1. Введение
Бонсай – это способ выращивания миниатюрных деревьев в плошке. Область искусства, известная как часть культуры Японии. Живое искусство бонсай – это способ достижения состояния умиротворённости и спокойствия, а также всегда процесс многолетнего труда, терпения и заботы о живых существах.
«Бон» в переводе с японского – это лоток или плоская плошка, а «сай» означает растение или посадка. Первоначально возникшее в Китае, искусство бонсай насчитывает сотни лет. Деревья бонсай хорошо известны благодаря своей миниатюрности. Они могут быть самых разных видов и выращиваться различными способами. Они требуют ежедневного ухода, который, однако, не сложнее ухода за другими домашними питомцами.
В этой книге вы почерпнёте основные сведения об искусстве бонсай и его истории, а также получите советы по уходу за своим собственным деревом бонсай.
2. Принципы композиции
Конечной целью выращивания бонсай является создание миниатюрного и при этом реалистичного образа дерева в природе. Бонсай не являются генетически карликовыми деревьями, на самом деле любые древесные растения могут использоваться для создания бонсай.
Лучший бонсай – будь то отдельное дерево, или роща, или композиция на камне – трогает нас за душу, помогает остановить «бег» и суету. Он пробуждает эмоции и будоражит воображение, демонстрируя нам что-то качественно новое.
Слово “бон-сай” (часто употребляемое с ошибками, например, бонзай или банзай) является японским термином, который в буквальном переводе означает «посаженный в плошку». Этот вид искусства является производным от древнего китайского садоводства, которое впоследствии развивалось под влиянием японского дзен-буддизма. Это искусство с нами уже более тысячи лет. Конечной целью выращивания бонсай является создание миниатюрного, но реалистичного образа дерева в природе.
Такие приемы, как прищипывание почек, обрезка ветвей и наложение на них проволоки, осторожное применение удобрения (но не полный отказ от него) используются для ограничения и перераспределения энергии здорового роста. Хотя высота бонсай обычно не превышает одного метра, они не являются генетически карликовыми растениями. Растения с более мелкими листьями действительно легче превратить в бонсай, но на практике для этого могут использоваться любые виды растений с древесным стеблем или стволом и ветвями, подходящие для содержания в контейнере, который сдерживает рост корней и обеспечивает запасы питания. Предпочтительнее будет выбрать виды, обладающие относительно не слишком большими листьями, или размер листа которых можно существенно уменьшить. Оглянитесь вокруг: посмотрите на деревья, кустарники, живые изгороди, посадки в вашем дворе или парке, на растения в питомнике или в дикой природе. По сути, любое из них может послужить исходным материалом для бонсай. Ваша композиция начнется с растения, которое вы, имея соответствующее разрешение, осторожно выкопаете во время периода его покоя.
Большинство растений местных видов можно (и нужно) выращивать на открытом воздухе; материал из более теплого климата нуждается в дополнительной защите. В данном руководстве вы найдёте подробную информацию об уходе за некоторыми видами деревьев.
Существует несколько классификаций бонсай по размеру. В стародавние времена для этого использовалось число: количество людей, требуемое для поднятия конкретного дерева.
Конечной целью в бонсай является создание реалистичного образа дерева в природе. Чем меньше бонсай (иногда всего несколько сантиметров в высоту), тем более абстрактным, а не реалистичным становится образ. В наши дни для классификации по размеру используются названия. Соответствующие им размеры не являются жёстко заданными, однако они помогают понять эстетические и ботанические аспекты бонсай.
3. История бонсай
Хотя слово «бонсай» является японским, это искусство возникло в китайской империи. К 700 году н. э. китайцы начали заниматься искусством «пенчин», используя специальные методы выращивания карликовых деревьев в контейнерах.
Изначально только элита общества практиковала пенчин из местных деревьев, собранных в природе. Эти деревья распространялись по всему Китаю в виде роскошных подарков.
В период Камакура (XII–XIV в) Япония переняла большинство культурных традиций Китая, в том числе искусство выращивания деревьев в контейнерах. Японцы развили бонсай в определенном направлении под влиянием дзен-буддизма и малой площади Японии (не превышающей 4 % материкового Китая) и большей однообразности ландшафтов. Многие известные техники, стили и инструменты были разработаны в Японии на основе китайских оригиналов.
Хотя в какой-то степени бонсай «просачивался» за пределы Азии и в предыдущие столетия, только в XX веке он по-настоящему распространился за пределы своего региона.
4. Стили бонсай
Стили, лежащие в основе классификации бонсай, напоминают различные формы деревьев в природе. Эти стили могут трансформироваться в процессе индивидуального творческого осмысления, т. е. деревья не должны обязательно соответствовать какой-либо конкретной форме. Тем не менее, важность этих стилей состоит в том, что они помогают получить общее представление о формах деревьев и служат в качестве ориентира для успешного формирования бонсай.
Веерный стиль подходит для лиственных деревьев с длинным и тонким ветвлением. Ствол – прямой и вертикальный, однако он не доходит до верхушки дерева, так как разветвляется в разные стороны в точке, находящейся на расстоянии около 1/3 от общей высоты дерева. Ветви и листья образуют густую шарообразную крону, которая и в зимнее время поражает воображение.
Формальный вертикальный стиль весьма распространен в бонсай. Такая форма дерева часто встречается в природе, особенно если дерево растет в солнечном месте, не конкурируя с другими деревьями. Ствол дерева в этом стиле должен обладать хорошей сбежистостью, т. е. постепенно сужаться от основания к макушке. Ветки должны появляться на расстоянии около 1/4 от общей высоты ствола.
Неформальный вертикальный стиль распространен как в природе, так и в искусстве бонсай. Ствол растет в целом вертикально, но имеет форму, напоминающую английскую букву «S», а на внешней стороне каждого изгиба растут ветки. Сбежистость ствола должны быть хорошо видна, т. е. основание ствола должно быть толще, чем его верхняя часть.
Если ветра дуют преимущественно в одном направлении, или дерево растет в тени, оно вынуждено сгибаться в сторону солнца и наклоняться в определенном направлении. В бонсай дерево в наклонном стиле должно расти под углом около 60 – 80 градусов по отношению к поверхности грунта. Со стороны, противоположной наклону, корни должны быть мощные, чтобы удерживать дерево. На другой стороне корни не так хорошо развиты. Первая ветвь, как правило, растет на стороне, противоположной наклону, чтобы обеспечить визуальную сбалансированность композиции. Ствол может быть слегка изогнутыми или совершенно прямым, но при этом более толстым у основания, чем в верхней части дерева.