В твоём гербе – невинность лилий,
В моём – багряные цветы
И близок бой, рога завыли,
Сверкнули золотом щиты.
Н.С. Гумилёв «Поединок»
Введение
На юге Франции в провинции Овернь в городе Клермоне с 18 по 25 ноября 1095 года проходил созванный Римским папой Урбаном II церковный собор. В его работе принимали участие много священников и представителей светской знати.
Урбан II был уроженцем Северной Франции и происходил из знатной семьи. Он был монахом Клюнийского монастыря и стал папой в 1088 году, когда позиции церкви были ослаблены многолетним противостоянием с Германским императором.
Новый папа, проводя осторожную политику реформирования и дипломатии, сумел вернуть престиж церкви и на идее священной войны консолидировал христианское общество вокруг папства.
Уже после закрытия собора 27 ноября на поле возле города папа Урбан II выступил с речью перед мирянами. В своей, полной страсти и горечи, речи папа заявил, что христианство находится в смертельной опасности, и призвал светских феодалов освободить от неверных Гроб Господень в Иерусалиме.
«Именно необходимо, чтобы вы как можно быстрее поспешили на выручку вашим братьям, проживающим на Востоке. Ибо в пределы Романии вторглось персидское племя турок, которое добралось до Средиземного моря, именно до того места, что зовётся рукавом Святого Георгия» – призывал слушателей Урбан II.
Поясним, что «Романией» в средние века в Европе именовали Византию, а «рукавом Святого Георгия» пролив Босфор, на берегу которого был сооружён храм Святого Георгия Победоносца.
Дело в том, что в марте 1195 года в северо-итальянский город Пьяченцу, где заседал церковный собор, прибыли послы от Византийского императора Алексея I Комнина с просьбой о военной помощи.
«Занимая всё больше и больше христианских земель, они семикратно одолевали христиан в сражениях, многих поубивали и позабирали в полон, разрушили церкви, опустошили царство Богово. И если будете долго пребывать в бездействии, верным придётся страдать ещё более …».
Папа тут же объявил: «Если кто, отправится туда, окончит своё житие, поражённый смертью, будь то на сухом пути, или же в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи».
Пламенная речь понтифика возбудила многих присутствующих на проповеди лиц. Сразу же после выступления папы Адемар Монтейский, епископ Ле-Пюи первым «принял крест» выкрикнув слова: «Так хочет Бог!».
Его поддержала толпа. Всюду слышались возгласы: «Смерть неверным! Освободим Гроб Господень! Веди нас, Святой отец!».
Это стало отправной точкой крестовых походов на Восток. Началом многолетнего крестоносного движения, длившегося почти двести лет. Хотя сам термин «крестовый поход», появился намного позже.
Современники именовали военные экспедиции в Иерусалим совершенно безобидными терминами – «заморское странствие», «путь в Святую Землю». Впервые в обиход наименование «крестовые походы» было введено в историческую науку придворным историографом Французского короля Людовика XIV иезуитом Луи Мэмбуром (1610 – 1686) опубликовавшим в 1675 году исторический труд «История крестовых походов».
После призыва папы Урбана II к освобождению от мусульман Иерусалима уже весной следующего года начали собираться владельцы крупных сеньорий и рыцари для участия в походе.
Первый крестовый поход на Восток 1096 – 1102 годов, был очень удачным. Его итогом стало завоевание 15 июля 1099 года Иерусалима и создание в Леванте, на территории Палестины и Сирии, ряда христианских государств. Главным из них было Иерусалимское королевство, а также, созданное южно-итальянскими норманнами княжество Антиохия и франкские графства Эдесса и Триполи.
Находясь в окружении мусульман, государства крестоносцев не могли самостоятельно удерживать завоёванные земли, и нуждались в постоянной военной помощи из Европы. Новые волны крестоносцев поступали в Левант в 1107 – 1108, 1128 – 1129 и 1139 – 1140 годах.
Это были небольшие отряды рыцарей, служившие опорой франкским графам для борьбы с мусульманами.
Но к середине XI века натиск мусульман усилился. В 1144 году им удалось захватить Эдессу, ликвидировав самый крайний анклав крестоносцев.
Это несчастье повергло в уныние весь христианский мир. Церковь призвала к новому походу большой армии на Восток. На призыв откликнулся король Франции Людовик VII и Германский король Конрад III.
В 1147 – 1149 годах состоялся второй крестовый поход на Восток. Своей целью крестоносцы избрали Дамаск. Но овладеть городом не удалось.
В это же время происходит расширение географии крестовых походов. Ещё папа Урбан II приравнял борьбу испанцев с маврами на Пиренейском полуострове по значению с освобождением Иерусалима. А папа Каликст III благословил ведение борьбы с мусульманами на два фронта, на Востоке и Испании.
Со временем понятие крестоносного движения расширялось и стало включать в себя вообще всякую вооружённую борьбу с противниками католической церкви.
Папа Евгений III в 1147 году благословил ведение «священной войны» на севере Германии против славянских племён вендов, исповедовавших язычество.
После провала второго крестового прохода на Восток 1147 – 1149 годов, крестоносное движение несколько ослабло. Хотя и было совершено три похода в Испании против мавров.
Новым толчком для активизации военного движения на Восток стала потеря в 1187 году Иерусалима. Разгромив христианскую армию при Гаттине, мусульманский правитель Египта Саладин захватил Иерусалим и другие христианские владения.
Ответом на успех мусульман стал третий крестовый поход 1189 – 1192 годов. Его итогом был возврат Иерусалима и большей части средиземноморского побережья, что дало возможность франкам обеспечить ещё несколько десятилетий существования крестоносных государств.
Успехи крестоносцев и обострение противостояния христиан с мусульманами в начале XIII века увеличили интерес католиков к движению, усилив их желание бороться с неверными.
Новая армия крестоносцев в 1202 году была готова отправиться в Палестину. Это был четвёртый крестовый поход. Однако крестоносцы так и не достигли пределов «Святой земли». В 1204 году рыцари захватили Константинополь, разгромив Византийскую империю.
На обломках некогда могущественной Православной империи крестоносцы образовали несколько государств. Самым крупным из франкских государств была Константинопольская империя, в исторической науке получившая название «Латинской империи», а все франкские владения в Греции и Малой Азии, образовавшиеся на землях Византии, стали именовать «Латинской Романией». А период господства крестоносцев в истории Византии получил название «франкократии».
На византийских землях в Малой Азии и Греции наиболее крупными государствами стали: Константинопольская империя, существовавшая в 1204 – 1261 годах; Фессалоникское государство, существовавшее в 1204 – 1224 годах, ставшее в 1209 году королевством; Ахейское княжество, существовавшее в 1205 – 1432 годах; Афинская сеньория, существовавшая в 1205 – 1456 годах, ставшая в 1260 году герцогством и многие другие.
Вся история «Латинской Романии» была связана с борьбой латинян с византийцами. Поскольку с захватом Константинополя в 1204 году «латинская» экспансия в Византийской империи не закончилась.
Все последующие годы франки продолжали планомерное завоевание византийских земель, пока их напор не ослаб и начался обратный процесс. Так называемая «византийская реконкиста», процесс, названный по аналогии с испанской борьбой по освобождению своей страны от мавров.
Византийское противодействие латинянам было успешным. В 1261 году им удалось освободить город Константинополь и возродить Византийскую империю. Но до полной победы над латинянами было ещё далеко.
«Византийская реконкиста» растянулась до середины XV столетия, так и не закончилась полной победой византийцев, хотя последние и доминировали в этом противостоянии.
Византийско-латинское противоборство происходило на фоне борьбы с набиравшим силу грозным противником – турками-османами. Именно турки-османы положили конец византийско-латинскому соперничеству. Они в 1453 году захватили Константинополь, превратив древний христианский город в свою столицу. Турки постепенно заняли всю Грецию и Балканы, фактически ликвидировав почти все латинские владения, создав на обломках некогда могущественной и обширной Византийской державы своё государство – Турецкую (Оттоманскую) империю, просуществовавшую до 1918 года.
Глава 1. Крестовые походы на Восток
Предыстория
Пламенной речи папы Урбана II под занавес Клермонского церковного собора 27 ноября 1095 года с призывом к военному походу на Восток предшествовали важные события, произошедшие в Византийской империи. Поэтому обращение понтифика к пастве не было спонтанным и необдуманным, основанным лишь на эмоциях и религиозном фанатизме.
На Востоке с античных времён господствовала могущественная Византийская держава, христианское государство, образовавшееся после раздела античной Римской империи.
Столицей Византийской державы был древний город Константинополь, раскинувшийся на обоих берегах Босфора, узкого пролива, соединяющего Чёрное море со Средиземноморьем.
Это был крупнейший и красивейший город Европы и Азии, с великолепными дворцами и парками, пленявший своей красотой чужестранцев. В период своего расцвета в столице империи проживало до 400 тысяч жителей. В Европе таких крупных городов не было. На Руси столицу Византийской империи именовали Царьградом. Это означало, что это не только царственный город, резиденция Византийских монархов, но и главный город мира, царь городов.
Побывавший в Константинополе европейский путешественник писал: «Из всех городов, знаменитых в мире по их обширности, по избыточеству, по числу жителей, ни один не может сравниться с Константинополем; а он превосходит все красотою и бесчисленными выгодами своего местоположения. Представьте себе огромный город, на двух материках лежащий, омываемый водами Босфора, которые волнуются в самых его пределах…. Одно такое положение Константинополя уже сделало бы его первым чудом света, если б он не имел ещё и других прав на сие пышное название. Не удивительно, что, не смотря на роскошь, великолепие и славу Рима, Константин избрал сие место, единственное в мире, быть хранилищем престола Кесарей…. Пристань, которую сама Природа устроила как бы с намерением показать человеку ничтожность дел его пред своими творениями, возбуждает попеременно восторг и удивление…. Множество домов там возвышается между густотою дерев разнородных, и все они замечательны по своей архитектуре».
Другой европеец, посетивший Византийскую столицу, с восхищением восклицал: «Какой город! Сколько в нём богатства! Сколько прелести! Сколько церквей и дворцов дивной архитектуры!». Ему вторит следующий путешественник: «Какие чудесные статуи на площадях и улицах!».
Однако в XI веке положение Византии было не столь блестящим. Главными врагами Византийской империи стали азиатские соседи. Но, пока власть императоров, именовавшихся «василивсами» была сильной, империя успешно противостояла внешним угрозам. Однако частая смена династий стала причиной ослабления центральной власти. В 610 – 711 годах трон находился в руках каппадокийско-армянской «династии Ираклия». В 717 – 802 годах царствовала Сирийская (Исаврийская) династия. Около двух веков, с 867 года по 1056 год, в стране правила Македонская династия.
С начала XI века наступает время политической нестабильности Византийской державы. Наступает время упадка. Рушится, ранее незыблемая, связь между провинциями. Падает авторитет Византии в Европе.
Ослаблением империи спешат воспользоваться многочисленные враги. Византию теснят с Востока и Запада. В конце VI века были утеряны владения в Испании. Во второй половине VII столетия персы захватывают Египет, Сирию и Палестину. Арабы завоевали Северную Африку. Из-под власти империи вышли Балканские провинции. В XI веке норманны вытеснили византийцев с юга Италии. Усилился натиск турок-сельджуков в Малой Азии. В 1071 году после сокрушительного поражения при Манцикерте близ озера Ван от турок-сельджуков Византия утратила большую часть Малой Азии, самую большую и важную территорию империи. Отряды турок-сельджуков беспрепятственно доходили до главного малоазиатского города Никеи и города Хрисополя, располагавшегося напротив Константинополя.
К XI веку наиболее могущественными из мусульманских народов становятся турки, пришедшие в Малую Азию из Туркмении и вначале находившиеся на службе у Багдадских халифов. Их вождём был Сельджук, утвердившийся в Бухаре и объединивший племена турок. Его потомки стали правителями турок, которых по имени правившей династии стали называть турками-сельджуками.
Окончательно утвердившись в Малой Азии, турки-сельджуки основали своё государство. Поскольку своей столицей они выбрали город Иконий, державу турок-сельджуков стали именовать Иконийским султанатом. Хотя сами турки-сельджуки, считая себя приемниками древней Римской державы, и называли своё государство Румом, то есть Римом.
Иконойский (Румский) султанат стал основным соперником Византийской империи на Востоке. К 1081 году турки-сельджуки лишили Византию всех малоазиатских провинций, и вышли к Босфору. В этих условиях Византийские императоры всё чаще обращаются за помощью к Западу, в надежде отбиться от внешних врагов и упрочить свою власть внутри страны.
В 1081 году, при поддержке провинциальной военно-землевладельческой знати, к власти приходят представители аристократического рода Комнинов. Императоров этой династии приняло считать латинофилами, преклонявшимся перед Европой, в особенности перед европейским рыцарством. Комнины столкнулись с войском конных рыцарей на Балканах во время вторжения южно-итальянских норманн и оценили их стойкость и военные навыки, особенно контрастно проявившиеся на фоне блёклого византийского войска.
Император Алексей I Комнин, правил в 1081 – 1118 годах, не рассчитывая на собственные силы, обратился за помощью к Римскому папе Урбану II, рассчитывая на помощь западных рыцарей против турок-сельджуков. Турки более двух десятилетий планомерно захватывали византийские территории в Малой Азии и подступили к Константинополю.
Папа Урбан II довольно серьёзно отнёсся к просьбе о помощи Византийского монарха. В марте 1095 года в Пьяченце в Италии наряду с вопросом об отлучении от церкви и преданию анафеме Германского императора Генриха IV, рассматривалась просьба о помощи императора Алексея I Комнина.
Король Германии в 1154 – 1105 годах и с 1184 года император Священной Римской империи – Генрих IV (1050 – 1106), из Франконской династии, стремясь подчинить духовную власть, вступил в длительное противостояние с Римом. Император Генрих IV был брачными узами связан с Русью. В 1089 году он вторым браком женился на русской княжне Евпраксии Всеволодовне, принявшей в католичестве имя Адельгейды. Княжна была дочерью великого Киевского князя Всеволода Ярославича (1030 – 1093) и, его второй жены, княгини Анны, приходилась сводной сестрой великому князю Владимиру Мономаху.
Генрих IV Франконский совершил ряд удачных походов в Италию, ослабив светских сторонников Рима. В ответ на военную агрессию Германского императора папа Урбан II отлучил его от церкви.
В такой непростой для Рима ситуации, Урбан II всё же счёл для себя невозможным оставить без внимания просьбу о помощи Византийского императора. Случай был весьма подходящий. Римский папа, прежде всего, думал о расширении своей власти с помощью крестоносного войска. Война с мусульманами его интересовала в меньшей степени, поскольку они не угрожали непосредственно Риму. Опираясь на религиозное европейское войско Рим, пытался решить вопрос воссоединения единства христианской церкви, разумеется, под главенством папы. Урбан II начал действовать.
Римский понтифик сам был французом, уроженцем Шампани и поэтому решил опереться на военную мощь своих соотечественников. Он предпринял поездку по южной и центральной Франции, выяснив отношение рыцарства к борьбе с мусульманами под знаменем Христа. Очевидно, именно тогда в первой половине 1095 года на соборе тридцати шести епископов в Отуне были приняты первые обеты на борьбу с неверными.
После Клермонской речи Римского папы рыцарство всколыхнулось, готовое с особым рвением обрушить всю свою военную мощь, во славу Господа Бога, на мусульман.
Военное выступление на Восток было намечено папой на сентябрь 1096 года. Поэтому всё это время Урбан II находился во Франции, принимая непосредственное участие в организации похода. Епископ Адемар Ле-Пюи был назначен папским легатом при армии крестоносцев. Возглавить войска, было поручено могущественному южно-французскому феодалу графу Раймонду IV Тулузскому (умер 1105). Христианской армии, наступающей на Иерусалим, предстояло пройти через Византийские владения.
Однако первыми выступили в поход не рыцари, а далёкие от войны, простолюдины. Собравшиеся со всей Европы бедняки под руководством Петра Пустынника и бедного рыцаря Вальтера Неимущего, иногда его именовали «Вальтером Голым».
Этот поход в исторической науке получил название «народного». Бедняки разрозненными группами шли к Константинополю, часто принимая за Иерусалим любой встречный город. По пути, не имевшие средств и пропитания, странники грабили местных жителей, разоряли деревни и поместья. Эти лишённые какой-либо дисциплины бедняки-крестоносцы беспокоили византийские власти. Часть из них была перебита ещё до прихода в Константинополь, в стычках с местными сеньорами и крестьянами.
Добравшихся до Византийской столицы странников император Алексей I поспешил на свои средства переправить в Малую Азию. Там странники разделились на две колонны. Одна группа попыталась отбить у турок-сельджуков город Никею, но была перебита. Вторая группа так же была истреблена, угодив в турецкую засаду. Немногие спасшиеся счастливчики вернулись в Константинополь, где дождались прихода рыцарей.
Крестоносцы подошли к Византийской столице в конце 1196 начале 1197 года. Крестоносная армия состояла из разрозненных отрядов под предводительством могущественных феодалов. Самым многочисленным отрядом, объединившим южно-французских и испанских рыцарей, предводительствовал граф Раймонд IV Тулузский. Северофранцузских рыцарей вёл герцог Нижней Лотарингии Годфруа IV Бульонский. К нему примкнули отряды, брата Французского короля графа Гуго Вермандуа, герцога Роберта Нормандского, графа Роберта Фландрского и графа Стефана Блуаского. Норманн из южной Италии возглавлял принц Боэмунд Тарантский.
Итогом первого крестового похода стал захват Иерусалима 15 июля 1099 года и создание христианских государств, в Палестине и Сирии.
Крестоносцы и византийцы
Взаимоотношения византийцев с крестоносцами с самого начала движения были совсем не простые. Обращаясь за помощью в Рим, Византийский император Алексей I, вполне очевидно, не рассчитывал на столь мощное движение. Его более устроило бы прибытие ограниченного контингента профессиональных военных поступивших на службу Византии. Прибытие же огромного европейского войска, не желавшего подчиняться Византийскому монарху, пугало не только верховную власть и знать, но и народ.
Первыми прибыли в Константинополь паломники, бедные крестьяне, городские низы, мелкие рыцари со всей Европы. Их поход походил на нашествие саранчи. Лишённые средств, странники в поисках пропитания тащили всё, что плохо лежало. Содержание этих бедняков-крестоносцев всецело легло на плечи византийской казны. Поэтому, когда основная масса паломников была перебита в Малой Азии турками-сельджуками, в Константинополе, очевидно, вздохнули с облегчением.
В конце 1096 года в Константинополь отдельными отрядами прибыли новые крестоносцы. Это были вооружённые рыцари. Они так же промышляли грабежом и разбоем. Но в отличие от своих предшественников были хорошо вооружены и организованы. Поэтому в вооружённых стычках выходили победителями.
Оставившая воспоминания принцесса Анна Комнина (1083 – 1153), дочь императора Алексея I, сообщает: «Император испугался, ибо знал, каков был этот народ – неудержимый в порывах, неверный данному слову, изменчивый. Не без основания предвидя важные затруднения, он принял свои меры, чтобы быть готовым встретить вождей крестоносного ополчения».
Эти меры заключались в стремлении Византийского императора, воспользоваться разобщённостью крестоносцев, не имевших единого лидера, и не допустить, чтобы вся армия собралась в Константинополе. Каждый пребывавший в столицу империи рыцарский отряд император тут же переправлял в Малую Азию. А предводители крестоносцев принуждались к вассальной присяге на верность императору.
Однако герцог Годфруа IV Бульонский, предводитель северофранцузских и лотарингских рыцарей, отказался присягать Византии. Ожидая прибытия других отрядов, он проводил независимую политику. В Константинополе опасались открытого выступления рыцарей.
Император, исчерпав все дипломатические способы добиться подчинения крестоносцев, предпринял военное давление на герцога Готфрида IV. Однако лотарингцы прорвались через окруживших их византийцев, и подступили к стенам столицы. В это время к Константинополю из Италии подошёл со своими норманнами князь Боэмунд Тарантский. Император спешил. Подтянув варяго-русскую гвардию, Алексей I, вынудил герцога Готфрида IV присягнуть и в начале апреля переправил лотарингцев в Малую Азию. Прибывшие в мае новые отряды крестоносцев под командованием Роберта Фландрского, Роберта Нормандского и Раймонда Тулузского так же присягнули на верность империи. Хотя делали это с большой неохотой.
Принцесса Анна Комнина с негодованием сообщает, как бесцеремонно вели себя крестоносцы во время церемонии присяги. Один из рыцарей уселся на императорском троне, и император не протестовал, «издавна зная дерзость латинян». Граф Бодуэн Булонский приказал ему сойти с трона, заявив, что необходимо следовать обычаям страны. Рыцарь вспылил и, указывая на императора, заявил: «Взгляните … на этого мужика, который один сидит, когда как столько полководцев стоят на ногах».
Несмотря на то, что императору Алексею I удалось добиться от крестоносцев признания своей верховной власти и обещания передать захваченные ими земли в Малой Азии византийцам, вскрылась глубокая ненависть, какую питали друг к другу крестоносцы и византийцы.
Византийцы находили рыцарей грубыми и нахальными, жаловались на их грабежи и разбой. Крестоносцы обвиняли византийцев в предательстве, лицемерии, лжи и трусости. Взаимные упрёки усугублялись религиозными противоречиями.
Ещё в 1054 году произошёл раскол христианской церкви. Православие и католицизм разошлись навсегда. Папа Лев IX претендовавший на верховную власть в христианском мире потребовал от Константинопольского патриарха признать его первенсто. Поводом к конфликту послужило желание папы получить доходы с церковных владений в Южной Италии, находившихся в то время под властью Византии.
Претензии Рима на верховенство в Константинополе восприняли с недоумением и вежливо отвергли. Поначалу доброжелательные тона в дипломатической переписке между патриархом и папой были отброшены. Лев IX сорвался и попытался отлучить Константинополь от церкви. В свою очередь патриарх Михаил Керулларий сделал то же самое. Так произошёл церковный раскол.
Тем не менее, прибыв в Малую Азию, рыцари, усиленные небольшим византийским отрядом, двинулись к Никеи, главному городу этой провинции. Никея располагалась на берегу озера и была окружена крутыми горами. Кроме того, город был обнесён высокой крепостной стеной. Но рыцари могли рассчитывать на преобладающее христианское население города, несомненно, симпатизировавшее крестоносцам.
Однако осада Никеи затянулась. Атаки рыцарей были отбиты. Ни блокада города, ни поджог южных укреплений не помогли. Тогда Византийский император предоставил в распоряжение крестоносцев 20 судов, для блокирования Никеи со стороны, примыкающего к городу, Асканиева озера.
На 19 июня 1097 года был назначен общий штурм. Но командующий турецким гарнизоном, страшась грабежей и насилия, решил сдаться и впустил в город византийский отряд. Никея была объявлена владением империи. Грабёж города для рыцарей стал не возможен. Крестоносцы были возмущены, рассчитывая, по праву победителей, на богатую добычу. Императору, благодаря богатым подаркам, с трудом удалось уладить конфликт.
Армия рыцарей, снабжённая византийскими советниками и проводниками, направилась к Иерусалиму. После многомесячной осады, длившейся с октября 1097 года, 2 июня 1098 года была взята Антиохия. Надежды византийцев на передачу этого древнего христианского города под власть императора были разрушены честолюбивыми устремлениями князя Боэмунда Тарантского, вопреки данной присяге, объявившего Антиохию своим личным владением. Возмущённые византийцы покинули лагерь крестоносцев. С этого времени их боевое сотрудничество прекратилось.
15 июля 1099 года рыцарями был взят приступом Иерусалим. Цель крестового похода была достигнута. Гроб Господень освобождён.
Несмотря на трудности и разногласия с крестоносцами большие выгоды от похода европейских рыцарей получила и Византийская империя. Были освобождены значительные территории в Малой Азии. Турки-сельджуки уже не были серьёзными противниками для Византии.
Однако крестоносное движение с отвоеванием Иерусалима не угасло. Успехи первых крестоносцев вызвали новый подъём энтузиазма в Европе, и на Восток в 1101 году двинулась новая волна крестоносцев из Франции и Северной Италии. Рыцари шли на Восток дорогами первых крестоносцев. Первыми прибыли в Константинополь в марте 1101 года лангобардцы из Северной Италии. Как и их предшественники, они ограбили окрестные селения, и император Алексей I хотел быстро переправить их в Малую Азию. Но лангобардцы отказались и взяли укреплённый монастырь в предместье Константинополя. Императору пришлось терпеть на своих землях войско рыцарей. К концу весны к византийской столице подошли французы и немцы. И только тогда крестоносцы переправились в Малую Азию. Рыцари на этот раз не спешили отправляться в Сирию и, разделившись на три армии, принялись воевать византийские земли. Первая армия под управлением архиепископа Ансельма IV Миланского шла к Багдаду, взяв Анкару, рыцари передали город под власть византийцев. Но вскоре рыцари турками-сельджуками были разбиты и рассеяны. Вернувшийся с несколькими рыцарями в Константинополь Миланский архиепископ умер от ран.
Были разгромлены в Малой Азии и две другие армии крестоносцев. Союз византийцев с крестоносцами трещал по швам.
Византийско-латинские противоречия вскоре вылились в открытое противостояние. Особенно напряжённые отношения сложились с князем Антиохии Боэмундом Тарантским. Происходя из норманнской семьи Отвилей утвердившейся в Южной Италии, князь Боэмунд был давним противником Византии. Он воевал с империей задолго до крестового похода. К тому же Антиохию, где утвердился Тарантский князь, император Алексей I считал византийским городом. Его захватили мусульмане только в 1085 году, незадолго до первого крестового похода. Поэтому Алексей I Комнин хотел вернуть себе город. Борьба за Антиохию вылилась в открытое вооружённое противостояние. И хотя успех сопутствовал византийцам, Антиохийское княжество сумело отстоять свою независимость.
Напряжённые отношения были у византийцев и с участниками второго крестового похода 1147 – 1149 годов. Тогда в поход отправились король Франции Людовик VII и Германский император Конрад III.
Особенно много хлопот доставили византийцам воины императора Конрада III. Немцы опустошили поля Фракии и разграбили предместье Константинополя. Поэтому, как и ранее, Византийский император Мануил I, правивший в 1143 – 1180 годах, переправил крестоносцев в Малую Азию, предоставив их самих себе. Вскоре немецкие рыцари были разбиты и немногочисленные остатки армии укрылись в Никеи.
С прибывшими в Константинополь французами сложились более дружелюбные отношения. Французский король не допускал грабежей. Французы были более дисциплинированы и учтивы. Тем не менее, Мануил I так же спешил избавиться от присутствия иностранной армии. Чтобы поскорее отправить французов Византийский император пошёл на хитрость. Он сообщил крестоносцам, что немцы в Малой Азии одерживают блистательные победы и захватывают новые земли. И если французы промедлят, то им ничего не достанется. Уязвлённый король Людовик VI поспешил покинуть Константинополь.
Второй крестовый поход потерпел поражение. Крестоносцы были разбиты. Лишь несколько небольших отрядов прибыло в Палестину. Их совместный поход на Дамаск так же окончился неудачей. Город взять не удалось.
Со временем положение христиан на Востоке стало тяжёлым. 2 октября 1187 году мусульмане отвоевали Иерусалим. Папа Урбан III призвал католиков к новому походу, для освобождения Иерусалима. Сложился третий крестовый поход в 1189 – 1192 годах. Во главе крестоносцев выступили Французский король Филипп II Август, король Англии Ричард I Львиное Сердце и император Священной Римской империи Фридрих I Барбаросса.
Первыми выступили весной 1189 года в поход немцы. Они шли проторённой дорогой через Венгрию и Болгарию. Император Фридрих I ещё перед выступлением своей армии заключил с Византийским императором договор, предоставлявший его войскам свободный проход через византийские земли. Кроме того, византийская сторона должна была обеспечить немецкую армию продовольствием и фуражом по фиксированным ценам.
В июле месяце армия Фридриха I Барбароссы вступила в пределы Византийской империи. Византийские чиновники вызвались служить проводниками для крестоносцев. Однако выбор пути привёл к конфликту. Ранее император Фридрих I пользовался проводниками, предоставленными ему королём Венгрии. И они предложили идти к Константинополю по долине Моравы через Софию и Филиппополь. Однако византийцы предложили другой путь, пояснив, что предложенная венграми дорога испорчена. Венгерские проводники уверили крестоносцев, что византийцы умышленно испортили дорогу, не желая их прибытия в Константинополь.
Но дело обстояло совсем не так. В этих отдалённых от столицы территориях власть Византийского императора была чисто номинальной. Там хозяйничали шайки разбойников, которые нападали на мелкие отряды крестоносцев. И византийские власти хотели обойти неблагоприятный район. К тому же в лагерь к крестоносцам прибили сербы и болгары с предложением совместных боевых действий против Византии. А Византийский император был заинтересован в точном соблюдении договора с Германским монархом Фридрихом I Барбароссой.
Возмущение немцев ещё более усилилось, когда начались перебои с подвозом продовольствия. Уполномоченный для этой цели логофет Кантакузен весьма небрежно исполнял свои обязанности. Беспокоили крестоносцев и налёты многочисленных разбойничьих отрядов. Отправленное Фридрихом I посольство, по мнению немцев, было принято в Константинополе не дружелюбно. Нарастанию напряжения способствовали и титулярные споры. Византийцы считали Фридриха I королём, признавая императорский титул лишь за Византийским монархом.
Поэтому чем ближе крестоносцы подходили к Константинополю, тем сильнее росло их недовольство против византийцев. Византийские наблюдательные отряды стали вступать в боевые стычки с крестоносцами. В Градеце крестоносцы были возмущены обнаруженными в церквах и в частных домах изображениями латинян с сидящими у них на спинах византийцами. Крестоносцы устроили в городе погром. Сожгли церкви и дома, перебили население. Используя поддержку сербов и болгар, рыцари заняли города Адрианополь и Димотику.
Перед лицом угрозы император Исаак I Ангел пошёл на уступки. 14 февраля 1190 года в Андрианополе был подписан новый договор, разрешавший переправиться крестоносцам через Босфор. В конце марта 1190 года немецкие рыцари уже находились в Малой Азии.
В мае крестоносцы взяли Иконию, вынудив турок-сельджуков дать им провиант и заложников. Вступив в Киликию немецкое войско, подошло к горной речке Салеф. При переправе через неё император Фридрих I, будучи облачён в тяжёлые доспехи и кольчугу, упал с коня, был подхвачен бурным течением и захлебнулся в воде. Большая часть немецких рыцарей, после гибели своего предводителя, вернулась домой.
Французы и англичане отвергли долгий и изнурительный сухопутный путь и решили добираться до Палестины морем. В 1191 году крестоносцы стягивались к сицилийскому порту Мессина. Сицилийцев раздражало присутствие иностранных войск. Особенно дерзко вели себя англичане, позволяя себе насилие и произвол. После очередной ссоры разгневанный король Ричард I захватил Мессину и отдал город на разграбление своим солдатам. Согласно легенде именно тогда мессийцы прозвали его «Львиным Сердцем». Французский король, давний соперник англичан, потребовал свою долю добычи и тайно от короля Ричарда I вёл переписку с Сицилийским королём Танкредом, предлагая свою помощь против англичан.
Король Сицилии Танкред, силой захватил корону у вдовы умершего короля Гульельмо II – Иоанны, родной сестры Английского короля Ричарда I и держал её в заключении. Это едва не привело к открытому конфликту. Ричард I Английский потребовал освободить сестру и заставил короля Танкреда заплатить солидный выкуп за обладание Сицилийской короной.
Разборки англичан вынудили Филиппа II Французского самостоятельно отправиться в Палестину. Французы благополучно достигли «Святой Земли» не доставив беспокойства византийцам.
Англичане отплыли вслед за французами. Их флот попал в бурю и корабль, на котором находилась невеста короля Ричарда I, принцесса Беренгария Наваррская, был выброшен на остров Кипр.
В это время Кипр находился во власти византийского аристократа Исаака Комнина (умер 1195/96), который отложился от Византийского императора и в 1184 году объявил себя независимым правителем. Его происхождение точно не установлено. По некоторым данным он приходился двоюродным внуком Византийскому императору Мануилу I Комнину. Был сыном Ирины Комниной, дочери брата императора Исаака I Комнина.
Исаак Комнин, носивший титул Кипрского императора, объявил невесту английского короля своей пленницей, и враждебно отнёсся к крестоносцам. Это вызвало гнев короля Ричарда I. Английское войско захватило Кипр. Неудачливый Кипрский император Исаак Комнин был пленён. Его дочь известная в Европе под именем «девы Кипра» впоследствии стала женой крестоносца Тьерри, незаконнорожденного сына графа Фландрии Филиппа I, из Эльзасской династии, связанного родством с первыми Латинскими императорами.
Отправившись затем в Палестину, Английский король уступил остров Кипр тамплиерам, рыцарям духовно-рыцарского ордена. В 1192 году у тамплиеров Кипр выкупил Иерусалимский король Ги I Лузиньян (1159 – 1194). Лузиньяны основали на Кипре своё королевство, просуществовавшее до 1489 года.
Так впервые крестоносцы, призванные бороться с мусульманами, отняли земли у христианского государства, что можно расценивать, как тягчайший грех. И хотя Кипр формально уже не входил в состав Византийской империи, но английское завоевание острова навсегда лишило Византию возможности обладать этой территорий.
Итак, к концу XII столетия, несмотря на сложные отношения крестоносцев и византийцев, внешнеполитическое положение Византийской империи временно окрепло. Однако в большей мере причиной тому было не присутствие европейских рыцарей в Палестине и Сирии, а укрепление императорской власти в империи. Особенно при императоре Мануиле I, правившем в 1143 – 1180 годах. Он вёл постоянные войны с соседями, значительно расширив границы империи. Причём государства, основанные крестоносцами в «Святой Земле», стали соперниками Византии и после борьбы, вынуждены были признать свою зависимость от империи.
В самой Византийской империи, благодаря политике открытых дверей проводимой представителями династии Комнинов, возрастает роль латинян. Они расселяются по всей империи. Особенно много латинян проживало в столице. Они занимали видные должности в императорской администрации. Комнины, в отличие от своих предшественников, заключали династические браки с европейскими принцессами. Мечтая о воссоздании великой империи, Комнины пошли на сближение с Римской церковью, предполагая заключить церковную унию.
Схема родственных связей Византийских императоров с графами Фландрии
Исаак Комнин Мануил I Комнин
севастократор император Византии 1143 – 1180
Ирина Комнина
= N
Исаак Комнин Филипп II Маргарет I
император Кипра 1184 – 1191 граф Фландрии графиня Фландрии
1168 – 1191 1191 – 1194
«Дева Кипра»
(1) = граф Раймонд VI Тулузский
(2) = Тьерри Эльзасский
крестоносец
Бодуэн I де Эно Иоланда де Эно Генрих I де Эно
1-й император Регентша 2-й император
Константинополя Константинополя Константинополя
1204 – 1205 1217 – 1219 1205 – 1216
= Пьер I де Куртене
3-й император Константинополя
1216 – 1218
Схема родственных связей Бонифация Монферратского с Иерусалимским королевским родом и Византийской императорской династией
Гульельмо V Старый, маркиз Монферратский 1137 – 1191
князь Галлилейский в Палестине с 1185
Гульельмо Коррадо (Конрад I) Бонифаций I Раньери
(1135/45 – 1177) (1145/47— 1192) (1150 – 1207) (1163 – 1182)
граф Яффы и Аскалона король Иерусалима маркиз Монферрат кесарь в Византии
в Палестине 1190 – 1192 1192 – 1207 правитель Фессалоник
= Сибилла = Изабелла крестоносец = Мария Комнин
Иерусалимская Иерусалимская король Фессалоники Византийская
(1160 – 1190) (1172 – 1206) 1204 – 1207 (1152 – 1182)
королева королева
Иерусалима Иерусалима
Четвёртый крестовый поход
В конце XII века положение крестоносцев в Палестине и Сирии стало критическим. Третий крестовый поход 1189 – 1192 годов окончился почти безрезультатно. Крестоносцы не решили главной задачи. Им не удалось вернуть Иерусалим. Согласно договору с правителем Египта султаном Саладином «Святой город» остался под властью мусульман. А христианам предоставлялось право беспрепятственного посещения «Гроба Господня».
Территория, контролируемая крестоносцами, сильно уменьшилась, протянувшись узкой полосой от Яффы до Бейрута с незначительными анклавами вокруг Триполи и Антиохии.
Поэтому вступивший на папский престол в 1198 году Иннокентий III считал своей главной обязанностью освобождение Иерусалима. Он развернул агитацию среди христиан, призывая монархов к новому походу. Однако энтузиазм в Европе уже пошёл на убыль. Короли и герцоги не желали проливать кровь своих вассалов в далёких землях. Они были заняты своими внутренними проблемами и не желали «брать крест».
Но один французский священник Фульк Нейльиский своими проникновенными проповедями вновь возбудил у многих французских рыцарей желание отправиться в «Святую Землю». Многие священники и монахи во Франции подхватили проповедь нового крестового похода. Для поддержки пропаганды крестоносного движения папа Иннокентий III направил во Францию кардинала Пьера де Шаппа.
Усиленная агитация вскоре принесла успехи. В 1199 году на рыцарском турнире в замке Экри в Арденах могущественный французский феодал граф Тибо III Шампанский (1177 – 1201) «принял крест». Его примеру последовали многие графы и бароны.
Крестоносцы собрались на совет в Суассоне, чтобы назначить время начала похода и решить финансово-хозяйственные вопросы. Совещания проходили почти год. Так как сухопутный путь был долог и изнурителен, было решено отправиться в Палестину морем, воспользовавшись услугами Венецианской республики. Выступление было намечено на 1202 год. Целью похода был выбран город Каир. Поскольку именно Египет на то время был главным соперником крестоносцев, было решено ударить в самое сердце врага.
В Венецию было направлено посольство, обсудившее условия перевозки войска. Совет республики обязался перевести 45 тысяч рыцарей столько же лошадей и 20 тысяч пехотинцев. Обеспечить крестоносное воинство провиантом и фуражом в течение девяти месяцев. Более того, «из любви к Богу» венецианцы со своей стороны обещали выставить пятьдесят военных галер. За свои услуги по перевозки войска венецианцы потребовали 94 тысячи марок.
Во время подготовки похода, 24 мая 1201 году неожиданно умер граф Тибо III Шампанский. Поэтому в сентябре месяце 1201 года новым предводителем крестоносцев был избран знатный итальянский феодал маркиз Бонифаций Монферратский (около 1150 – 4.09.1207), состоявший в близком родстве с королём Филиппом II Августом Французским и королём Германии Филиппом Швабским. Так же он был связан родством с родом Шампанских графов и Византийскими императорами.
Маркиз Бонифаций Монферратский владел небольшой сеньорией на Севере Италии и происходил из семьи с сильными крестоносными традициями. Его отец Гульельмо III Старый был участником второго крестового похода 1147 – 1149 годов. Старший брат – Гульельмо Длинный Меч, был графом Яффы и Аскалона в Палестине. Он был женат на дочери Иерусалимского короля Амори I – Сибилле. Его младший брат Раньери был женат на византийской принцессе Марии, дочери императора Мануила I Комнина. Получил в Византии титул кесаря и в управление город Фессалоники. Ещё один брат Коррадо (Конрад) женился на принцессе Феодосии, сестре Византийского императора Исаака II Ангела. А после, женившись на дочери короля Амори I Иерусалимского – Изабелле стал Иерусалимским государем.
В течение лета начало осени 1202 года отряды крестоносцев начали пребывать в Венецию. Тогда же между военными лидерами возникли первые разногласия. Особенно выделялся граф Бодуэн Фландрский, претендовавший на верховное командование. Тогда же выяснилось, что рыцари не обладают ранее оговорённой с венецианцами суммой для оплаты транспортировки войск.
Решение финансового вопроса было предложено венецианцами, пожелавшими использовать боевую мощь крестоносной армии в своих целях. Венецианцы предложили крестоносцам отвоевать для республики город Задар. После чего венецианцы перевезут «Христово воинство» на Восток, предоставив отсрочку для уплаты недостающих 34 тысяч марок «до тех пор, пока Господь дозволит… заработать их». При этом венецианцы выторговали у крестоносцев права на половину военной добычи.
Задар крупный торговый город, расположенный на восточном побережье Адриатического моря в Далмации, ранее контролируемый венецианцами. Но в 1183 году король Венгрии Бела III установил в городе свою власть и возвёл вокруг города мощные укрепления. Венецианцы в 1192 и 1193 годах пытались силой вернуть контроль над городом, но потерпели неудачу. Тогда-то они и решились воспользоваться услугами крестоносцев.
Оказавшись в безвыходном положении, после долгих переговоров, поскольку часть рыцарей считала подобную акцию святотатством, и высказывалась за немедленную отправку на Восток на собственные средства, крестоносцы согласились с предложением венецианцев. Примерно в августе – сентябре 1202 года было достигнуто соглашение между лидерами крестоносцев и советом республики «Святого Марка».
Перед отправкой к Задару к крестоносцам присоединился большой отряд из Германии. 1 октября 1202 года войска начали переправляться в Далмацию. К 10 ноября, накануне праздника Святого Мартина, рыцари прибыли к Задару.
Большой и хорошо укреплённый город вызвал у крестоносцев изумление, и даже робость. Некоторые рыцари зароптали, не желая рисковать своей жизнью, ради корыстных интересов Венеции и предпочли самостоятельно отправиться на Восток.
Тем не менее, значительная часть рыцарей осталась в Далмации, и 13 ноября 1202 года приступила к осаде. Задар окружили с суши и моря. Пять дней более 150 камнеметательных машин забрасывали город камнями. Рыцари вызывали у горожан большой страх. Задарцы были готовы сдаться венецианцам, лишь бы не пустить рыцарей в город и тем избежать грабежей и убийств. Поэтому горожане 24 ноября 1202 года сдались на милость венецианского дожа при условии сохранения жизни и имущества горожан. Венецианцы вступили в город, не допустив его разорения.
Таким образом, рыцари лишились военной добычи, необходимой для оплаты долга Венеции. Они потребовали переправить их на Восток. Но дож Энрико Дандоло заявил, что не сможет выполнить требования рыцарей, так как наступает зима. И отправка войск будет возможна лишь с наступлением весны. Крестоносцам пришлось уступить.
Войска были размещены в Задаре на постой. Венецианцы заняли примыкающую к гавани часть города, где стояли их корабли. Во второй половине города разместились крестоносцы. Все тяготы содержания войск легли на жителей Задара. Кроме финансовых затрат задарцы сталкивались с открытым насилием и частыми военными столкновениями. Так в результате одного конфликта между венецианцами и рыцарями на улицах города разгорелось настоящее сражение. Погибло около ста человек. Руководителям крестоносцев и венецианскому дожу стоило большого труда установить мир.
Отлучение
Вооружённые действия «принявших крест» рыцарей по захвату христианского города вызвали негодование части крестоносцев и церковных служителей. Ещё перед началом осады аббат Ги де Во де Сернэй и могущественный северофранцузский граф Симон IV де Монфор-Амори выступили против осады Задара. Граф Монфор-Амори вообще отвёл своих людей из лагеря крестоносцев. Знатный пикардийский рыцарь Ангерран де Бов, в знак протеста вообще покинул воинство и уехал в Венгрию. Так поступили и другие рыцари. А аббат Ги де Во, на совете порицал вождей крестоносцев и прочёл им послание папы Иннокентий III запрещавшее осаду христианского города.
Римский папа был заранее извещён о намерении крестоносцев захватить город Задар, так как при войске было множество папских легатов. Могли писать папе и некоторые возмущённые венецианским планом рыцари.
Кроме обращения к крестоносцам с запретом к осаде города, Иннокентий III направил своё послание и к задарцам, сообщая, что отлучит от церкви всякого, кто нападёт на город. Задарцы переправили это послание вождям крестоносцев и венецианскому дожу. Кроме того, чтобы убедить рыцарей в том, что Задар христиански город, горожане развесили на башнях и городских стенах иконы и флаги.
Однако ни какие папские запреты не спасли горожан. Венецианцы настроены были весьма решительно. Задар был главным торговым конкурентом, а для торговой республики «Святого Марка» власть денег была куда важнее папской немилости.
Позицию Венеции наиболее ясно выразил дож Энрико Дандоло, заявив: «…я ни под каким видом не откажусь отомстить им, даже ради апостолика». Видимо, венецианского дожа поддержало много рыцарей. Предвкушение возможной богатой добычи перевешивало все христианские добродетели.
Однако формально находясь на папской службе, крестоносцы нуждались в Божьем благословении. В феврале 1203 года лидеры войска направили в Рим своих послов, за прощением. Папа был строг. Он отлучил от церкви венецианцев, но простил крестоносцев. У него не было другого выхода. Предать анафеме войско Иннокентий III не мог. Он хотел сохранить армию, для продолжения борьбы с мусульманами на Востоке. Его порицания против крестоносцев могли охладить религиозный пыл у рыцарей, и они могли отказаться от продолжения крестового похода. А это не входило в планы понтифика. Поэтому он был милостив с «христовым воинством».
Папа Иннокентий III поручил своему легату кардиналу Пьетро Капуанскому взять с крестоносцев клятвенное обещание, что впредь они будут неукоснительно повиноваться апостольскому престолу. А наложенное на венецианцев отлучение от церкви не должно было, по мысли понтифика, помешать крестоносцам, воспользоваться их флотом.
События в Византии
В 1185 году была свергнута императорская династия Комнинов, спровоцировавшая начало крестовых походов на Восток, и на волне народных выступлений к власти пришёл Исаак Ангел, представитель аристократического рода, выдвинувшегося при Комниных и связанный с прежней династией родством. 12 сентября 1185 года он короновался императорской короной под именем Исаака II.
Смена правящей династии ещё более ослабило государство и центральную власть. Новому монарху пришлось бороться с внешними и внутренними врагами. Было утеряно много территорий. Правда, Исааку II удалось справиться с крестоносцами участниками третьего похода на Восток 1189 – 1190 годов. Он удачно использовал германскую армию императора Фридриха I Барбароссы в Малой Азии против турок-сельджуков.
Однако Исаак II, прославившийся своей жестокостью и кутежами, не смог снискать любовь народа и знати. Он был свергнут заговорщиками 8 апреля 1195 года. Его ослепили и поместили в столичную тюрьму. Во главе заговорщиков стоял родной брат свергнутого императора Алексей Ангел. Он и стал новым государем под именем Алексея III.
Новый византийский монарх оказался слабым правителем. Для утверждения своей власти он щедро раздавал деньги горожанам, поместья и должности знати. Но этим только обострил раздоры внутри страны.
Государственное нестроение умножалось и внешнеполитическими неурядицами. Алексей III был вынужден признать себя данником Германского императора Генриха IV, сына погибшего в крестовом походе императора Фридриха I Барбароссы, грозившего отторгнуть Эпир.
Положение Алексея III на троне ещё более осложнилось после того, как удалось бежать из Константинополя находившемуся под надзором сыну свергнутого императора Исаака II – принцу Алексею Ангелу.
Царевич бежал в Германию к своему зятю Филиппу Гогенштауфену (1177 – 1208), королю Германии, правившему в 1198 – 1208 годах. Король Филипп был младшим сыном императора Фридриха I Барбароссы. Он в 1197 году женился на дочери свергнутого Византийского императора Исаака II Ангела – Ирине (1181 – 1208), в католичестве принявшей имя Марии.
Итальянские купцы из города Пизы, недовольные торговой политикой императора Алексея III, предоставив беглецу свой корабль, помогли добраться до Рима. Оттуда принц Алексей перебрался в Германию к сестре.
Королева Мария стала хлопотать за брата и, находившегося в темнице отца перед супругом. Сам Филипп какой-либо существенной поддержки оказать принцу Алексею не мог, так как был занят борьбой с герцогом Оттоном Брауншвейским. Но он посоветовал шурину обратиться за помощью к крестоносцам, собирающим свою армию в Венеции. И помог в переговорах с рыцарями.
Первые контакты царевича Алексея с крестоносцами произошли ещё в Италии, то есть до отправки рыцарей в Задар, в августе 1202 года. В это время король Германии Филипп Гогенштауфен находился на севере Италии в ломбардском городе Вероне. Король направил своего посла епископа Конрада фон Крозига Гальберштадтского в Венецию к руководителю крестоносцев маркизу Бонифацию Монферратскому. Епископ убеждал военных лидеров помочь византийскому царевичу вернуть трон, со своей стороны, обещая уговорить принять участие в походе немецких рыцарей. Видимо уже тогда были оговорены главные условия, при которых крестоносцы были готовы поступить на службу к византийскому принцу. Поскольку король Филипп советовал шурину исполнить все требования крестоносцев.
Предложение царевича Алексея заинтересовало лидеров крестоносцев, в особенности венецианского дожа Энрико Дандоло. Венецианцы были не прочь вовлечь византийского принца в свою политическую игру, как они ранее поступили с крестоносцами, разработав план действий. Первым пунктом, в котором была ликвидацию города Задара, главного торгового конкурента. Константинопольский поход был включён в план под вторым номером. Такая нежданная удача только разжигала аппетит у венецианских патрициев и купцов, которые не понаслышке знали о несметных богатствах Константинополя. Поэтому выдвигали завышенные требования за помощь в обретении власти.
Посол Германского короля епископ Конрад Гальбертштадтский прибыл в лагерь крестоносцев уже после того, как рыцари заключили договор с венецианцами о походе на Задар. Поэтому Константинопольский поход пришлось отложить. Заинтересованные в этом венецианцы стали затягивать переговоры, чтобы не спугнуть клиента и выторговать для себя высокую плату.
Ликвидировав независимость Задара и, оставшись в поверженном городе на зимовку, лидеры крестоносцев были готовы продолжить переговоры с беглым царевичем Алексеем Ангелом.
Переговоры возобновились в январе 1203 года. Сторону царевича Алексея сразу же принял дож Венеции. Зная о финансовой необеспеченности рыцарей, Энрико Дандоло именно этот аспект сделал главным козырем убеждений. Он рисовал большие перспективы, которые приобретут крестоносцы после оказания помощи византийскому принцу. Тогда рыцари пополнят запасы провизии и продовольствия и смогут продолжить свой поход на Иерусалим. Венецианского дожа поддержал маркиз Монферратский, связанный с Германским королём кровными узами, оперируя к рыцарям исполнить священный долг, оказать помощь незаконно лишённому власти Византийскому царевичу.
Однако, справедливости ради, следует отметить, что далеко не все рыцари и состоявшие при воинстве священники были готовы принять новое изменение направления похода. В переговорный процесс был втянут и Рим. Поскольку первоначально за военной помощью царевич Алексей обращался именно к папе. Понтифик был в курсе просьбы царевича и следил за ходом переговоров.
Ещё по прибытии в Венецию в феврале 1202 года королевский посол епископ Конрад фон Крозиг получил подробные инструкции от папского легата Пьетро Капуанского о линии поведения на переговорах. Церковь признавала правомерность использования крестоносной армии во внутриполитической борьбе в Византии. Поэтому вновь прибыв к рыцарям в январе 1203 года Гальберштадтский епископ, ревностно выполнявший поручение короля, от имени церкви убеждал колеблющихся рыцарей, что поход на Константинополь вполне законен с точки зрения веры и не нарушает их обета сражаться с мусульманами за освобождения «Гроба Господня».