Гайд для интроверта. Как покорить мир своей харизмой бесплатное чтение

Скачать книгу

Популярная психология для бизнеса и жизни

Kate James

“Quietly Confident. An introvert’s guide to knowing and expressing your worth”

The moral right of the author to be identified as the author of this work has been asserted

Перевод с английского языка Ульяны Мытаревой

Рис.0 Гайд для интроверта. Как покорить мир своей харизмой

© Kate James, 2024

© First published by Pan Macmillan Australia Pty Ltd, 2024

© Мытарева У. В., перевод на русский язык, 2025

© Издание на русском языке, оформление. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2025 КоЛибри®

Предисловие

Интроверты в мире экстравертов

– Я разочарована в себе, – произносит Клэр, пытаясь поудобнее устроиться в кресле и глядя в пол. – Каждый месяц одно и то же. Я обещаю себе, что в следующий раз все будет по-другому, и вот сижу в переговорной, слушаю своих коллег, отмалчиваюсь и киваю. Собрание заканчивается, а я в нем как будто и не участвовала…

Клэр вот-вот расплачется, я понимаю ее чувства: то, с чем она так долго пыталась бороться, снова одержало верх, нанося удар по самооценке.

Клэр работает в одной некоммерческой организации уже шесть лет. Она умный, знающий свое дело сотрудник, которого уважают коллеги, но до сих пор стыдится высказывать свои мысли, если вокруг нее много людей. А когда наконец решается что-то сказать, ее чаще всего перебивает более уверенный в себе коллега.

Как и большинство моих клиентов, Клэр – интроверт, и в деловой обстановке ее обычный стиль общения только мешает. В нескольких случаях, когда вставал вопрос о повышении, кандидатуру Клэр даже не рассматривали. Бо́льшую часть своей жизни она боролась с мыслью: ей нужно измениться, чтобы влиться в коллектив. Глубоко внутри она осознает, что не сможет стать счастливой, если будет постоянно притворяться кем-то другим.

Родители Клэр тоже интроверты, и все детство ей говорили быть тише, скромнее и забыть про большие амбиции. В школе девочку всегда хвалили за доброту и спокойную сознательность, так что она всю жизнь считала – быть «хорошей» важнее, чем отстаивать свои интересы. Однако, когда Клэр повзрослела, окружающие начали давать советы, противоречащие ее картине мира.

Клэр прекрасно понимает, что по природе отличается от более открытых и смелых коллег. Она спокойна, задумчива и стремится к гармонии, а не к богатству и власти. И в то же время ее знания и умения очень могут пригодиться на работе. Клэр не всегда понимает, как выпустить наружу смелость и весь свой потенциал или начать проецировать спокойную уверенность, которая совпадает с ее системой ценностей, и в целом не знает, как эффективно добиваться результатов, не изменяя своей природе. Потому она и попросила помощи у меня.

Зачастую интроверты вроде Клэр сталкиваются с некоторым противоречием. Она может не хотеть ходить по вечеринкам каждые выходные, но хочет, чтобы ее приглашали. Несмотря на то что Клэр любит проводить время в одиночестве и ей необходимо восстанавливать силы таким образом, ей нравится находиться в компании единомышленников. Иногда среди людей она чувствует себя более одинокой, чем когда одна. Ее задача состоит в том, чтобы найти способ примирить эти противоречивые части себя, в полном объеме их сохранив.

Специфика ситуации Клэр довольно уникальна, но за последние двадцать с лишним лет я слышала много вариаций на эти темы от людей исключительно умных и талантливых, но отчего-то сомневающихся в себе. Ко мне приходят по большей части высокочувствительные интроверты – в основном это женщины, но иногда записываются и мужчины – образ жизни «уверенного» человека дается им с большим трудом. Многие из них называют себя перфекционистами, три четверти говорят, что чувствуют себя самозванцами в какой-то сфере жизни, и почти все признают, что отсутствие уверенности в себе не дает им продвигаться вперед. Некоторые боятся, что не справляются с работой, другие ищут помощи с отношениями, но общий знаменатель – неудовлетворенное желание взрастить искреннее и постоянное чувство веры в себя.

Если вы закроете глаза и представите кого-то уверенного, скорее всего, вы нарисуете в своем воображении человека расслабленного и общительного или храброго и готового идти на риск. Такого, который смело входит в комнату и источает решительность. Кого-то, кто может быть душой вечеринки и «работать с аудиторией» на сетевых мероприятиях. Такие люди с легкостью выдерживают зрительный контакт, не уходят от конфликтов и прямого диалога, и им, кажется, абсолютно комфортно на своем месте. Если вы читаете эту книгу, есть вероятность, что себя вы видите совсем не так. И, может, вы вовсе не уверены, что хотите таким стать.

Тот стереотипный образ уверенности, который сформирован в западной культуре, у Сьюзан Кейн, автора бестселлера «Тихая сила. Как достичь успеха, если не любишь быть в центре внимания»[1], называется «идеалом экстраверта». Нас приучили стремиться к нему, так как он привлекает к себе внимание, уважение окружающих, повышение в должности и романтический интерес. Это именно тот тип уверенности, которому, как думают мои клиенты-интроверты, должны подражать, хотя многие сомневаются, насколько им это нужно. Зачастую они осознают, что при любых усилиях такая манера подачи себя была бы для них недостижима, ведь строится на подсвечивании сильных сторон экстравертов.

В 1921 году швейцарский психиатр Карл Юнг определил два поведенческих типа, являющихся противоположностями друг друга. На одном конце диапазона находятся рефлексивные, созерцательные интроверты, на другом – общительные и энергичные экстраверты. Не так давно к этим двум группам добавили еще и третью, которая объединяет черты двух уже обозначенных – амбиверты.

У каждого поведенческого типа есть свои сильные и слабые стороны, и ни один из них не лучше другого. Экстраверты черпают силы во внешних взаимодействиях, а источник силы интровертов находится внутри них самих. У интровертов богатый внутренний мир, они полагаются в основном на собственные мысли и чувства. Им нравится проводить время в одиночестве (оно необходимо для восстановления сил), но им также нужны другие люди и их компания. Обычно интроверты предпочитают разговоры один на один с единомышленниками. Экстраверты, напротив, более социально активны и заряжаются от встреч с другими людьми, рады находиться в компании и предпочитают не оставаться в одиночестве надолго.

Примерно 30–50 % населения планеты – интроверты, и эта статистика удивляет многих людей [1]. Вероятно, потому, что интровертов обычно воспринимают как исключение из общей нормы, как редкие, растущие поодаль ото всех невзрачные цветочки в саду, полном ярких бабочек-экстравертов, а не как то, кем мы действительно являемся: такими же ценными и нормальными личностями, как и все другие.

В процессе стереотип уверенного в себе социального экстраверта смешался с западной версией идеального харизматичного лидера и того, как должен выглядеть «обычный» успешный человек. Интроверты часто вынуждены расплачиваться за то, что общество ставит на пьедестал «идеал экстраверта», но я, зная и уважая особенные таланты интровертов, надеюсь восстановить баланс с помощью книг вроде этой, которую вы сейчас читаете, и той, что написала Сьюзан Кейн.

Глава 1

Что бы вы делали, если бы действительно верили в себя?

Задумайтесь на секунду, что заставило вас открыть эту книгу. Может, вы держали в уме какую-то определенную проблему, когда решили, что нужно стать увереннее? Есть ли у вас давняя мечта, которую пришлось отложить в долгий ящик, потому что вы не верили, что можете дотянуться до нее? Мешает ли неуверенность выступать на собраниях или просить о чем-то необходимом? Может быть, вы, как и я, хотите стать более уверенными, чтобы лучше понять и принять себя, обрести чувство собственного достоинства во всех сферах жизни?

Перед тем как погрузиться в содержание, попробуйте выполнить два упражнения: они могут оказаться полезными вне зависимости от того, почему вы выбрали эту книгу.

Что бы вы поменяли?

Возьмите пару чистых листов бумаги и, используя технику «потока сознания» (быстрое интуитивное письмо без исправлений), потратьте десять минут на описание того, как вы видите уверенную версию себя, в том числе, что вы бы делали, если бы уже были уверены в себе. Самый эффективный способ это сделать – писать в настоящем времени и добавить чуть-чуть креативности. И обязательно напишите, чего бы вы в целом хотели добиться в жизни.

Подумайте об описанных ниже категориях и отметьте представляющие для вас особый интерес. Выберите сколько угодно из списка, приведенного ниже, или используйте эти категории как пример, чтобы сформулировать те, над которыми вам хотелось бы поработать. Как только сделаете это, советую выбрать три или четыре категории, что будут в приоритете во время чтения книги. В первой части «О смысле» мы поговорим о четкой постановке целей, и выбранные сферы пригодятся при выполнении этого упражнения.

Вера в себя

Доверяю своей интуиции

Не изменяю себе

Сохраняю спокойствие в любых ситуациях

Справляюсь со своими эмоциями

Не занимаюсь самосаботажем

Вижу путь достижения целей

Увереннее принимаю решения

Не пытаюсь доводить все до идеала

Прощаю себя за все прошлые ошибки

Нахожу в себе смелость пойти на риск

Не сравниваю себя с другими

Лучше отношусь к себе

Праздную свои победы (пусть даже и небольшие)

Отношения

Не стесняюсь выстраивать границы

Могу попросить о том, что мне нужно

Говорю, если меня что-то беспокоит

Я могу быть открытым и уязвимым

Обладаю достаточной уверенностью, чтобы признавать свою неправоту

Являюсь примером для других

Не пытаюсь постоянно всем угодить

Коммуникация

Не боюсь заводить новых друзей

Могу пригласить кого-то на свидание (или принять приглашение)

Не боюсь близости

Участвую в организации массовых мероприятий

Карьера

Не отмалчиваюсь, сталкиваясь с трудностями

Могу попросить о смене рабочих задач или пересмотре их объема

Могу оставить текущую должность и найти что-то получше

Могу подать резюме на вакансию, хотя подхожу не по всем параметрам

Могу подать заявку на более высокую должность

Чаще высказываюсь на общих собраниях

Чувствую себя уверенно, выступая на публике

Делюсь своей работой с другими

Выгодно подаю себя на собеседовании

Уверен в своем резюме и профилях на сайтах по поиску работы

Использую свои сильные стороны

Избавляюсь от синдрома самозванца

Здоровье

Регулярно делаю упражнения

Забочусь о себе

Вовремя посещаю врачей

Творчество

Оставляю время для творческих практик

Могу показать свое творчество другим людям

Могу позволить себе танцевать/петь/музицировать/заниматься искусством/быть креативным ради самого процесса

Внешний вид

Принимаю свое тело таким, какое оно есть (со всеми недостатками)

Не использую свою внешность в качестве причины, чтобы чего-то не делать

Ценю себя и потому забочусь о своей внешности

Одеваюсь хорошо, в своем собственном стиле

Среда обитания

Создаю уют в доме

Выбираю элементы декора, которые соответствуют моему видению

Отстаивание интересов

Заступаюсь за тех, кто не может постоять за себя

Уверенно высказываю то, что на самом деле думаю

Выступаю за важные для меня ценности

Финансы

Мудро распоряжаюсь своими финансами

Могу попросить пересмотреть мою зарплату

Прописываю долгосрочные финансовые планы

Духовность

Придерживаюсь собственной веры

Верю во что-то большее, чем я сам

Радость

Становлюсь более позитивным человеком

Принимаю легкость и радость в своей жизни (не стыдясь этого и не чувствуя себя глупо)

Чаще смеюсь и охотно шучу в присутствии других людей

Мечты

Выстраиваю жизнь в соответствии со своими представлениями о ней

Позволяю себе делать шаги в сторону своей мечты

Верю в то, что со мной все будет в порядке, что бы ни случилось

Миф: уверенность = компетентность

Как часто мы соглашаемся с точкой зрения того, кто высказывается решительнее всех, так как предполагаем, что владеющий вниманием слушателей действительно понимает, о чем говорит? Как выяснилось, уверенное изложение мыслей не является маркером наличия способностей.

В 1999 году психологи Дэвид Даннинг и Джастин Крюгер подтвердили расхожую гипотезу о том, что уверенность – не индикатор компетентности, и разрыв между этими свойствами довольно значительный. Для исследования было проведено тестирование по грамматике, логике и юмору, благодаря чему стало известно, что у испытуемых, набравших наименьшее количество баллов, прослеживалась тенденция к переоцениванию своих результатов [2]. Многие посчитали, что вошли в шестьдесят второй процентиль[2], хотя на самом деле вошли лишь в двенадцатый. Парадокс в том, что более компетентные личности обычно не ощущают себя настолько уверенно, ибо понимают, как мало знают и сколько всего им еще предстоит узнать.

Феномен излишней самонадеянности, ничем не подкрепленной на практике, был назван эффектом Даннинга – Крюгера»; несмотря на то что изначально исследование было сфокусировано на малокомпетентных участниках, данный эффект распространяется не только на людей с низким коэффициентом интеллекта. Эффект Даннинга – Крюгера также проявляется, когда кто-то убежден, что является экспертом в вопросе, по которому обладает минимумом сведений. Применимо это и к случаям, когда человек долго не занимался спортом (и, возможно, даже и не был в нем хорош) и слишком уверен в сохранности навыка, или если человек считает себя куда более харизматичным, забавным и интересным, чем на самом деле.

Скорее всего, вы и сами знаете кого-то подобного. Возможно, это коллега, настаивающий, что предпочитаемая им маркетинговая кампания превосходит все прочие; или член вашего книжного клуба, который точно «знает», о чем на самом деле пишет автор, и отрицает любые точки зрения, отличные от его; или гость, вещающий за ужином во всеуслышание о нынешней ситуации в мире, хотя его рассказ едва ли похож на правду. Также весьма вероятно, что вы сами владеете реальными фактами, но не торопитесь вмешиваться, дабы не указывать другим на их ошибки или перетягивать внимание на себя.

Цена неуверенности

По моему опыту, интроверты чаще, чем экстраверты, чувствуют, что многие области жизни находятся для них за пределами досягаемости. Они могут видеть цели, которые хотели бы преследовать, но думают: «Я совсем не тот человек, которого [выбирают девушки/парни, повышают, награждают, знают как самого большого весельчака на вечеринках]». Подобные вещи видятся им подходящими только для тех, кто является воплощением образа уверенного человека (то есть не они сами).

Уверенность часто описывают как «ключ к жизни», и исследование подтверждает данное описание, демонстрируя, что успех теснее связан с уверенностью, чем с профессионализмом. Последствия неуверенности в себе распространяются на все области жизни и не только у людей. В дикой природе самцы и самки, которые проявляют стереотипные черты и качества уверенных, сильных «альфа»-особей, и являются главными. Чем они настойчивее и смелее, тем быстрее они поднимаются по иерархической лестнице. А самый сильный и напористый из всех станет вожаком стаи: это позволит иметь обширную территорию, первоочередный доступ к пище и возможность выбирать себе любого партнера. Это действительно так, о ком бы ни говорили: тюленях, мартышках, волках, львах, сурикатах или людях. То же самое будет верно и для американских корпораций, где 70 % генеральных директоров – альфа-самцы с ярко выраженной экстраверсией [3].

Однако не все стремятся к такому уровню. Большинству нравится частично оставаться в тени, но в то же время ощущать, что у них есть возможность, когда таковая требуется (или когда захочется), уверенно представлять свои аргументы на деловых встречах, свободно общаться в дружеской компании, говорить любимым людям о чувствах к ним. Нам хочется знать, что у нас достаточно смелости, чтобы попросить о повышении, записаться в художественный класс или выйти на танцпол на свадьбе. Но за этими мотивирующими факторами стоит, как мне кажется, намного более значительная потребность.

Поверхностный запрос моих клиентов состоит в том, чтобы я помогла им обрести уверенность в себе или хотя бы научиться ее проецировать, но стоит лишь копнуть поглубже, как наружу выплывает куда большая правда: на самом деле они находятся в поиске внутреннего чувства собственного достоинства, не зависящего от наличия недостатков. Уверенность гораздо глубже, чем просто умение убедить других, что вы чего-то стоите, – речь идет о выстраивании связи с этой ценностью, искренней верой в нее и жизнью в соответствии с этой позицией.

Найти смелость высказаться:

история Клэр

Один из лучших примеров – моя клиентка Клэр. Большая часть ее коллектива состоит из уверенных в себе мужчин, быстро и четко излагающих свои идеи, хотя их предложения не всегда досконально продуманы.

В ходе шестинедельной групповой программы под названием «Курс уверенности» Клэр поставила себе задачу высказывать свои мысли хотя бы один раз за сессию. Она делилась идеями в безопасной среде, а я советовала ей перестать стремиться к априори недостижимому идеалу. По прошествии трех недель Клэр решилась повторить тот же опыт, но уже на своей работе. Перед собранием она посмотрела на список рассматриваемых вопросов и тщательно продумала свою речь. На встрече она сразу обратилась к коллегам, прежде чем это успел сделать кто-нибудь другой, и уверенно изложила свои идеи, несмотря на то что ее пытались перебивать.

Признание и принятие интроверсии стало очень важным для Клэр. И когда она презентовала свой план, то абсолютно открыто сказала, что идея появилась недавно и на дальнейшую проработку потребуется время. К удивлению Клэр, несколько коллег и менеджер ее поддержали.

Так за одно собрание Клэр полностью поменяла взгляд на себя. Она перестала определять себя как человека, у которого нет решимости (или права) высказывать свои идеи, как и перестала верить в необходимость быть экстравертом, чтобы к ней прислушивались. И признала: ее ума и способностей достаточно для значительного вклада в общее дело.

Когда мы искренни в своих проявлениях и формируем глубокое внутреннее чувство веры в свои силы, шансы на получение результатов возрастают.

Плюсов целый список:

• преследование целей, которые делают жизнь наполненной;

• вера в то, что вас можно любить;

• настоящая дружба;

• выстраивание границ;

• свобода творческого выражения;

• демонстрация своих талантов;

• налаживание связей;

• умение вести за собой людей;

• умение контролировать и менять рабочую обстановку;

• моральная устойчивость;

• способность к разрешению конфликтов;

• отсутствие страха выступать на публику;

• удовлетворенность собой и своей жизнью.

Сьюзан Кейн пишет следующее: «Недостаточно просто знать о чем-то; вы должны уметь донести знание до окружающих»[3]. Зачастую это «донести» и становится для интровертов камнем преткновения. Как и Клэр, вы можете быть самым умным среди присутствующих, но не высказывать своих мыслей из-за страха быть раскритикованным. Вероятно, иногда вы видели подобное замешательство у людей из вашего круга общения. Может, один близкий друг пишет превосходные стихи, но никогда их никому не показывает, а другой хочет сделать выставку своих фотографий, но переживает, что недостаточно хорош для этого, или какая-то подруга стала вечным студентом, потому что ей всегда нужно еще чуть-чуть поучиться, чтобы точно быть «готовой» к устройству на работу. Превращение внутреннего во внешнее не является естественным для большинства интровертов, и это представляет особенную сложность, когда им приходится делиться знаниями с большой аудиторией.

Исследование показало, что от недостатка уверенности чаще страдают женщины.

И, более того, неуверенность влияет на женщин даже сильнее, чем отсутствие прогресса в работе у мужчин. В серии тестов сотням студентов было предложено решить несколько пространственных задач [5]. Несмотря на то что большинство молодых людей не знали, с какой стороны подойти к заданию, они хотя бы попытались дать какой-то ответ, а девушки просто пропускали задания, если не были уверены в правильности решения. В первом тесте мужчины превзошли женщин. Однако после того, как женщинам сообщили, что они должны ответить на все вопросы, результаты сравнялись.

Сколько возможностей женщины упускают за всю свою жизнь просто из-за того, что у них нет веры в собственные способности и, следовательно, желания хотя бы попытаться?

Поскольку уверенность важна даже для попытки добиться успеха, логично было бы предположить, что интровертные паттерны поведения у женщин лишь увеличивают гендерный разрыв.

Социальные издержки этого разрыва легко можно проследить в деловом мире. Исследование показало, что компании, где женщины занимают больше руководящих должностей, предлагают своим сотрудникам лучшие условия труда, не говоря уже про политику в отношении семей и разнообразие в рабочих командах. Эти компании также более открыты для инноваций, продуктивнее и прибыльнее. Несмотря на это, оплата женского труда по всему миру на 17 % меньше, чем мужского, и только 10 % руководителей компаний из списка «Fortune 500» – женщины [6–7]. Другие исследования показали, что женщины, стоящие во главе корпораций и зарабатывающие деньги, приносят обществу больше пользы, чем мужчины в аналогичных обстоятельствах [8]. Когда женщина преуспевает, это становится неоспоримым благом не только для нее самой и ее семьи, но и для всех вокруг, однако если она не решается проявить инициативу, проигрывают все. Если женщина к тому же интроверт, положение становится еще более невыгодным.

Изучение и устранение неравенства жизненно необходимо, но вместе с тем важно помнить, что многие мужчины тоже борются с неуверенностью. Я это знаю наверняка, потому что работала с потрясающими, одаренными, чувствительными мужчинами, на которых все время давила необходимость жить согласно навязанному образу уверенного самца. И для них это двойное испытание. Они борются не только против общественных стереотипов об экстравертной уверенности, но и против представления о том, каково это – быть мужчиной. Ведь все твердят, что «настоящий мужчина» – «мужественный мужчина» – должен быть уверенным в себе.

Запрос слов «мужчина и уверенность» в поисковике заканчивается выдачей тысячей результатов со статьями и исследованиями, подавляющее большинство которых строится вокруг пресловутого гендерного разрыва. Базовое предположение состоит в том, что для мужчин уверенность – это данность. Мальчиков чаще поощряют за проявление «мужественных» качеств и решительности, чем девочек, вне зависимости от того, кому из детей какие качества свойственны от природы. У взрослых мужчин гораздо меньше пространств, где они могли бы быть уязвимыми. Если не притворяться и отказываться играть роль сильного и стремительного экстраверта, то место под солнцем займет кто-то, для кого такое поведение более свойственно. И если нацепить маску уверенности, то продвигаться по карьерной лестнице и общаться станет легче. Но в конце концов ноша этого притворства настигает их в форме депрессии, тревоги или изоляции и апатии.

Как преодолеть эту пропасть, будучи интровертом?

Когда интроверт выражает желание стать более уверенным, большая часть советов строится на предложении изменить что-то в своем поведении (и в себе), чтобы подходить под «идеал экстраверта». Амбициозные интроверты зачастую пытаются сократить этот разрыв, притворяясь экстравертами в надежде, что однажды это станет правдой. В некоторых ситуациях такой подход действительно может помочь обрести настоящую уверенность, но большинству из них проецирование образа экстраверта обойдется неизмеримо дороже любых должностей и зарплат.

Со временем подобные социальные ролевые игры приводят к такому роду стресса, который разрушает человека как личность. Вообразите, что вы по своей натуре большой разноцветный пляжный мяч. А теперь представьте, каково было бы прыгнуть в бассейн и пытаться плавать, удерживая этот мяч под водой. Если хотите выглядеть так, словно все в порядке, или обогнать других, то это будет задача не из легких.

Возможно, вам удастся удерживать мяч несколько минут, но в конце концов вы просто устанете. Чем глубже пытаетесь погрузить мяч, тем выше он выстрелит из воды, когда все выйдет из-под вашего контроля. Притворство требует неимоверных усилий. Удерживая этот мяч, вы не сможете стать лучшей версией себя и сохранить силы и здоровье.

В своей книге «Миф о нормальности» (The Myth of Normal) известный канадский врач Габор Матэ рассказывает, как с помощью обзора исследований хронических заболеваний, лечением которых он занимался более тридцати лет, пришел к выводу, что мягкость и попытки всем угодить в ущерб собственным чувствам наносят урон физическому здоровью [9]. Матэ определил наиболее частые паттерны поведения, встречающиеся у хронически больных людей:

• игнорирование собственных нужд ради других;

• отождествление себя со своей социальной ролью, долгом и ответственностью;

• «перегруженность», связанная с постоянным желанием оправдать свое существование трудом и полной отдачей;

• подавление здоровой злости;

• вера в две вещи: первая – человек несет ответственность за чувства других, вторая – нужно стараться никого не разочаровывать.

Связь между этими чертами и заболеваниями обычно не берут в расчет или вовсе не замечают. По мнению Матэ, причина в том, что подобный образ жизни в нашей культуре является нормой. Общество поощряет большинство этих черт вместо того, чтобы смотреть на них как на «будущие обязательства». Нас приучают быть такими с самого детства, а в более сознательном возрасте мы проявляем эти качества по инерции.

Когда эти автоматические действия подавляют естественные предупреждающие сигналы нашего организма – жизненно важные эмоции, такие как гнев, страх или подавленность, – начинаются настоящие проблемы. Вместо того чтобы распознать эти сигналы и встретиться лицом к лицу с источником проблемы, помочь себе и взять паузу на восстановление сил, мы не обращаем на них внимания, чем добавляем только больше стресса. Любой хронический стресс приводит нервную систему в возбужденное состояние, но Матэ утверждает: сознательное подавление эмоций приносит еще больше вреда.

В третьей части «О смелости» мы вместе изучим связь между эмоциональным и физическим и рассмотрим способы нейтрализовать автоматические шаблоны, что будет особенно интересно для интровертов. Исходя из того, что я могла проследить в своих собственных действиях и поведении моих клиентов, я делаю следующий вывод: эти черты гораздо чаще проявляются у интровертов. Интроверты в целом предпочитают тихое, спокойное существование и слишком глубоко все анализируют, потому логично, что мы более склонны к избеганию конфликтов и желанию всем угодить.

Этот паттерн в основном встречается у женщин вне зависимости от того, экстраверты они или нет – мы зачастую ничего не говорим, чтобы не раскачивать лодку. Все талантливые женщины относятся к себе более самокритично, нежели мужчины: девочек с малых лет хвалят за проявления самоконтроля, стимулируя желание быть «хорошей» [10].

Так как интроверты обычно более сознательные и созерцательные, вполне вероятно, что мы иногда и сами знаем про подавляемые чувства и осознанно делаем выбор игнорировать все сигналы, которые посылает тело.

Каждый раз, когда мы изменяем себе или не защищаем свои интересы, мы приносим вред не только себе. Если у вас есть дети или команда в подчинении, задумайтесь: какое у них складывается впечатление о мире, когда они смотрят, как вы улыбаетесь, делая то, что искренне ненавидите. Что они подумают, увидев, как вы подавляете свои эмоции ради чужих нужд? И как научатся справляться со своими чувствами, разрешать конфликты и отстаивать себя, если вы раз за разом отступаете? Поведение, которое вы демонстрируете, повлияет на их выбор, а выбор – на самооценку.

Размышляя о том, как трудно сделать другой выбор, мы вынуждены задавать себе неудобные вопросы: «Неужели чужой комфорт так много значит для нас?», «Готовы ли мы встретиться лицом к лицу с чувствами, которые преследуют нас?»

Интроверты часто борются с мыслями, что ради возможности влиться в общество нужно измениться, но в то же время остаться собой ради собственного счастья. Это интуитивное понимание согласуется с другой теорией Матэ: чтобы быть здоровыми, нам нужно жить в согласии со своими эмоциями. Именно отсутствие уверенности по поводу своего проявления в мире экстравертов приводит интровертов ко мне.

Мне самой очень хорошо знакомо стремление найти золотую середину между уверенностью и искренностью, я десятилетиями занималась изучением этого вопроса. В следующих главах я поделюсь концептами, которые сработали на мне и моих клиентах. Некоторые из них могут показаться более абстрактными, с другими вы уже знакомы, а какие-то, может быть, даже пробовали на себе. Надеюсь, что вы выберете парочку из них и будете применять на практике, когда сделаете шаг на путь к спокойной уверенности.

Глава 2

Почему меня заинтересовала тема уверенности

Если бы мне было нужно описать свое отношение к уверенности, я бы сказала, что оно «непростое». Само слово «уверенность» меня никогда не привлекало – наоборот, оно вызывало отторжение из-за образа, который с ним связан. И многие мои клиенты ощущают то же самое.

Когда я только познакомилась с понятием уверенности, она казалась мне тем, к чему стремятся другие люди. Будучи интровертом в семье экстравертов, я предпочитала скромно оставаться на втором плане. Я не вписывалась в общество так, как это получалось у моей сестры или родителей, и моя излишне чувствительная натура служила, скорее, поводом для недоумения.

Так и было до момента, пока мне не исполнилось тридцать, когда я записалась на курс трансцендентальной медитации[4] и поняла, что мне действительно нужно больше прислушиваться к себе и доверять. Это потребовало времени и практики, но в конце концов внутри меня произошел какой-то сдвиг. Автор книг о мотивации и самопомощи Гленнон Дойл описывает эту внутреннюю мудрость как «Знание» – ощущение единения с глубинной истиной внутри себя. И даже если это не та истина, которая удобна для мира, слушать нужно только себя.

Тогда я поняла, что очень долго гналась за коллективной сказкой. Пытаясь «правильно» устроить жизнь для себя и своей семьи, я просто-напросто старалась угодить обществу. Из последних сил я боролась с мыслью о том, что мне придется устроиться на работу в офис и оставить мечты о своем собственном бизнесе. Я согласилась присоединиться к родительскому комитету в школе, несмотря на то что не люблю групповые собрания. Мы с мужем взяли на себя ответственность и отправили дочерей в частную школу, хотя эти финансовые затраты едва ли вписывались в наш бюджет. Спустя годы я поняла, что каждый раз, когда я соглашалась на то, что нам на самом деле не подходило, мы все больше и больше упускали из виду свои истинные ценности.

То, что начиналось как проблеск знания, продолжало расти последние десять лет, и я делала шажок за шажком в сторону истинной себя. Я медитировала каждый день и работала с психологом, и все это привело меня к пониманию: мое призвание – работать с людьми, которые прошли через то же, что и я.

В итоге я решила действовать в соответствии с этим откровением и записалась на обучение коучингу. Отказавшись от должности менеджера кинематографистов, обрела свое место в этом мире и организовала свое дело. Я позволила интуиции направлять меня и начала предлагать услуги, которые соотносились с моими интересами и опытом. По настоянию моего учителя я открыла практику в самом сердце Мельбурна и предлагала свои услуги корпоративным клиентам. Я получила запросы на презентации и мастер-классы и согласилась их провести, хотя ужасно боялась публичных выступлений.

Если смотреть со стороны, то я была успешной: одну за одной ставила галочки в списке достижений, но, несмотря на всю любовь к этой новой жизни, не могла избавиться от чувства, что должна чаще выходить из дома, учиться стоять на своем, вдохнуть больше жизни в свои выступления, быть более… уверенной. Прогресс был очевиден, но я как будто не могла сдвинуться с места и ощущала это: я не настолько уверена в себе, чтобы это могло что-то изменить.

Список моих клиентов состоял из имен людей вдумчивых и интеллектуальных – все они пытались бороться с низкой самооценкой. Ко мне чаще всего обращаются юристы, не справляющиеся с конкуренцией в своей сфере; творцы, которым сложно правильно подать себя; банкиры в поисках более глубоко осмысленной работы; работники некоммерческих организаций, пытающиеся обрести смелость и уверенность в себе. Экстраверты точно так же могут быть склонны к подобным сомнениям насчет определенных сфер жизни (массу таких примеров можно увидеть в Голливуде), но они не приходили ко мне за помощью. В подавляющем большинстве случаев моими клиентами становятся интроверты, 80 % которых относятся к типам INFJ и INFP.

Аббревиатуры INFJ и INFP – лишь два из шестнадцати типов личности[5], определенных Кэтрин Бриггс и ее дочерью Изабель Бриггс-Майерс. Это юнгианская концепция поведенческих типов – интровертов и экстравертов, – только тут они поделены на шестнадцать более конкретизированных подтипов. Задавая определенный набор вопросов, Кэтрин и Изабель определяли четыре основные черты характера человека, таким образом причисляя его к одному из подтипов.

Разработанный ими тест по сей день используют по всему миру, вы можете найти и пройти его на сайте 16personalities.com. Возможно, даже узнаете о себе что-то новое.

Сама я отношусь к типу INFJ, мои основные качества таковы: интроверсия, интуиция, чувство, суждение. INFJ и INFP – самые редкие подтипы, и это поистине удивительно, как в городе с населением больше пяти миллионов людей именно в моей практике они встречаются так часто. Почему так много людей с подтипами INFJ и INFP (и другими интровертными вариациями) так страдают от неуверенности в себе? И как они все находят меня? Могу только предположить, что описание моего идеального клиента, указанное на сайте, каким-то образом привлекает подобных людей. Для меня идеальный клиент – тот, который:

• хочет по-настоящему узнать себя, чтобы перестать в себе сомневаться;

• иногда ощущает себя самозванцем;

• борется с неумолкающим «критиком» в своей голове;

• описывает себя как интроверта, чувствительного и погруженного в размышления;

• надеется изменить мир к лучшему;

• ценит креативность, хотя может сам и не иметь творческих занятий и планов;

• поддерживает идею «осознанной жизни»;

• заботится о том, чтобы жить в соответствии со своими ценностями;

• хочет иметь какую-то цель в жизни;

• не столько обращает внимание на внешние показатели успеха, сколько хочет всегда оставаться собой;

• восстанавливает силы, проводя время на природе, и помогает нашей планете;

• верит во что-то (даже если не до конца осознает, что эта вера значит для него).

Если это про вас, то неудивительно, что вы выбрали мою книгу. Год за годом я задавала себе один и тот же вопрос: «Как мне поверить в себя?» – и в 2020 году, когда после пандемии уровень тревожности достиг рекордной отметки, я наконец-то решила последовать за своим интересом и посвятить себя исследованию темы уверенности. Начала я с поиска ответов на три вопроса:

1. Что такое настоящая уверенность?

2. Как интроверсия влияет на уверенность?

3. Какие подходы будут наиболее эффективны при помощи интровертам в обретении истинной веры в себя?

Чем больше я читала, тем больше вопросов у меня появлялось. Почему у некоторых людей есть врожденное чувство уверенности, а другие постоянно сомневаются в себе? Где одни берут силы следовать за своей мечтой, пока другие (не менее талантливые, амбициозные и способные) и вовсе не торопятся вступать в гонку? Почему кто-то постоянно ругает себя, в то время как другие отмахиваются от неудач и моментально от них оправляются?

Но самый большой вопрос состоял в том, как интровертам пользоваться всеми преимуществами уверенности, не притворяясь экстравертами. Все время носить и менять разные маски – не лучший способ прожить жизнь и, как пишет Габор Матэ, к тому же огромный риск для физического и психического здоровья. Раз за разом притворяясь кем-то, кем вы не являетесь, вы посылаете сигнал в самую глубину себя: «Ты недостаточно хорош(а)» – и та уверенность, что у вас оставалась, начинает разрушаться.

Чтобы предложить своим клиентам-интровертам стратегию получше, мне было необходимо исследовать совершенно другой вид уверенности, гораздо более долгосрочный, чем тот, к которому их учили стремиться. Нужно было что-то более достижимое, такое, что подсвечивало их природные таланты и способности. Но сперва мне предстояло ответить на вопрос: «Что же такое уверенность?»

Что же такое уверенность?

Я и до этого знала, что такое уверенность, но, чтобы удостовериться в правильности используемых мной современных определений, вернулась к самым истокам – к этимологии слова и зарождению понятия «уверенности в себе». Слово confidence происходит из латинского языка: изначально это сочетание видоизмененного предлога com (обычно означающего «вместе» или «с») и корня глагола fīdere (означающего «доверять»). В самом начале XV века, когда это слово впервые было зафиксировано, оно обозначало доверие или веру в истинность слов или действий другого человека. А уже в 1450 году это понятие было расширено и подразумевало также веру человека в самого себя: таким образом, уверенность – это «опора на собственные силы, ресурсы, опыт или веру в себя» [11].

После того как я прочитала все эти определения, наступил момент прозрения. В такой формулировке уверенность была чем-то более привлекательным и – самое главное – достижимым. Мне действительно хочется стать проводником к «доверию» к себе и собственным возможностям, параллельно помогая наращивать навыки для взаимодействия с людьми.

Я испытала огромное облегчение, когда обнаружила, что кроме экстравертной уверенности, которой мы подражали, существуют и другие виды уверенности и из них можно выбирать. Спустя годы исследования этой темы и работы с клиентами я убедилась в полном отсутствии необходимости играть в игры экстравертов ради достижения своих целей. Показная и громкая уверенность не для нас – мы ищем такой способ жить в этом мире, что позволил бы нам оставаться скромными, честными, вдумчивыми и сохранить спокойную уверенность.

Коллективная уверенность

Продолжив смотреть за рамки западной парадигмы уверенности, я обнаружила другие варианты, которые находятся в согласии с природой мира, с принципами единства и доверия. Дерзкая, даже нахальная уверенность – не единственная опция в меню, и, более того, она не очень-то хорошо работает в культурах со взглядами менее индивидуалистическими, чем наши.

В культурах таких стран, как Швеция, Дания или Финляндия, например, акцент сделан на создании равных прав и достижении согласия [12]. Вряд ли там найдется множество фанатов агрессивной саморекламы. Конечно, и в этих странах есть люди, которым больше по душе напористость и желание громко заявить о себе, но в их культуре это не является нормой.

В «Конфуцианских странах», то есть Китае, Японии, Корее и Вьетнаме, также не выражают никакого доверия к западному пониманию уверенности. Несмотря на то что в каждой из этих стран свои убеждения, все они строятся на идее коллективизма, которая ставит благо нации выше отдельной личности. Когда в приоритете всеобщее согласие, поощряются сдержанность, скромность и внутренняя сила. Выделяться из толпы или заниматься саморекламой в таких странах считается делом непристойным и наглым. Компетентность человека подтверждают только действия и достижения, а не его речи.

В каждой стране свой взгляд на уверенность. В японском языке есть слово «хикари», которое переводится как «свет» или «сияние» и иногда ассоциируется с тихим, недооцененным типом уверенности, не выставляемым напоказ. Китайская концепция у-вэй[6] подразумевает схожий тип уверенности, основанный на внутреннем спокойствии и чувстве безопасности [13]. Лидер, придерживающийся у-вэй, с большей долей вероятности будет полагаться на собственную мудрость перед лицом неопределенности и доверять своей интуиции, а не внешним показателям и прогнозам [14].

В Южной Корее есть схожие феномены: чон и ури – они связаны между собой и создают единую уникальную культуру [15]. Чон определяют как чувство привязанности, близости и сопричастности, которые развиваются со временем и общим опытом. Даже если этот опыт негативный, человек все равно может испытывать чон к непростому коллеге или члену семьи. Ури – настолько глубокое чувство принадлежности, что оно больше походит на полное растворение личности в группе, чем на обычное ощущение причастности. В контексте ури проблемы одного сотрудника становятся проблемами всего отдела. Если рассматривать бытовой уровень, то в этой концепции даже дом не «мой», а всегда «наш». Ури происходит на всех уровнях общества и не ограничивается рамками иерархии, позволяя решать проблемы коллективно, когда начальники и их подчиненные на равных работают над задачами и зачастую благодаря культуре ури находят более креативные решения.

В 1980-х годах американские исследователи придумали термин для определения «восточного» образа уверенности, в котором больше ценятся внутренняя сила и самообладание, а не кичливость и напористость: этот термин – «спокойная уверенность». Какова же была моя радость, когда я обнаружила данное исследование, потому что именно на эти идеи я так долго настраивалась. Я всегда знала, что уверенность должна быть равной и внутреннее ощущение гармонии и сдержанность также важны. Но, что еще более важно, именно в связи с нашей внутренней мудростью (той, которую японцы называют «светом»), а не в попытках сравнивать себя с другими мы сможем найти непреходящую осмысленную уверенность.

Я нашла примеры спокойной уверенности в коренных культурах Австралии и Новой Зеландии, а также в некоторых аспектах коренных культур Америки, Канады и Бразилии. И хотя каждая народность уникальна, со своей культурой, языком и традициями, многие из них основаны на коллективистском подходе к жизни и решению проблем, где все делается на благо общества и природы, а не нужд отдельной личности [4]. Сильное чувство единения (а не обладания), которое коренные народы питают к земле и духам предков, способствует установлению глубокой связи, подкрепляющей уверенность.

Духовность также играет важную роль в и культурах коренных народов, и в обретении уверенности. Где бы мы ни черпали уверенность: в природе, ритуальных обрядах, медитации или молитве – она укрепляет нашу способность связываться с чем-то бо́льшим, чем мы сами, и получать от этого силу, а это невероятно важно. Она устанавливает связь между нами и миром и напоминает, что мы – часть чего-то огромного, лишь крошечные винтики великой и чудесной системы.

1  Кейн С. Тихая сила. Как достичь успеха, если не любишь быть в центре внимания / Пер. Н. Яцюк, В. Шульпина. М.: МИФ, 2022.
2  Процентиль – показывает, какое значение отделяет заданный процент от остальных значений выборки. Например, 62-й процентиль означает, что 62 % значений выборки меньше данного значения. – Прим. перев.
3  Здесь и далее, если не сказано иное, – перевод Ульяны Мытаревой.
4  Это медитация, в основе которой лежит метод смещения внимания с активного на абстрактный уровень восприятия путем расслабления и повторения личной мантры.
5  MBTI – типология личности, подразумевающая наличие 16 психологических типов, каждый из которых характеризуется четырьмя основными качествами (из каждой пары для человека верным будет только одно): экстраверсия/интроверсия (E/I), ощущение/интуиция (S/N), мышление/чувство (T/F), суждение/восприятие (J/P). В переводе последний критерий отражается порядком компонентов в названии типа. Так, INFJ – этико-интуитивный интроверт, INFP – интуитивно-этический интроверт. – Прим. перев.
6  У-вэй – созерцательная пассивность в даосизме. Часто переводится как «неделание» или «недеяние», а самым главным качеством является отсутствие причин для действий.
Скачать книгу