Предисловие
Приветствую, дорогой читатель!
В настоящее время вряд ли можно найти человека, который бы не слышал о картах Таро. И с каждым днем интерес к философии Таро, к самопознанию и к предсказательной практике с использованием карт Таро растет все больше и больше. И конечно, написано уже бессчетное количество удивительных и познавательных книг, учебных пособий, самоучителей, позволяющих каждому постичь тайны этого древнего таинства.
Но каждый раз, начиная самостоятельно изучать колоду Таро, начинающий практик задается вопросом: «С чего начать изучение?» И в этой книге Вы найдете исчерпывающий ответ на этот вопрос.
Сейчас Вы держите в руках небольшое произведение, посвященное Старшим Арканам Таро, которое позволит Вам легко и быстро запомнить основные значения Старших Арканов классической колоды Райдера-Уэйта. А также обратит ваше внимание на основные символы, заложенные автором колоды Артуром Эдвардом Уэйтом и художником Памелой Колман Смит в каждый аркан Мажорных Арканов, которые станут хорошей подсказкой начинающему практику.
Существует множество методов прочтения арканов. Однако, осваивая новую для себя практику, вряд кто-то готов с первого дня окунуться в сложный комплекс последнего уровня. Это как, например, мы учимся читать. Первым шагом каждый ученик осваивает буквы, затем учится складывать слоги и только затем переходит к чтению текстов. И когда мы овладеваем техникой чтения настолько, что можем прочитывать серьезные произведения, только тогда мы начинаем знакомиться со сложными техническими, профессиональными или философскими трудами. Так же и в Таро. Для того, чтобы овладеть высоким мастерством работы с Таро, нужно начать с Букваря.
Данная книга даст Вам максимально полезную стартовую информацию, которая станет прочной основой вашего мастерства. Я бы назвала данную книгу Букварем по Старшим Арканам колоды Таро. Кроме того, в прологе Вы найдете полезную информацию, объясняющую некоторые основополагающие принципы Таро, которые упоминаются в произведении. Произведение составлено на основании анализа классической литературы множества российских и зарубежных авторов, таких как: А. Э. Уэйт, Р. Поллак, Б. Фибиг, Э. Бюргер, Г. Белявский, А. Солодилова (Преображенская), А. Костенко, М. Грир, Р. Гуэн, М. Кац, Т. Гудвин и др., а также на основании собственного опыта автора.
За первым шагом изучения последует второй и третий. Если после прочтения книги Вы захотите глубже проникнуть в тайны Таро, я приглашаю Вас на YouTube канал Линда Брайт Таро.
Желаю Вам успехов в изучении великой науки Таро и удачной практики!
Всегда Ваша,
Линда Брайт
Введение
Каждый, кто хоть немного знаком со Старшими Арканами Таро, уже, наверное, догадался, почему это произведение называется «Старшие Арканы Таро. Путь Шута».
Большинство классических изданий, описывающих колоду Таро Райдера-Уэйта, и практиков, работающих с этой популярной колодой и ее вариациями (и я в том числе), придерживаются структурного подхода к Старшим Арканам. Дурак или Шут, являясь нулевым арканом в Таро Райдера-Уэйта, считается самым могущественным персонажем колоды, поскольку как «ноль» или «ничто» он может проходить через все остальные Старшие Арканы колоды, познавая опыт каждого и собирая его в свою копилку. Шут предстает этаким путешественником, единственным персонажем способным, нарушая установленный порядок колоды Таро, следовать своим собственным маршрутом по Старшим Арканам Таро, невзирая на последовательность Старших Арканов.
Шут отображен в аркане движущимся справа налево, что созвучно написанию еврейского алфавита, при этом аркану Шут соответствует первая буква иврита «Алеф». Таким образом Шут показывает нам, что открывает цикл из 22 последовательных старших Арканов, тем самым ознаменуя начало нового цикла развития в жизни каждого человека.
Говоря о последовательностях внутри колоды Таро необходимо сказать, что соседствующие порядковые арканы часто являются друг для друга предшественниками или последователями, демонстрируя нам причинно-следственные связи. Поэтому, рассказывая историю нашего героя, я буду придерживаться логики последовательного повествования, это позволит вам систематизировать запоминание.
Данное произведение обращает особое внимание читателя на основные символы каждого Старшего Аркана, поскольку, как писал Уэйт: «Подлинное Таро – это символизм; никакой другой язык и другие знаки ему неведомы. Его эмблемы, с точки зрения их потаенного значения, складываются в своеобразный алфавит, образуя несметное число сочетаний и придавая всему истинный смысл. На высочайшем уровне оно дает нам ключ к Таинствам, причем его методы далеки от произвольности..»1 Конечно, опытные практики скажут, что каждый символ может быть наполнен различными контекстами, как например: культурным, присущим той или иной этнической группе; личным, выведенным определенным практиком на основании собственного опыта, и другими. Но при этом никто не будет отрицать, что существует как универсальная интерпретация символов, передающихся из поколения в поколение, так и классическая интерпретация, заложенная непосредственно автором колоды.
Конечно, нельзя не сказать, что каждому аркану Таро многогранность значений придают согласно астрологии – знак зодиака или планета; согласно нумерологии – число, согласно каббале – положение на Древе Жизни и буква еврейского алфавита. Но в конечном счете Артур Эдвард Уйэт заложил отсылки к этим наукам в символах каждого аркана, тем самым давая очевидные подсказки толкователю. Данная книга не ставит своей целью полностью погрузить читателя в расширенное и детальное толкование каждого аркана, понятное скорее профессионалу, а не начинающему. Основная задача этой книги – в простой и доступной форме познакомить новичка с «алфавитом» Старших Арканов. Кроме того, изложение истории путешествий Шута в сказочной и юмористической манере поможет начинающему практику легко запомнить символы («подсказки А. Э. Уэйта»), которые Старшие Арканы Таро содержат в изобилии. Ну и конечно, описание каждого аркана содержит короткую квинтэссенцию толкования.
В книге будут встречаться названия Сефирот Древа Жизни, так как Каббала и Таро тесно связаны друг с другом. Хотя Древо Жизни в Каббале представляет собой этапы сотворения мира (при рассмотрении Древа Жизни сверху вниз см. рис.1) и Путь совершенствования человеческой души от материального к духовному (при рассмотрении Древа Жизни снизу вверх), оно так же является моделью для Таро, как инструмента для прорицания, самопознания, самосовершенствования. Таро, полагаясь на важные вехи каббалистического учения, показывает нам последовательность этапов развития человека от рождения до смерти в целом. Но и кроме того, схожая последовательность этапов развития может наблюдаться в какой-либо отдельно взятой сфере жизни человека.
Ниже будет представлено схематичное описание Древа Жизни, что дает читателю возможность визуально запомнить последовательность Сефирот и поможет в дальнейшем систематизировать знания, в том числе не только по Старшим, но и по Младшим Арканам.
Рис. 1 Современная схема Древа Жизни и соответствие Арканов Таро (римскими цифрами обозначены Старшие Арканы)
Пролог
Когда это случилось:
В настоящем, в прошлом или в будущем?
Наверное, сейчас не знает никто,
Но история эта передается из уст в уста:
От шута к шуту, от глупца к глупцу,
От мудреца к мудрецу,
Вот и до нас дошла.
Существует где-то во вселенной планета Идиллия,
Куда принимают всех:
И мальчиков, и девочек,
А может, и взрослых людей.
Говорят, там жизнь как в райском саду:
Люди умеют дружить, умеют любить,
Там случаются романы, а может,
И божественные гармоничные браки.
Там учат различным наукам,
Там приобретают опыт и знания.
Там чувствуют поддержку и понимание.
Там кого-то вдохновляет признание,
А кого-то реализация и почитание.
Там все сбалансировано,
Все в гармонии и в равновесии.
Там всегда светит солнце,
И ощущение радости и счастья
Сопровождают каждого на планете.
И всем все дается легко —
Как по мановению волшебства:
Любые желания исполняются,
У всех все получается.
Все так волшебно и сказочно,
Но есть главный вопрос:
Сколько такая жизнь продолжается?
Ответа не знает никто.
На Земле люди строят догадки,
И вопрос изучается,
Но пока, к сожалению,
Никто точно не может сказать,
Почему в один миг все прекращается,
И для каждого
Новая жизнь начинается.
И конечно,
Мы с вами можем предположить:
Что люди пресытились и устали так жить.
А может, средь ясного дня налетела гроза
И раскидала людей по свету,
И попал кто куда.
Но пока мы точно не знаем ответ.
А все почему?
У планеты есть строгое правило,
И вот уже тысячи лет
Планета успешно хранит свой секрет:
«Как только
Житель планеты Идиллия ее покидает,
Он мгновенно все свое прошлое забывает».
Шут (Дурак)
O
Человек просыпается на нашей Земле.
Солнечным утром открывает окно
И вдруг понимает: он не помнит… он кто?
Может, Дурак, может, ноль,
И в этом мире пока он никто.
Рядом с кроватью, на стуле,
Белое нижнее платье и платье Шута.
«Чье это платье? – думает Шут.
(Ой-ё) – Может, мое?
Может, я ярмарочный скоморох,
Я смешу всех подряд,
Меня все презирают и вслед мне кричат.
А может, я шут королевский?
Почти кардинал, что управляет страной
И знает секреты дам и господ,
Смеется над всеми, и ходит в народ.
И как же теперь себя мне узнать?
Может, ответ найду я в дороге,
Открытие истин Таро сможет мне подсказать.
Куда я пойду? Я не знаю пока.
Но импульс в дорогу толкает меня.
Вижу рубаху – надену ее:
Она так же чиста, как и память моя.
И платье шута, наверное, мне подойдет,
И мне все равно, что скажет народ.
На платье узор… Кажется, где-то я видел его,
Может быть, вспомню, и мне повезет —
Может, мне карта дана,
Чтоб здесь и сейчас начал я свой путь Дурака».
Он огляделся вокруг
И увидел в углу знак орла – это котомка.
«Вот это удача, она мне нужна!
4 стихии возьму я с собой,
Положу в узелок на случай лихой.
Возьму я и посох, понесу за спиной,
Посох – опора,
Может, в пути пригодиться мне скоро.
Белая роза напоминает мне что…
Я чувствовал что-то… Когда-то давно…
Может быть, дружбу, а может, любовь,
И может, все это узнаю я вновь.
Возьму и ее».
Он вышел во двор, заметил перо.
«Возьми, пригодится», – услышал слова.
«Но кто говорит?» – подумал Дурак.
А в ответ почти тишина.
Лишь ветер нашептывает тихо слова:
«Иди, не страшись, а я помогу,
Я силами ветра тебя наделю,
Открою дорогу, за собой поведу».
Вдруг белый пес увидел Шута,
И Шут тут же услышал слова:
«Я с тобой – я не подведу,
В дороге лихой беду отведу».
Собрался наш Шут и размашистым шагом
Отправился в путь. А куда?
Куда глаза поведут.
Шел он вприпрыжку, шел не спеша,
Со стороны напоминал он дитя.
Видел он горы, что позади,
Но не заметил он пропасть, что впереди.
Шут шагнул было в бездну,
Но мощная сила подхватила его,
Чтобы наш Шут не ушиб ничего.
Маг
I
Шут встрепенулся и увидел мужчину
В красной мантии и белой одежде,
Тот глядел на Шута
С любопытством небрежным.
Шут стал вспоминать:
«Что значит белое, красное…
Хотелось бы знать».
Вдруг в голове появилась идея:
«Это, наверное, план и затея,
Страсть и желание что-то свершить,
Силы чтоб действовать и завершить».
Дарит нам красное – энергию жизни,
Энергию воли, энергию смысла.
Над головой у мужчины восьмерка,
Странная очень, лежит, как петля, —
Лемниската – это она.
Лемниската – знак бесконечности,
Уравновешенности, жизненных сил,
А может быть, бег по кругу,
Если ошибку ты допустил.
Вокруг талии Мага обернулась змея —
О мудрости Мага говорит нам она.
Маг посмотрел на шута
И вдруг молвил: «Ты кто?
Вроде ты Шут… Но знаешь ты много!
Если подумать. Так…
Есть интеллект – есть основа.
Кажется мне, ты похож на меня:
Ты талантлив и активен,
Умен и инициативен,
Желаешь действовать
И подчинять стихии.
Ты можешь остаться со мной,
Коль пожелаешь,
Я поделюсь с тобой магией знаний,
Ты много узнаешь».
И Шут подумал: «Почему бы и нет.
Слоняться просто так мне не пристало.
И ведь в ученье свет…
Да и учиться есть желание.
И воспитаю я в себе и разум и сознание,
Достигну я глубин наук и пониманья».
Шут был весь во внимании,
Маг продолжал:
«На столе ты видишь:
Жезл, меч, пентакль и кубок —
Священные предметы,
Что позволяют действовать
Учиться наукам, постигать мастерство,
Быть независимыми ни от чего.
Жезлы – огонь, Чаши – вода,
Мечи – воздух, Пентакли – земля.
Жезлов огонь тебя заставит делать и желать;
Кубков вода позволит чувствовать и знать;
Огонь с водой сливаясь в страстном танце воедино
Рождают Меч воздушный, так необходимый,
Чтоб дать тебе возможность думать и дерзать;
А следом и Земля Пентаклей обозначит то,
Чем будешь ты владеть и нужно ли молчать.
Еще один секрет мастей Таро открою сразу
Жезлы – то воля, Чаши – чувства,
Мечи – это разум,
Пентакли же – наш материальный мир,
Или физическое тело,
Как магия соединения стихий,
Что вложены в любое дело.
При этом помни, друг, стратегия и план
Тебя избавят от трудов напрасных,
Когда к реализации затеи
Ты приступаешь в нетерпении страстном.
Уверен я, достигнешь ты желаемых высот -
С успехом подчинив себе мастей круговорот.
И эту истину со временем
Ты станешь понимать.
И результат,
Уж точно, не заставит себя ждать.
Но что-то мы болтаем долго,
Я, все же, предлагаю начинать».
Прошло время —
Шут наш окреп и возмужал,
Стал хорош собою и разумен,
Его идеи обрели структуру
И превратились в четкий план.
Он освоил новые науки,
И было ему у Мага вовсе не до скуки.
И кажется, он бы остался здесь подольше,
Но вдруг услышал шепот ветра:
«Тебе пора идти вперед,
Освоить тайное, что тебя ждет.
Постиг науки ты на уровне сознания,
Теперь твой путь лежит к воде:
К глубинам интуиции и подсознания».
Шут попрощался с Магом
И вышел на рассвете.
Он шел прямым путем,
Следуя логике и плану,
Чтоб вовремя прибыть
К следующему Аркану.
Он четко знал, что цель его – вода,
Где освещает мир трехликая луна.
Верховная Жрица
II
Шут шел и там, где-то впереди,
Ему почудились: два столпа или две колонны,
А за ними море…
Он подошел поближе:
Между колоннами девушка-краса,
На голове ее венец – трехликая луна.
«Это жрица», – подумал Шут.
Она так сдержана, так холодна,
Что Шут наш оробел,
И начал было он издалека,
Кто он и зачем пришел.
Но вдруг услышал он
Внутри себя ответ: «Я знаю».
Он оглянулся, но кроме молчаливой жрицы
Никого в округе – нет.
«Садись и слушай», – голос произнес.
От неожиданности Шут плюхнулся на пол.
«Не думает же она всерьез,
Что он поверит, в эти ее трюки.
А может он сошел с ума?
И тихий шёпот – это его «глюки»?
Или загадочная дева,
Что ласкает душу и манит,
Необъяснимым образом
С ним все же молчаливо говорит»?
Раздался добрый смех.
И голос продолжал:
«Ты, овладевший логикой и разумом
И, несмотря на план, поддавшись интуиции,
Пришел ты к женскому началу всех начал.
Скажу тебе мой друг,
Откроется все тайное тому,
Кто овладел способностью
Прочувствовать или услышать тишину».
Пока Шут слушал то, что нежный голос говорит,
Он понял: «У него душа горит.
Красавица так загадочна, так гармонична,
Так недоступна, и в то же время,
Так возвышенно нежна,
Холодным чистым блеском
Манит и завлекает
Непорочной девы красота.
Чтобы отвлечься,
Он стал внимательно разглядывать,
Ее свободный ниспадающий наряд.
И вдруг ему почудилось:
Он слышит водопад.
Поддавшись водному потоку,
Шут неожиданно ушел в себя,
И осознал, что может он почувствовать
Все сказанные без слов слова:
«Трехликая луна, что означает
Дева – Мать – Старуха
Может быть…
Рост – Полнолуние – Разруха…
Так вот о чем трехликая луна —
И эта тайна, эта красота.
Видимо, я прав:
Я вижу первый лик луны —
Прекрасную невесту».
Шут не оставил более сомненьям места.
У ног великолепной девы
Он снова видит полумесяц —
Который, будто говорит ему о рогах Тельца…
В присутствии которого он чувствует
Как экзальтированна, может быть
И прекрасна изменчивая дикая Луна».
За Девой между колоннами завеса,
На ней таинственный причудливый узор.
И кажется Шуту, он раньше его видел где-то…
Но где?
Он бесконечно к покрывалу возвращает взор,
Пытаясь здраво размышлять,
Сознательно найти ответы и тайну эту разгадать.
Он долго мучился и долго рассуждал.
От бесполезных мыслей голова шла кругом.
Он устал.
В отчаянии закрыл глаза,
Он неожиданно и быстро задремал.
Но кто бы мог подумать?
Что, весь измучившись и не добыв ответов
На уровне сознанья,
Он без труда найдет их в виде образов,
Лишь на мгновенье провалившись в сон,
И погрузившись в подсознание.
Гранаты – символ плодородия,
И тайный эликсир любви.
Запретный плод, что так манит
И соблазняет поддаться искушению судьбы.
Пальмы – знак мужества и мужской силы.
И лишь сорвав завесу,
И прикоснувшись к таинству рожденья,
Познает он суть истины и жизни откровений.
Но так ли прост рисунок?
Или же каждый новый взгляд,
Один слой тайны открывая,
Показывает, что под ней
Огромное число загадок он скрывает…
И, кажется, Шут начал понимать:
Теперь он видит над венцом Луны
Венец Творца, а по бокам венца —
Сефиру мудрости и Сефиру понимания.
Конечно! Это древо Жизни —
Это путь познания…
Шут неожиданно проснулся
И явно осознал,
Как много в своей жизни упускал.
И должен он теперь идти вперед,
Чтобы раскрыть каждую тайну
В далеком странствии, что его ждет.
Последний раз взглянув на Жрицу,
Шут все же зацепился взглядом за столпы
И подумал, что хотел ее спросить:
«Так почему же разные они?
Один столп белый, другой – черный,
И даже буквенные символы
У каждого свои».
И тут же перед глазами
Стали возникать картины:
«Белая и черная Мадонны»,
«Богини Артемида и Исида»,
Врата построенного Соломоном
Святилища в Иерусалиме.
И Шут вдруг понял: знает он ответ.
Что два столпа, это плюс и минус,
Это черное и белое, это тьма и свет.
И Жрица, восседая между ними,
Олицетворяет гармонию,
Равновесие, спокойствие и тишину.
Вспомнил он путь Жрицы,
Что на Древе Жизни пролегает
Через Даат – через Сефиру знаний,
По центральному столпу.
Он поблагодарил Жрицу за уроки
И опять отправился в дорогу.
Он шел и думал о прошедших днях,
Неделях и годах;
О том, что стихии воздух и вода