Введение
В настоящее время в России идет активное развитие и внедрение в массы здорового образа жизни, поэтому тема спорта и спортивной хореографии является одной из самых актуальных тем на сегодняшний день. Начинают развиваться новые направления в спортивной хореографии.
Одним из таких направлений является черлидинг. Черлидинг – новое спортивно-танцевальное направление, которое может быть ориентировано и внедрено в различные целевые группы и объединяет в себе элементы акробатики и гимнастики, сценическую речь, а также танцевальные движения.
Увеличилось число статей на семинарах и конференциях по проблемам спорта и спортивной хореографии, существенно возросло число спортивных мероприятий и их участников. Также стали появляться различные учебные пособия, освещающие вопросы спорта, спортивной хореографии и черлидинга в частности.
В этой книге будут освещены следующие вопросы:
– раскрытие истории возникновения черлидинга;
– изучение постановки программ в черлидинге;
– история возникновения и развития черлидинга на примере регионов Российской Федерации.
В качестве методологической основы использовались исследования Задворнова К. Ю., методические рекомендации Носковой С. А., а также правила вида спорта «черлидинг», утвержденные приказом Минспорта России от «04» сентября 2014 г. № 754.
Основную часть книги составляют две главы. В первой главе дается определение основных понятий и дисциплин черлидинга, их характеристика, формулируются основные правила. Вторая глава носит более практическую направленность, в ней описываются история и развитие черлидинга на примере регионов Российской Федерации.
В заключении книги суммируются все выводы.
I. Черлидинг как спортивно-танцевальное направление
1.1. Из истории возникновения черлидинга
Черлидинг зародился в США в 1870-е годы и приобрел наиболее широкое распространение к середине XX века. В 1860-е годы в студенческой среде в Великобритании стало модным подбадривать спортсменов во время соревнований, и вскоре это веяние распространилось и в Соединенных Штатах. Первый клуб групп поддержки был организован в Нью-Джерси в Принстонском университете в 1865 году. Говорят, на одной футбольной игре в Принстоне Томас Пиблс собрал шесть человек, которые выстроились перед трибунами со студентами и в течение всей игры скандировали речевки, побуждая остальных зрителей болеть за любимую команду. Датой основания черлидинга принято считать 1889 год.
Но годом зарождения черлидинга принято все же считать 1898. Именно в этом году у футбольной команды Миннесотского университета сезон явно не складывался. И перед очередной игрой в университете состоялось собрание, на котором присутствовали студенты со всех факультетов. Один из присутствующих там профессоров выдвинул блестящий научный тезис в пользу зрительской поддержки спортсменов на соревнованиях. Он утверждал, что стимул нескольких сотен студентов фокусируется на положительной энергии, которая направляется на команду и помогает ей одержать победу. Его заключительной репликой была: «Идем в Мадисон! Идем в Мадисон! Применим закон положительных стимулов!»
Состоялась игра, но, вопреки всем ожиданиям, команду Миннесотского университета разгромили со счетом 28:0. Нужно было придумать что-то еще. И тогда появился Джонни Кэмпбелл, студент первого курса медицинского факультета. Именно его можно назвать первым черлидером. Джонни объяснил, что кто-то должен руководить скандированием, а речевки должны быть разнообразными. Поэтому на следующей игре под руководством Кэмпбелла зрители скандировали кричалку, которая впоследствии вошла в историю.
Таким образом, в США зародился черлидинг. Вначале этот вид танца был более популярен среди сильной половины. Однако, когда в 40-е годы на фронт ушло огромное количество мужчин, ситуация резко изменилась, и теперь более 90 % черлидеров составляют женщины.
Активное участие в черлидинге женщин началось в 20-х годах прошлого столетия. В Университете Миннесоты черлидеры ввели в свои программы элементы гимнастики и прыжки, а идея отводить специальный сектор для черлидеров принадлежит Линдли Ботвеллу из Университета штата Орегон.
В конце 40-х годов, когда мужчины вернулись с фронта, в черлидинг были добавлены такие элементы, как повороты и закручивания. Гимнастические элементы, как правило, выполнялись мужчинами, в то время как девушки танцевали. Это и положило начало образованию танцевальных команд.
В 1948 году Лоренс Харкимер организовал первый лагерь для черлидеров. Это состоялось в Южном методистском университете, где приняли участие 52 девушки. Тогда же была основана Национальная организация черлидинга.
В 1950-х годах черлидеры стали проводить в колледжах специальные семинары, на которых преподавали всем желающим основы этого вида танца.
В 30-е годы в университетах и колледжах стали активно использовать помпоны – атрибут, который и по сей день является визитной карточкой черлидинга. Современный виниловый помпон изобрел Фред Гастофф в 1965 году и представил Международной организации черлидинга.
В 1967 году было решено составлять ежегодный рейтинг «10 лучших колледжских команд по черлидингу», чтобы определить претендентов на участие в конкурсе «Черлидер Америки».
В начале 70-х годов черлидинг становится все более и более популярным. Помимо того, что черлидеры выступали на играх по футболу и баскетболу, группы поддержки стали появляться и на школьных спортивных состязаниях. Первая телевизионная трансляция чемпионата по черлидингу среди команд колледжей, организованная по инициативе Международной организации черлидинга, состоялась весной 1978 года на канале CBS-TV.
В 1980 году были установлены официальные стандарты и правила безопасности, которые запрещали некоторые травмоопасные кувырки и пирамиды. Соревнования по черлидингу среди юниоров и взрослых команд проводились уже по всем Соединенным Штатам. Этот вид спорта стал развиваться в национальных масштабах, стали появляться специальные курсы и тренеры по черлидингу.
В 1995 году была основана Европейская ассоциация черлидинга (ECA), которая взяла в свои руки руководство движением черлидеров в Европе. Первый чемпионат Европы по черлидингу состоялся в 1995 году в Германии, в Штутгарте.
В 2001 году была основана Международная федерация черлидинга (IFC), куда впоследствии, помимо стран-членов Европейской ассоциации, вошла Япония, где в 2001 году состоялся первый чемпионат мира по черлидингу.
По правилам в черлидинге соревнования проводятся в форме состязаний команд с оценкой их выступлений по балльной системе. Соревнования проводятся в соответствии с Правилами ФЧР и Правилами Международного Союза черлидинга (ICU).
Черлидинг – новое спортивно-танцевальное направление, которое может быть ориентировано и внедрено в различные целевые группы и объединяет в себе элементы акробатики и гимнастики, сценическую речь, а также танцевальные движения. Сравнив черлидинг с другими приближенными направлениями, такими как акробатический рок-н-ролл и спортивные бальные танцы, можно увидеть существенное различие как в постановке программы, так и в музыкальном сопровождение и выделить черлидинг как самостоятельное спортивно-танцевальное направление.
Черлидинг гармонично сочетает в себе спорт и искусство. Программы представляют собой свободное передвижение с включением элементов пластики, пантомимы, танца, мимики, также отдельные элементы стилизованной упрощенной акробатики. Отсюда следует, что предметом изучения в черлидинге в первую очередь является искусство свободного выразительного движения. В процессе занятий черлидингом формируются двигательные навыки и умения, как прикладные, так и спортивные, приобретаются знания и воспитываются волевые и моральные качества.
Черлидинг это не только сила, выносливость и ловкость. Благодаря связи с хореографией и музыкой, спортсмены чувствуют музыку и ритм, вырабатывается выразительность движений и координация, также черлидинг способствует эстетическому воспитанию спортсменов. В черлидинге важное место занимают музыка и танцы. Динамичное музыкальное сопровождение превосходно развивает чувство ритма, согласованность всех движений с музыкой и музыкальный слух.
В единстве с музыкой образовывается программа высокой сложности, которая весьма выигрышно сможет раскрыть профессионализм и возможности спортсменов. Оригинальные, красивые связки, переходы, гибкость в движениях, умение подчеркнуть зрелищные и сложные элементы, это все должно в точности соответствовать музыкальному сопровождению. Концовка одного элемента должна целостно и гармонично переходить к началу следующих движений. Своим выступлением спортсмены должны максимально увлечь и удержать на себе внимание зрителей.
В состав черлидинга входят следующие спортивные дисциплины: чир, чир-микс, чир-данс (чир-данс фристайл), групповые станты, групповые станты-микс, партнерские станты.
В программах дисциплины чир участвуют команды, сто процентов участников которых женского пола, за исключением возрастной категории «мальчики, девочки», в которой могут участвовать спортсмены как женского, так и мужского пола. Программы чир включают в себя достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных элементов программы. Соревнования в дисциплине чир могут проводиться во всех возрастных категориях, предусмотренных ЕВСК. (Приложение 1. Рис. 2.)
В программах дисциплины чир-микс участвуют команды, в составе которых участники и мужского и женского пола, команда относится к дисциплине чир-микс, если в ее составе есть один или более участник мужского пола. Программы чир-микс включают в себя достаточно большое количество акробатических элементов, требуют страховки при выполнении сложных элементов программы. Соревнования в дисциплине чир-микс могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины». (Приложение 1. Рис. 3.)
Программы дисциплин чир и чир-микс выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).
В дисциплинах чир и чир-микс перед началом основной программы обязательно выполняется блок с чиром (кричалкой), без музыки, продолжительностью минимум 30 секунд. Максимальное время не ограничено. Использование в программе чиров на иностранном языке запрещено.
Элементы чир и чир-микс программ: чир-прыжки, станты, пирамиды, выбросы, акробатические элементы, выполняемые на полу и не являющиеся частью захода или спуска со станта или пирамиды, чир-данс, чиры (кричалки). Элементы чир-данс (чир-данс фристайл) программ не оцениваются.
Разрешены только следующие виды средств агитации: флажки, баннеры, таблички, помпоны, мегафоны и кусочки ткани. Средства агитации с шестами или подобными средствами поддержки не могут быть использованы при выполнении спортсменом какого-либо станта, пирамиды, выброса, акробатического элемента, чир-прыжка или чир-данса. Использование при выбросе средств агитации на твердой основе запрещено. Все средства агитации должны быть аккуратно убраны за пределы площадки сразу после блока с чирами (кричалками) перед началом основной программы. Выбрасывание за пределы площадки и переброс жестких средств агитации запрещены. Не рекомендуется использование на средствах агитации текстов и символов на иностранном языке.
В дисциплине чир-данс (чир-данс фристайл) могут принимать участие спортсмены как мужского, так и женского пола. Особое внимание при постановке чир-данс (чир-данс фристайл) программы следует уделить хореографии, синхронности, визуальным эффектам, сложности элементов, динамике. Хореография строится на особой технике движений рук (резкость, четкость), смене уровней и рисунка программы.
Хореографическая подготовка в черлидинге важна, от хореографии зависит танцевальность, эффектность выступления спортсменов в целом. Во время обучения хореографии вырабатываются правильная осанка, мимика и выразительность. Хореография в черлидинге базируется на двух основных танцевальных схемах: классической и современной.
Обучение хореографии проводится в течение полного периода обучения спортсменов. Она присутствует в разминках, упражнениях, на всех тренировках и разучиваниях комбинаций движений. Но огромная роль хореографии в черлидинге не делает ее конечной целью обучения. Хореографическая подготовка в спорте имеет свою специфику:
•Является составляющей учебного процесса и применяется без отрыва от изучения элементов и программ;
•Преподавателю хореографии приходится ориентироваться на сжатые временные сроки обучения, ведь хореография – не основная часть обучения черлидеров, а время, отведенное на нее программой, достаточно ограничено.
Школа классического танца считается основой как для черлидинга, так и для хореографии в общем. В течение многих столетий классический танец формировался из традиций и культурных особенностей разных народов, а затем многократно упорядочивался различными экспертами и хореографами. В современном черлидинге используется только часть всего массива информации о классическом танце, но используемых данных достаточно для развития музыкальности и воспитания танцевальности черлидеров. Урок классического танца в черлидинге состоит из следующих частей:
1. Экзерсис – отработка движений у станка для развития устойчивости и гибкости;
2. Маленькое и большое адажио в центре зала;
3. Аллегро – малые и большие прыжки.
Также важна хореография с точки зрения постановки фигур и переходов, так как условия площадки, на которой выполняется программа, ограничены.
Зрительские трибуны на различных соревнованиях расположены по-разному, поэтому необходимо учитывать их размеры и масштабы, чтобы удовлетворить эстетическую потребность зрителей и болельщиков, которые находятся на достаточно большом расстоянии от площадки, где происходит действие. Важно суметь донести до каждого зрителя подтекст поставленной программы.
Соревнования в дисциплине чир-данс (чир-данс фристайл) могут проводиться во всех возрастных категориях, предусмотренных ЕВСК. (Приложение 1. Рис. 4.)
Программы чир-данс (чир-данс фристайл) выполняются как на твердом полимерном покрытии, так и на паркете. Музыка для чир-данс (чир-данс фристайл) программ должна быть разнообразной.
Элементы чир-данс (чир-данс фристайл) программ: пируэты (вращения), шпагаты, чир-прыжки, лип-прыжки, махи, данс-поддержки, работа в парах (парное взаимодействие). Рекомендуется выполнять элементы всеми участниками команды одновременно или в риппл. Элементы чир и чир-микс программ запрещены.
Запрещены все виды средств агитации и аксессуары за исключением помпонов. Помпоны должны использоваться всеми членами команды (для участников команды мужского пола – по желанию) на протяжении всей программы. Помпоны могут не использоваться при выполнении лифтов и подбросов. Запрещается прикрепление помпонов к частям тела или экипировки. Исключение: помпоны на резинках.
В дисциплине групповые станты участвуют команды, состоящие из одной стант-группы (3–5 спортсменов). В программах этой дисциплины участвуют команды, сто процентов участников которых – женского пола. В программах этой дисциплины выполняются станты и выбросы по выбору команды в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине групповые станты могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины». (Приложение 1. Рис. 5.)
В дисциплине групповые станты-микс участвуют команды, состоящие из одной стант-группы (3–5 спортсменов), если в ее составе есть участник или участники мужского пола. Команды данной дисциплины не могут на сто процентов состоять из участников мужского пола. В программах этой дисциплины выполняются станты и выбросы по выбору команды в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине групповые станты-микс могут проводиться только в двух возрастных категориях: «юниоры, юниорки», «мужчины, женщины».
Программы дисциплин групповые станты и групповые станты-микс выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).
Элементы программ дисциплины групповые станты и групповые станты-микс: станты, выбросы. Другие элементы не оцениваются. Чиры (кричалки) и средства агитации не используются.
В программах дисциплины партнерские станты участвует пара спортсменов (один мужского и один женского пола), которые выполняют станты с одиночной базой по выбору, но в соответствии с правилами. Соревнования в дисциплине партнерские станты могут проводиться в единственной возрастной категории – «мужчины, женщины».
Программы данной дисциплины выполняются на специальном покрытии (гимнастические маты, прочно соединенные между собой).