Спецвыпуск альманаха является приложением к журналу «Российский колокол».
© Интернациональный Союз писателей, 2023
Предисловие
Преподношение Барду
Владимир Семёнович Высоцкий… Хотел было сказать: «43 года его нет с нами» – и осёкся, поняв, как лживо это утверждение. Ведь едва ли дня не проходит, чтобы то тут, то там, в газете или на телеэкране, на концерте или среди застолья, а то и просто в бытовом разговоре не прозвучали строчки его стихов, его песен. С нами, ещё как с нами!
Помню, в конце 60-х годов прошлого века, обучившийся в турпоходе трём аккордам на семиструнке, спел я во дворе пару бардовских песенок и, тотчас приобретя внимание местных девчонок, почувствовал себя на вершине славы. Однако через неделю эти песенки наскучили, а с ними и я. Желая восстановить статус-кво, по тогдашней своей культурной малограмотности придумал я, сославшись на неких московских друзей, якобы приславших мне подпольную запись новых песен Высоцкого, состряпать что-нибудь «под него». Казалось, песни Высоцкого настолько простенькие, что создать нечто подобное не составит труда. Глупость идеи обнаружилась сразу же, едва я приступил к «сочинительству». Кажущаяся простота стихотворных приёмов, простонародности языка и бесхитростности музыкальных ходов оказалась неприступной скалой, которая, сколь я ни исхитрялся, так мне и не покорилась: даже неискушёнными дворовыми слушателями подделки мои были разоблачены при первом же исполнении.
Думаю, и тогда, и в последующие годы я был далеко не единственным, нахально отважившимся, как пел Юрий Визбор, «обкусать ступни гиганта». Но речь здесь не о плагиаторах, не о «хрипящих» имитаторах, коих и впрямь – тьмы и тьмы. Такое ярчайшее художественное явление, как Владимир Высоцкий, неминуемо должно было и вызвало к жизни широчайшую творческую волну не подражателей, но соучастников, продолжателей его литературно-художественного направления.
Под обложкой данного альманаха, названного «Высоцкий – 85» и посвящаемого его юбилею, собрались поэты и прозаики из разных городов России, Казахстана, Белоруссии – из той огромной страны, что при жизни Высоцкого называлась Советским Союзом. Творчество их весьма разное и по жанрам, и по литературным пристрастиям, и по отношению к действительности. Объединяет их только душевная верность творчеству Барда, который, по словам Алексея Германа, «бывал беспощаден, но никогда не был злым. У него всё замешено на любви, на вере в человеческую душу». Таковы светлые «Лесные сказки» Бахитжамал Ажигалиевой из Казахстана и пронзительные строчки краснодарской поэтессы Натальи Власовой, нравственные размышления героя стихотворения «Дуб и машина» поэта из Самарской области Сергея Егорова и весёлый рассказ мальчишки в стихотворении «Ботинки» питерского поэта Юрия Парфёнова… Привлекут внимание читателя и повесть новосибирского прозаика Сергея Бочарова «Ино…», и пьеса в двух действиях со сложно произносимым названием «Абарагуты хамбарэ, камбарикатори (Агасфер)» севастопольца Александра Скуридина. Конечно, у авторов альманаха немало непосредственных посвящений Высоцкому, иногда, как, скажем, у поэта из Дубровки Николая Позднякова, в виде перефраза:
Когда волна всемирного потопа
Из лжи бессовестной, калеча и губя,
Людей до боли, а порою и до гроба
Влекла безудержно, нисколько не скорбя…
Особое место, безусловно, занимают песенные произведения протоиерея Олега Штельмана, представленные в альманахе не только в текстовой, но и нотной записи.
В июне 1982 года «Литературная газета» опубликовала статью Станислава Кунаева «От великого до смешного», в которой известный литератор охарактеризовал творчество Высоцкого как пример «безвкусицы, и фельетонности, и любительщины, где лирическим героем многих произведений поэта является, как правило, примитивный человек, полуспившийся Ваня, приблатнённый Серёжа». Ничтоже сумняшеся он даже спрогнозировал, что «Высоцкий будет быстро забыт». Прошло сорок лет, и настоящий альманах – лучшее опровержение этих якобы порицательных, а на самом деле снобистско-злопыхательских слов.
Михаил Лесин,
член Союза журналистов России, Союза писателей Москвы
Людмила Лазебная
Обладатель Гран-при
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
В 1988 г. окончила Пензенский государственный педагогический институт (ныне университет). Преподаватель иностранных языков, переводчик, кандидат филологических наук, MBA. Член Международной гильдии писателей, Интернационального Союза писателей, член-корреспондент Международной академии наук.
Лауреат Международной евразийской литературной премии им. П. П. Бажова «Новый Сказ» в номинации «Проза» (2022), Московской литературной премии-биеннале – 2022 в номинации «Большая проза». Победитель конкурса «ЛИБЕРТИ» издательства Stella (Германия, 2022). Лауреат премии II Международного фестиваля «Золотое Перо Москвы» в номинации «Проза» (2022). Лауреат премии II Международного фестиваля русскоязычной поэзии «Поэт года» в номинации «Поэзия» (2022).
Печатается и издается в России и за рубежом.
Ликург и толпа
Припев:
Припев.
Припев.
Странный сон
За окном с самого обеда шел затяжной осенний дождь. В шикарной четырехкомнатной квартире Виктора Андреевича Огурцова в самом центре Северной столицы, с недавних пор называемой по-молодежному кратко «СПБ», было зябко и неуютно. Отопление еще не включили, а электрокамин недавно перегорел.
Вскипятив электрический чайник, В. А., как называли Виктора Андреевича на работе, собрал на стол нехитрый ужин: яичницу, хлеб, соль, огурцы и открыл банку тушенки. Вот уже несколько лет ему приходилось лично заботиться о себе любимом. Жена и дети остались жить в другом городе, в сотнях километров пути…
В. А. жил один в этой новой квартире, приобретенной в ипотеку от предприятия, на котором он успешно трудился с утра до ночи, возглавляя какой-то нужный отдел. В чем заключалась нужность его – никто не знал точно, но раз есть, значит, нужно!
Со временем, привыкнув к отсутствию жены и детей, В. А. будто бы даже полюбил домашнюю тишину. Суеты, нервов и манипуляций было в избытке на работе…
Одно не давало покоя В. А. – отсутствие душевного общения и понимания его персональной важности! А это, по устоявшимся правилам быта, должна обеспечивать спутница жизни, супруга, так сказать, заботливая, умная, проницательная, любящая и исцеляющая своими нежными словами, ласковыми прикосновениями, все понимающая и всегда готовая на любые жертвы ради мужа.
«Повезло же вот этому Р, – часто думал В. А., – жена рядом, молодая, почти красивая, пусть и вторая. Вон как он после работы домой торопится. Небось, приходит – ему и тапочки подают, и ужин на столе с рюмочкой вечернего коньячку для аппетита, а после ужина наверняка этот довольный Р. жене в красках рассказывает, как его день прошел. Как он не покладая рук боролся один с кучей бестолковых и ленивых дебилов сотрудников, добавляя каждый раз: “И кто только их на работу взял? Не иначе как по знакомству пролезли! Все как есть бездари и лоботрясы!” А жена погладит ласково так его по плечу, посмотрит преданно любящими глазами и… наденет на его лысую и потную макушку невидимую корону императора!»
– Да-а-а! – сказал вслух В. А. – Вот поэтому этот Р. такой счастливый! А что я? Каждую пятницу бегу на поезд, чтобы в выходные побыть дома, с женой и детьми, а в воскресенье – обратно! Ни отдыха, ни любви, ни покоя! Да уж и нет ее, этой любви-то, и была ли она? Может, так надо было: жениться, чтобы дети в полной семье родились?..
Не зря один товарищ о своем житье-бытье как-то пошутил, назвав себя «нужником». Вроде нужен семье, но только дважды в месяц: в день аванса и в день получки. Можно и в дом не заходить, кинул деньги в форточку – и снова на работу. А уж куда их определить, и без тебя сообразят.
Дождь за окном становился все сильнее, а настроение В. А. – все грустнее. Как известно, лучшим выходом из такой ситуации является сон. Не зря говорят: «Если мысли одолели, ляг, поспи – и все пройдет!».
Лег, стало быть, В. А. в холодную постель, а мысли разные тут как тут, роем кружатся, пристают… «Кровать большая, а сплю как сирота, с краешка»… Повозился, покрутился… Уснул…
И снится ему сон. Вот видит В. А. отчетливо, будто сидит он в какой-то келье, сырой и холодной, за дубовым столом, деньги считает и в мешочки складывает. Вдруг за окном колокола зазвенели, да так громко, будто рядом совсем, за спиной. Встал В. А., поправил на себе одежду – длинную рясу, нахлобучил на голову капюшон и оказался вдруг сразу на площади посреди толпы растрепанных и сердитых людей. Орут они что-то, но голосов их не слышно, только рты разевают и глаза таращат. Снял В. А. с головы свой капюшон – вдруг сразу все рты закрыли, замолчали, значит, и поклонились ему. В. А. враз почувствовал удовлетворение от своей важности и власти… Хорошо ему! Тут двое в железных латах и с копьями подводят к нему женщину с мешком на голове и мысленно, без слов, говорят, что ведьма она и ее надо срочно сжечь на костре. В. А. дает им свою любимую зажигалку, разрешает костер развести и сжечь эту ведьму.
А та брыкается изо всех ведьминских сил, не хочет никак на костер идти. Тут Р. откуда-то появился в белом саване, бросает вверх что-то, как муку, и люди становятся сонными, медлительными, как осенние мухи.
Подходит Р. к ведьме и снимает с ее головы мешок. Видит В. А., что ведьма – вылитая его жена, только рыжая, стройная и красивая. Глаза большие, зеленые, губы алые, грудь пышная…
– Щас ты меня мучаешь, а потом я тебя буду! – кричит она, превращаясь в горящее дерево…
– Тьфу ты, черт бы тебя побрал! Ведь приснится же такое! – вытирая пот своей же майкой, пробормотал спросонья В. А. – Надо что-то делать!
Что делать и когда начинать, В. А. не знал. Одно было понятно: одиночество его до хорошего не доведет. Не зря говорят, если ты одиночество любишь, то ты либо Бог, либо зверь. Богом В. А. явно не был…
Игорь Шевченко (Ларин)
Обладатель вице-Гран-при
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
Родился 30 апреля 1962 г. в г. Белиц (Германия), где и провел раннее детство. Писать стихи начал в 8 лет, первые были опубликованы в артековской газете в 1974 г. К 18 годам был готов большой поэтический сборник. Отец дружил с Е. Евтушенко и попросил поэта дать оценку стихам сына. Поэт сказал: «Пиши и публикуйся, а если что-то мешает, то бросай "это что-то" и пиши…»
По первому образованию врач-хирург. А еще переводчик, социолог, экономист, политик. Работал хирургом, завотделением, главным врачом. Избирался главой города и района, входил в Экспертный совет Госдумы РФ, руководил производством, строил заводы и писал, писал…
Лауреат премий и конкурсов. С его участием изданы 22 книги, 3 сборника и аудиокнига. Готовятся к изданию сборник и аудиокнига. В планах к 65-летию опубликовать трехтомник.
Избавление
В. Высоцкому
27 июля 1980
Уходим
Алексей Хазанский
Лауреат I степени
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
Окончил Куйбышевский авиационный институт имени С. П. Королёва в 1985 г. Живет в Туле.
Финалист литературных премий «Поэт года» (2015), «Наследие» и «Писатель года» (2019), «Писатель года» (2021), «Русь моя» и Общенациональной литературной премии имени П. П. Бажова (2021, 2022), Евразийской литературной премии «Новый сказ» (2022).
Лауреат международных литературных фестивалей им. А. С. Пушкина (2019–2021), Международного литературного конкурса им. А. А. Грина (2020), Московской литературной премии (2019–2020), Первого литературного конкурса им. М. И. Цветаевой и Российской литературной премии (2022), V международного поэтического арт-фестиваля имени Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе (2023).
Апрель
Апрель 2022
Каждый миг
Апрель 2022
Безумные омуты
Май 2022
Звонок
Июль 2022
Упрямо иду по ухабам
Июль 2022
Границы рая
Август 2022
Золото августа
Август 2022
День шестой
Сентябрь 2022
Я брожу по остывшим аллеям
Октябрь 2022
Часы
Октябрь 2022
Последний день октября
Октябрь 2022
Возвращайся
Ноябрь 2022
Город ждет
Ноябрь 2022
Мгновений бег
Ноябрь 2022
Тихоходность мгновений
Декабрь 2022
Белокурая птица
Декабрь 2022
Предновогодние будни
Декабрь 2022
Душа
Январь 2023
Накануне весны
Февраль 2023
О тебе прошу
Февраль 2023
Секрет моих мгновений
Март 2023
Татьяна Морозова
Лауреат II степени
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
Поэтесса, писатель и художник… Образование высшее. Имеет ряд научных статей и патентов на изобретения.
В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.
Член Российского союза писателей и Интернационального Союза писателей. Член-корреспондент Международной академии наук и искусств.
Лауреат 2-й национальной литературной премии «Писатель года» (2013), Московской премии, Лондонской премии. Имеет титул «Дама фантастики и детской литературы» за 2020 г.
Автор 8 книг и соавтор в более чем шести десятках авторских сборников. Награждена медалями и дипломами.
Боюсь…
Елена Наливина
Лауреат III степени
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
Могу себе представить, что бы он написал и спел сейчас всем нам, если бы дожил до этой своей юбилейной даты. Или не могу? Скорее, нет. Потому что вообразить его произведения заранее невозможно. Да и представить его, восьмидесятипятилетнего, пусть и с гитарой в руках, тоже невозможно. Он порыв, пламя, непредсказуемость… Он стихи-Я!
Гении такого масштаба уходят рано, ибо долго играть оголенным нервом на гитарных струнах и струнах человеческих душ нельзя. Нерв не выдерживает, искрит… И короткое замыкание неизбежно. Конечно, он жив для миллионов людей по сей день. И будет жить еще очень долго в своих стихах и песнях, которые непостижимым образом становятся с каждым годом все актуальней.
Елена Наливина, издатель, писатель, лауреат Московской литературной премии – 2019, член Интернационального Союза писателей, заместитель председателя правления Интернационального Союза писателей
Он точно знал
В. С. Высоцкому
Николай Поздняков (Росс)
Лауреат III степени
в номинации «Специальная» поэтического конкурса международного арт-фестиваля памяти Владимира Высоцкого «Я только малость объясню в стихе – 2023»
По профессии судоводитель, капитан дальнего плавания. В 90-е годы несколько лет работал капитаном в иностранных судоходных компаниях с экипажами из разных стран. Чтобы не забыть язык, вспомнил старое увлечение поэзией. Основные темы творчества – море и природа, любовь, философские размышления, социальная политика, шуточные истории из жизни простых людей.
Член Интернационального Союза писателей и Российского союза писателей.
Поэтические произведения включены в издания «Антология русской поэзии» и «Наследие». За стихи в сборнике «Георгиевская лента. 75 лет Победы» удостоен медали «Георгиевская лента».
В издательстве ИСП вышли две книги стихов: «Я иду по лужам босиком» и «Мы не пыль на ветру».
Из тетради «Россия – Родина»
Россия
Русь
Русь вырастала много лет
Расцветай под солнцем, Родина моя
Я русский!
Какое завтра ждёт страну?
Кто из живущих помнит девяностые?
Какие были времена
Как понять непростые дни прошедших времён
Не осуждай, Господь, не осуждай!
Я не качал тебя в ладонях…
Письмо из прошлого
Я убит подо Ржевом…
Александр Твардовский
Эх, война
Ах, эта женщина
Мы не хотели той войны
Сон ветерана
Разговор ветеранов в Крещенский сочельник
На всех одна Победа
Сон о войне
Под небом чужим
Мёд лукавства и обмана
Судьба
Судьба, неизбежность в подарок храня
Эх, судьба
Возвращение в прошлое
Ответ на отзыв о стихах
Дни рождения мелькают, как вид из окна электрички
Понять бы сущность бытия
О зависти
Как хочется в любое время года
Рецензия на книгу
Бескрылый ангел
Поэт привычен к укоризне
Рецензия
О стихе
Сжигаю с листьями в костре
Вся жизнь – театр
Забытый сон
Сон капитана
Мы пришли ниоткуда
Письмо друзьям
Встреча
Как жить?
А что есть истина?
Мы все – пилигримы
Иосиф Бродский «Пилигримы»
- Мимо ристалищ, капищ,
- мимо храмов и баров,
- мимо шикарных кладбищ,
- мимо больших базаров,
- мира и горя мимо,
- мимо Мекки и Рима,
- синим солнцем палимы,
- идут по земле пилигримы…
Свет звезды
Опять тяжёлый в жизни день
Моя дорожка
Ни новых тем, ни новых слов
Пишу размашисто письмо
Моё счастье
Уходит ночь
Играй и пой, гитарная струна
Никуда нам не деться
Немного об уме
Пророков нет в Отечестве своём
Тем и вопросов – просто тьма
Да. это так
Случайный попутчик
В вечном сумраке
Есть в душе зазеркалье
Меняемся внешне
Всё написано до нас
Не спешу
Я не готов
Ах, счастливое детство
У глубокой реки
Старинный бабушкин сундук
Жизнь прошла
Осколки сгоревшей звезды
Из «Донецкой тетради»
Беда
Печально – не договорились…
Памяти А. Захарченко
Поднимите мне веки!
Я шёл по выжженной, растоптанной земле
Враги – свои
Монолог женщины из Донецка
Совсем не по Михаилу Светлову
Солдат
Памяти Даши Дугиной
Перефразируя Владимира Высоцкого
Когда волна всемирного потопа…
Владимир Высоцкий
Мы – пожилые рыцари былого
Скажите мне простую новость
Из тетради «Природные зарисовки»
Вздыхала осень за окном
Пустые тёмные аллеи
Что может подарить нам осень?
Колючий дождь
А кисть в живом мазке…
Пусть будет так, коль мы живём пока…
Из тетради «Памяти Владимира Высоцкого»
Памяти Владимира Высоцкого
Да! Я ушёл, куда уходят все…
Все мы – дети огромной великой страны
Владимир Высоцкий «Баллада о борьбе»
- Если в жарком бою испытал что почём,
- Значит, нужные книги ты в детстве читал.
Он был поэт, каких не знала муза
Бахитжамал Ажигалиева
Родилась 25 февраля 1964 г. в п. Кенаральске Фёдоровского района Кустанайской области (Казахстан). Окончила Кустанайское педагогическое училище. Трудилась заведующей начальной школой, завучем по учебной части и завучем по воспитательной работе. В данное время – учитель начальных классов в п. Сормовка Костанайского района Костанайской области. Имеет авторские педагогические работы. Награждена республиканскими и областными грамотами и благодарностями. Выступает на районных и областных читательских конференциях и семинарах, участвует во встречах с читателями. Имеет четверых детей.