Начало?
Брат танцует на могиле брата
Сын давно убил своего отца
Пасмурно нынче правда,?
Нет ни начала ни конца
Есть свет туннель надежды и ожидания
Есть тьма огонь и вечный бег
Как невеста без придания
Кровью плачет яркий снег
Дождь рассвет закат полнолуние
Дорога грязь и ведро
И один вопрос могу ли я
Разворошить осиное гнездо
Рассмотрим простейшее формирование кризиса, дорогой мой читатель.
Казалось бы, всё проще чем кажется. Но порой происходящее вокруг дает много пищи к размышлению. Экзистенция, как само существование человеческого бытия.
Именно кризис, а равно конфликт, могут показать самому человеку его экзистенцию. Мои предположения строятся на том, что человек сам по себе всеми способами затыкает вглубь себя любое проявление своей экзистенции. Будто бы пряча от себя самого свое внутреннее истинное я. Укрываясь от себя и ища все новые и новые стереотипы человеку свойственно искать мнимые ответы на столь же эфемерные вопросы.
И здесь думалось мне скатиться в уподобление окружению, во фразы: «нынешнее время…в новом мире…в этом столетии…» и будто бы раньше этого не было вовсе. Но так ли это?
Перед тем как продолжить отвечать на этот вопрос, обращу твое внимание на сопротивление и желание погрузиться в прошлое. Если читатель, тебе откликнется сие желание, или все-таки сопротивление проскочит в твоем сознании, постарайся остановиться на этом процессе, изучить его, как только это получится. И все-таки, хочу раскрыть данное сопротивление и желание упования на мистическое «хорошее прошлое». Это чувство мнимой надежды, будто бы было иначе, будто не существовало ничего подобного новым виткам цивилизации. Будто был тот самый «золотой век». Эта жажда погрузиться в фантазии о светлом прошлом. Оно щекочет внутри и мягко кладет ажурную нежную ткань, сотканную из «добрых предков», «морального и справедливого общества», «истинной свободы» и всякого прочего нежного, доброго, приятного и на ощупь сладкого самообмана. И даже в поисках критической оценки, это мнимое чувство остается фоном, как бы немного скрываясь за умозаключениями и логическими цепочками, но остается как некая «святая вера». И возможно эта вера позволяет мне сконцентрироваться на интеллектуализации и скрыть от самого себя, себя же. Ведь эта мнимая надежда о «светлом прошлом» позволяет мне примерить на себя эту роль, а иногда даже принять себя тем самым человеком из того самого светлого времени, лишённого всех недостатков нынешнего общества. Эта великая моральная модель, где я бы непременно вписался и чувствовал бы себя свободным и счастливым в окружении всего того светлого и хорошего, что я считаю для себя верным. Это все дозволительное принимающее прошлое, словно потерянные родители, готовые принять меня и отвечать всем моим ожиданиям и стандартам и помогать мне во всех моих делах.
Как раньше, так и сегодня все неизменно. Многие умы говорили о том, что сегодня вторят оные известные личности. Инфоцыгане (термин нынче популярен, и отображает человека в медиапространстве, показывающий свою «богатую и успешную жизнь») набирают обороты, и кажутся новым витком. Но при детальном рассмотрении видно, что такого рода поведение и стремление человечества не новое, да и даже не забытое старое. Были ли они вчера? Конечно были, светские львицы, соседка из соседнего подъезда, да в конце концов тот самый сын маминой подруги (отсылка на выражение успешного человека в фразе: «вон смотри ее сын добился всего, а ты в игры свои играешь»).
Было ли когда-то лучше? Или было хуже? В этом моменте прошу принять тебя удобную позу, и сконцентрироваться на своем жизненном опыте. Как часто ты слышал подобное? Как часто можно было встретить на своем пути людей и высказывания в формате: «раньше было лучше» или же наоборот «раньше было хуже». Может быть и ты, поддаваясь искушению, или в порыве негодования высказывал подобные выражения. Скажу про себя. Мной было сказано не раз подобных фраз. Ностальгические воспоминания светлого прошлого, и даже фантастические погружения в прошлые столетия с предвкушением сладострастного порядка мнимых фигур исторических периодов, давали мне мнимую опору и поддержку. Но, как бы то ни было, это была и иногда еще есть моя опора. И пусть она эфемерна и ничтожна, это создание моей психики, которое правда не сможет долго продержаться под натиском всемирных изменений моей личной жизни.
Сконцентрируйся на подобных чувствах и ощущениях. Существует ли у тебя «светлое прошлое» или «светлое будущее»? Опиши его.
Какое это время? выбери конкретно год.
Что за народ и люди в нем живут?
Какие законы существуют в нем, какие из них тебе нравятся, а какие нет?
Если ты был бы там, то кем бы ты был?
Чем именно то общество отличается от нынешнего?
Какие фигуры в нем присутствуют?
Что ты чувствуешь и ощущаешь, представляя себя там?
Какие твои мысли и желания, в момент фантазии о нахождении там?
Что бы ты поменял в том обществе?
Что ты чувствуешь, когда слышишь других с ностальгией говорящих о том времени?
Что ты чувствуешь, когда окружение ностальгирует по другому времени?
Что предшествует твоему погружению в эти фантазии?
Сегодня мы находимся на стыке экзистенциальных кризисов в мировом масштабе. Это сегодня в принципе ничем не отличается от любого вчера. Как и вчера механизмы зарывания себя в песок остаются прежними. Как и вчера все происходящее вокруг ничто иное как повторение тех же сценариев и проявлений. Можно наблюдать, как популярна сегодня эзотерика, гадальные карты, системы предсказаний и прочие «новшества времени». Вроде как тянет язык сказать банальную фразу, о том, что мировые события порождают неопределенность и требуют от психики человека поиска ответов на вопросы бытия. И можно было бы ставить точку. Дать ссылку на соответствующих авторов, еще сослаться на иные взгляды и публиковать, добавив соизмеренное количество воды для пущей значимости умозаключений, столь активно лежащих на поверхности.
Но мне представляется данный концепт близким к истине, но лишь открывающий малую часть многогранного проявления жизни. Ведь так просто, провести исторические параллели, со ссылками даже на новейшую историю, вспомнить Мавроди, Кашпировского и прочие личности (отсылка к финансовым пирамидам, аналогичны в 2023 году NFT и биржевым играм, отсылка к гаданиям и эзотерики. параллель с состоянием общества в 199-х годах в РФ). Но что значит для меня такое повествование? Что происходит со мной, когда я ищу связи в историческом контексте, возмущаясь простотой круговорота событий. Чем-то схоже это с некой верой, в ту же эзотерическую модель, кармы и прочего обилия псевдо-ориентиров. Ведь значит, мне там просто проще. Встанем здесь и постоим. Что дает мне этот исторический контекст? Пожалуй, читатель и тебе стоит задуматься, а что дает тебе это или могло бы дать. Если ты увидишь исторические повторения событий. Отложи книгу и сконцентрируй свое внимание на этом. Что именно тебе это может дать?
Запиши свои мысли, чувства и эмоции.
Что ты ощущаешь в теле примеряя на себя роль видящего исторические события и параллели?
Какие чувства возникают у тебя?
Какие мысли появляются?
Что ты чувствуешь и как реагируешь, если окружение не видит то, что ты видишь?
Кем ты себя ощущаешь в этой роли?
Исследуя этот вопрос, проходя сквозь сопротивление, не замечая на поверхности ответа, всё-таки можно его найти. Эта историческая модель взгляда дает возможность побыть тем самым провидцем, магом, предсказателем или адептом учения, ощутить мнимый, но кажущейся аргументированный контроль над происходящим. И отличие этого процесса от Ванговцев (отсылка на последователей предсказаний Ванги) в использовании логических и кажущихся объективными умозаключений. В них проще. В них так же спокойно и понятно, как какому ни будить последователю нумерологии, указывающему даты и цифры, как значимые фигуры бытия. В этом состоянии легко отделить себя от происходящего и посмотреть сверху, с позиции знающего и просветленного человека на происходящее вокруг. И не важно какую роль на себя примерить, будь то мессия, убеждающий дарующий «истину», или адепт, следующий за «всезнающим учителем». Все это дает возможность выйти из реальности и отстраниться от экзистенции самого себя.
Поиск виноватых.
Как-то один из выдающихся психологов (я преднамеренно исключаю имена и фамилии тех, на кого буду ссылаться) определил рыночную ориентацию личности, указав, что она суть порождение рыночных отношений и в своей природе получила свое развитие в 20-м столетии. Так сладка эта мысль. Она дает мнимую надежду, что будто бы это нечто пришедшее, а равно мимолетное, а также отсылает к «светлому прошлому», которое кто-то испортил преднамеренно или нет… и в то же время дает возможность негодования, злости, отвращения, ведь будто бы время виновато в этом. Тот же автор укажет, что тому причина экономической политики, социальных взаимоотношений. А если есть причина, значит есть виновники торжества. И тогда мы можем себе позволить либо мечтать об изменении общества, либо погружаться в прошлое, или вовсе позволить себе рассуждать о неизменном падении общественных устоев и нравственности, в любом удобном для нас ключе, как вознося саму эту нравственность, так и отрицая ее и следуя своим жизненным ориентирам «истинного» бытия.
Выступая в роли надменного наблюдателя, можно позволить себе осуждение изменений в обществе, падение моральных нравов, ценностей и многих аспектов всего того, что мне не нравится. Здесь ты можешь заметить, что я будто бы предполагаю сам ход мыслей твоего сознания, будто предопределяю кажущееся недовольство падением моральных качеств общества и желание вернуть все назад. И могу предположить, что ты столкнешься с мощным сопротивлением, испытывая непринятие и отвращение, если в твоем представлении не происходит подобных ситуаций и потоков мысли. И в таком случае на противовес сказанному я могу разместить такие представления как «истинная свобода», «возможности», «экономическая стабильность», «наличие развлечений» и многое другое, что можно поискать в прошлом или в чем можно обвинить настоящее. Но сейчас предлагаю постоять на этом месте, дабы постараться прочувствовать все возможные оттенки и характеристики того, что как бы испортило «время». В этом моменте читатель, предлагаю погрузиться в свои мысли и чувства…
Что изменилось в обществе в «лучшую сторону»?
Что изменилось в обществе в «худшую сторону»?
Что ты ощущаешь, при поиске этих изменений?
Что ты чувствуешь, когда видишь изменения вокруг себя?
Что ты чувствуешь и каковы твои мысли, когда ты слышишь от окружения об этих изменениях?
Но на временных факторах не останавливается наш внутренний следователь и опергруппа, подобно Шерлоку Холмсу, сознание ищет вокруг себя факторы и виновников происходящего, кажущегося падения общества, столкновений цивилизаций. Я часто слышу, как различные поколения осуждают последующие или предыдущие, заворачивая своеобразную спираль скрывающую экзистенцию человека. Этот круговорот мнимой жизни похож на прекрасный сценарий. Так, можно увидеть и услышать фразы: «Ваше поколение только и сидит в телефонах, тупое и т.д.». Мы можем наблюдать в противовес отрицание и сопротивление подрастающих поколений, обличающих в этом сопротивлении все изъяны предыдущего общества. Но проходит время и цикл повторяется. И здесь я вижу вновь время. Этот загадочный фактор бытия, который существует только в человеческом представлении и определяет человека как человека разумного. Но если время и обозначено, как главный подозреваемый, то на этом процесс поиска виновников не останавливается. Будто бы недостаточно обвинить само время. Сознание продолжает поиск сообщников этого страшного преступления.
Гаджеты (в разговорной речи это телефоны, смартфоны, и т.д.), вот один из новых обвиняемых на скамье подсудимых. «Гаджеты заполонили жизнь, забрали пространство и отняли время у людей, делая их глупее». Слышал ли ты читатель нечто подобное, было ли у тебя желание такое сказать? Эта вроде как неотъемлемая вещь современности, все еще продолжает вызывать в обществе сопротивление. Но сопротивление ли это?
Очень часто можно подумать, что все происходящее внутри можно обозначить некими словами, такими, как например сопротивление, отрицание, проекции и т.д. Но я в этих словах наблюдаю разный, порой противоположный герменевтический контекст. Такое разнообразие значений слов внутреннего мира, дает возможность представления, о разнообразии внешнего мира. То, что я называю в книге гаджетами, дает мне представление определенных вещей и средств, вызывает различные мои чувства, воспоминания, находящиеся фоном. Но это мои воспоминания, мои представления и мои чувства. Они могут перекликаться с твоими, но абсолютно точно не могут быть идентичной копией.
Так в чем кроется сам процесс реакции на гаджеты осуждающего общества? Что бы разобраться в этом процессе, предлагаю, посмотреть в сторону тех, кто защищает гаджеты, и найти внутри себя этого адвоката. На этом этапе, я могу пофантазировать о тебе, читатель, и сказать, что если же адвокат гаджетов проявился в тебе еще в моменте их обвинения, то прошу тебя поискать внутри себя обвинителя. Ведь только рассмотрев позиции с разных сторон мы можем приблизиться к ответу.
«Гаджеты упрощают жизнь, необходимое средство коммуникации, мобильное и удобное, дают новые возможности» – Вот небольшая речь адвоката гаджетов.
Опять же читатель, данная книга пропитана духом экзистенциализма, и я предполагаю, что у тебя возникли свои собственные мысли и чувства в защиту гаджетов.
Сконцентрируй свое внимание на гаджетах, и ответь для себя на вопросы.
Что такое гаджеты?
Что ты чувствуешь, когда заходит речь о них?
Какие доводы в обвинение гаджетов ты можешь предоставить?
Что ты чувствуешь, при выдвижении подобных обвинений?
Какие доводы в защиту ты можешь предоставить?
Какие твои чувства при защите гаджетов?
Прими на себя роль судьи и постарайся вынести решение, что делать с гаджетами?
Каковы твои чувства, при вынесении решения?
Всё становится крайне простым, при рассмотрении вопроса с позиции обвинителя и защитника, и вроде как появляется некая возможность интеллектуализации процесса, поиска рациональных и вроде как логичных умозаключений. У меня же появляется желание отобразить историческую повторяемость событий, ведь любое упрощение жизни, и пользование благами этого упрощения разделяет будто бы мир на два лагеря, порождая все новые и новые споры, пока не будет достигнут компромисс, или… Это «или», закрывается и прячется под этим спором, под этой природой самого спора. И именно в этом «или» уходят гаджеты на задний фон, как и всё остальное, можно сюда добавить соцсети, видеохостинги, различные площадки общения, даже в конце концов целые профессии, такие как «клерки» в каких ни будь 90-х в РФ, или IT в нынешнее время, все эти причины уходят на задний фон при проявлении этого «или», при малейшем его обнаружении, при намеке его появления. В этом моменте прошу тебя читатель сконцентрировать свое внимание и обнаружить это «или» внутри себя; будет достигнут ли компромисс? Или….
Как ты думаешь, что значит это «или»? Напиши свои мысли.
Зарываясь в умозаключениях, стереотипных размышлениях человек всячески отдаляется от своей собственной экзистенции, принимая все новые и новые клише, мысли, высказывания, позиции, целые идеологии и мировозренческие взгляды. Но чем больше человек погружается в груду захламленных когниций, ища ответы, тем больше он принимает на себя роль определенного поведения и скрывает свое собственное нутро, прячась под многочисленными масками, и забывая самого себя. Экзистенция же человека переходит в новую энергию, новое русло, запускающее необходимые процессы, для скрытия самого себя. Эти процессы при малейшем приближении показывают целую систему защитных механизмов, направленных на игнорирование фактического я.