:14). Все мы благодатью Святого Духа крестились в одно Тело. У нас одна вера, у нас одна надежда на Единого Бога, Который любовью Своей собирает нас вокруг Себя, делая всех нас членами и Своими, и друг друга.
По действию лукавого, к несчастью, среди нас появляется равнодушие и даже подчас ненависть. Любовь ушла. Сейчас мы прекратили общение между собой и становимся враждебными друг к другу. Именно по этой причине возникают междоусобные противостояния, смущения и волнения. Мы живём в одном городе и при этом становимся неприятелями друг другу. Если бы на наш город посмотрел человек со стороны, то он решил бы, что его захватили враги! Многие рыщут по городу и разрушают дома, расхищают не принадлежащее им имущество, с бешеным безумием вытаскивают на улицу домовладельцев и набрасываются на них с убийственными и бесчеловечными намерениями. Какое безумие! И кто измерит степень нашего окаянства? Град наш сам воюет с собой и сам разрушает себя своими руками! Люди благородные замолчали от страха, тогда как люди подлые и злонравные овладели всем!..
Не расстраивайтесь от того, что слышите, потому что я говорю вам правду. И говорю я вам её, чтобы вы осознали, какая немощь нами овладела, чтобы вы поискали и нашли её причину. Я пытаюсь пробудить в вас желание исцелиться, дабы вы устремились к этому исцелению и, получив его, хранили бы. Ведь по какой причине вы потеряли любовь к своим ближним и к Богу? Ни по какой иной, как только оттого, что вы, будучи склонны ко греху, избрали грех. Господь в Евангелии говорит, что по причине умножения беззакония во многих охладеет любовь (Мф. 24:12). Однако когда любовь совсем охладевает, от нас отступает и благодать Божия, и Его попечение о нас.
Чтобы было понятнее, приведу вам такое сравнение. Душа каждого из нас подобна масляному светильнику. Масло горящее в этом светильнике, есть делание блага, его фитиль – любовь. На верхушке любви, как горящий огонёк, почивает благодать Святого Духа. Когда в светильнике заканчивается масло, то есть человек когда перестаёт творить благо, любовь, которая уподобляется в светильнике души фитилю, охлаждается и огонь гаснет. Таким же образом гаснет огонь и свет благодати Божией в людях, которые сами отогнали от себя любовь. Соблазны и смущения между нами происходят оттого, что Бог отвратил от на Своё лицо. Мы сами предпочли грех. По этой-то
причине нас обуревают междоусобные брани и волнения. Руку свою прилагает к этому и начальник злобы, который старается сделать из людей зверей, старается, чтобы они приобрели бесовский нрав, восставая против Живодавца Христа и сопротивляясь Ему.
Так вернитесь же на путь Евангелия Христова! Пусть между вами всегда царствует единодушие – тогда к нам вернётся Господь. Только тогда Он почиет на вас вместе с миром и благодатью Святого Духа. Мы же приходим к вам как предстатели пред Христом, потому что Он утешает вас при нашем участии. Примиритесь с Богом. Осознайте, что вы родня между собой не только по духу, но и по плоти. Не мыслите злого и никогда не желайте воздать злом за зло. Победите зло добром и от всего сердца возлюбите любовь друг к другу, дабы приобрести Божественную любовь. Те, кто не любит своих братьев, не могут иметь любви к Богу, и сами лишают себя Его благодати и попечения.
Братья, послушайтесь моих слов. Я проповедую вам мир и прошу вас стать моими сотрудниками в деле достижения этого мира. Простите друг другу всевозможные обвинения и станьте чадами мира. Христос заповедал Своим ученикам (а через них и каждому из нас) приносить и провозглашать мир, входя в любой город или дом. Апостол Павел пишет: Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа