Танец на льду Невы бесплатное чтение

Скачать книгу

Глава 1. Белые снежинки на черной сцене

Лучи прожекторов прорезали полумрак сцены, выхватывая из тьмы хрупкую фигуру. Мария стояла в центре, взволнованно вслушиваясь в тишину перед тем, как взлететь в первый пируэт. Черная сцена под ногами напоминала бездонное озеро, а легкие снежинки, оседающие на стеклянном куполе театра, делали иллюзию еще более реальной.

Музыка оркестра наполнила пространство, и Мария сделала первое движение. Ее руки взметнулись вверх, тело выгнулось в совершенной линии – но что-то было не так. В каждом шаге ощущалась точность, но не было дыхания танца, той самой магии, от которой у зрителей перехватывало дыхание.

– Стоп! – голос Ирины, балетмейстера, прозвучал резко. – Опять не то. Ты танцуешь правильно, но пусто, без души. Где твои эмоции, Мария? Где чувство?

Мария опустила голову, с трудом скрывая разочарование. Она знала, что Ирина права. В последние месяцы что-то внутри нее угасло, словно не хватало искры, которая когда-то зажигала ее движения.

– Завтра мы повторим, – заключила Ирина. – Найди вдохновение, иначе ты не выдержишь премьеру.

***

Выйдя из театра, Мария глубоко вдохнула морозный воздух. Ночь укутала Петербург холодным серебром. Лунный свет отражался в заснеженных улицах, превращая их в кадры старого фильма.

Она пошла в сторону Казанского собора, стараясь не думать о неудачной репетиции. Воздух был наполнен особой тишиной зимнего города – той самой, что бывает только в ночи, когда снег падает медленно и невесомо, а фонари рисуют золотые круги на мостовой.

И вдруг тишину прорезал звук. Тонкая, звонкая, почти хрупкая мелодия разлилась по воздуху. Скрипка. Ее голос был таким чистым и печальным, что сердце сжалось. Мария замерла, вглядываясь в темные силуэты.

На ступенях собора стоял человек. Он был одет в длинное черное пальто, волосы растрепаны ветром, а в руках он держал старую, потертую скрипку. Снежинки садились ему на плечи, но он не обращал внимания, полностью погруженный в музыку.

Мария подошла ближе, зачарованная звуками. Скрипач играл так, словно вкладывал в каждый звук свою душу. Мелодия была незнакомой, но в ней слышались и тоска, и светлая радость, и нечто неуловимо древнее, словно сам город говорил через эти ноты.

– Какая… – Мария вдруг осеклась, осознавая, что говорит вслух. – Какая прекрасная музыка.

Скрипач поднял голову. В свете фонарей его глаза казались почти прозрачными, серо-голубыми, как первый лед на реках.

– Спасибо, – тихо ответил он, словно удивленный тем, что его услышали.

Мария хотела сказать что-то еще, но вдруг порыв ветра сорвал с нее капюшон. Холодные снежинки коснулись ее щек, и она невольно улыбнулась.

– Ты танцуешь, – сказал он, скользя взглядом по ее тонкой фигуре, по балетной осанке, которая никуда не исчезает даже в обычной одежде.

– А ты играешь, – ответила она, сжимая руки в карманах. – Почему я никогда раньше тебя не слышала?

Скрипач улыбнулся, но в этой улыбке было что-то печальное.

– Может быть, потому что раньше ты не искала музыку.

Она задумалась. Может, он и прав.

– Как тебя зовут? – спросила она.

– Александр, – тихо ответил он, и в этот момент часы на башне пробили полночь.

Глава 2. Скрипач, появляющийся с первым снегом

Первый снег всегда приходит незаметно. Он не обрушивается бурей, не мчится вихрем, а ложится на город мягко, как легкая вуаль. Петербург сдержанно принимает зиму: черные воды рек скупо покрываются льдом, купола храмов светятся серебром, и даже мостовые, казавшиеся вчера уныло серыми, теперь похожи на старинные гравюры.

Мария шла по Невскому, ощущая, как холодный воздух наполняет легкие свежестью. После вчерашнего вечера с музыкой у Казанского собора ей не терпелось снова услышать ту странную, завораживающую мелодию.

И вот он был там. Скрипач. Все тот же черный силуэт на фоне заснеженных колонн, пальцы, скользящие по струнам, и звук – теплый, живой, будто греющий сам воздух вокруг.

Мария остановилась в нескольких шагах. Сегодня, при свете дня, она могла разглядеть его лучше. Высокий, стройный, с длинными, чуть растрепанными волосами и лицом, в котором было нечто неуловимо старинное. Как будто он сошел с портрета позапрошлого века.

Но больше всего ее поразило его пальто. Оно было классического кроя, с высоким воротником, доходило почти до лодыжек. Такое можно было увидеть в музеях или на старых фотографиях.

Он заметил ее и перестал играть.

– Ты снова пришла, – произнес он, и голос его был таким же музыкальным, как и игра.

Мария колебалась. Вчера ночью ей казалось, что встреча с этим человеком – случайность. Но теперь…

– Я… Мне понравилась твоя музыка, – сказала она, чувствуя себя неловко. – Ты играешь так, как будто сам город поет через тебя.

Он улыбнулся.

– Хорошее сравнение. Я люблю этот город, он живой, знаешь? Он дышит, шепчет, помнит. Особенно зимой.

Мария посмотрела на него внимательнее.

– Ты странный, – тихо сказала она.

– В самом деле? – в его глазах вспыхнул лукавый огонек.

– Ты выглядишь так, словно не отсюда.

Он склонил голову набок, словно оценивая ее слова.

– Может быть, ты права.

– Это ведь старинное пальто, да?

– Оно всегда было моим, – уклончиво ответил Александр.

Мария покачала головой.

– Ты говоришь так, будто живешь здесь сотни лет.

Он усмехнулся.

– А если бы так и было?

Она не ответила. В этом странном разговоре было что-то неуловимо завораживающее.

– Хочешь увидеть Петербург таким, каким он был в другое время? – вдруг предложил он.

– Что ты имеешь в виду?

Александр протянул ей руку.

– Я покажу тебе город, которого не видят обычные люди. Тот Петербург, где прошлое и настоящее сплетаются воедино.

Мария смотрела на него, колеблясь. В его глазах было что-то древнее, глубокое, но не пугающее. Напротив, от него исходила странная теплота.

Она осторожно вложила свою ладонь в его руку.

– Доверься мне, – шепнул он.

И с первым порывом ветра снег вдруг закружился вокруг них сильнее, а мир будто сдвинулся с привычного места. Вдалеке, где-то за границей видимого, раздался звон старинных каретных колес по булыжнику…

Глава 3. Вальс на замерзшей Неве

– Идем, – сказал Александр, чуть сжимая ее ладонь.

Мария не спросила, куда. Она уже знала – за ним можно было идти, не задумываясь.

Петербург жил своей ночной жизнью: по мостовым медленно скользили одинокие прохожие, в окнах светились жёлтые огоньки, а набережные покрывал тонкий слой свежего снега. Фонари отбрасывали длинные тени, и весь город казался замершей картиной, только что написанной ловкими мазками невидимого художника.

Они шли молча. Александр вел её через арки, мимо домов, чьи стены помнили шаги людей, живших здесь сотни лет назад. Казалось, сам воздух здесь был пропитан временем. Когда они вышли на набережную, Мария поняла, куда он ведёт её. Нева.

Река, покрытая льдом, раскинулась перед ними, тёмная и величественная. Лёд был гладким, как зеркало, и отражал небо, полное звёзд. Александр разжал её руку и сделал шаг вперёд.

– Ты танцуешь на сцене… – его голос был тихим, словно шёпот ветра. – Но танцевала ли ты когда-нибудь на льду?

Мария невольно рассмеялась.

– Это же опасно.

– Всё в этом мире – риск, – он шагнул дальше, его сапоги легко скользили по поверхности льда. – Разве ты не чувствуешь, как зовёт тебя ночь?

Она смотрела на него, и впервые за долгое время сердце билось в ожидании чего-то настоящего.

– Дай мне руку, – его голос был мягким.

Скачать книгу