Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха бесплатное чтение

Скачать книгу

John Kruse

Dance, Love and Ecstasy: The Modern Cult of Dionysos-Bacchus

Права на перевод оформлены через Deanna Leah, HBG Productions, Chico CA (www.hbgproductions.com)

© 2022 by John Kruse

© Перевод на русский язык, издание на русском языке. АО «Издательская группа «Весь», 2023

Дорогой читатель!
Рис.0 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Искренне признателен, что Вы взяли в руки книгу нашего издательства.

Наш замечательный коллектив с большим вниманием выбирает и готовит рукописи. Они вдохновляют человека на заботливое отношение к своей жизни, жизни близких и нашей любимой Родины. Наша духовная культура берёт начало в глубине тысячелетий. Её основа – свобода, любовь и сострадание. Суровые климатические условия и большие пространства России рождают смелых людей с чуткой душой – это идеал русского человека. Будем рады, если наши книги помогут Вам стать таким человеком и укрепят Ваши добродетели.

Мы верим, что духовное стремление является прочным основанием для полноценной жизни и способно проявиться в любой области человеческой деятельности. Это может быть семья и воспитание детей, наука и культура, искусство и религиозная деятельность, предпринимательство и государственное управление. Возрождайте свет души в себе, поддерживайте его в других. Именно это усилие создаёт новые возможности, вдохновляет нас на заботу о ближних, способствуют росту как личного, так и общественного благополучия.

Искренне Ваш,Владелец Издательской группы «Весь»Пётр Лисовский
Рис.1 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Благодарности

Рис.2 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Благодарю всех тех, кто предоставил материалы для этой книги. Отдельно хочу поблагодарить веб-сайты theoi.com, topostext.org и attalus.org за их труд по предоставлению переводов греческих и римских текстов, которые составляют основу первой части. Также мне хотелось бы отметить заслуги многих других людей (не пожелавших, чтобы их имя появилось в печати), которые собрали в Сети древние тексты, поэмы, романы и произведения искусства.

Особую благодарность выражаю команде архивов библиотеки университета Трент и библиотеки города Питерборо в Онтарио, а также неизменно любезным сотрудникам Лондонской и Британской библиотек.

Рис.3 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Вступление

Рис.2 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • Вина просил я, нот – пьянее, чем вчера,
  • Но лишь закончен пир и в лампах свет затих,
  • Являлась тень твоя, Кинара! До утра
  • Все одинок я был, истерзан страстью старой,
  • Вновь вожделел я губ твоих:
  • Я верен на свой лад тебе одной, Кинара![1]

Дионис – греческий бог виноградарства и виноделия, бог роста и плодородия растительности (особенно садов и виноградников) и, наконец, бог безумия, ритуального неистовства, религиозного экстаза, празднеств и театра. Из-за связи с растениями его также стали ассоциировать со смертью, воскрешением и возрождением. У греков он был также известен под именем Bákkhos, которое после заимствования римлянами стало читаться как Вакх (или Бахус).

В этой книге я расскажу о связи между культом Диониса и вечной одержимостью людей наркотиками, сексом и экстазом.

Рис.3 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Об экстазе

Рис.2 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Божественное всегда необычно, и во многих религиях мира на протяжении всей истории человечества сильные переживания, которые меняют или расширяют человеческое сознание, считались неотъемлемой частью веры и церемоний. Переживания эти могли возникнуть в результате естественной предрасположенности человека (как в случае с некоторыми мистиками), при помощи особых техник, таких как медитация или определенные движения, либо же вследствие употребления различных веществ, но как бы то ни было, этот человек получал способность увидеть то, чего не видят другие, вступить в контакт с высшими существами. Религиозный экстаз был известен в Греции и до появления культа Диониса, но тогда он не играл такую важную роль в богослужениях. Среди небольшого числа местных экстатических культов были некоторые почитатели Артемиды, Гекаты, Пана и, что примечательно, Кибелы, чьи жрецы-корибанты прославляли богиню танцами и битьем в барабан[2].

Значение упомянутых культов было не столь велико, в отличие от культа Диониса, который привлек большое число последователей и был тесно связан с состояниями исступления и экстаза. Последнее слово пришло к нам из французского и латинского, а произошло оно от классического греческого ekstasis, от глагола existanai, «вытеснить с места» – отсюда выражение existanai phrenon, «свести человека с ума». В классическим понимании, ekstasis – это состояние «сумасшествия» и «смятения», при котором человек «выходит за рамки» привычного поведения и образа мыслей, утрачивает нормальное восприятие и подвергается мании или исступлению. Однако позднее этимология слова обогатилась новым значением, а именно «выход души из тела, мистический или пророческий транс».

Люди могут испытать экстаз несколькими способами. Можно выпить или вдохнуть опьяняющие вещества либо прийти к этому состоянию более прямым физическим путем – при помощи медитации, танца или, безусловно, секса. В культе Диониса сочетание всего перечисленного позволяло достичь измененного состояния сознания или исступленного возбуждения.

Кроме того, последователи божества были «энтузиастами» – или по-гречески, enthousiastes – то есть теми, кто одержим или вдохновлен богом. Позднее слово enthusiasm стало обозначать исступление или вдохновение, а entheos – присутствие бога внутри. Слияние бога и его последователя во время церемоний, процесс, включавший публичную потерю себя, является основополагающим для культа Диониса, что будет неоднократно подчеркиваться по ходу книги.

Рис.3 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Часть 1. Дионис в древнем мире

Имена

Рис.2 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

В разное время и в разных культурах бог Дионис был известен под множеством имен и эпитетов, отличавшихся необыкновенным разнообразием. Прежним поколениям они были знакомы так же хорошо, как и древним грекам, и многие из этих имен можно встретить в поэзии XIX и XX вв. без всяких объяснений. Поэтому следующий раздел может послужить глоссарием для многих стихотворений, которые будут упоминаться в дальнейшем, а также предоставит обзор многочисленных функций и ипостасей божества.

Этимология

Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Первая часть имени бога произошла – еще с древних времен – от формы родительного падежа имени Зевс (Zeus), то есть Диос (Dios). Происхождение второй части имени – nūsos – неясно. Оно может быть связано либо с горой Ниса (местом рождения бога, согласно греческой мифологии), либо с деревьями, либо означать «сын», то есть Дионис – это, попросту говоря, «сын Зевса» или, возможно, «молодой Зевс».

Дионис также известен как Вакх или Бахус (Bákkhos), это имя позаимствовали для божества римляне, а исступление, которое он наводит – вакхея (bakkheia). Судя по всему, это слово имеет один корень со словом bakkhii, которое обозначает безумство, вызванное распитием вина. Таким образом, Дионис, скорее, является богом вакхантов, обезумевших от выпитого, чем последователи бога называются в его честь. Независимо от происхождения, все эти родственные слова подчеркивают тождественность между богом и его почитателями, которая лежит в основе их веры. Посвященный в божественные тайны сам становился вакхосом (bakkhos) и вакхе (bakkhe) – важнейший момент, к которому мы еще не раз вернемся[3].

Другим именем, бывшим в ходу у римлян, было латинское Либер (Liber), которое означает «свободный». Оно применялось к божеству из-за его связи с распитием вина, а также с Вакханалиями и другими ритуалами, и, следовательно, со свободой, которая с ними ассоциировалась. Посох бога, тирс (thyrsos), который иногда был увит плющом и сочился медом, становился то благодетельным жезлом, то оружием, способным уничтожить тех, кто выступал против культа божества и свобод, которые он символизировал.

Римское имя Либер связано и с другим греческим титулом – Элевферий (Eleutherios, освободитель). Вино, музыка и экстатические танцы бога освобождали его последователей от стыда, страха и забот и ослабляли гнет властителей. Как мы уже видели, участники таинств считались одержимыми и вдохновленными этим богом. Наконец, имя Адоний (Adoneus), которое считается устаревшим и редко встречается в римской литературе, – это латинизированная форма имени Адонис. Оно также служило эпитетом Бахуса.

Эпитеты

Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • [Матери и молодицы]
  • Ладан несут и зовут Лиэя, Бромия, Вакха, <…>
  • И добавляют: Нисей, Тионей нестриженый, имя
  • Также дают и Леней, веселящих сеятель гроздьев,
  • Также Иакх, и Эван и отец Элелей, и Никтелий,
  • Много имен и еще, которые некогда греки
  • Дали, о Либер, тебе![4]
Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Диониса называли полиморфом (polymorphos) или полиидом (polyeides), обладателем множества форм, а также «змеем с тысячей голов» и «богом с тысячей имен». И он вполне заслуживал эти титулы. Считалось, что он избегает быть названным, а его отношения с другими богами отличаются двусмысленностью и парадоксальностью. Он бог растительности, но его также представляли в виде растерзанного младенца; он был богом роста и жизни, который в то же время имел связи с миром мертвых[5].

Греческий историк Диодор Сицилийский верно отметил, что «люди дали Дионису множество прозвищ, каждое из которых обусловлено тем или иным явлением, имеющим отношение к этому богу»[6]. И действительно, на протяжении веков и во всем древнем мире Дионис был известен под огромным многообразием имен и прозвищ. Для удобства анализа мы можем разделить эти многочисленные именования на несколько категорий.

Некоторые имена можно отнести сразу к нескольким категориям, поскольку их происхождение имеет больше одного возможного объяснения. О юных годах Диониса существует множество легенд, от которых пошли и многие его прозвища. Впрочем, с равной вероятностью можно утверждать, что некоторые легенды сочинили в попытке объяснить эти прозвища, так как их происхождение было утрачено. Многие имена также связаны с храмами, которые располагались в определенных местах, но о них здесь речь не пойдет.

СЕКС И ЛЮБОВЬ

Androgynos (андрогинный в совокуплении) – имя отсылает к привычке бога исполнять как активную («мужскую»), так и пассивную («женскую») роли в сексе;

Arsenothelys – андрогин;

Choiropsalas – «поглаживающий женские прелести», греческое слово «свинья» использовалось для сленгового обозначения женских гениталий. Это отсылка к роли Диониса как божества плодовитости;

Dusales – гибрид;

Erikipeos – двуполый;

Gynnis – женственный;

Intonsus – нестриженый, небритый, отсылает к вечной (безбородой) юности бога;

Laphystios – ненасытный;

Orthos – поднятый или яростный;

Phallen/phales – имеющий отношение к фаллосу. Однажды в Митимне на острове Лесбос в сети рыбаков попалось знаменитое деревянное изображение бога. Местная жрица объявила, что больше всего оно похоже на Диониса Фаллена, и ему тут же установили святилище[7];

Pseudanor – буквально «ложный муж», отсылает к женским качествам божества;

Psilas – безбородый.

ВИНО

Особого внимания заслуживает тот факт, что Дионис/Вакх – бог вина, несущий восторг и забвение. Многие из его имен связаны именно с этим, но сходство вина с кровью также может относиться к его функциям воскресшего божества.

Acratophorus – дающий неразбавленное вино;

Agathus Daemon – благой дух;

Braetes – термин, связанный с пивоварением;

Hygiates – дающий здоровье, из-за психологической пользы от умеренного распития вина в компании;

Iatros – отрада;

Lenaius – бог виноградной давильни или чана;

Lyaeus или Lyaios – освободитель или буквально избавитель; тот, что избавляет от тревог и забот;

Lysius – избавляющий, освобождающий от вины;

Mainomenos – пьяный бог;

Melpomenos – бог радостных песен, назван в честь музы театра;

Morychus – «замаранный», потому что его изображение покрывали застарелые пятна вина.

Oeneus – темно-красный, виноцветный, отсылает к тому, что Вакх – бог виноградной давильни;

Omphakites – бог незрелого винограда;

Polygethes – несущий радость; прослеживается очевидная связь с charma brotoisin, богом множества радостей;

Protrygaios – первый урожай винограда;

Psilax – окрыленный. Причина такого наименования в том, что «вино поднимает дух у людей и дает полет их мыслям ничуть не меньше, чем крылья птицам»[8];

Skyllitas – относящийся к виноградной лозе;

Staphylites или staphylos – бог винограда, отсюда происходит и polystaphylos, тот, что из обильных гроздей;

Theoinus – бог вина на фестивале в Аттике.

ВЛАСТЬ

Aisymnetes или aesymnetes – тот, кто властвует или правит;

Agrionos – дикарь;

Agyieus – защитник путей; также употреблялось по отношению к посвященным богу столбам или алтарям, которые устанавливались на улицах;

Anthroporraistes – убийца людей;

Briseus – тот, кто побеждает;

Enyalios – воинственный;

Eubouleus – бог доброго совета;

Indoletes – что означает «убийца индийцев», из-за легендарного похода Диониса против народа Индии;

Meilichios – благосклонный или милостивый;

Melanaigis – носящий черную шкуру козы или эгиду;

Patroios – отеческий;

Pergetes – благодетель;

Sisopolis – спаситель города;

Thesmophoros – законодатель.

ВОСКРЕШЕНИЕ

Bromios – ревущий, как ветер или гром; преимущественно связано с центральным в мифе о боге сюжетом о смерти и воскрешении, но также с его превращением во льва и быка и с шумом, который поднимает пьяная компания;

Chthonios – хтонический, то есть подземный;

Erechtheos – зарожденный в загробном мире;

Erikryptos – полностью скрытый;

Morychos – темный;

Ploutos – богатство, но также связан с Плутоном/Аидом;

Taurophagus, что значит поедающий быка, и tauros – бык. Это животное связано с мифом о возрождении Диониса после убийства титанами. Его также называют tauromorphos (имеющий форму быка). Софокл писал, что в Афинах бог даровал быка победителям дифирамбических (поэтических) состязаний, которые проводились на ежегодных празднествах – Дионисиях. Имя bougenes, теленок, тоже сюда относится.

ПРИРОДА И ПЛОДОРОДИЕ

Aegobolus – стреляющий в коз или убийца коз. Похоже, это связано с тем, что за козами закрепилась репутация естественных врагов виноградных лоз, но может также отсылать к тому, что виноградникам делали подношение в виде козьей крови;

Agrios или Agrionios, что означает дикий;

Anthion или antheros – из цветов;

Auxites – дающий прирост;

Dendrites – древесный. Дионис был покровителем всех искусственно выращенных деревьев. Он помогал им расти и особенно в садах;

Endendros – тот, что в дереве. Что интересно, ранние изображения бога представляли собой простые деревянные столбы, возможно, задрапированные в плащ, и с маской вместо лица;

Enorches – с яичками или внутри них. Это связано с воспроизводством, но также с одним из мифов о рождении Диониса (см. далее);

Hyes – влага или удобряющий бог;

Iraphiotes/eriphos – козленок. Иногда бог принимал форму козла. Рассказывали, что, когда жена Зевса Гера невзлюбила маленького Диониса и задумала его погубить, отец превратил его в козла, чтобы скрыть. На празднествах символом бога часто становился козленок, начиненный яблоками, которые в свою очередь символизировали бессмертие. В Аттике проводился фестиваль Диониса под названием Phellos – судя по всему, от слова phellea, что означало скалистую землю, пригодную для выпаса коз;

Isodaites – бог, разделяющий дары/жертвы поровну между всеми;

Kemilius – молодой олень;

Kissos – бог плюща;

Liknites – из веялки или корзинки для сбора урожая. В младенчестве такая корзинка служила богу колыбелью, и, вероятно, именно в ней он пересек океан по пути в Грецию;

Melanaigis – из черной козьей шкуры. Если Дионис не представал в облике козла (см. iraphiotes выше), он мог явиться одетым в козью шкуру в знак своего родства с этим животным;

Mielekos – сладкий, как мед или смоква;

Pelekys – бог топора;

Perikionius – взбирающийся по колонне, т. е. плющ, растение, постоянно ассоциируемое с богом;

Phleon – дающий обильную или богатую листву,

Phleus – прилагательное, связанное с цветением растений;

Phytalmios – бог роста растений;

Semeleios – означает «тот, что из Земли», «сын Семелы», связано с одной из легенд о его рождении;

Sykites – связано со смоквами. Еще одним именем было meilichios, от meilicha, смоква. Бога также называли «благим плодом», «богом зеленых плодов» и тем, кто велел плодам вырастать. Гранаты тоже связаны с Дионисом, они символизируют кровь, которая пролилась, когда титаны растерзали его в детстве (см. далее);

Thyllophorus – несущий листья;

Triptolemos – сеятель.

КУЛЬТ

Aisymnetes – носящий маску;

Bakcheutos – громкий;

Bassareus – имя происходит от слова bassaris или лисья шкура, которую надевали участники мистерий. Словом bassara или bassaris называлось длинное одеяние, которое носил сам бог;

Bougenes – рожденный коровой, на Лернейских мистериях;

Epaphaios – вдохновляющее неистовство;

Eriboas – плакальщик;

Evius – отраженный крик;

Gynaimanes – вдохновитель неистовых женщин;

Iacchos – повелитель воплей и криков;

Katharsios – очиститель;

Kistophorus – «корзина или несущий плющ», что отсылает к священным для бога корзинам;

Lampteros – сияющий или несущий факел. Это имя отсылает к тому, что божественные ритуалы проводились ночью в сосновых рощах, при свете факелов. В Пеллене был храм, посвященный именно этому воплощению божества; местные жители проводили фестиваль под названием Lampteria (праздник огней), во время которого приносили в храм горящие факелы и выставляли по всему городу чаши с вином[9];

Maenoles – безумный или буйный. Эта фраза впервые встречается в «Илиаде» и связана с оргиастическим характером поклонения божеству[10];

Maenomenos – расширяющий сознание, предводитель менад;

Melpomenos, певец – см. также erikapaios, вечный певец;

Mystes – из тайн;

Nyktypolos – ночной;

Omadios/omestes – пожиратель плоти, имя отсылает к человеческим жертвоприношениям богу;

Perikionos – столб, из-за раннего способа изображения бога;

Philopaigmos – друг сатиров;

Soter – в значении «спаситель»;

Soterios – исцеление от безумия;

Thuoneus – исступленный или вдохновленный (термин, связанный с «полным энтузиазма»);

Trieterikos – бог, чьи празднования справляются раз в три года;

Zagreus – рогатый или охотящийся бог.

ИСТОРИЯ ЖИЗНИ

Dimetor – дважды рожденный. Изначально это может иметь отношение к виноградарству, где бог впервые рождается вместе с первыми побегами растения, а второй раз в созревших виноградных гроздьях. Однако разные, появившиеся отдельно друг от друга легенды описывают два физических рождения, как мы увидим позднее. Amphietes, бог двух лет, и dissotokos, бог двух начал – имена, однозначно связываемые с Дионисом, к каковым можно причислить и dimorphos (см. ниже), бог двух форм, хотя оно может отсылать и к его способностям к перевоплощению. Роберт Грейвз чудесно описывает эту способность, утверждая, что Дионис «постоянно преображается… [то явится] «диким быком, многоголовым змеем или огнедышащим львом», на его усмотрение»[11];

Dimorphos – Дионис был известен как бог двух форм, потому что, по предположению Диодора Сицилийского, «было два Диониса, старший из которых был бородатым, поскольку в древности все отращивали бороду, а младший – нежным и прекрасным юношей, как о том сказано выше. Некоторые считают, что двуобразным этого бога называют потому, что состояние опьянения бывает двояким: одни становятся буйными, а другие – веселыми»[12].

Dithyrambos – двувратный, использовалось на фестивалях, отсылает к преждевременному и двойному рождению;

Ignigena (на латыни) или pyrigenes (на греческом) – рожденный из огня. Это может быть связано с представлением о том, что ядовитые грибы вырастают там, где ударила молния, которую метнул Зевс (см. далее);

Kouros – мальчик;

Limnaios – рожденный из болота;

Merotraphes – буквально разрывающий рубец, что, вероятно, связано с легендарным рождением бога из бедра Зевса – по той же причине бога еще называют eiraphiot («вшитый»);

Nysian – согласно легенде, он основал город Ниса;

Pentheus – этот титул связан со словом, обозначающим страдание или боль, и похоже, что эта часть божественного культа включала идею того, что на его долю выпали страдания, которые он преодолел;

Protogonos – первенец;

Sphaleotas – хромой. Роберт Грейвз связывал вихляющую походку с эротизмом, поскольку она могла подчеркивать ягодицы. По-видимому, греческие проститутки назывались salmakides, потому что виляли задом (saleuma)[13];

Telagios – из моря;

Thriambus – это имя было дано, поскольку, согласно имеющимся источникам, бог был первым, кто праздновал триумф (thriambos) по прибытии на родину из индийского похода, откуда он вернулся на слоне и с богатой добычей[14];

Trigonos – трижды рожденный (см. выше).

БОЖЕСТВЕННАЯ ПРИРОДА

Aysios – тот, кто освобождает;

Braites – разрушитель;

Eleutherios (освободитель) – любопытно, что этот эпитет он делил с Эросом;

Hugiates – дающий здоровье; у прозвища iatpos было такое же значение. В своем знаменитом Амфиклейском храме в Фокиде Дионис исцелял недуги, являя больным во снах нужные лекарства. Использование имени theos soter (бог-спаситель), которое упоминалось ранее, связано с его властью над болезнями так же, как и с его победой над смертью и возрождением[15];

Kechenos – храбрый;

Lampter – свет;

Lysius – разрушитель или избавитель;

Mitrephoros – носящий корону;

Musagetes – бог муз;

Saotes – спаситель.

Наконец, один греческий поэт собрал все черты Диониса в одном хвалебном пеане, обратившись к нему так:

«Ревнивый, очень гневливый, завистливый, насылающий зависть, нежный, сладко пьющий, сладкоголосый, обманщик, фракиец, тирсоносец, собутыльник, неустрашимый, истребитель индийцев, желанный, лиловый вьюн, верховный жрец, гуляка, рогатый, увенчанный плющом, шумный, лидиец, повелитель виноградной давильни, гонитель тревог, исцеляющий от печали, таинственный, неистовый, дающий вино, тысячеликий, бог ночи, бог-пастух, оленеподобный, одетый в оленью шкуру, метатель копья, общий для всех, приводящий гостей, желтоволосый, вспыльчивый, твердый духом, любитель горной тени, блуждающий в горах, пропойца, бродяга, увитый множеством гирлянд, вечный кутила, ломающий разум, стройный, морщинистый, одетый в овечью шкуру, прыгун, сатир, сын Семелы, веселый, быколикий, убийца тирренов, скорый на расправу, наводящий сон, жидкий, свадебный, обитатель лесов, охочий до диких зверей, ужасный, любитель смеха, странник, золоторогий, изящный, расслабляющий ум, златокудрый, баламутящий душу, лжец, непрестанно галдящий, сезонный, пожиратель сырой плоти, вскормленный в горах, гремящий в горах»[16].

Если прочитать все эти титулы и свойства подряд, они вдруг покажутся противоречивыми, а их сочетание в одной личности – невозможным. Это характерно для многих других божеств, но особенно для Диониса, это его определяющая черта. Он сложен и многогранен, и благодаря этому может предложить тем, кто ему поклоняется, самые разные варианты развития. Он традиционный бог плодородия, из чего развилась его функция покровителя вина – а отсюда уже песен, восторга и пьянства. Если говорить об опьянении в общем, можно увидеть Диониса в роли успокаивающего бога, который избавляет своих почитателей от тревог. Развивая эту концепцию освободителя, его можно представить победителем смертности, а также повседневных страданий. Дионис символизирует экстаз и облегчение, именно поэтому ему поклонялись в древности, а кто-то продолжает восхищаться им сегодня.

Рис.3 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Дионис – жизнь и деяния

Рис.2 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Дионис был одним из самых ранних богов материковой Греции. Первые письменные свидетельства о его культе были найдены во дворце Нестора в Пилосе и датируются 1300 г. до н. э. Вероятно, уже в этот ранний период были в ходу подношения или плата вином. Другие источники, найденные на Пилосе, содержат записи о культе бога Элевфера (Eleutheros), которого тоже считали сыном Зевса и которому часто приносили в жертву быков. Образы Зевса и быка, а также семантическая связь, существующая между именем Элевфер и именем латинского божества Либер Патер (Liber Pater), позволяют предположить, что этот бог мог просто быть Дионисом под другим именем.

Таким образом, даже в столь ранний период уже существовало несколько форм Диониса и/или путаница относительно его происхождения. Это в свою очередь позволяет предположить, что этот культ возник задолго до появления исторических источников и что рассказы о его жизни и деяниях передавались из уст в уста на протяжении многих поколений.

Легенды о боге и его спутниках

Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

К VII в. до н. э. Дионису уже поклонялись не только как богу вина. Божество стало ассоциироваться со свадьбами, смертью, жертвой и сексуальностью, а образ свиты из сатиров и танцоров на тот момент уже окончательно закрепился за ним. Частой темой многих ранних легенд о боге и его последователях (а также их изображений) была идея метаморфозы: бог мог менять собственный облик или превращать окружающих в других существ. Судя по всему, это одна из ранних манифестаций идеи о том, что его культ предлагал своим последователям возможность убежать или освободиться – пусть даже и на время – от оков повседневности.

Диониса также иногда почитали как приносящего порядок, закон и мир, хотя следует отметить, что часто жестокие поступки божества в юности, его суровое обращение с недругами и в целом буйный характер его последователей (особенно после нескольких чаш вина) слабо вяжутся с этим представлением.

В древнем мире существовало множество рассказов и преданий о происхождении Диониса, его рождении и жизни на земле, из которых было сложно составить цельную картину в связи с несколькими перерождениями бога. К I в. до н. э. были предприняты попытки собрать различные сведения о появлении Диониса в один связный рассказ, куда вошли не только несколько рождений, но и два или три воплощения бога на земле в течение нескольких жизней. Это в свою очередь поспособствовало возникновению идеи о молодой и старой ипостасях бога – один юный и женственный, другой с бородой.

Как уже было сказано, Дионис был оборотнем. Иногда он считался священным младенцем, но мог также являться в виде различных животных, а мог и погибнуть, но только для того, чтобы восстать из мертвых. Он был способен насылать чары на людей и предметы, например, изменить их внешний облик, превратить воду в вино или наслать призрачный огонь[17]. Дионис был единственным греческим богом, который мог даровать жизнь, точно так же как и лишить ее. Он обладал множеством способностей: наслаждаться исцелением и пророчествами, даровал плодородие и владел магией. Конечно, связь Диониса с прорицанием часто приуменьшают, а то и вовсе о ней забывают, но следует вспомнить, что он был первым оракулом в Дельфах, так что этот атрибут необходимо рассматривать, как основополагающий для его природы. В «Вакханках» об этом аспекте его божественной природы говорится явно:

Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • Наш Дионис – и вещий бог: есть дар
  • Пророчества в вакхическом безумье,
  • И если в тело властно вступит бог,
  • Уста безумцев исполняются вещаний[18].

Рождение и детство

Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха

Согласно Роберту Грейвзу, первоначально у Диониса могло и вовсе не быть родителей, вместо этого он появился (подобно грибам), когда посланная Зевсом молния ударила в плодородную почву[19]. Как показывает эта легенда, в истории о рождении Диониса неизменен лишь один факт, и это разной степени вмешательство Зевса. Как мы узнали из предыдущей главы, это вполне ожидаемо, учитывая, что имя молодого бога очевидным образом связывает его с верховным божеством. На самом деле, многими аспектами характера и функций отец сильно напоминает сына: например, он управлял ростом виноградных лоз, посылая свет и тепло для созревания винограда, а одно из римских празднеств в его честь, Виналии (Vinalia), было, как это следует из названия, приурочено к сбору винограда. Эти празднества посвящались также Венере, и подношения в одном из ее храмов совершали «простые девушки» и проститутки – любопытное сочетание секса и вина на одном празднике.

Однако позднее Дионис обзавелся и отцом, и матерью. С этого момента истории о его появлении на свет начали множиться и усложняться. В тридцатом Орфическом гимне божеству сказано, что его «породило неизреченное ложе» – емкое описание сложных и загадочных легенд о его рождении.

Изначально считалось, что Дионис был рожден от связи Зевса, принявшего форму змея, с Персефоной, которая была его дочерью и женой Аида. Поскольку мать Диониса была владычицей преисподней, считалось, что он представляет «хтонический» или потусторонний аспект своего отца.

По другой версии, Дионис был сыном Деметры, богини земледелия (и матери Персефоны), это родство подчеркивает его функцию бога роста и природы. Историк Диодор Сицилийский особо отмечал символизм этого варианта: Дионис, бог вина, родился от союза богов дождя и земли.

Судьба этого первого Диониса незавидна: его разорвали на части и сварили гиганты-титаны, сыны Геи или Земли. Они увидели, как младенец восседает на троне Зевса в его отсутствие, и побоялись, что ему было суждено стать наследником верховного бога и управлять космосом – роль, которой наслаждались титаны, пока их не свергли олимпийцы. На этот замысел их подговорила жена Зевса Гера, которая исполнила архетипичную роль злой мачехи и неистово ревновала к этому ребенку. После смерти растерзанное тело было подарено Гере, которая приготовила его и съела. Согласно все тому же Диодору Сицилийскому, это убийство символизирует сбор урожая и давление винограда для получения вина. Кроме того, подобно тому, как обобранные лозы спускаются к земле, чтобы восстановить плодородие, по версии Диодора, останки младенца-Диониса были возвращены Деметре, что позволило ему возродиться[20].

Многие греки верили, что Дионис был рожден во второй раз после убийства титанами. Его второе зачатие произошло после связи Зевса со смертной женщиной Семелой (чье имя на фригийском означает «Земля» – а значит, Дионис был снова рожден от союза неба и земли). По одной версии этого второго зачатия, Зевс подмешал измельченное сердце младенца Диониса в питье Семеле, в результате чего она забеременела. В другом варианте Зевс принял форму змеи, чтобы совокупиться с Семелой. Сразу же после этого ложе и покои Семелы густо заросли плющом и цветами, а земля рассмеялась. Тогда Зевс раскрыл ей свой истинный облик и повелел радоваться:

Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • Пусть же родится бессмертный, и станет Семела богиней!
  • Ты, о благая, на радость богам и людям младенца
  • Породишь, что забвенья подаст в злосчастье и горе![21]

Будучи беременной, Семела радовалась тому, что ее отпрыск станет божеством. Она носила венки из цветов и плюща и при любых звуках музыки выбегала босая порезвиться на луг или в лес.

В одном варианте истории Семелы она попросила своего любовника явить свой истинный, божественный облик. Зевс предстал в виде молнии, которая поразила ее насмерть (мотив молнии, бьющей в землю и дающий ребенку новую жизнь). Зевс, однако, спас своего сына и зашил ребенка в бедро, чтобы доносить до срока. Этот эпизод навел викторианского искусствоведа Уолтера Пэйтера на мысль о том, что «история Диониса стала историей человеческих личностей с человеческими судьбами, отчего стала вызывать только больше человеческого сочувствия. Утраты юного бога сделали его историю тоньше, смягчив ее печалью – и тем самым усилив ее привлекательность для нас»[22].

Большинство источников сходятся на том, что бог родился во Фракии. После чего, согласно греческому поэту Нонну Панополитанскому, Зевс отдал дитя на воспитание Гермесу, который в свою очередь доверил ребенка речным нимфам Ламидам (Lamides). Эта божественная защита принесла свои плоды: мальчик успешно пережил несколько попыток покушения на свою жизнь со стороны ревнивой Геры и стал юношей. В другом рассказе о его детстве говорится, что Диониса отдали на воспитание нимфам дождя из Нисы. В награду за преданную заботу о ребенке Зевс наградил нимф, поместив их на небеса в созвездие Гиад.

Согласно еще одной версии, за ребенком присматривала нимфа Мистис (Mystis) на острове Эвбея. Эта нимфа-богиня учредила Вакхические мистерии, на что указывает ее имя. У нее был сын Коримб (Korymbos – ягоды плюща), и ее также иногда называли Макрис (Makris) или Комбе (Kombe), мать корибантов или защитников божественного младенца.

Иногда также рассказывалось, что божественное дитя вырастили музы или бассариды (bassarids) – этим словом обозначались женщины, которые участвовали в церемониях бога Диониса (см. далее). Двадцать шестой Гомеров гимн Дионису описывает, как возросший бог устремлялся в леса, а за ним следовала процессия «пышноволосых нимф», тем самым предвосхищая позднейшую свиту из вакханок. Согласно Византийскому патриарху Фотию, в то же время юноша поступил в ученики к кентавру Хирону, который обучил его песням и танцам, а также вакхическим обрядам и церемониям посвящения[23].

Достигнув отрочества, Дионис совершил два важных открытия, которые впредь должны были изменить жизнь людей к лучшему. Сначала он понял, как выращивать виноградные лозы, и нашел способ получения и брожения виноградного сока, став первым, кто это сделал. По-видимому, это произошло случайно. Играя с другими детьми, он срезал стебель ферулы и ударил им об камни, отчего они раскололись, и изнутри потекло вино. Согласно другому преданию, вино было открыто на склонах горы Олимп – довольно очевидный дар богов[24].

Поэт Нонн Панополитанский красочно описал открытие виноградарства в своей истории о боге, «Деяниях Диониса», где описал веселье без вина:

Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • Какое же будет веселье
  • В пляске и песне без Вакха? Только вино и чарует
  • Очи, когда в исступленной пляске, в круженье с прыжками
  • Вдруг зайдется плясун, ударяя пятками оземь;
  • Вместо речи звучащей, пясти, персты или перси!

Увидев это, Зевс объявил, что пошлет своего сына научить смертных выращивать виноград и делать вино, тем самым избавив их от скорбей и горестей[25].

Второе важное открытие Диониса состояло в том, что он научил людей пахать землю на быках. Из-за этого его часто изображают с рогами или обращаются к нему разными бычьими эпитетами (что связывает его с египетским Осирисом). Его имена, как мы уже увидели, включают быкоподобный, быколикий, короворогий, быкорогий, рогоносец, рогатый, двурогий и быколобый. На фестивале в честь бога в Элиде женщины призывали его войти в храм: «Прискачи на бычьих ногах, о благодетельный телец». В подражание своему богу носили рога и фракийские вакханки.

Несмотря на его юношеские триумфы, Гера, наконец, отомстила второму Дионису, поразив молодого бога безумием и отправив в изгнание. Его отец Зевс давно предсказал, что на земле молодой Дионис будет страдать, но впоследствии он «подле Зевса взблистает зарницей, взнесенный на небо»[26]. Какое-то время он должен скитаться по земле в сопровождении свиты сатиров, Панов и воительниц-вакханок (этих женщин иногда называли менадами, чтобы отличить от более поздних последовательниц божества из числа людей). Он носил с собой меха из звериных шкур, наполненные вином, и распространял знания о виноградарстве, но в нескольких местах встретил сопротивление и неприятие дара вина, на что всегда реагировал бурно и мстительно. Его резкие ответы слабо вяжутся с репутацией веселого Вакха, и их сложно объяснить. Возможно, они были вызваны незаслуженной враждебностью Геры, которая сделала его недоверчивым и неуверенным в себе.

Проведя какое-то время в Греции и Малой Азии, Дионис отправился в Индию, чтобы и там обучать людей выращиванию винограда. Он снова встретил сопротивление, но вместе со своим преданным воинством усмирил несогласных, основал новые города и даровал людям новых богов и законы. По Диодору Сицилийскому, Дионис и вовсе завоевал весь мир, за исключением Британии и Эфиопии. Эти походы были полны происшествий, и все они внесли свой вклад в мифологию и иконографию бога.

Наконец, во Фригии богиня Кибела – которая была известна грекам как Рея – очистила Диониса и исцелила его от безумия (хотя согласно второй версии, исцеление принесло посещение храма Зевса в Додоне). Затем Кибела задала будущее направление культа Диониса, научив молодого бога своим религиозным ритуалам инициации или мистериям (опять же, другие источники утверждают, что это знание он получил от нимфы Мистис или от Хирона).

«Оргии», которым Дионис научился от Кибелы, включали игру на тамбуринах, барабанах, кимвалах, кастаньетах и трубах, танцы и пение гимнов. Эти ритуалы совершались ночью при свете факелов. Богиня также снабдила юное божество «снаряжением», куда должны входить не только перечисленные музыкальные инструменты, но и посох тирс (thyrsos), о котором пойдет речь позднее.

Вино

Рис.5 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
Рис.4 Танец, любовь и экстаз. Современный культ Диониса-Вакха
  • О лекарство людское от скорби!
  • Ты, о священный цветок, не терпящая горя отрада
  • Смертного люда…[27]
  • Мужу, трудом истомленному, силы вино обновляет…[28]

Дионис – бог всех аспектов виноградарства и виноделия, включая торговлю вином и, неизбежно, наслаждение им в компании. Будучи возрожденным богом, он олицетворяет лозу, которую срезают осенью, но каждый год она дает новые побеги и плоды; в этом отношении он символизирует жизненную силу космоса.

Дионис также символизирует веселье, которое приносит распитие забродившего виноградного сока. Культ бога зародился во Фракии, чьи жители были известны среди древних греков своим частым пьянством. Отсюда поклонение божеству унаследовало свой экстатический характер, предполагающий буйные пляски под зажигательную музыку – и пьянство, неуемное пьянство… Однако следует подчеркнуть, что его цель состояла не в том, чтобы напиться до бесчувствия. Вино освобождает от горестей, но в ритуалах Диониса опьянение было, скорее, направлено на усиление умственных способностей, чем на их лишение.

1 Эрнест Даусон. Non sum quails eram bonae sub regno Cynarae (Я уж не тот, каким был в царстве доброй Кинары) / Перевод Assonnetor. – URL: https://stihi.ru/2004/08/26-928 (дата обращения: 20.01.2023).
2 У. Буркерт. Греческая религия (Greek Religion). – 1985, с. 109.
3 М.А. Сантамария. Вакхос (Bakkhos), в Бернабе «Переопределяя Диониса» (Redefining Dionysos). – 2013, 38.
4 Овидий. Метаморфозы. – IV, 10. – Перевод С. Шервинского.
5 У. Буркерт. Греческая религия (Greek Religion). – 1985, с. 222.
6 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. – 4.5.1. – Перевод О.П. Цыбенко.
7 Павсаний. Описание Эллады. – 10, 19, 3.
8 Павсаний. Описание Эллады. – 3, 19, 6. – Перевод С.П. Кондратьева.
9 Павсаний. Описание Эллады. – 7, 27, 3.
10 Гомер. Илиада. – 6, 130.
11 Грейвз. Белая богиня. – Перевод Л.И. Володарской.
12 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. – 4.5.2 и 4.5.3. – Перевод О.П. Цыбенко.
13 Грейвз. Белая богиня. – 325.
14 Диодор Сицилийский. Историческая библиотека. – 4.3.1 и 4.5.2.
15 Павсаний. Описание Эллады. – 10, 33, 11.
16 Греческая антология. – Книга 9, 9.524. – Перевод Анны Алтуховой. Здесь и далее, если не указано иное, перевод Анны Алтуховой. – Примеч. пер.
17 Еврипид. Вакханки. – 623-26.
18 Еврипид. Вакханки. – 298. – Перевод И. Анненского.
19 Грейвз. Белая богиня. – 159.
20 Диодор Сицилийский. – 3.62–74.
21 Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. – 7. – Перевод А.В. Захаровой.
22 Пэйтер. Греческие очерки (Greek Studies). – 1895. – 24 и 43.
23 Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. – 14; Фотий. Библиотека.
24 Оппиан. Кинергетика. – 4, 230.
25 Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. – 7. – Перевод А.В. Захаровой.
26 Нонн Панополитанский. Деяния Диониса. – 7. – Перевод А.В. Захаровой.
27 Орфический гимн Дионису. – 50.
28 Гомер. Илиада. – 6, 260. – Перевод Н.И. Гнедича.
Скачать книгу