Редактор Ирина Кузьмич
Дизайнер обложки Алёна Кузьмич
© Елена Галушко, 2023
© Алёна Кузьмич, дизайн обложки, 2023
ISBN 978-5-0060-4425-8
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero
Елена Галушко
Игры, в которые играют дети
благодарность
Книгу посвящаю моим первым учителям, любимым бабушкам: Щевцовой Антонине Ивановне и Сухопар Марии Александровне.
Людям, которые всю свою жизнь посвятили детям. Одна была с малолетства в нянях у детей из семьи зажиточных селян. А вторая – сельским учителем. С этих родовых линий прослеживается генетическая направленность – в наставничестве и занятиях с детьми.
Введение
В первую очередь моя книга рассчитана на коллег или людей, работающих с детьми дошкольного или младшего школьного возраста.
Здесь вы найдете пошаговую инструкцию создания тематической игры – от идеи и предварительной работы до законченного сюжета, чтобы организовать это масштабное действо, а педагогу выйти на результат «обучение в игровом процессе».
Хочу увлечь вас в чудесный мир игры, где ребенок осваивает новые социальные роли, узнаёт о разных профессиях и взрослой жизни. Погружаясь в вымышленную ситуацию, дети проживают ее и испытывает такие ощущения и настроения, которые могут не испытывать в обычной жизни. Эти игры развивают фантазию, расширяют кругозор, снимают застенчивость, помогают ребёнку проявить себя творчески.
Самое важное для меня и одновременно забавное – это то, что после таких игр дети начинает видеть мир шире, обретают новые цели, к которым, возможно, придут, когда станут взрослыми.
Так, после игры «Аэропорт» мама моей воспитанницы сообщила, что «Настя хочет теперь быть стюардессой», – да, ребёнок пока в четвертом классе, но – кто знает, может я когда-нибудь встречу её в самолете или в аэропорту?
Меня игра всегда поглощает: я ночами и по утрам собираю мысли, как капельки росы, фиксирую затеи в тетрадь… так и получается очередная забава. При этом такая, что за время подготовки к этой игре дети не капризничают и не хотят уходить домой, а родители готовы помочь в создании любого атрибута, сшить, купить, сделать своими руками костюм. Мы все вместе поглощены и связаны одной творческой идеей.
А результат – мои накопленные и сыгранные игры, которые вы найдете в этой книге.
*Книга написана с учетом рекомендаций и требований ФГОС
Как работать с книгой?
Первая часть адресована не только педагогам, для которых авторская игра – это совершенно новый инструмент, но также родителям, старшим братьям и сестрам, активным бабушкам и дедушкам, которые хотят играть со своими детьми, чтобы вырастить открытых веселых почемучек. Я расскажу вам о том, как рождается игра, как она может проходить, плюс – дам пошаговый план для сценария проведения такого весёлого и познавательного мероприятия.
Во второй части книги я обращаюсь скорее к своим коллегам – воспитателям и педагогам. Рассказываю про методику проведения образовательных развивающих игр, про необходимую документацию и конспекты.
Третья часть – приложение. Здесь собраны фотографии, реальные конспекты уроков (проверенные специалистами), сценарии, необходимые атрибуты для вовлечения детей в игровое действо
ОБ АВТОРЕ
Я – преподаватель социологии, воспитатель в детском саду. Много лет изучаю семью с самой первой ступеньки в образовании – с детского сада. Обожаю детей и свою профессию! Книга, которую вы держите в руках, – мой сборник конспектов сюжетно-ролевых игр, посвящённых самым разным профессиям и ситуациям. Думаю, что мой опыт и материалы будут полезны преподавателям и многим неравнодушным людям, которым хочется научить своих детей играя, познавать мир, общаться с другими людьми лично, а не через телефон или чат.
Сколько себя помню, я всегда учусь. Эта жажда новых знаний для меня – как глоток прохладной воды в пустыне! Сразу после школы был книготорговый техникум (книги всегда были рядом), затем университет, а позже моя профессия превратилась в бесконечный поиск новых форм и методов взаимодействия с детьми, родителями, и конечно, руководством.
Все курсы и обучение в период с 2000 года по настоящее время.
В общей сложности мой опыт работы с детьми – 21 год.
Количество придуманных игр – более 15, из них были показаны вот эти:
– Путешествие по сказке «Гуси- лебеди»
– Путешествие на Северный полюс
– Интерактивная игра «О здоровом питании»
– Деловая игра для педагогов «Молочные реки, кисельные берега»
– О рыцарях и принцессах
– Спасатели МЧС
– Аэропорт
– Туристическое агентство «Звёздочка»
– День рождения мамы
– Прогулка в парке
Все конспекты и методическую часть проверяла старшая воспитатель Липченко И.И
Идеи, сюжеты, выбор атрибутов и оснащение развивающей предметно-пространственной среды для игры – полностью мои (благодаря фантазии и возможностям).
Родители тоже всегда помогают в изготовлении костюмов или каких-то необходимых для обстановки предметов.
Отдельная благодарность бабушке моего воспитанника, отзывчивому человеку и другу Кустовой Елене Юрьевне.
Все игры были представлены вниманию коллег-участников курсов повышения квалификации, их число колеблется от 15 до 25 человек каждый раз.
Количество игроков – от 12 до 15 человек. Но мои коллеги обычно берут не более 10.
Мое образование
2003 Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского, социолог, преподаватель по специальности «Социология».
2015 год – Институт развития образования.
Воспитатель детей дошкольного возраста.
Московский институт современного академического образования (АНО ВО «МИСАО») – «Процесс классической песочной психотерапии: схема и стадии создания и анализа песочных миров»
Повышение квалификации – годичный семинар «Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника».
Семинар «Развитие творческих игр дошкольников».
Академия постдипломного педагогического образования; программа «Развитие ИКТ (Информационно-Коммуникационные Технологии) – компетентности педагогов ДОУ в области создания дидактических материалов: реализация ФГОС» – 2017 год
Там же – «Информационные технологии в профессиональной деятельности педагога» – 2021
Там же – «Виртуальная агрессия и социально-психологическая безопасность»
Там же – Образовательная программа «Кругозор» – петербургская модель предшкольного обучения»
ИМЦ (Информационно-Методический Центр) Петродворцового района Санкт-Петербурга «Современные аспекты деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения»
Мастер-класс по теме «Современные материалы и методики обучения творческой деятельности в школе и ДОУ»
Семинар «Инновационные формы работы с семьёй в условиях реализации ФГОС»
Семинар «Духовно-нравственное воспитание детей в условиях реализации ФГОС»
Участник сателлитной Всероссийской научно-практической конференции «Традиции и инновации в современном образовании: Педагогика и психология для детей, педагогов и родителей» – доклад на тему «Психолого-педагогические особенности формирования коллектива у дошкольников в средних группах ДОУ»
Участник форума «Педагоги России»
Всероссийская научно-практическая конференция «Традиции и инновации в современном образовании: педагогика и психология для детей, педагогов и родителей».
Доклад «Психолого-педагогические особенности формирования коллектива у дошкольников».
Международная научная конференция «Когнитивная психология: междисциплинарные исследования и интегративные практики» – доклад «Особенности применения музыкальных средств для профилактики негативных эмоциональных состояний дошкольников»
Постоянный участник форумов и конкурсов Всероссийского уровня, а также районного и городского.
Для кого эта книга?
Думаю, что у моих коллег (педагогов детского сада) есть интерес к игре. Дошкольники все знания получают через игровой процесс. Педагог-профессионал в моём представлении – это человек-искатель, творец, созидатель, фантазёр и предприниматель. Только предприниматель не в сфере бизнеса, а в сфере творчества, игр и образовательной деятельности.
Есть неравнодушные родители, которые могут такие игры провести в кругу ровесников своих детей.
Словом, читатели этой книги – это люди, ищущие новых, интересных форм взаимодействия с детьми и для детей.
Коллеги, для которых игра – пока непонятное или даже страшное явление (это правда сложно, если никогда не пробовал составить свою игру!).
В книге будет собран весь игровой багаж моей профессиональной деятельности, правила составления конспекта.
У меня был мальчишка-умница – Даня – полиглот, интеллектуал с большим запасом знаний… Так я его сделала капитаном ледокола, который был в долгом путешествии по полюсам. И в самом конце игры, мой капитан вызывает водолазов и отправляет их на задание. По сюжету этого не было, но это говорит о том, что игра детям понравилась, и они хотят её продолжать.
После презентации и проигрывания на публику, когда спадает напряжение, дети продолжают играть в эту же игру ещё 1—2 месяца, добавляя свои сюжеты, новые роли и реквизит.
Введение
Современные дети всё меньше играют в игрушки, разворачивают игру и взаимодействуют между собой. Чаще они увлечены гаджетами, которые не выполняют главного – не развивают детей, не знакомят в игровой форме с реальными жизненными ситуациями и социальными ролями, не учат общению и реальным взаимоотношениям.
Придумывая сюжет очередной игры, я подбираю роли и выстраиваю игровое взаимодействие таким образом, чтобы роли подходили и мальчикам и девочкам.
Как создавалась эта книга
Что подтолкнуло меня на написание книги о практическом опыте игры с детьми?
Первое мое публичное выступление с детьми было по ощущениям таким: мне будто завязали глаза плотным платком, толкнули в тёмную комнату и заставили там искать иголку. Утрирую, но примерно так и было: куча ошибок, поддержка только от родителей и детей от 3-х до 4-х. Плюс – у меня нулевой процент опыта, волнение, неуверенность, местами я терялась и не знала, как вырулить из непредвиденных ситуаций. После первого опыта испугалась, но не отступила, просто на время затаилась.
Первый блин получился комом, а мне хотелось стопку румяных и душистых.
Так получилось, что именно после этого моя жизнь круто изменилась – я заболела. Здесь много факторов было для болезни и один из них – то мое публичное выступление, сильное нервное напряжение, с ним связанное.
Я переболела свиным гриппом, врачи даже не скрывали, что прощались со мной, у меня был месяц, чтоб проанализировать свою жизнь и дело, которому я столько внимания уделяла. Я пересмотрела своё отношение ко всему, что меня не устраивало, в том числе к браку. (А брак свой спасала ради детей 10 лет, но потом дошло, что зря, – спасибо, что вовремя, – дети мне недавно сказали, что правильно всё сделала). Поменяла установки, все минусы обернула в плюсы.
С того момента все мои выступления, конференции, и (самое любимое!) игры для детей – я вынашивала и рождала, как долгожданное дитя. Да, не 9 месяцев конечно, но – бессонные ночи, муки не оформившихся мыслей, нехватка идей – всё по-настоящему. И результат не заставил себя ждать: высокая оценка опытных коллег, которые присутствовали на просмотрах, а также тех, кто пришел уже на моё имя.
Приятно!
А потом поняла, что игры в конспектах не хочется оставлять, хочу превратить книгу, поделиться опытом!
Мне очень важно, чтобы современные дети не растеряли желание узнавать и познавать, видеть интересное и прекрасное, а если заметят что-то плохое, то не будут равнодушными, а сделают выбор в пользу добра и справедливости. Ведь то, какими вырастут мои воспитанники – зависит и от моего влияния и видения этого мира.
А зная, как сложно порой бывает там, во взрослой жизни – очень хочется уберечь родителей своих ребят от авторитарного принципа в воспитании, научить их таким секретам во взаимоотношениях, чтоб и взрослые дети оставались в дружеских отношениях со своими родителями и доверяли друг другу во всём.
В любом случае, я хочу делиться своим опытом и наработками для детей и их неравнодушных взрослых.
Мифы и легенды взрослых про детские игры
Про страхи
Представьте: моя первая игра, я еще полный ноль и в практике, и в теории игр. Тогда я не продумала выбор атрибутов и назначение ролей. И вот в самом начале игры затянулась пауза… до полной тишины. До сих пор иногда встает картина перед глазами: стоят малыши лет трех-четырех и не знают что делать и говорить.
Но та игра была лучшей! Да, она первая, но один ребенок вывел ее на новый виток развития, начал играть и взаимодействовать с другими детьми – в итоге ребята чудесно отыграли. Игру тогда достойно оценили и эксперты – до сих пор именно то самое выступление – мое любимое!
Поэтому совет от профессионала: отметать все страхи и сомнения. Идите к цели, особенно если она игровая и с пользой для детей. Поверьте, все сложится!
Риски
1) Младший возраст (3—4 года)
Детям может быть неинтересно, непонятно, окажется не близка тема игры.
Могут быть не вовлечены в игру – балуются, отвлекаются или скучают.
Не вступают во взаимодействие с другими детьми.
2) Средний возраст (4—5лет)
Самостоятельность ребенка, или наоборот, взаимодействие детей – могут быть неустойчивыми.
Могут помешать или сбить с толку предпочтения по половому признаку.
Речь – строго отслеживать и исправлять тут же (для воспитателя).
С детьми – ситуативная речь
Со взрослыми – внеситуативная. Это не всегда помогает.
3) Старший возраст (5—6 лет)
Ребёнок-лидер хочет быть во всех ролях.
Дисциплина под пристальным взглядом воспитателя, но не доводить до абсурда.
Захват сюжетом только максимальный.
4) Подготовительная группа (6—7 лет)
Взаимодействие раскручивается и расширяется при минимальном влиянии педагога (почти все делают дети).
Воспитатель при этом всегда рядом, чтобы поддержать какую-то задумку и подсказать.
Чуткость и понимание необходимого действия – умение педагога закончить игру правильно.
Позволять детям быть самостоятельными и помогать в их действиях, если нужно.
Важно вовремя замечать необходимость этой помощи.
Дорогие друзья! Этот перечень рисков не должен вас испугать – это скорее ознакомительная сводка в помощь, чтобы вы не терялись и были готовы к любому развитию событий. Наградой вам будут счастливые глаза детей, распирающие положительные эмоции от совместного времяпрепровождения, бесконечные рассказы дома из разряда «как всё было» и уверенное приближение к взрослой жизни.
Удачи вам!
Вспомогательные фишки при составлении игр по возрастам
Для младшего дошкольного возраста (3—4 года):
× игра для малышей должна быть ёмкой
× сюжет не перегружайте
× выбирайте сюжеты и темы в соответствии с возрастом, чтобы детки могли переживать за героев, понимать их
Для детей среднего возраста (от 4 до 5 лет):
× важно отслеживать полное и действенное погружение всего игрового коллектива
× эмоции детей играют роль и помогают процессу
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет) :
× тема цепляет детей
× все дети взаимодействует между собой, а педагог развивает это взаимодействие
× развитие игры происходит в соответствии с целями и задачами конкретного игрового проекта
× подготовить к школе
× ребенок в игре – воспитатель всегда рядом
× можно усложнять диалоги
× полное погружение всех в игру
И для каждого возраста важны: рефлексия, обмен эмоциями и …Ура! Игра состоялась!
Как начать играть?
Каждая игра наполняется атрибутами, а в развивающей среде меняется полностью игровое пространство и помещение. Сюжет – это моя авторская задумка как обыграть с детьми задачи, которые взрослые решают в процессе жизни.
Я – взрослый человек, мне скрыты некие реалии или предпочтения, я создаю сюжет, ставлю цели и задачи, а самая главная задача детей – реализовать в игре весь усвоенный материал так, как они его видят. И хотя мой социальный багаж гораздо больше, ребята могут нафантазировать или привнести чего-то своего, что совсем не противоречит сюжету, а украшает и дополняет, а самое главное, показывает детский взгляд на все вопросы.
Постоянно изменяющийся мир вводит педагога в состояние, которое характеризуется девизом: «Твори, фантазируй, пробуй». Это моё личное наблюдение и вывод.
Этим я и занимаюсь практически всю свою жизнь, работаю ли в детском саду, в школе, общаюсь ли с детьми вне учебных заведений.
В моих играх участники могут оказаться где угодно!
Так, в одной из первых мне захотелось погрузить воспитанников в эпоху средневековья.
Часть 1
Игры, в которые могут играть ваши дети
ГЛАВА 1
Предыгие
В идеале к выбору игры надо подходить из запросов детей. Фантазии и почемучки ребят – вот лучшие находки для игр!
Это касается, например, игры «Спасатели МЧС» – мы с ребятами обсуждали ситуации, которых надо избегать, чтобы не пришлось вызывать спасателей. Рассмотрели на картинках профессии, которые относятся к службе спасения. А потом пришло решение обыграть эти профессии. На помощь в создании сюжета пришла старая добрая классика детской литературы. Ребята спасали промокшего до ниточки зайца на скамейке, – по истории одноименного стихотворения Агнии Барто. Следующий пострадавший – бегемот из произведений Чуковского и жители из Кошкиного дома по сказке Самуила Маршака.
Все сказки – и литературные и народные – настоящий клад для игр и занятий с детьми!
Тема одной из моих любимых игр «Аэропорт» – возникла внезапно. После летнего отдыха мы с ребятами обсуждали и вспоминали чудесное и беззаботное время отпуска. В ходе беседы речь зашла об аэропорте и выяснилось, что многие дети никогда не летали, а потому не знают профессий людей, работающих там. Игра оказалась привлекательна еще и тем, что предполагала участие детей обоих полов. Конечно, в любой игре предполагается участие и девочек и мальчиков. Но сразу сюжет захватил и тех и других.
Аэропорт не оставил равнодушными никого! Мы с детьми долго рассматривали картинки и презентации о работе аэропорта. Обсуждали и беседовали о важности профессий сотрудников этой компании. Как нам – людям, посещающим аэропорты, – важно, чтоб все службы и сотрудники относились с максимальной важностью и серьёзностью к своему труду. Дети как всегда привнесли в эту игру много того, чего взрослые не замечают, потому как слишком заняты и серьезны, не допускаем непосредственность, любопытство, умение радоваться простым вещам…
А самым лучшим комплиментом об игре я считаю сообщение мамы одной воспитанницы, что Настя только и говорит дома о том, что когда вырастет, будет работать стюардессой. Для романтичной профессии лётчика, чтобы реальнее погрузиться в эту профессию, мама Георгия, которому досталась эта роль, подготовила настоящий мундир. И наконец мы все вместе воссоздали с ребятами картинку одного дня из жизни аэропорта.
Потом я предположила, что детям понравится тема космических приключений.
В моём арсенале космических игры целых две. В наше время технологий, робототехники и постоянного роста прогресса – эти игры очень понравились детям.
Одна из самых ранних моих игр «Путешествие на Север» – родилась, когда мы с ребятами рассматривали картинки животного мира и природу Крайнего Севера. Мы обсуждали в ходе беседы то, как животные приспосабливаются к холоду и разным условиям проживания. Заметив неподдельный интерес детей к этим наблюдениям, я предложила ребятам отправиться в экспедицию на ледоколе. Непременно захватив с собой учёных, а в процессе подготовки игры добавились врачи, артисты и фотографы.
Это что касается выбора темы для игр, а теперь о целях
Через игру педагог может достигать любых воспитательных или обучающих целей, но только тогда, когда сам примет участие в создании сюжетно-ролевых игр. Именно цель является той отправной точкой, с которой начинается создание любой игры. Расширение кругозора, вовлечение в ролевую деятельность всех детей, формирование условий для проявления позитивных эмоций.
Обращайте внимание на то, чего хотят сами дети, что им интересно. Часто мне хочется выбрать что-то сложное, когда через игровое взаимодействие ребёнок осознает важность труда взрослых, суть каких-то профессий, познакомится с предметами, необходимыми для работы.
Подготовка
Обязательная предварительная работа
1. В стандартном виде – это любимый мой блок – чтение художественной литературы;
2. Беседы с детьми по теме игры;
3. Пробные игры (дидактические и подвижные);
4. Рассматривание иллюстраций по теме;
5. Просмотр м/ф, презентаций;
6. Аппликация, лепка;
7. Конструирование.
Можно провести экскурсию, сделать интерактивные доски и прочее. Во время таких подготовительных мероприятий может всплыть интересный сюжет, дети часто сами дают рабочие (нужные) подсказки.
Если у вас не хватает нужных атрибутов в реальности – можно использовать предметы-заместители – вы же играете!
В итоге предварительной работы из задуманного изначально сюжета может выйти несколько линий развития игры.
Мой любимый прием – обращение к детской классике. Причин тому несколько: произведения знакомы детям с детства, а обыгрывать сюжеты, объединённые одной темой игры очень интересно.
Так что перед игрой сценаристу и режиссёру (воспитателю) предстоит большой пласт определённой работы: наблюдение за детьми в разных видах деятельности, подслушивание, подсматривание за играми и общением между собой, чтобы понять, чем живут дети, какие у них интересы, что волнует, что любят смотреть и о ком читать.
Задача на это время: определиться с темой игры, найти и подобрать роли, чтобы заинтересовать и девочек и мальчиков.
Во время предварительной игры педагог ищет сюжет и придумывает необходимые предметы, оборудование или костюмы для воплощения игрового замысла. Каждая моя игра так находила свою основную базу месяца 2 или больше.
Но эти поиски и муки творчества проходили легко – и с лихвой окупались эйфорией и удовольствием в момент Игры, созерцания происходящей магии взаимодействия детей друг с другом по ходу развития сюжета.
С каждой новой игрой, проживая её и вынашивая, я усвоила одно простое правило – выделенная мною цель будет всегда достигнута, если дети получат максимум свободы при максимуме атрибутов для вовлечения в придуманный нами мир. Возможность проявления своего Я и взаимодействии в радостном состоянии с воспитателем и со сверстниками.
глава 2
Северный полюс
Моя самая первая игра была про путешествие в самую северную точку нашей планеты. Плавали мы туда с детками старшей группы в апреле 2012 года.
Целью было научить детей развивать сюжет игры на основе ранее полученных знаний. В данном случае – об Арктике.
Задачи, которые решает эта игра:
– Способствует обогащению новыми решениями (введение новых ролей, внесение новых атрибутов для игры);
– Формирует умение согласовывать свои действия с действиями партнеров;
– Учит детей распределять роли, создает необходимые условия, чтобы договариваться о последовательности совместных действий;
– Углубляет представление детей о труде людей разных профессий.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы: Н. Сладков «Во льдах», Воскобойников «Зов Арктики»
Рассматривание картин с изображением животных севера;
Рисование животных Арктики и Антарктики, работа с раскрасками;
Беседы с детьми об условиях жизни народов Севера;
Работа с интерактивной книгой
Используемая литература:
Смирнов Ю. И. «Мир географии»;
Смирнова Н. А., Шибанова А. А. «По материкам и океанам»:
Крылова О. В., Герасимова Г. П. «География материков и океанов»;
Серия «В мире животных. Арктика. Антарктика»;
Серия «Вокруг света»
Ход игры.
Наша Земля похожа на шар, слегка сплющенный сверху и снизу, то есть у полюсов. Для удобства люди разделили Землю на два равных полушария – Северное и Южное. Воображаемая разделительная линия называется экватор. Если двигаться от экватора на серер, то рано или поздно окажешься на Северном полюсе, а если выберешь путь на юг, то попадешь на Южный полюс. Больше двух третей поверхности Земли занимает вода. Одна треть это суша, на которой мы с вами живем.
Принято делить всю сушу на шесть частей света. Это Азия, Америка (Северная и Южная), Европа, Африка, Австралия и Антарктида. Арктика, то есть северная «шапка» Земли, – частью света не является, потому что это не суша, а просто толстый слой льда, покрывающий Северный Ледовитый океан, причем лед находится в постоянном движении.
Ответы детей.
Ребята, а вам интересно отправиться в путешествие к самой холодной точке Земли?
Тогда нам надо хорошо подготовиться.
Давайте соберем команду.
Нас ждет очень много интересного, необычного, неизведанного.
Ребята, а наш путь будет проходить через несколько океанов и морей.
Как мы доберемся до Северного полюса?
Ответы детей.
Нам нужно пройти по воде очень опасные места. В этих арктических морях есть ледяные горы – это айсберги, их форма очень удивительна и причудлива.
Игра: «Море волнуется»
Ход игры: дети стоят на выбранных участках ковра. По ходу слов воспитателя (море волнуется раз, два…) машут руками. На слова: «Айсберги вышли из воды» – замирают в причудливых позах. Воспитатель проходит мимо айсбергов, изображая корабль и рассказывает детям как опасно проходить кораблю мимо них.
А в море плывет
Ледяная гора,
Плывет и, наверно, считает: она —
И в жару не растает
Плывет напролом
Ледяная гора…
Ведь это особа такая —
Плывет, всех на свете толкая
Ребята, айсберги очень опасны, так как их часть скрыта под водой, а остальная находится на поверхности, над водой, что несет большие опасности морским судам.
По считалочке: в небе паровоз летает, в море плавает вагон, пингвин по воздуху шагает, кто не верит – выйди вон! – выбирают команду.
Какими качествами должен обладать капитан?
Ответы детей.
Перед тем как отправиться вплаванье, нам надо выбрать корабль и назвать его.
Для начала назовите мне – какие вы знаете суда и для чего они созданы
Ответы детей.
Делают вывод, что нужен ледокол.
Ответы детей.
Для того, чтобы узнать название, нам нужно выполнить следующее: в этом наборе букв зачеркнуть буквы О и Е.
Буквы: ДРУЖОЕОБА
Получают слово «дружба».
Наша команда готова – теперь каждому нужно выбрать необходимые вещи для нашей экспедиции.
Каждый выбирает атрибуты для своей роли. А чтобы отправится в наше путешествие нам нужно завести наш корабль.
Показывают команды для капитана.
Ребята, всех кто отправляется в экспедицию в Арктику, – ждет много опасностей, среди них опасное заболевание – цинга.
Ребята, послушайте 3 загадки:
Красная девица сидит в темнице, а коса на улице (морковь).
Захотелось плакать вдруг – слезы лить заставил (лук).
Кто ребята не знаком с белозубым (чесноком).
Не заболеть этим недугом поможет лук, чеснок и морковь. Мы просим нашего кока взять эти полезные овощи.
У любой экспедиции есть цель. Я предлагаю в нашей экспедиции понаблюдать за животными, которые живут В Арктике, а еще сделать фотографии всего, что нам понравится.
Если вы готовы, то мы можем отправляться в наше путешествие.
«Ледокол идет вперед
На ходу прибавив ход.
Льды и айсберги вокруг —
Как пройти нам этот путь?!».
Обращается к штурману.
– Дорогой штурман, посмотрите по карте, как нам пройти? Штурман сверяется с картой и начинает путь.
Капитан обращается к коку:
– Уважаемыймый кок, выберите из книги рецептов что-нибудь
вкусное и полезное для всей команды.
А мы с вами добрались до Северного Ледовитого океана.
Давайте выйдем и осмотримся.
В: «Много снега, много льда,‚ постоянно холода, одеваемся теплей, ты одежды не жалей».
Проговаривая эти слова, все идут за воспитателем. Выходят и рассматривают животных на льдинах.
Дети рассказывают стихи, фотограф делает снимки животных и команды.
Возвращаются на корабль все замерзли. Музыкальная разминка «Танец маленьких утят».
Проговаривая эти слова, все идут за воспитателем. Рассматривают животных на льдинах.
В. обращается к боцману: «Боцман, проверьте штурвал и машинное отделение и доложите капитану».
Диалог между капитаном и боцманом.
Кок приглашает всех на обед, рассказывает, что приготовил по книге рецептов.
В. обращается к детям: «Ребята, посмотрите, как красиво! Наблюдают «Северное сияние». (звучит музыка)
Нам с вами удивительно повезло – в природе не часто увидишь такое, но в северном краю мы наслаждаемся этой красотой.
А нам уже пора возвращаться в детский сад.
Нас ждут другие приключения и много неизведанного.
глава 3
Средневековье
Представьте, вы хотите выйти из транспорта, а впереди стоящий мужчина поворачивается к вам лицом и галантно подаёт руку…
Мужчины встают, когда вы поднимаетесь с места в офисе или кафе, ваши родные и близкие вежливы с вами, мужчины дарят цветы, пропускают вперёд, не ругаются при вас, не травят скабрезные шутки, не говорят что-то неприятное о женщинах в целом, маскируя шуткой, а женщины держатся с достоинством, не заискивают перед мужчинами, не хамят им и не пытаются казаться сильнее, они мягкие, женственные, умные…
История подсказывает нам, что именно в средние века берут начало все эти этикетные правила в отношении женщин и мужчин.
А у меня и моих коллег накопились неприятные впечатления, что дети не здороваются при встрече, не умеют благодарить и просить прощения. В ходе этих наблюдений родилась идея через игру познакомить ребят с основами этикета и правилами хорошего тона.
Задумывая очередную свою игру, мне очень хотелось чтобы мои будущие мужчины хоть на время игры стали рыцарями, а девочки ощутили себя изящными принцессами.
Ах, ведь какое было время!.. Турниры, сражения, шумные пиры, восхитительные наряды для представителей обоих полов – это особая тема для обсуждения.
За короткий промежуток времени – не более 30 минут – мне хотелось воссоздать один день из жизни благородных дам и кавалеров. Помочь детской фантазии перенестись через сюжет и атрибутику в атмосферу, где все было не так-то просто.
В нашей игре было и приключение, и пир, и даже танец.
В игре был рассказчик, роль которого выполнял ребёнок-режиссер, поэтому он изначально знал сюжет всей игры. Мой замысел как игропрактика заключался в том, чтобы в ходе подготовки к игре и в обыгрывании разных ситуаций, включенных в общий замысел, можно было перестроиться, изменить сюжет или героев, очередность событий в игре, добавить новую сюжетную линию или новых героев.
По этой причине проводили дополнительную подготовку, пополняли копилку знаний для понимания фона всего сюжета. Средневековье должно было стать интересной историей, в которой много действительно сложных моментов.
В любую игру я вкладываю частичку своей души, а мои воспитанники мне в этом помогают.
Вы спросите – как?
Тем, что они легко подхватывают любую идею, в то время как я долгими ночами ищу решение, думаю о том, как бы мне включить и проиграть интересные моменты, вроде средневекового пира… Решение нашлось – спасибо урокам в музыкальной школе!
Дело в том, что в детстве я занималась музыкой и одним из самых моих любимых произведений был менуэт. А в игре – это отличная идея для завершения пира и всего действа. И хотя танец требовал подготовки, а это значит – отнимал время от прогулки и своих игр по настроению, – ребята включились, прониклись и в итоге менуэт был.
Менуэ́т – старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких шажков на низких полупальцах, па меню.
А ещё была преобразована окружающая игровая среда: организовали стол и яства для пиршества, родители принесли красивые кувшинчики, медные блюда, которые максимально аутентично сервировали наш стол, нашли посуду, напоминающую средневековую, построили настоящий средневековый замок….правда из картона.
Герои и участники этой игры были запечатлены на снимках, которые через программу фотошопа создали из детей персонажей того времени и жителей замка. Девочки и мальчики были одеты в средневековые одежды.
Можете представить себе, как маленький рыцарь в доспехах и на коне спасает такую же юную принцессу? Вообразить в реальности, может и сложно, а поиграть – легко! Чем мы собственно, и занялись с детьми.
Я окунулась в источники через интернет-пространство и выяснила, например, что происхождением вилки мы обязаны как раз средневековой эпохе, равно как и пропускать даму вперед, помогать ей набросить шубку или пальто.
Все дело в том, что тогда дамы носили пышные многослойные платья с кринолином, сами они физически не могли открыть двери, потому мужчины им в этом помогали.
Мне пришла идея создать на основе разных исторических фактов игру-путешествие.
Огромное значение при подготовке к любой игре я уделяю предметно-развивающей среде, в которой дети будут реализовывать эту игру. Мне посчастливилось встретиться с мастером по бумажной пластике, благодаря которой за два дня у нас в группе появился в качестве декорации большой средневековый замок.